Экологическое просвещение обучающихся как один из аспектов формирования экологической культуры.
Бакулина Наталия Александровна, воспитатель
МБДОУ ДС «Родничок» г. Волгодонска
Вводная часть.
В России на основании Федерального закона “Об охране окружающей среды” (2002 г.) продолжается работа по формированию системы непрерывного всеобщего экологического образования, просвещения и воспитания населения. Экологическое образование (образование в сфере экологии) - непрерывный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной, социальной и техногенной средой, а также на получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.
Цель экологического образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. Цель этого образования - формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, необходимо воспитать в ребенке бережное отношение к природе, повысить уровень его экологической культуры. А это возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или воспитатели, обладают определенной экологической культурой.
Цель экологического образования реализуется через задачи:
• создать условия для формирования у ребенка экологической культуры;
• развивать экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
• создать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Для того чтобы решить эти задачи необходимо создать предметно- пространственную среду в группе ДОУ и на его территории и использовать естественное природное окружение.
В основу своей работы по экологическому просвещению детей дошкольного возраста берем программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». По мнению С.Н. Николаевой, соблюдение экологического подхода к организации развивающей среды позволит детям увидеть и осознать следующее:
- неразрывную связь живых организмов со средой,
-морфофункциональную приспособленность живых организмов к определённым элементам среды обитания,
-появление нового живого организма, его рост, развитие, условия, обеспечивающие эти процессы,
-специфику живого организма его отличие от неживого,
- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой [1. с. 37-122.]
Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.
Основная часть
Экологическое воспитание в нашей группе осуществляется последующими направлениями: работа с детьми, с родителями при помощи методического сопровождения педагогического процесса и материально-технического обеспечения педагогического процесса.
При моделировании предметно – пространственной среды в группе и на участке мы руководствовались следующими принципами В.А.Петровского:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости-закрытости.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
В нашей группе создана следующая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию.
1.Уголок природы.
Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. В нашей группе создан уголок природы, где расположены комнатные растения, отобранные для содержания с учетом принципов подбора растений для старшей возрастной группы. Дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов природы, имеют возможность длительно рассматривать их, наблюдать за ними; постепенно формируются прочные осознанные знания о растениях, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Здесь мы обогащаем представления детей о многообразии природного мира, воспитываем любовь и бережное отношение к природе, приобщаем детей к уходу за растениями. Материалы необходимые для ухода за растениями находятся в доступном для детей месте. Каждое растение снабжено табличкой с правилами ухода за ним. Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, как они растут, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для их роста и развития.
2.Уголок экспериментальной деятельности.
В группе расположен уголок экспериментальной деятельности. Дети прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении, пытающиеся понять свой мир с помощью экспериментирования. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
3.Библиотека.
Так же создана мини библиотека, где собрана литература природоведческого содержания, которая глубоко воздействует на чувства детей.
Используется литература, рекомендованная программой, наборы картинок и иллюстраций из жизни растений и животных. Дети знакомятся с условиями их жизни, повадками, узнают об их роли в природе и в жизни человека. Они могут самостоятельно рассматривать книги о природе, читать их совместно с педагогом, обсуждать прочитанное, делятся впечатлениями, что способствует развитию их кругозора. Нами созданы Красные книги животного и растительного мира Ростовской области.
4. Картины времен года.
Начинать познавательные уроки о временах года с детьми нужно в раннем возрасте, в 3-4 года. К этому периоду малыши уже несколько раз осознанно наблюдали за сменой погоды в течение года, понимают, что такое тепло, холодно, пасмурно, снег, дождь. Картинки должны быть яркие, четкие. Различия погоды должны быть понятными детям.
5.Лепбуки по экологии.
Работа с лэпбуком дает нам возможность эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. В группе имеются лепбуки «Времена года», «Правильное питание», что помогает нам закреплять пройденный материал в занимательной форме давать детям новые знания, стимулировать детей на изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.
6.Экологический театр.
Представлен атрибутами для инсценировок экологического направления, имеется подборка аудио и видео материалов.
7.Дидактичекие игры.
Имеется подборка дидактических игр по данному направлению, которые используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
8. Предметно – развивающая среда на участке группы.
На участке нашей группы разбита клумба, где круглый год мы с детьми проводим наблюдения и ухаживаем за растениями. Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Во время путешествия по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, какого бы объема она не была, становится осмысленной и экологически целесообразной, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у дошкольников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Заключение.
Организация экологического образовательного пространства создает условия
для рационального использования различных методов при организации
процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка о
наблюдаемом и изучаемом объекте. Все проводимые нами мероприятия способствуют формированию у детей активной жизненной позиции, развивают интерес в деле сохранения и приумножения природных богатств. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, происходящие в природе;
сезонные изменения; изменения в погоде. Познают правила ухода за растениями, интересные факты из их жизни, учатся предсказывать погоду по поведению растений в той или иной ситуации. Узнают о существовании экологических цепочек. Проводят опыты, имитируя природные явления: круговорот воды в природе, извержение вулкана, образование льда и т.д. Учатся бережно относится к окружающей природе.
Таким образом, созданная предметно-пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию и разнообразные методы и приемы способствуют экологическому просвещению детей дошкольного возраста.
Библиографические источники
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2002. с.37-122.
2.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1999.207с.
3.Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду младшая и средняя
группы. Методическое пособие/ Под ред. Г.М.Киселевой, Л. И.Пономаревой- М. ТЦ Сфера 2013.176 с.
Приложение.
Методическое обеспечение, которым пользуемся в работе по экологическому воспитанию
Картины «Времена года» Книги по экологии
Консультации для родителей Гербарии
Цепочки моделей хищников.
Рассматривание красной книги.
1.Уголок природы.
Растения снабжены табличкой с правилами ухода за ними. Модель года по
Модель года по Николаевой С.Н.
Дежурство в уголке природы.
2.Уголок экспериментальной деятельности.
Учимся работать с микроскопом.
Рассматривание строения пера. Буря в стакане.
3 . Библиотека.
Книжки малышки. Фото автора Танайсичук.
4.Лепбуки по экологии.
5.Экологический театр.
Разыгрываем сказку « Хвосты»
6.Дидактичекие игры.
Собери цветок. Разложи листья.
Предметно – развивающая среда на участке группы.
Уборка снега на участке. Акция "Покормите птиц зимой"