СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание школьников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит актуальные проблемы экологии в контексте современного развития педагогики и методики шольного географического образования.

Экологическое воспитание школьников

В последнее время школы и дошкольные учреждения усилили внимание по вопросам экологического образования и воспитания учеников. В этом направлении совершенствование обучающих программ по географии позволило расширить знания и практические навыки по данной проблеме [1].

Экологический кризис, который возник на рубеже нового тысячелетия, достиг обще планетарного масштаба и создает реальную угрозу для человечества, и не может не заставить задуматься каждого человека, для которого дороги не только собственная жизнь, но и судьба его детей и внуков.

Преодоление кризиса, прежде всего, это проблема переосмысления мировоззрения. На смену «экономическому» человеку должен прийти человек «экологический».

Экологическое образование и воспитание на уроках географии должно занимать не меньший объем, чем изучение размещения полезных ископаемых или ведущих отраслей промышленности. На каждом уроке, в каждом курсе школьной географии, учитель может развивать у ребят необходимые экологические знания и умения. Для этого учитель использует различные формы и методы организации воспитательного процесса такие, как организация экскурсий, подготовка докладов и рефератов, проведения экологических вечеров и олимпиад и т.д. [2]

В формировании экологического образования и воспитания перед учителем географии стоят следующие задачи:

- показать многоаспектность и сложность в природе взаимосвязей, ее целостность на примере разных природных систем (материк, природная зона, природный комплекс, географическая оболочка);

- познакомить с хозяйственной деятельностью человека на планете, подвести учеников к понятию того, что хозяйственная деятельность человека, в современных условиях, становится фактором развития природной среды;

- показать роль природы в жизнедеятельности человека;

- помочь ученикам понять угрозу снижения природных богатств в результате хищнического их использования;

- раскрыть зависимость характера отношения к природе от социально – экономических условий.

Раскрытие целостности природы, показ многоаспектности и сложности, имеющихся в ней связях формируют одну из основных целей географического образования, так как это относится к фундаментальным положениям географической науки. Понятие природного географического комплекса лежит в основе современной географии, а важное свойство природного комплекса – это его целостность. Этому свойству природы уделяется в последнее время много внимания, что объясняется необходимостью охраны природной среды, прогнозированием последствий влияния человеческой деятельности на природу, выходя из всестороннего учета природных взаимосвязей и закономерностей. Поэтому знания о целостности природы, ее взаимосвязях, являются не только важным географическим знанием, а и занимают главное место в системе экологического образования и воспитания [3].

Конечной целью экологического воспитания является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, и даже не научное развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности.

Задача общеобразовательных школ – сформировать экологическое мировоззрение (сознание) учащихся, а через них – экологическую культуру нации. [4]

Для экологического образования характерно его комплексность. Сознательное овладение экологическим содержанием невозможно без опоры на предметные знания по химии, биологии, физике, математике.

 

Литература:

  1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек.- М., 1980.- 200 с.
  2. Родова Л.А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение. – Алма – Ата, 1976.
  3. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. – М.: Знание,1980.
  4. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1985. – 160 с.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников»

Экологическое воспитание школьников

В последнее время школы и дошкольные учреждения усилили внимание по вопросам экологического образования и воспитания учеников. В этом направлении совершенствование обучающих программ по географии позволило расширить знания и практические навыки по данной проблеме [1].

Экологический кризис, который возник на рубеже нового тысячелетия, достиг обще планетарного масштаба и создает реальную угрозу для человечества, и не может не заставить задуматься каждого человека, для которого дороги не только собственная жизнь, но и судьба его детей и внуков.

Преодоление кризиса, прежде всего, это проблема переосмысления мировоззрения. На смену «экономическому» человеку должен прийти человек «экологический».

Экологическое образование и воспитание на уроках географии должно занимать не меньший объем, чем изучение размещения полезных ископаемых или ведущих отраслей промышленности. На каждом уроке, в каждом курсе школьной географии, учитель может развивать у ребят необходимые экологические знания и умения. Для этого учитель использует различные формы и методы организации воспитательного процесса такие, как организация экскурсий, подготовка докладов и рефератов, проведения экологических вечеров и олимпиад и т.д. [2]

В формировании экологического образования и воспитания перед учителем географии стоят следующие задачи:

- показать многоаспектность и сложность в природе взаимосвязей, ее целостность на примере разных природных систем (материк, природная зона, природный комплекс, географическая оболочка);

- познакомить с хозяйственной деятельностью человека на планете, подвести учеников к понятию того, что хозяйственная деятельность человека, в современных условиях, становится фактором развития природной среды;

- показать роль природы в жизнедеятельности человека;

- помочь ученикам понять угрозу снижения природных богатств в результате хищнического их использования;

- раскрыть зависимость характера отношения к природе от социально – экономических условий.

Раскрытие целостности природы, показ многоаспектности и сложности, имеющихся в ней связях формируют одну из основных целей географического образования, так как это относится к фундаментальным положениям географической науки. Понятие природного географического комплекса лежит в основе современной географии, а важное свойство природного комплекса – это его целостность. Этому свойству природы уделяется в последнее время много внимания, что объясняется необходимостью охраны природной среды, прогнозированием последствий влияния человеческой деятельности на природу, выходя из всестороннего учета природных взаимосвязей и закономерностей. Поэтому знания о целостности природы, ее взаимосвязях, являются не только важным географическим знанием, а и занимают главное место в системе экологического образования и воспитания [3].

Конечной целью экологического воспитания является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, и даже не научное развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности.

Задача общеобразовательных школ – сформировать экологическое мировоззрение (сознание) учащихся, а через них – экологическую культуру нации. [4]

Для экологического образования характерно его комплексность. Сознательное овладение экологическим содержанием невозможно без опоры на предметные знания по химии, биологии, физике, математике.



Литература:

  1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек.- М., 1980.- 200 с.

  2. Родова Л.А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение. – Алма – Ата, 1976.

  3. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. – М.: Знание,1980.

  4. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1985. – 160 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!