Ознакомление с окружающим миром.
4 класс.
Тема: Экологическое равновесие.
Цели урока: рассмотреть с детьми экологические связи в разных природных зонах нашей страны, влияние на них власти человека, показать красоту родной природы, воспитывать любовь и уважение к ней, показать, почему природа болеет, почему её судьба в наших руках, раскрыть экологическую проблему, дать понятие экологическое равновесие, развивать речь учащихся, повышать культуру, обучать работать в паре и коллективом, развивать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.
Оборудование: На доске карта природных зон, картины каждой природной зоны, тетради «Проверь себя», карточки для работы в паре и самоделки.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
─ Назовие все природные зоны нашей страны.
─ Покажите их на карте, вспомните всё, что вы знаете о природных зонах.
─ Повторяем по плану:
а) название зоны
б) зима
в) лето
г) растения
д) животные
е) заповедники
Природные зоны России.
Название зоны | Зима | Лето | Растения | Животные | Заповедники |
1.Арктическая зона. | Морозы до − 60°С. Несколько месяцев зимой полярная ночь с удивительным полярным сиянием. | Полярный день длится несколько месяцев. Круглые сутки светит солнце. Температура чуть выше 0°С. | Лишайник, мхи, полярный мак. | Чайки, кайры, гагары, тупики, тюлени, белые медведи, моржи. | Остров Врангеля – «родильный дом» белых медведей. |
Название зоны | Зима | Лето | Растения | Животные | Заповедники |
2. Тундровая зона. | 7 – 8 месяцев в году температура около − 50°С. Сильные морозы. В середине зимы (около двух месяцев) наблюдается северное сияние. (полярная ночь) | Короткое, прохладное. Хоть и полярный день, но часто бывают заморозки. | Олений лишайник (ягель),много мхов, морошка, голубика, брусника, берёзовый, ивовый и кедровый стланики. (Стелющиеся, очень низкие кустарниковые разновидности деревьев). | Много комаров, мошки. На лето прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Выводят птенцов и на зиму улетают в тёплые края. Белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре. Лемминги – мелкие грызуны, песцы, хищная птица кречет, дикий северный олень, волки. | Таймырский заповедник. |
3. Лесная зона | а) Тайга. Зима очень холодная. Есть вечная мерзлота. б) Южнее. смешанные леса. Зима мягче, нет вечной мерзлоты. | Теплее, чем в тундре, поверхность земли в зоне вечной мерзлоты оттаивает глубже. | Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна. | Кедровка, бурундук, летяга, соболь, рысь, лось, олень, заяц, рябчик, глухарь, бурый медведь. Внесены в «Красную книгу России»: жук – дровосек реликтовый, жук – олень, утка – мандаринка, филин, зубр, амурский тигр. | Приокско – террасный заповедник. |
4. Степная зона. | | Тёплое, засушливое, продолжительное лето с горячими сухими верами, суховеями, переходящими в пыльные бури. | Тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. | Разнообразные насекомые: кобылки, кузнечики. Птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль – красавка, дрофа. Много грызунов: сусликов, хомяков. Степной орёл, степной хорёк, ящерицы, гадюка степная. Занесены в «Красную книгу России»: степной орёл, журавль – красавка, дрофа, степная дыбка. | |
5. Пустынная и полупустын-ная зоны. | | Лето жаркое. Днём до +70°С а в тени до +40°С. Порой всё лето нет дождя. | Известное растение пустыни – верблюжья колючка, колосняк, джузгун. | Корсак, тушканчик, песчанки, ушастый ёж, сайгаки. Песчаный удавчик, ящерица – круглоголовка, ящурка быстрая. Из домашних животных овцы, и верблюды. | «Чёрные земли» |
6. Зона субтропиков | Тёплая зима, идут дожди. Снег сразу тает. | Умеренно жаркое лето. | Дуб, каштан настоящий, кипарисы, магнолии, пальмы. В садах грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики. | Косуля, чайки, цикады, богомол, олеандровый бражник, бакланы, медуза – корнерот, дельфины, крабы, морские коньки, морские иглы. | Сочинский национальный парк. |
─ Тест с взаимопроверкой. В тетради «Проверим себя». Страница 58 (22 - 36в).
22б 25б 28в 31в 34в
23б 26а 29а 32б 35в
24в 27а,б,в,г 30в 33в 36а,б,в
Сообщение темы урока.
─ Заканчивая разговор о природных зонах России, мы рассмотрим некоторые экологические связи этих территорий и влияние на них власти человека. Прочитай те название темы страница 141.
Работа по теме урока.
─ Как вы можете объяснить смысл выражения «Экологическое равновесие».
─ Прочитать текст под номером 1 на странице 141. Правильно ли ответили на вопрос?
За миллионы лет, в течении которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды животных, растений, микроорганизмов удивительно приспособились, «притёрлись» к условиям неживой природы и друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать, каждый живёт за счёт или с помощью другого. Каждый зависит от другого, каждый определяет процветание и благополучие другого.
Вот самый простой пример. Натуралист Чарльз Дарвин обнаружил, что цветки клевера может опылять только шмель. У клевера глубокие трубчатые цветы и достать нектар из них можно только длинным хоботком шмеля. Чаще всего гнёзда шмелей встречались около городов и около деревень. Почему? Там гнёзда не разорялись мышами-полёвками, потому что на этих территориях обитало много кошек, которые уничтожали мышей. Посмотрите, как оказались связаны живые существа. Кошка ловит полёвок и помогает шмелям опылять клевер. Клевером питаются коровы, которые дают человеку молоко и мясо. Получается что мы должны сказать спасибо кошкам за то что пьём молоко. Вот такие сложные связи можно увидеть в природе. А что бы произошло, если убрать из этого ряда шмелей? А если убрать кошек?
Сегодня мы перелистаем страницы учебника, где знакомились с природными зонами и посмотрим, какие действия человека нарушили экологическое равновесие каждой природной зоны.
Арктика: страница 84 сверху. (Не были ограничены рыболовство и охота. Многие виды рыб и животных уничтожены. Воды морей загрязнены вредными веществами и мусором. Животные заболевают и умирают).
─ Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу.
Тундра: страница 93 после рисунка. Что нарушает человек находясь в тундре? (Поверхностный слой почвы, загрязняет окружающую местность продуктами нефтедобычи, браконьерством наносит вред животному миру тундры).
─ Как транспорт портит почву тундры?
Лес: страница 107. Какие экологические проблемы существуют в зоне лесов? (Экологические проблемы в зоне лесов связаны с неправильной вырубкой леса, неумеренной охотой и браконьерством, загрязнением лесов бытовым мусором от несанкционированных свалок).
─ К чему приводит вырубка лесов? (страница 141).
─ Лес и река. Есть ли между ними экологическое равновесие? Что произойдет с рекой, если на её берегах вырубить лес?
Степь: Растения степи и степные животные? Что случится со степными животными, если распахать оставшиеся участки степи? Как нарушится экологическое равновесие в степи если несколько лет на одном и том же пастбище пасти овец?
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Постояли, словно цапли на одной ноге,
Постояли, словно цапли на другой ноге.
Мы до ветки дотянулись,
Мы за ягодкой нагнулись,
От медведя убежали-
Вот как долго мы гуляли.
В класс вернулись точно в срок-
Продолжаем наш урок.
Работа по теме урока.
─ Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составить достаточно точные прогнозы и поступать так чтобы не нарушать равновесие в природе.
─ А что должен делать человек, если он заметил, что экологическое равновесие нарушено? (Страница 142 пункт 5).
─ Как человек может исправить свои ошибки?
─ Всегда ли можно восстановить нарушенные связи?
─ Что человек делает для охраны животных и растений? (Красная книга, заповедники).
─ Было бы очень хорошо, чтобы не появлялось новых заповедников. Не потому, что человек перестал заботиться о природе, а потому, что человек больше не наносит природе вреда и ему не нужно теперь исправлять свои ошибки.
Работа с материалами собранными учащимися по проекту «Твоя красная книга».
Наш класс задумал проект «Твоя красная книга», чтоб собрать материалы о животных и растениях вокруг нас. Её страницы выставлены…..
(Учащиеся зачитывают отдельные страницы о растениях и животных, которые окружают нас).
─ Как же мы должны вести себя в природе, чтобы не выпадали звенья, не нарушалось экологическое равновесие?
(Повторение правил поведения в природе).
Окончание урока.
─ Заканчиваем урок строками стихотворения С.Я. Маршака…
Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу, Весь класс хором.
Тот не любит отчизну свою!
Рефлексия.
─ Поставить на карточках себе оценку за урок и за участие в проекте «Твоя красная книга».
Домашнее задание.
─ Повторить материал на страницах 141-142.
─ Написать свою страницу в «Красную книгу» о растениях.
6