СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание»

Экологическое воспитание



Актуальность темы:

В новом тысячелетии возросло внимание общества к гуманитарным проблемам, к заботам о сохранении и развитии духовно-нравственных традиций отечественной культуры, в том числе к формированию экологической культуры детей, и экологическое сознание становится основой мировоззрения человека в ХХI веке.

Задача экологического просвещения - превратить человека из "непослушного дитяти Природы" в созидающую силу биосферы.

Приоритетное направление в работе детской библиотеки №1 - экологическое краеведение.

Экология - это не академическая наука, это занятие для немногих заинтересованных. Это сумма знаний о нашем общем доме, необходимых каждому, руководство на каждый день, способ выживания. Можно прожить без многих достижений научно-технического прогресса. Без природы, без чистого воздуха, неотправленной воды и пищи прожить нельзя. Сохранить же планету пригодной для жизни людей удастся только в том случае, если каждый из живущих на ней поймет простую истину: "Отношение к природе не измеряется сразу глобальными масштабами - к лесу, воде, земле. В этом отношении всегда присутствует промежуточная ступень - мое отношение к одному-единственному дереву, к литру чистой воды, к горстке плодородной земли: Охраняя что-то одно, мы способствуем сохранению природы в целом". Давно уже не секрет, что многие экологические проблемы являются следствием невежества, еще сохранившейся в сознании уверенности, что человек - хозяин природы.

Основные задачи программы:

Формировать у учащихся младших классов чувство эмоциональной близости с природой.

Закладывать основы взаимоотношений с окружающей средой.

Прививать учащимся навыки экономного, бережного использования природных ресурсов, формировать неравнодушие за судьбу общего дома - планеты Земля.

Отработать механизм взаимодействия между библиотекой и учебным заведением с целью систематического экологического образования и просвещения населения.

Социальная значимость программы:

С помощью просвещения и образования человек учится воспринимать себя как частицу природы, в нем воспитывается осознание главной роли людей в спасении окружающей среды от загрязнения, дабы предотвратить экологическую катастрофу. Именно так, на наш взгляд, зарождается активная гражданская позиция.

Знакомя учеников с экологическими проблемами, говоря о красоте и богатстве природы, библиотекари почти всегда используют произведения художественной литературы и искусства, воздействующие на чувства человека, воспитывающие его душу. "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь", - говорил Лис из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.

Большое подспорье в этом важном деле - наглядные формы, рекламирующие имеющуюся в фондах литературу по экологии. Оригинально, ярко оформленная выставка, тематический уголок сразу же привлекают внимание читателей. Например, зайдя в читальный зал детской библиотеки №1, ребенок видит красочную книжно-иллюстрированную выставку "Божественен, природа, твой язык". В зале абонемента висит карта мира, на которой изображены мордашки животных, населяющих ту или иную часть света. Другая выставка - "Книги о живой природе"- состоит из двух частей: композиции из природного материала, и книг Бианки, Акимушкина, Мамина-Сибиряка: Продолжает тематику выставка - диалог "Земли моей лицо живое"; затронутые темы ясны из названий разделов: "Страницы Красной книги листая, ты много полезного, друг мой, узнаешь", "Природа сердится" (Можно ли спрятаться от природы под кроватью). "Это в наших силах землю уберечь". Выставка "Мои друзья" оформлена в виде собачьей будки, на крыше которой помещены книги о домашних животных, а вокруг - сделанные детскими руками фигурки собачек и кошечек.

Описание методологии программы:

Всем известно изречение: "Мира не узнаешь, не зная края своего".

К этому можно добавить, что полюбить природу невозможно, не полюбив родной край. Такое "экологическое краеведение" предлагает наша библиотека для читателей. Со школьниками младшего и среднего возраста широко используются игровые формы. Они ненавязчиво, без назидания несут в себе познавательные и воспитательные моменты. "Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей" - книжная выставка-совет; "Травкина премудрость" - экологический урок-беседа; "Давайте сохраним ромашку на лугу" -игра; "Мы лесные, степные, болотные - ваших сказок герои-животные" - брейн-ринг; "У всякой пташки свои замашки" - час загадок; "От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней" - викторина по произведениям писателей-натуралистов. Таков перечень массовых мероприятий, предлагаемых библиотекой.

Совместно с учителем начальных классов школы №17 Рязанцевой О.Н. сотрудники библиотеки разработали программу "Книгу природы пишем сами", цель которой - сформировать у учащихся навыки экологической культуры, руководствуясь идеей о целостности окружающего мира.

Программа ознакомления с окружающим миром в первом классе построена по принципу "разбудить удивление". Ольга Николаевна выводит малышей на школьный двор, в парк и учит их видеть, слышать, ощущать, запоминать, на что похожи облака в небе, какие листья и кора у деревьев, как поют птицы, почему дует ветер, греет солнце: В течении года малыши приходят в библиотеку, где участвуют в различных играх по экологии, проводимых главным библиотекарем Красновой Е.П.

Во втором-третьем классах помимо игр программа по экологии уже включает специальные лекции, подготовленные Еленой Петровной. В работе используется материал по краеведческой литературе, народный календарь. На экологическом уроке " Наш край на карте" ребята четвертого класса зачитывают свои рефераты, и конечно, оценки только отличные.

Для учителей, ведущих курс "Экология" в школах города, в библиотеке проводятся консультации, беседы, информационные обзоры; знакомим их с методическими разработками, предоставляем подсобный материал. Незаменимым является энциклопедическое пособие "Экология Подмосковья" (Издательство "Современные тетради").

Главная идея всех инициатив, которые выдвигают библиотекари детской библиотеки в помощь досугу, заключается в том, чтобы любой конкурс, развлекательная программа, утренник были напрямую связаны с книгой, "понуждали" читателей обратиться к печатному слову. Так, например, книжная выставка любимых сказок маленьких читателей, это ещё и разговор о цвета.

Мир цветов таинственен и чудесен, и потому с древнейших времен у разных народов существовали праздники в честь цветов, в древней Греции устраивали праздники в честь гиацинтов и азалий, в Англии - в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и фиалки, в Голландии - в честь тюльпанов. Праздник роз в Болгарии отмечается и в наши дни.

Недаром великий сказочник Х.К. Андерсен сказал: "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок". На страницах его сказок - розы, фиалки, тюльпаны, кувшинки, лилии.

А есть ли цветы в произведениях других писателей? Да, конечно, есть. Вспомним их и поговорим о них у нашей книжной выставки.

Список сказок, представленных на книжной выставке:

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

Х.К. Андерсен. Дикие лебеди; Дюймовочка; Свинопас; Снежная королева; Соловей; Ромашка; Цветы маленькой Иды и др. сказки.

П.П. Бажов. Каменный цветок.

Волшебный цветок: сказки народов РСФСР.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

Братья Гримм. Беляночка и Розочка.

Б.В. Заходер. Отшельник и роза.

В.П. Катаев. Цветик-семицветик.

Я. Лари. Необыкновенные приключения Карика и Вали.

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев

Виды работы с книжной выставкой:

"Что говорят цветы?" Беседы о творчестве писателей, чьи произведения представлены на выставке.

"Ромашка". Игра-викторина.

(Вот эта ромашка - не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь задание.
А ну-ка проверь свои знания!)

Книжная выставка "Наши пернатые друзья"; (конкретно для учеников из гимназии №17)

  • выставка сочинений "Каждой пичужке - наша кормушка";

  • выставка рефератов "Как мы помогаем птицам";

  • выставка работ, подготовленных для конкурса на лучший птичий домик.

"Музыка цветов". Прослушивание музыкальных произведений и беседа о них.

Конкурс "Загадки о цветах" (Приложение 1)

Конкурс "Аптека под ногами" (Приложение 2)

Конкурс "Хоровод лепестков" (Приложение 3)

Традиционно в апреле месяце в детской библиотеке проводится праздник птиц.

Сценарий ПРАЗДНИКА ПТИЦ (Приложение 4)

Экологический урок-беседа в дни школьных каникул:

Библиотекарь: Дорогие ребята!

Наступили долгожданные каникулы: Наконец-то можно гулять весь день и ни о чём не думать. Можно гонять в футбол, есть мороженное, выезжать за город, ходить в гости - в общем, жить в своё удовольствие.

А помните ли вы главные правила умных отдыхающих? Съели килограмм конфет - фантики кладем в карман, а не кидаем на тротуар, или, дожевав пятое мороженное, липкими пальцами держим из последних сил липкую обертку и - бегом к урне, а не выбрасываем в клумбу.

А в лесу? Вы полните, как ведут себя в лесу порядочные люди, которые уважают себя и других? Банки, склянки, бумажки, жестянки, газетки, пакеты и прочий мусор собираем в один большой рюкзак и несём из леса в город до ближайшего контейнера!

А зачем все это делать?... (ответы детей)

Конечно! Просто для того, чтобы вокруг было чисто, тогда станет веселее жить, мы будем меньше болеть, в городах, в парках, лесах воцарятся тишина и красота.

Взрослые уже давно борются за наше с вами будущее: создают национальные природные парки, заказники, заповедники. И об этих удивительных уголках нетронутой и не разрушенной человеческой деятельностью природы вы сегодня узнаете.

(Библиотекарь ведет рассказ о заповеднике "Лосиный остров". Беседа может сопровождаться демонстрацией фильма об этом заповеднике)

Библиотекарь: Покидая гостеприимный заповедник, давайте вспомним главные правила путешественников-отличников.

ВИКТОРИНА

"ПУТЕШЕСТВЕННИК - ОТЛИЧНИК"

В лес с собой надо брать

- компас;

- глобус.

Костер надо разводить:

- на поляне;

- под деревом

Ветки для костра надо:

- ломать с живых деревьев;

- подбирать с земли

Прежде чем уйти, костер надо:

- залить водой;

- засыпать торфом.

Мусор надо:

- взять с собой;

- оставить в лесу.

Что не разлагается в почве:

- полиэтилен;

- бумага;

- угли.

Грибы надо есть:

- жареными;

- сырыми.

Увидев ёжика, надо:

- взять его домой;

- пройти мимо.

В лесу надо:

- слушать громкую музыку;

- вести себя тихо и сдержанно.

Библиотекарь: Красота земли - богатство, не сразу в полной мере оцененное человечеством. Теперь мы уже понимаем, что люди теряют, когда грубо вмешиваются в жизнь природы. С каждым годом нам дороже становятся тишина лесов, простор степей, величие гор. Красоту первозданного мира не передашь ни словами, ни красками, её можно ощутить только прикосновением: А сколько больших и малых тайн дарит нам природа-выдумщица! Открытие нового и прекрасного - увлекательнейшее занятие.

Хочется, чтобы и в вашу жизнь вошли симпатичные животные, птицы и растения, о которых мы вам рассказываем. Со всеми своими странностями и загадками - пусть они не оставят вас равнодушными, пусть не будут вам безразличны! Даже если вас не увлекут их тайны - вы познакомитесь с этими существами и не захотите оставить их в беде! На кого же им надеяться, как не на своих знакомых?

"СПАСИ ДЕРЕВО!"

Трудно поверить, что белый глянцевый лист бумаги для тетрадей и книг сделали из ели, осины или березы. Спиливают для этого тысячи деревьев и по рекам или по железной дороге доставляют на бумажную фабрику. Там машины снимают с бревен кору, разрезают на чурбачки и размалывают в мелкие щепки. Щепки по долгу варятся в огромных котлах, к ним добавляют нужные вещества, жидкость становится белой, и тогда уже она попадает в бумагоделательную машину. Есть бесконечный и широкий, плотный и сухой лист бумаги. Выбегает он из машины быстрее самого скорого поезда.

Все это узнали гимназисты на тематических занятиях в школе, посещая городскую детскую библиотеку №1, а также мытищинский музей экологии. Руководит музеем председатель Правления районной общественной организации "ЭкоГлас" Балясова Галина Григорьевна. Благодаря такому сотрудничеству возникла идея акции "Спаси дерево!". Для этого ребята собрали свои использованные тетради, сотрудники детской библиотеки №1 собрали списанные книги и сдали макулатуру. На вырученные деньги Балясова Г.Г. приобрела прекрасное растение - два клена, которые срослись корнями. В этом ребята увидели символ: дружба гимназии, музея, городской библиотеки №1. Деревья сажали второклассники, пятиклассники, учителя, сотрудники библиотеки.

(Фотографии)

Ожидаемый эффект или результат внедрения программы:

Без лишней скромности можно сказать, что социальные партнеры (Библиотека, школа) создали целостную и оригинальную программу развития экологической культуры. Подвести ребят к осознанию себя частицей Земли, к размышлению над экологическими проблемами, пробудить в них неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, а в конечном итоге - самому человеку - цель этих мероприятий.

У поэта Л. Мартынова есть замечательные стихи:

: И твердит природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части.

В нашей власти - формирование экологической культуры юных читателей. Если каждый ребенок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.

Думается, именно таким, живым, увлекательным, нешаблонным и постоянным, должно быть экологическое просвещение, столь необходимое сейчас, когда человечество слишком далеко зашло в своем стремлении к "природопользованию".

Используемая литература:

  1. Турчина Г.П. Окно в мир. Экологический атлас.- М, Лазурь, 1995. - 55с: ил.

  2. Смит Дж.Л.Б. Старина Четвероног. Пер. с англ. - М, Гос. Изд-во географ. литер., 1962. - (Рассказы о природе).

  3. Заповедными тропами / Отв. Ред. А.Г. Банников. - М.: Мысль, 1976. - 351с.: ил. и карт. - (Рассказы о природе).

  4. Поход в лес: викторина// Свирель. - №6. - С.26-27.







Конкурс «Загадки о цветах» (Приложение 1)

По заснеженной лужайке

Ходит мальчик в белой майке.

(Подснежник)

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах.

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета!

(Ирис)

Голова на ножке

В голове горошки.

(Мак)

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной,

И на каждом стебле в ряд

Словно лампочки висят.

(Ландыш)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделён,

Но никогда мы не слышали звон…

(Колокольчик)





В хлебе родится,

А есть не годится.

(Василёк)

Цветок, как бубенчик, беленький венчик.

Цветет он не пышно, звенит ли – не слышно

(Ландыш)







На лугу стоят сестрички,

Золотые глазки, белые реснички.

(Ромашки)



Конкурс «Аптека под ногами» (Приложение 2)

  1. Эта трава часто встречается по обочинам дорог. Никто не обращает на неё внимание, любой пешеход топчет её и не задумывается, что ступает по ценному лекарственному растению. Оно обладает замечательной способностью останавливать кровотечение. Название своё трава получила давным-давно за то, что её треугольные стручочки с семенами напоминают дорожный мешок или торбу. (Пастушья сумка)

  2. Этот цветок встречается почти всюду. Он стойко переносит капризы погоды, загрязнения почвы и воздуха. Издавна растение применяется в народной медицине. Используют его и парфюмеры – при изготовлении кремов, бальзамов, мыла, шампуней и красок для волос. Его теперешнее название ввел в обиход русский ученый А. Болотов в конце ХVIII века. (Ромашка)

  3. Этот цветок, любящий простор и тепло, часто вырастает на лесных вырубках и гарях. Размножаясь, он далеко засылает своих «разведчиков» - семена, снабженные пушистыми «зонтиками». Цветок – прекрасный медонос: дни напролет вьются над ним пчелы. Люди собирают съедобные корни и молодые побеги цветка, а из листьев готовят вкусный и ароматный напиток. (Кипрей, или Иван-чай)

  4. Средневековые врачи лечили этим цветком глазные болезни, да и сейчас медики относятся к нему с уважением. Встретить его можно всюду, где светит солнце. Цветок удивительно неприхотлив: где семечко ляжет в землю, там и прорастет. А размножаться помогает ему ветер, потому что каждое семечко снабжено легким пуховым «парашютиком». На одном растении их может быть до трех тысяч! (Одуванчик)



Конкурс «Хоровод лепестков» (Приложение 3)

За что растение мать-и-мачеха получило такое необычное название?

(листья его с одной стороны покрыты теплым, мягким пушком, а с другой стороны – гладкие и холодные)

Какой цветок распускается к вечеру и наполняет воздух ароматом?

(Душистый табак)


Как называется небольшой милый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый?

( Лютик)

Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивается на полях и помогает нам одеваться?

(Лён)

Какой цветок называют «последней улыбкой осени»?

(Астра)

Почему подсолнечник получил такое название?

(Он обращает свою головку к солнцу)

Какое растение считают «царицей цветов»?

(Роза)

Из каких цветов делают лекарство, помогающее при заболеваниях сердца?

(Ландыш)

Какое растение получило прозвище «полевая рябинка»?

(Пижма)

Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений?

(Мак)





Сценарий ПРАЗДНИКА ПТИЦ (Приложение 4)

Библиотекарь: Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник» предложил возродить День птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.

Люди давно стали привечать птиц: строит скворечники, обустраивать гнездовья, подкармливать птиц зимой. В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами.

15 января – день Кура и Курки, Петуха и Курицы. Петух в представлении наших предков – воин. Он стоит на страже всего белого света. «Месяц на ущерб, а нечистая сила – на свет», - пугали старики. Но петух пропоет три раза и загоняет бесовское отродье под пни, под колоды, в болотные урочища.

15 февраля – Сретенье. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама силы теряет. День этот зимобором называется. Воробей. Встревая в эту «схватку», чириканьем подбадривает весну.

9 марта птица гнездо завивает. Существовала примета: если птица начинает вить гнезда на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.

17 марта – Герасим-грачевник. Грач – работяга. Потому и тот, кто родился в этот день, считается наделенным особо сильным стремлением заботится о своем хозяйстве.

7 апреля – Благовещенье. В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки, выкупая птиц у ловцов, выпускали их на волю и приговаривали: «Вы на воле поживите, к нам весну скорей ведите!» В этот день, как говорили в старину, птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

4 мая из райского сада прилетает птица сирин. В этот день весь яблоневый сад стоит в цвету. Даже самому занятому человеку, у которого дел невпроворот, вменялось посидеть под яблоней, чтобы к нему возвратилось сладостное чувство покоя и здоровья. Существует представление, что только счастливый человек может услышать пение райской птицы – девы Сирин.

15 мая – соловьиный день. По народной примете. Соловей начинает петь, когда у березы лист настолько развернется, что на нем может уместится капля росы.

29 июня – Тихон. На Тихона все певчие птицы, кроме соловья и кукушки затихают.

15 июля – Берегиня. По языческому преданию, выплывала в этот день на речку утица. Она выходила на берег и оборачивалась красной девицей. Это и была Берегиня, древняя богиня. Она хранила крестьян, живущих по берегам рек, от всяких напастей.

И вот приходит пора птицам улететь в дальние страны.

Ласточки улетали «в три раза – в три спаса». 14 августа – Медовый спас, 19 августа – Яблочный, 29 августа – Третий спас.

28 сентября – Никита-гусепролет. Про гусей издавна говорят: гуси на хвосте зиму тащат.

1 октября – Орина-журавлиный лет. Орина дает путь журавлям. В этот день в деревнях спешили на Красную горку (самое высокое место) и кричали журавлиному клину: «Колесом дорога!». Это чтобы птицы вернулись к родным просторам.

12 ноября справляли Синицын день. В этот день прилетали птицы-зимники: синицы, щеглы, сойки, свиристели…

А сейчас проверим ваши знания о птицах. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

  • На чужой сторонушке…. рад своей воронушке.

  • Лучше синица в руках…. чем журавль в небе.

  • У каждой пташки…свои замашки.

  • Цыплят по осени… считают

  • Слово не воробей… вылетит – не поймаешь.

  • Рано пташечка запела…как бы кошечка не съела.

  • Старого воробья…на мякине не проведешь.

  • Всякий кулик свое…болото хвалит.

  • Глупа та птица…которой свое гнездо не мило.

  • Одна ласточка…весны не делает.

  • Молодой журавль высоко взлетел…да низко сел.

  • Коготок увяз…всей птичке пропасть.

Конкурс «Думай, смекай, вспоминай»:

    1. Какая птица из сорока букв состоит? ( Сорок-а; сорока)

    2. Какая птица «летает» на карте России? (Орел – город Орел)

    3. Мыслитель птичьего роду-племени, попавший в суп. (Индюк)

    4. Эта птица в сказках – крылатый спутник лешего. (Филин)

    5. Какую птицу нечисть боится? (Петуха)

    6. В народе утверждают, что эта птица осталась без гнезда, потому что свила его на Благовещение (Кукушка)

    7. Крылатый певец из романса Алябьева. (Соловей)

    8. Радостное возвращение каких птиц изобразил художник Саврасов? (Грачей)

    9. Птица, устилающая свою нору рыбьими костями. (Зимородок)

    10. Озерный красавец, немного похож на «двойку» (Лебедь)

    11. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

    12. Какая из птиц наших лесов самая маленькая? ( Королек)

    13. Какая птица к зиме белеет? (Куропатка)

    14. Какие птицы не умеют летать, зато плавают не хуже рыб? (Пингвины)

    15. Голос какой птички сравнивают со звуком флейты? (Иволги)

    16. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

    17. Какая птица самая большая в мире? ( Страус)

    18. Какая птица умело подражает голосам птиц? ( Скворец)

    19. У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла - до 15 см.)

    20. Что для птицы страшнее: голод или холод? (Голод)

Конкурс «Доскажи словечко»:

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись:… (Дятел)



Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих.

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (Совы)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири)

Верещунья, белобока,

А зову её… (Сорока)



На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два огромные крыла

У хозяина… (Орла)



Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (Сорока)





В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

Я тут! Я на чеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький…(Петух)





Ты с модницей этой, конечно знаком:

Вертушке на месте никак не сидится-

Все хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…(Синица)

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты ее не бей!

Эта птичка… (Воробей)

По весне к нам с юга мчится

Черная. Как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных… (Грач)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?.... (Соловей)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

Перед дальней дорогой… (Грачи)

Небольшая и пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится-

Прилетает к нам часто… (Синица)

Конкурс «Веселые Превращения»:

Карманника сложи с местоимением –

Получишь птицу с черным опереньем.

А тот же трюк с концовкой покороче

Другую птицу даст чернее ночи.

Ответ: Вор+она= ворона;

Вор+ он= ворон.



Первое – на земле валяется,

Второе – в Волгу вливается.

А целым птица называется.

Ответ: Сор+ Ока= сорока



Я по России протекаю.

Я всем известна. Но когда

Ко мне приставишь букву с краю,

Я птицей становлюсь тогда.

Ответ: Волга – иволга.



В океане я бываю,

Корабли там разбиваю.

Если букву приписать,

Стану в воздухе летать.

Ответ: Риф – гриф.

Полон зерен, книзу гнется…

Буквы поменяй местами –

Это птица в небе вьется.

Ответ: Колос – сокол.





Большой голландский город я

Но выкинь букву из меня –

Я птица северных морей.

Я снова птица, но другая.

Быть может, знаешь ты, какая?

Ответ: Гаага – гага – гагара.

О нем вы вспомните тогда.

Когда вам нужно полечиться.

Но поменяйте «в» на «г» -

И слово в птицу превратится.

Ответ: Врач – грач.

Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

А «к» на «ц» перемени –

И по болоту зашагаю.

Ответ: Капля – цапля.

С буквой «б» - трудяга в поле,

С буквой «в» - летит на воле.

Ответ: Борона – ворона.

Я – брат дождя и снега брат.

Мои птенцы в гнезде пищат.

Ответ: Град – грач.

Я зверь пушной, известный всем,

Но вмиг могу перемениться:

Поставьте «р» на место «н» -

И мех мой в перья превратится.

Ответ: Куница – курица.

Если вы мне вместо «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву в птицу превратите.

Ответ: Лебеда – лебедь.

С «г» - в машинах я бываю.

С «ч» - над морем я летаю

Ответ: Гайка – чайка.

Загадки:

Носят серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат все «Карр!» да «Карр!».

(Вороны)

Петь люблю рассветной тишью,

Так влюблен я в песнь свою,

Ничего вокруг не слышу,

Если только запою.

(Глухарь)

Черный, проворный,

Кричит «Крак!», червякам враг

(Грач)









В воде искупался,

А сух остался.

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест.

(Гусь)

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа –

Целый день долбить стволы.

(Дятел)

Рано – рано на рассвете

Средь листвы затрепещу,

То спою на зависть флейте,

То, как кошка, запищу.

(Иволга)

На колу дворец,

На дворе певец.

(Скворец)





Молодой конек –

За морем ходок,

Спинка соболинка,

А брюшко беленькое.

(Ласточка)

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь,

Важен важностью… (Снегирь)



По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит легкие перинки.

(Гусь)

Библиотекарь: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы? (дети отвечают)

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придет гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. ( Дети отвечают)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Сайки на крыльцо.

Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин. Покормите птиц.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!