Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» г. Лихославль
Экологическое воспитание детей в средней группе
(из опыта работы)
Выполнила:
воспитатель Царицына Е.С.
г. Лихославль
2018 г.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.
Комплексно реализовать ряд задач, стоящих передо мной, мне помогает использование разнообразных методов и приёмов.
1. Наблюдение за живыми и неживыми объектами.
2. Целевые прогулки в природу.
3. Игры – экспериментирования.
4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры.
5. Организация игровых ситуаций.
7. Чтение детской природоведческой литературы.
8. Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе.
9. Беседы с детьми на экологические темы.
10. Просмотр фильмов о природе.
11. Наблюдение за трудом взрослого в природе.
12. Экологические досуги и праздники.
13. Проектная деятельность.
14. Театрализованная деятельность.
15. Продуктивная деятельность по экологической тематике.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе мной организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, ракушек, камней, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода за растениями. Также в группе имеется центр экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. «Огород на подоконнике» организую для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур.
Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, задаю вопросы, помогаю понять увиденное. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности.
Совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирует умение обращаться с растениями, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивает нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций. «Огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
В достижении поставленной цели я так же использую метод проектов, поскольку именно внутри него возможна максимально активная позиция ребёнка в освоении окружающей действительности. Так же я считаю, что основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых.
Преимущества проектной деятельности заключается в интеграции образовательных областей, что даёт возможность:
- значительно повысить самостоятельную активность детей,
- развивать творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
- развивать умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
- создаёт условия для активного участия родителей в образовательном процессе.
Примеры проектов:
Проект «Белая берёза под моим окном…» помог вызвать у детей интерес к конкретному объекту - берёзе; вызвать желание оберегать, защищать, относится к берёзе, как к живому объекту мира природы.
Благодаря проекту «Весна красна» дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта.
Проект «Лук от семи недуг» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений. В результате работы над проектом был сделан вывод: лук в воде растёт быстрее.
Результатом экологического воспитания детей является участие в конкурсах.
Самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна почва, вода, воздух; птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм, вода и воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего того, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.