СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Экологическое воспитание на уроках естественного цикла"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Экологическое воспитание на уроках естественного цикла"»

Экологическое воспитание на уроках естественного цикла



Экологическое воспитание особенно актуально сейчас, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы. Основная цель экологического воспитания и образования – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. В рамках только одного школьного предмета невозможно сформировать экологическую грамотность и экологическое мышление учащихся. Поэтому экологическое образование имеет межпредметный характер. Главную роль в этом играют такие дисциплины как биология, химия, физика, география.

В процессе изучения этих предметов появляются огромные возможности для формирования экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и её необходимо использовать. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе изучения указанных дисциплин различны. Они определяются спецификой задач и содержанием предметов. Каждый из предметов естественного цикла вносит свой вклад в экологическое воспитание учащихся.

Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Биология изучает не только строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития, но и основы функционирования экосистем и основные законы жизни на нашей планете. Её роль в экологическом образовании и воспитании заключается в формировании целостного представления о месте человека в биосфере; установлении взаимосвязи между процессами, обусловленными действием экологических факторов; обеспечении личного участия в реализации экологической безопасности. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Химия – наука, которая даёт возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством. Химия изучает состав, строение и свойства веществ. Эти знания позволяют предсказать поведение того или иного вещества в атмосфере, почве, водной среде, а также какое воздействие оказывает оно и продукты его превращения на биологические системы. Достижения химии – это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, и ряд других проблем. Раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия помогает решить задачу наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой – либо экосистемы. Химия использует разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды. Полученная информация необходима для последующего принятия решения о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты.

Физика – наука, раскрывающая физико–технический аспект современного экологического кризиса и путей его преодоления. Она изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности природы. Это даёт возможность последовательно раскрывать многообразие, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность явлений и процессов, протекающих в природе. Достижения физики, составляющие ядро современной НТР, лежат в основе современных технологий. Физика показывает возрастающие масштабы воздействия человека на природу, решение современных проблем защиты окружающей среды от загрязнения. Физика возглавляет науки о природе, и все другие применяют её технологии, приборы и методы исследования.

География – наука, которая даёт понимание взаимосвязей природы и общественных процессов и явлений. Она участвует в решении проблем взаимодействия природы и общества. Всесторонние географические исследования позволяют избежать серьёзных ошибок при разработке различных проектов, ошибки в которых могут привести к тяжёлым последствиям для планеты. Мониторинг состояния географических оболочек и географический прогноз позволяют прогнозировать определённые изменения, которые возникают в природе при хозяйственной деятельности (метеорологические, гидрологические прогнозы).

Преподаватели естественных наук в своей работе используют эффективные методы обучения в урочной и внеурочной деятельности. Это исследовательская работа, ролевые игры, творческие дискуссии, творческая практическая деятельность, экологические сказки.

Одним из эффективных методов формирования экологических знаний и умений школьников становится решение задач по экологической проблематике. Их оптимальное использование в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным, жизненным и менее академичным. В поисках ответа на вопрос задачи ученик невольно становится сопричастным к проблемам защиты природы, получает реальные возможности использовать приобретенные знания в жизни. Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы. Решение задач с экологическим содержанием целесообразно начинать с предварительного анализа экологической стороны задачи, обсуждения сущности затрагиваемых в ней экологических проблем, написания необходимых уравнений химических реакций. Решение и полученный ответ также требуют объяснения результатов по содержанию. Химическая и экологическая части задачи тесно взаимосвязаны, так как объяснение влияния различных соединений на объекты окружающей среды и организм человека, причины возникновения экологических проблем в большинстве случаев основаны на знании химии.

Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектность – образовательная тенденция будущего. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь идет о формировании современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной. Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации; привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды; воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение. Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы. Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве. Два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, “качеством”, а не “количеством”.

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Содержание школьного курса физики, химии, биологии, географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Цель экологического образования заключается ещё и в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важным элементом в системе социальных отношений будущего образования – преодолеть потребительский подход к природе, воздействуя на все аспекты сознания: научный, художественный, нравственный и правовой.

Всё в обучении физике, химии, биологии и географии направлено на формирование у школьников понятия о целостности природы Земли, единстве её процессов, естественной связи с ней человека, а так же того, что любая хозяйственная деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с её законами.

Таким образом, содержание школьного курса естественно – научных дисциплин способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью, для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем.