Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Жизненная позиция человека формируется с детства, поэтому важно организовать экологическое воспитание детей ещё с младшего дошкольного возраста, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро.
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…
Уже в раннем детстве дети получают от взрослых множество установок и у них бессознательно формируются образцы поведения. С возрастом в психике появляется масса закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Они эмоционально реагируют на добрый тон педагога, охотно повторяют за ним слова и действия. Неожиданное действие, новый предмет или игрушка помогают поддерживать непроизвольное и непродолжительное внимание детей. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительные образы и действия с ними. В этом случае дети начинают реагировать на речь воспитателя. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь. Воспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, к формированию установок, полезных для человека и для общества.
С самого раннего детства ребёнок проявляет интерес к природе, к растениям, ко всему живому. Станет ли интерес этот добрым и созидательным или, наоборот, жестоким и агрессивным, зависит от нас взрослых. Экологическое воспитание должно решать проблемы нравственности, формировать осознанно-правильное, бережное отношение к объектам природы.
Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формах отношения к ней.
Эффективнее осуществлять экологическое воспитание на материале очень близком ребёнку, в доступной форме. Обращать внимание на красоту, совершенство живых форм – растений, рыб, насекомых, птиц, животных. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе – не ломать ветки деревьев, не разорять муравейники, кормить птиц. Очень важно проводить эту работу совместно с родителями дошкольников через индивидуальные беседы и консультации, выступления на родительских собраниях, размещение информации в родительских уголках, организации совместных походов, КВН, викторин, изготовление кормушек.
Литература:
С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64с.
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». – Мн.: «Асар» - 1996. – 128с.