СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» г. Лихославль










Экологическое воспитание детей в средней группе

(из опыта работы)



















Выполнила:

воспитатель Царицына Е.С.





г. Лихославль

2018 г.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Задачи экологического воспитания

1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.

Комплексно реализовать ряд задач, стоящих передо мной, мне помогает использование разнообразных методов и приёмов.

1. Наблюдение за живыми и неживыми объектами.

2. Целевые прогулки в природу.

3. Игры – экспериментирования.

4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры.

5. Организация игровых ситуаций.

7. Чтение детской природоведческой литературы.

8. Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе.

9. Беседы с детьми на экологические темы.

10. Просмотр фильмов о природе.

11. Наблюдение за трудом взрослого в природе.

12. Экологические досуги и праздники.

13. Проектная деятельность.

14. Театрализованная деятельность.

15. Продуктивная деятельность по экологической тематике.


Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе мной организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, ракушек, камней, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода за растениями. Также в группе имеется центр экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. «Огород на подоконнике» организую для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур.


Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, задаю вопросы, помогаю понять увиденное. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности.

Совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирует умение обращаться с растениями, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивает нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций. «Огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.

В достижении поставленной цели я так же использую метод проектов, поскольку именно внутри него возможна максимально активная позиция ребёнка в освоении окружающей действительности. Так же я считаю, что основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых.

Преимущества проектной деятельности заключается в интеграции образовательных областей, что даёт возможность:

- значительно повысить самостоятельную активность детей,

- развивать творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

- развивать умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

- создаёт условия для активного участия родителей в образовательном процессе.

Примеры проектов:

Проект «Белая берёза под моим окном…» помог вызвать у детей интерес к конкретному объекту - берёзе; вызвать желание оберегать, защищать, относится к берёзе, как к живому объекту мира природы.

Благодаря проекту «Весна красна» дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта.

Проект «Лук от семи недуг» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений. В результате работы над проектом был сделан вывод: лук в воде растёт быстрее.


Результатом экологического воспитания детей является участие в конкурсах.

Самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:

1. «Не навреди».

2. «Познавая, не разрушай».

3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».

4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:

1. Что я хочу сделать?

2. Зачем мне это нужно?

3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?

5. «Подумай о последствиях!»


Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна почва, вода, воздух; птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм, вода и воздух.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Если ребёнок не знает и не понимает ничего того, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.