СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание обучающихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Берегитеэти земли, эти воды......

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание обучающихся на уроках физики»

Экологическое воспитание обучающихся на уроках физики



Берегите эти земли ,эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!



Е. Евтушенко



Четыре закона экологии

1.Всё связано со всем.

2.Всё должно куда-то деваться

3.Ничто не даётся даром

4.Природа знает лучше





У нас, по мнению ученых, существует не менее чем пятнадцатилетнее отставание экологического (воспитания) образования от мирового уровня. Мы плохо воспитываем рачительного хозяина, и наши ученики становятся бездумными природопользователями.

«Человек родился быть господином, повелителем, царём природы, но мудрость с которой он должен править, не дана ему от рождения : она приобретается учением», писал Н.И.Лобачевский.

Бытует мнение, что вопросами экологии и охраны природы в школе должны заниматься учителя биологии и географии, но опыт показывает, что большой вклад в дело экологического образования могут внести и преподаватели физики. На первый взгляд кажется, что интересы экологии и физики противоположны. Экология – наука о взаимосвязях в природе (в 1866 году термин «экология» впервые употребил немецкий биолог Геккель; греческое слово «учение о доме), а физика – наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внёс нарушения в многочисленные природные взаимодействия (хотя, в переводе с греческого «физика» означает «природа»).

Целью экологического воспитания на уроках физики является воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, воспитание личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

Человек – часть природы, и её разрушение грозит ему множеством бед. В последние десятилетия деятельность человека оказывает огромное по масштабам и интенсивности воздействие на природную среду.

Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем:

– истощение природных ресурсов(не возобновляемые: нефть, газ, уголь; возобновляемые: звери, рыба, вода, лес, почва и т.д.);


– изменение климата: глобальное потепление («парниковый эффект»);


– «озоновые дыры»;


– проблема чистой пресной воды;


– мелиоративно неблагополучные земли;


– кислотные осадки;


– сокращение видового разнообразия живой природы;


– катастрофа мирового материала;


– утилизация отходов;


– экологическая безграмотность.


Может быть теперь, пережив ряд экологических катастроф и ощутив на себе последствия неконтролируемых научных исследований, учёные почувствуют вину за развитие своей науки и вернут физике первоначальный смысл.

Определение объёма экологической информации в любом предмете – сложный вопрос. Его конкретное решение зависит от опыта преподавателя, его способностей, а также от времени.

Сегодня учебный план по физике весьма напряжён. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач. Тем не менее, можно и нужно найти время на экологическое воспитание при условии:



– вопросы экологии и изучаемый материал должны быть органически связаны;


– должны излагаться в информативном плане;


– используются для возбуждения интереса обучающихся;


– использование знаний обучающихся по другим предметам.

В курсе физики есть уроки, которые можно целиком посвятить изучению проблем экологии. Например, использование энергетических ресурсов; применение изотопов в народном хозяйстве; тепловые двигатели и охрана окружающей среды; воздушная оболочка и т.п.



Три раздела экологических знаний в курсе физики (Монография «Экологическое образование школьников»)

I. Методы освоения и использования чистых источников энергии и принципы организации чистых производств (энергия рек, ветра, солнца и др)

II. Рациональное использование природных ресурсов или уменьшение затрат энергии и материалов на каждую единицу полезного эффекта:

– повышение КПД устройства;


– безотходные технологии;


– использование вторичных ресурсов;


– уменьшение потерь энергии и материала.

III. Принципы действия защитных сооружений

Экологической образование учащихся можно осуществлять, используя все формы обучения: урочная и внеурочная работа, факультативные занятия, решение задач с экологическим содержанием, исследовательская работа, практические работы.





















































Приложения «Экологический материал, изучаемый в курсе физики

7 класс просмотр

8 класс просмотр

9 класс просмотр

10 класс просмотр

11 класс просмотр


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!