СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое равновесие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке узнаем об экологической связи в разных природных зонах нашей страны, о влиянии на них человека, воспитываем любовь и уважение к красоте родной природы, показываем, что её судьба в наших руках.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое равновесие.»


Ознакомление с окружающим миром.

4 класс.


Тема: Экологическое равновесие.

Цели урока: рассмотреть с детьми экологические связи в разных природных зонах нашей страны, влияние на них власти человека, показать красоту родной природы, воспитывать любовь и уважение к ней, показать, почему природа болеет, почему её судьба в наших руках, раскрыть экологическую проблему, дать понятие экологическое равновесие, развивать речь учащихся, повышать культуру, обучать работать в паре и коллективом, развивать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.

Оборудование: На доске карта природных зон, картины каждой природной зоны, тетради «Проверь себя», карточки для работы в паре и самоделки.

Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Повторение пройденного материала.

─ Назовие все природные зоны нашей страны.

─ Покажите их на карте, вспомните всё, что вы знаете о природных зонах.

─ Повторяем по плану:

а) название зоны

б) зима

в) лето

г) растения

д) животные

е) заповедники



Природные зоны России.


Название зоны

Зима

Лето

Растения

Животные

Заповедники

1.Арктическая зона.

Морозы до − 60°С.

Несколько месяцев зимой полярная ночь с удивительным полярным сиянием.

Полярный день длится несколько месяцев. Круглые сутки светит солнце. Температура чуть выше 0°С.

Лишайник, мхи, полярный мак.

Чайки, кайры, гагары, тупики, тюлени, белые медведи, моржи.

Остров Врангеля – «родильный дом» белых медведей.

Название зоны

Зима

Лето

Растения

Животные

Заповедники

2. Тундровая зона.

7 – 8 месяцев в году температура около − 50°С. Сильные морозы. В середине зимы (около двух месяцев) наблюдается северное сияние. (полярная ночь)

Короткое, прохладное. Хоть и полярный день, но часто бывают заморозки.

Олений лишайник (ягель),много мхов, морошка, голубика, брусника, берёзовый, ивовый и кедровый стланики. (Стелющиеся, очень низкие кустарниковые разновидности деревьев).

Много комаров, мошки. На лето прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Выводят птенцов и на зиму улетают в тёплые края. Белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре. Лемминги – мелкие грызуны, песцы, хищная птица кречет, дикий северный олень, волки.

Таймырский заповедник.

3. Лесная зона

а) Тайга. Зима очень холодная. Есть вечная мерзлота.

б) Южнее. смешанные леса. Зима мягче, нет вечной мерзлоты.

Теплее, чем в тундре, поверхность земли в зоне вечной мерзлоты оттаивает глубже.

Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.

Кедровка, бурундук, летяга, соболь, рысь, лось, олень, заяц, рябчик, глухарь, бурый медведь. Внесены в «Красную книгу России»: жук – дровосек реликтовый, жук – олень, утка – мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.

Приокско – террасный заповедник.

4. Степная зона.


Тёплое, засушливое, продолжительное лето с горячими сухими верами, суховеями, переходящими в пыльные бури.

Тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак.

Разнообразные насекомые: кобылки, кузнечики. Птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль – красавка, дрофа. Много грызунов: сусликов, хомяков. Степной орёл, степной хорёк, ящерицы, гадюка степная. Занесены в «Красную книгу России»: степной орёл, журавль – красавка, дрофа, степная дыбка.


5. Пустынная и полупустын-ная зоны.


Лето жаркое. Днём до +70°С а в тени до +40°С. Порой всё лето нет дождя.


Известное растение пустыни – верблюжья колючка, колосняк, джузгун.

Корсак, тушканчик, песчанки, ушастый ёж, сайгаки. Песчаный удавчик, ящерица – круглоголовка, ящурка быстрая. Из домашних животных овцы, и верблюды.

«Чёрные земли»

6. Зона субтропиков

Тёплая зима, идут дожди. Снег сразу тает.

Умеренно жаркое лето.

Дуб, каштан настоящий, кипарисы, магнолии, пальмы. В садах грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.

Косуля, чайки, цикады, богомол, олеандровый бражник, бакланы, медуза – корнерот, дельфины, крабы, морские коньки, морские иглы.

Сочинский национальный парк.


─ Тест с взаимопроверкой. В тетради «Проверим себя». Страница 58 (22 - 36в).


22б 25б 28в 31в 34в

23б 26а 29а 32б 35в

24в 27а,б,в,г 30в 33в 36а,б,в


  1. Сообщение темы урока.

─ Заканчивая разговор о природных зонах России, мы рассмотрим некоторые экологические связи этих территорий и влияние на них власти человека. Прочитай те название темы страница 141.


  1. Работа по теме урока.

─ Как вы можете объяснить смысл выражения «Экологическое равновесие».

─ Прочитать текст под номером 1 на странице 141. Правильно ли ответили на вопрос?

За миллионы лет, в течении которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды животных, растений, микроорганизмов удивительно приспособились, «притёрлись» к условиям неживой природы и друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать, каждый живёт за счёт или с помощью другого. Каждый зависит от другого, каждый определяет процветание и благополучие другого.

Вот самый простой пример. Натуралист Чарльз Дарвин обнаружил, что цветки клевера может опылять только шмель. У клевера глубокие трубчатые цветы и достать нектар из них можно только длинным хоботком шмеля. Чаще всего гнёзда шмелей встречались около городов и около деревень. Почему? Там гнёзда не разорялись мышами-полёвками, потому что на этих территориях обитало много кошек, которые уничтожали мышей. Посмотрите, как оказались связаны живые существа. Кошка ловит полёвок и помогает шмелям опылять клевер. Клевером питаются коровы, которые дают человеку молоко и мясо. Получается что мы должны сказать спасибо кошкам за то что пьём молоко. Вот такие сложные связи можно увидеть в природе. А что бы произошло, если убрать из этого ряда шмелей? А если убрать кошек?

Сегодня мы перелистаем страницы учебника, где знакомились с природными зонами и посмотрим, какие действия человека нарушили экологическое равновесие каждой природной зоны.

Арктика: страница 84 сверху. (Не были ограничены рыболовство и охота. Многие виды рыб и животных уничтожены. Воды морей загрязнены вредными веществами и мусором. Животные заболевают и умирают).

─ Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу.

Тундра: страница 93 после рисунка. Что нарушает человек находясь в тундре? (Поверхностный слой почвы, загрязняет окружающую местность продуктами нефтедобычи, браконьерством наносит вред животному миру тундры).

─ Как транспорт портит почву тундры?

Лес: страница 107. Какие экологические проблемы существуют в зоне лесов? (Экологические проблемы в зоне лесов связаны с неправильной вырубкой леса, неумеренной охотой и браконьерством, загрязнением лесов бытовым мусором от несанкционированных свалок).

─ К чему приводит вырубка лесов? (страница 141).

─ Лес и река. Есть ли между ними экологическое равновесие? Что произойдет с рекой, если на её берегах вырубить лес?

Степь: Растения степи и степные животные? Что случится со степными животными, если распахать оставшиеся участки степи? Как нарушится экологическое равновесие в степи если несколько лет на одном и том же пастбище пасти овец?


  1. Физкультминутка.



Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.

Постояли, словно цапли на одной ноге,

Постояли, словно цапли на другой ноге.

Мы до ветки дотянулись,

Мы за ягодкой нагнулись,

От медведя убежали-

Вот как долго мы гуляли.

В класс вернулись точно в срок-

Продолжаем наш урок.


  1. Работа по теме урока.

Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составить достаточно точные прогнозы и поступать так чтобы не нарушать равновесие в природе.

─ А что должен делать человек, если он заметил, что экологическое равновесие нарушено? (Страница 142 пункт 5).

─ Как человек может исправить свои ошибки?

─ Всегда ли можно восстановить нарушенные связи?

─ Что человек делает для охраны животных и растений? (Красная книга, заповедники).

─ Было бы очень хорошо, чтобы не появлялось новых заповедников. Не потому, что человек перестал заботиться о природе, а потому, что человек больше не наносит природе вреда и ему не нужно теперь исправлять свои ошибки.


  1. Работа с материалами собранными учащимися по проекту «Твоя красная книга».

Наш класс задумал проект «Твоя красная книга», чтоб собрать материалы о животных и растениях вокруг нас. Её страницы выставлены…..

(Учащиеся зачитывают отдельные страницы о растениях и животных, которые окружают нас).

─ Как же мы должны вести себя в природе, чтобы не выпадали звенья, не нарушалось экологическое равновесие?

(Повторение правил поведения в природе).


  1. Окончание урока.

─ Заканчиваем урок строками стихотворения С.Я. Маршака…


Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу, Весь класс хором.

Тот не любит отчизну свою!


  1. Рефлексия.

─ Поставить на карточках себе оценку за урок и за участие в проекте «Твоя красная книга».


  1. Домашнее задание.

─ Повторить материал на страницах 141-142.

─ Написать свою страницу в «Красную книгу» о растениях.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!