СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость и интеллектуальные нарушения)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.    В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость и интеллектуальные нарушения)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



ШМО











Доклад

«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость и интеллектуальные нарушения)»

















Учитель: Белякова С.В.

Руководитель ШМО: Оськина И.В.







06.10.2021 г.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании.  Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым. В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны: экологическое сознание и экологическое поведение. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу. Природа - это дом, живущий по своим законам, зависящим от поведения человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами.

Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, такие как: уроки экологии в курсе биологии и географии, внеклассная работа по экологии, факультативные занятия. Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы: экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу. В занятиях по экологии в школе нужно систематизировать и расширять знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии, географии и др.; сообщать элементарные сведения о современных проблемах экологии, доступные детям с ограниченными возможностями; формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство, единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу; развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями; воспитывать бережное отношение к природе.

На уроках биологии и географии уделяется большое внимание на формирование нравственных знаний и убеждений в необходимости охраны почв, воздуха, воды, растительного и животного мира, рационального использования недр земли. Главная воспитательная задача всех уроков: формирование экологической культуры у детей: что могут сделать они для охраны своей местности.

Экологические игры дают возможность ребенку почувствовать себя частицей природы, которая, как и все живое дышит, видит, слышит, чувствует.

По теме «Круговорот воды» можно дать задание «Удивительное путешествие совершает вода в природе, но иногда на ее пути встречаются враги, которые хотят ее испортить, загрязнить, даже отравить. Это – экологически вредные вещества. Как спасти воду?». Учащиеся предлагают свои варианты спасения воды. Игры помогают обогатить чувственное общение с природой, понять красоту и удивительное многообразие окружающего мира. Через игру развивается чувство понимания другой формы жизни, уважения и сострадания к ней, прививаются навыки культурного общения с природой и желание сохранить ее красоту.

Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с охраной окружающей среды. Например, по теме «Значение хищных млекопитающих в природе и жизни человека» можно использовать отрывок из романа Ч. Айтматова «Плаха», в котором жертвами человека-охотника стали не только сайгаки, но и семейство волчицы Акбары. В чём символический смысл данного эпизода? Изначально в роли охотников выступают и волк, и человек. В чём особенности изображения каждого из них? Чем человек отличается от хищников во время охоты? К какому виду охоты вы отнесёте данный эпизод? Человек хуже зверя, когда он зверь.



В 9 классе при изучении темы «Дыхание. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания» необходимо воспитывать культуру здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Внеклассная работа по экологии – это повышение интереса к предмету. Через игровую деятельность, драматизацию, пение, чтение стихов необходимо учить преодолевать проблемы в общении, поведении, развивать и расширять психофизические возможности детей, включение в разнообразную творческую деятельность.

Очевидно, что экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время. Таким образом, система работы по экологическому воспитанию способствует решению основной задачи коррекционной школы: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня их социальной адаптации.

 



























С целью определения экологической культуры и эффективности экологического воспитания воспитанников проведено анкетирование: «Экологическая культура учащихся», «Мое отношение к природе»

   В анкетировании приняли участие 12  воспитанников класса.

Анкета «Экологическая культура учащихся»

Отметьте выбранный вариант ответа по 5-балльной шкале, где:

0-1 - обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),

2-3 - обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 - среднее значение),

4-5 - обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).

Как Вы оцениваете собственные экологические знания?

Насколько необходимы для Вас экологических знаний?

Считаете ли Вы, что ухудшение окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?

Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?

Вы читаете статьи в периодической печати или художественную литературу, посвященные обсуждению экологических проблем?

Вас чувствуете ответственность за сохранение окружающей природы?

Как часто Вы с друзьями обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?

Класс

6 класс

7 класс

8 класс

Баллы

45

50

55

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учащиеся знают, как нужно правильно себя вести в природе, овладевают навыками поведения в природе и уровень их экологической культуры с каждым годом растет.

Анкета «Мое отношение к природе»

Вопросы

Ответы

7 класс

8 класс

Нравится ли тебе бывать в природе?

Нравится

55%

100%

Не нравится

45%

-

Что ты больше любишь делать на природе?

Ловить рыб

-

-

Слушать птиц, любоваться с природой

20%

50%

Загорать, купаться,

20%

20%

Играть в подвижные игры

15%

15%

Собирать ягоды, грибы

10%

5%

Рвать цветы

20%

10%

Разводить костры

10%

-


Приходилось ли тебе оказывать помочь животным и растениям?

Нет, не приходилось

45%

15%

Я ухаживаю за бездомными животными

10%

15%

Отогревал зимой птиц

5%

10%

Лечил раненную птицу

5%

5%

Подкармливаю зимой птиц

35%

55%

В каких делах по охране природы вы принимали участие

Не принимал

35%

-

Делал скворечник

15%

40%

Делал кормушку

50%

60%

По результатам анкеты видно, что дети проявляют живой интерес к природе, к животным и растениям. Проявляют инициативу при проведении экологических рейдов; оказывать помочь животным и растениям; осознают ответственность человека за сохранение природной сферы.

5. Конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Конечной целью экологического образования является прививание детям ответственности за все то, что они делают по отношению к окружающей среде.
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

 

Список использованных источников:

Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. / – А.П. Букин. - М.: Просвещение, 1991. – 196 с.

Колесникова, И. А Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 218 с.