СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на муниципальном уровне экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и вовнеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

Тема методического семинара: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Введение

   На сегодняшний день имеется масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Актуальность проблемы воспитания экологической культуры школьников никогда не утратит своего значения. В настоящее время данной проблеме необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего образования, так и во внеурочной деятельности.

Задачи ФГОС по экологическому образованию и воспитанию

-Экологическая грамотность;

-Экологическая культура;

-Экологическое мышление;

-Навыки здорового и экологически целесообразного образа жизни;

-осознание значимости концепции устойчивого развития.

«портрет выпускника основной школы»

Правовые основы РФ в сфере экологии и устойчивого развития

(и экологического образования)

•Конституция РФ Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,...

•Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;

•Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р;

•«Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)»

Экологическое воспитание школьников на уроках

Основная программа биологического образования школьников сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия.  Уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков введено большое количество лабораторных и практических работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Проводятся уроки-экскурсии в природу, в краеведческий музей г. Галича. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и другими предметами школьной программы. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков.

       Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 5 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического  воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике, гербарный материал.

      В 6 классе при изучении биологии эффективно используются ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение растений, проведение лабораторных работ проводится с использованием местного флористического материала. Особое внимание уделяется возделываемым местным культурам. Такие темы как: «Природные сообщества», «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» проводятся в виде экскурсий.

       Проведение уроков биологии в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). Отдельные темы уроков изучаются в форме экскурсий. Краеведческий компонент присутствует практически на каждом занятии, при этом у учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его». 

           В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются «Уроки-диспуты», уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ.

      При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».

Экологическое воспитание во внеурочное время

Если на уроках учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то в неурочное мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия. и конкурсах.

Экологическому воспитанию способствует выступление агитбригад. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений. Эмоциональное восприятие позволяет усилить воспитательную роль подобных мероприятий. Учащиеся основного звена с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, рисуя домашнего любимца или жителя дикой природы, создавая листовку защиту ели и сочиняя призыв, навести порядок в собственном дворе.

Исследовательская работа.

Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности.

Достигнутые результаты

      Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация исследовательской деятельности учащихся, которая является одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время. Ребята не занимались исследованиями, вели активную работу по пропаганде здорового образа жизни, организовывали и проводили мероприятия по природоохранительной деятельности.  

     

Методические рекомендации

Экологическая работа в школе выполняет ряд функций, которые кратко можно представить следующим образом:

  Просветительская функция

Помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о Природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающая функция

Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния Природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.

Воспитательная функция

Формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к Природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой Природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в Природе, что побуждает учеников осуществлять посильную  природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к Природе закономерно является выражением  патриотизма.

Организующая функция

Стимулирует активную деятельность учащихся по охране Природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности.

Прогностическая функция

Развитие у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.

В процессе экологического воспитания предпочтение следует отдавать проблемным, частично-поисковым, исследовательским методам обучения и особенно  методам проектов.

Формы экологической работы в школе могут быть различными:

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

4. Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).

          Реализация образовательной программы в системе общеобразовательных учебных учреждений осуществляется на основе:

  • полного использования “воспитательного потенциала” природы в педагогическом процессе;

  • экологического образования детей и подростков школьного возраста;

  • координации работы учителей общеобразовательных учреждений по экологическому образованию;

  • экологизации действующих дисциплин;

  • проведения экологических олимпиад, летних практик.

Заключение

       Таким образом, экологическое воспитание:

  • позволяет учащимся понять, что взаимодействие всех живых организмов является обязательным условием поддержания устойчивости биосферы;

  • раскрывает творческий потенциал учащихся;

  • повышает значимость предмета и пробуждает интерес к его изучению;

  • воспитывает ответственное отношение к природе.

Результатом экологического образования и воспитания можно считать что, школьники, выполняя самостоятельные задания, на конкретных примерах разбираются в организации живой природы, взаимосвязях окружающего мира, получают навыки проведения исследований, а, следовательно - навыки общения с природой.

  • Ребята учатся любить и уважать родную природу, проводить природоохранные мероприятия, быть гражданами своей страны.



4