СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эколгия Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание»

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную  музыку жизни».  В. А. Сухомлинский

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский

     Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.  Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».  Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.  Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты.  Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно.  Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.  Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности.

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности.

    Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:   - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.   - Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.   - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».   - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.   - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989. - Конституция Российской Федерации от 12.121.1993. - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

       Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:   - развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;   - становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;   - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;   - осознание своего собственного «Я» как части природы.

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает: - развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; - становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними; - осознание своего собственного «Я» как части природы.

   При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:   экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;  экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;  экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;  экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;  экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности; экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы; экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание; экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

 Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Сюжетно -ролевые и д/игры Игры с природным материалом Целевые прогулки и наблюдение в природе Просмотр фильмов о природе Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность  Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Чтение детской художественной литературы Экологические досуги, проекты Труд в мине – центре природы Создание книг – самоделок Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Беседы с детьми на экологические темы Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария Изобразительная деятельность по экологической тематике

Сюжетно -ролевые и д/игры

Игры с природным материалом

Целевые прогулки и наблюдение в природе

Просмотр фильмов о природе

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

Чтение детской художественной литературы

Экологические

досуги, проекты

Труд в

мине – центре природы

Создание книг – самоделок

Работа с календарями природы, дневниками наблюдений

Беседы с детьми на экологические темы

Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Изобразительная деятельность по экологической тематике

  Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.  Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.   

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.  

«Экологическое просвещение родителей» Деятельностный Познавательный  • Окружающая среда и здоровье ребенка Участие в природоохранных акциях совместно с детьми • Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе • Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах • Пути решения этих проблем • Выращивание растений • Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром • Чтение литературы совместно с детьми • Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Ценностный Нормативный  • Знание правил поведения во время отдыха на природе. • Природа как универсальная ценность для человека • Значение природы в жизни человека • Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. • Здоровье ребенка и природа •Человек – часть природы •Формирование разумных потребностей • Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция • Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой.

«Экологическое просвещение родителей»

Деятельностный

Познавательный

• Окружающая среда и здоровье ребенка

  • Участие в природоохранных акциях совместно с детьми

• Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе

• Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах

• Пути решения этих проблем

• Выращивание растений

• Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром

• Чтение литературы совместно с детьми

• Методики ознакомления ребенка с окружающим миром

Ценностный

Нормативный

• Знание правил поведения во время отдыха на природе.

• Природа как универсальная ценность для человека

• Значение природы в жизни человека

• Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми.

• Здоровье ребенка и природа •Человек – часть природы •Формирование разумных потребностей

• Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция

• Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.  К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».  Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Всё хорошее в детях из детства!  Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!  Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши  Чтоб для них экология стала  Не наукой, а частью души!

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

   Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!