СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание "Программа школьного лесничества"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание "Программа школьного лесничества"»


управление образования администрации Устюженского муниципального района


муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной экологической направленности


«Экологические исследовательские проекты»





Возраст учащихся: 8–15 лет

Срок реализации: 8 месяцев




Автор-составитель:


Беляева Светлана Владимировна,

учитель,педагог дополнительного образования













г. Устюжна, 2020




Пояснительная записка

Актуальность. Экологическое образование сегодня считается приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и заведений дополнительного образования. В настоящее время наблюдается активизация научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению природы. Детьми изучаются целые природные комплексы или отдельные объекты, проводятся мониторинговые наблюдения.

С 2010 года в районе и в нашей школе началась возрождаться работа школьных лесничеств. Данное направление актуально для развития исследовательских навыков, а также познавательного интереса и навыков самостоятельной работы.

Новизна программы состоит в том, что в ней прописана практическая часть в виде конкретных опытов и наблюдений эколого-биологической направленности. Актуальность программы обусловлена необходимостью развития мотивации к познанию и творчеству через непосредственное общение с природой.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является природоохранная деятельность и привитие практических навыков по воспроизводству и использованию леса.

Образовательная программа школьного лесничества с разновозрастным составом учащихся направлена на развитие интереса к углубленному изучению природных комплексов и экологии своего края.

В наше время общество пришло к пониманию того, что охрана окружающей среды является необходимым условием прогрессивного развития цивилизации и сохранения самой жизни на Земле. Согласно утверждению выдающегося ученого современности академика Н.Н.Моисеева выдвинувшего концепцию коэволюции: «Гармоничное сосуществование общества и природы возможно лишь при условии равновесия естественных условий географической среды с её ландшафтным и биологическим разнообразием, в котором формировался Homo sapiens как вид».

Сегодня человечество должно способствовать целенаправленному конструированию будущего, гармонизации социально – экономических связей. И здесь необходимо соподчинение уровней от локального к глобальному. Ведь здоровье глобального разума зависит от микроразума, то есть от состояния отдельно взятой Личности! Личности свободно развитой, обладающей гражданской позицией планетарного масштаба. Это и есть «ответственное сознание», оно включает и мораль, и биоэтику, и глубокие экологические знания и навыки.

Таким образом, биоэкологическое образование и воспитание в свете концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления, а вопросы регионализации выполняют роль фундамента.


Цель программы: развивать сформировать у обучающихся представления о состоянии природы Устюженского края и развить активную жизненную позицию в решении экологических проблем своей местности. Формирование таких качеств, как способность к творческому экологическому мышлению, самостоятельности в принятии решения, инициативности. Развитие у ребят исследовательских умений.

Задачи программы:

Воспитательные:

- формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;

- социализация личности;

- формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности.

- воспитывать бережное отношение к природе, формировать гражданскую позицию планетарного масштаба.

Обучающие:

- становление системы специальных представлений в области экологии и охраны окружающей среды;

- обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды;

- обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности.

- Сформировать у обучающихся понятие о целостности и динамике природных комплексов, путях их рационального развития, использования и охраны;

- Раскрыть перед обучающимися уникальность природы родного края и региона Кавминвод;

Развивающие:

- развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;

- развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств обучающихся;

- развитие навыков практической работы в природной среде.


Занятия в объединении, требуют от ребенка стремления к развитию исследовательских и коммуникативных качеств, гражданских и патриотических чувств.

Формы и режим занятий предусматривают дифференцированный подход в обучении, участие в конкурсах. Эффективной формой являются занятия в природе в виде экскурсий, походов и экспедиций по своей местности. Во время обучения ребята знакомятся и учатся работать с оборудованием и инструментами профессионального лесничего. На занятиях дети знакомятся с редкими и охраняемыми растениями и животными края, а также вредителями леса и сада.

Итогом занятий является расширение кругозора и творческая самореализация личности ребенка. В завершении обучения, как правило, пишется индивидуальная или групповая исследовательская работа или проект.


Программа ориентирована на детей в возрасте 8-15 лет. Данная программа рассчитана на 64 часа (4 часа в неделю в течение учебного года). Нормативный срок освоения данной программы – 8 месяцев

Формы и режим занятий.

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, исследовательские и проектные технологии.

Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии, работа на экологических тропах, полевые экспедиции.


Режим занятий: Длительность занятий: 40 мин – 2 раза в неделю по 2 часа. Предусмотрен 10 мин. перерыв в процессе занятия между академическими часами, физкультминутки.


Ожидаемые (планируемые результаты).

Воспитанник будет знать:

  • особенности природы Устюженского края;

  • получит необходимый минимум знаний по охране природы;

Воспитанник будет иметь:

- профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

- практические навыки по выращиванию саженцев и уходу за ними;

- любовь к лесу, природе, к выполнению интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

- творческое мышление и навыки самостоятельной работы;

Воспитанник будет уметь:

- осуществлять экологический мониторинг;

- наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

Воспитанник сможет:

  • решать следующие жизненно-практические задачи:

  • проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;

  • вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов;

  • знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- уважать исторические корни своего народа, быть внимательным и бережным к ближним людям и природе;

- вести здоровый образ жизни.



В программе прослеживается комплексное рассмотрение эколого-культурной проблематики общества, где в синтезе рассматриваются как социальные, так и природно-культурные процессы. Учитывается особая прогностическая функция экологии и роль практической деятельности каждого человека в решении экологических проблем.

Поэтому методической схемой для разработки данного курса стало постепенное расширение круга конкретно-научных и культурных проблем от биоэкологии к социоэкологии, что соответствует исторической логике становления экологической науки.


Учебно – тематический план



Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего


Введение в образовательную программу

1


1

1.

Основы экологии: аутэкология

2

2

4

2.

Региональная экология – экология Вологодской области:

4

10

14


Промежуточная аттестация – защита творческих работ «Мой край»


1

1

3.

Экологический мониторинг

1

3

4

4.

Основы проектной деятельности

2

6

8

5.

Охрана природы

6

20

26


Итоговая аттестация- защита исследовательских работ


3

3


Заключительное занятие – выставка творческих и исследовательских работ


3

3

Итого:

16

48

64


Содержание программы:


Введение в образовательную программу (1 час):

Вводный инструктаж по ТБ:

- на рабочем месте в учебном кабинете и в лаборатории.

- во время экскурсий и в походе;

- при пользовании авто- транспортом;

- электро- и противопожарная безопасность; ПДД

- антитеррористический инструктаж.

Цели и задачи современной экологии. Структура современной экологии.

Методы естественнонаучных исследований.

Тема 1. «Основы экологии: аутэкология» (2 часа).

Понятие об экологических факторах. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни и их характеристика (водная, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда обитания). Пути приспособления организмов к среде и их воздействие на среду. Приспособительные формы и ритмы жизни организмов.

Практикум:

1. Описание сред жизни организмов.

Экскурсия:

  1. «Особенности почвенной и наземно-воздушной сред жизни» на территории школьного двора .


Тема 2. «Региональная экология:

экология Вологодской области» (13 часов)

    1. Эколого-географическое положение края

Природные условия и ресурсы Вологодской области. Классификация природных ресурсов . Границы района и его географическое положение. Экскурсионные объекты Устюженского района. Соседние районы области. Карты и их разнообразие. Компас. Ориентирование на местности.

Практикум:

  1. Устройство и использование компаса. Ориентирование на местности.

  2. Составление плана местности.

  3. Работа с картами. Ориентирование на местности.

Экскурсии:

  1. Краеведческий музей г. Устюжна.

    1. Геология Устюженского района.

Геологическое прошлое нашего края. Горные породы и минералы.

Практикум:

  1. Определение горных пород и минералов, наиболее распространенных в Устюженском районе.


    1. Климат Устюженского района и фенология.

Понятие о климатических факторах. Климатическая характеристика сезонов года. Наука фенология. Общая характеристика фенологических явлений. Фенологические характеристики сезонов года в крае.


Практикум:

  1. Составление дневника фенологических наблюдений (и его ведение в течение последующего времени).

  2. Выпуск календаря Природы «Времена года».


    1. Реки Устюженского района (Молога и Чагодоща).

Основные водные объекты . Проблемы малых рек. Водоохранное законодательство. Проблема очистки сточных вод.

Практикум:

  1. Работа с картами: Речные системы и бассейны рек.

  2. Изготовление агитационных листовок «Береги воду!»

Экскурсии:

  1. На берег реки Молога и реки Чагодоща.


    1. Почвы Устюженского района.

Что такое почва? Состав и структура почвы. Образование почвы. Плодородие и охрана почв в Вологодской области.

Практикум:

  1. Изучение состава почвы.

  2. Изучение плодородия почвы.


    1. Флора и фауна Устюженского района.

Виды растений и животных. Понятие об эндемичных, реликтовых, редких и исчезающих видах. Знакомство с Красной книгой Вологодской области.


Практикум:

  1. Работа с гербариями и коллекциями по изучению видов растений и животных Устюженского района.


Обобщающее занятие по изученному материалу (4 часа).

Практикум:

  1. Подготовка творческих работ «Мой край»

Промежуточная аттестация - защита творческих работ «Мой край»


Тема 3. «Экологический мониторинг» (4 часа).

Понятие мониторинга. Виды мониторинговых исследований. Приемы и методы в различных направлениях мониторинга. Практикум:
  1. Изучение мониторинговых работ обучающихся школьного лесничества прошлых лет.

  2. Изучение приемов и методов мониторинговых исследований: пробные площадки, описание древостоя, лихеноиндикация.


Тема 4. «Основы проектной деятельности» (8 часов).

Что такое проектная деятельность? Классификация проектов. Этапы проектной работы: формулировка актуальности выбранной темы, цели изадачи, гипотеза, методы, обсуждение результатов, выводы и предложения.

Практикум:

  1. Изучение проектных работ по естественнонаучным и эколого-краеведческим темам обучающихся прошлых лет.

  2. Работа в малых творческих группах по заданным темам ПД.


Тема 5. «Охрана природы» ( часов).

Законодательство об охране природы. Состояние природных комплексов в Вологодской области. Виды природоохранных территорий и их классификация.

Охраняемые территории Вологодской области (Устюженского района) Туризм – фактор воздействия на природу. Заповеди туриста. Правила поведения в походе. Туристское снаряжение (личное и групповое).

Практикум:

  1. Знакомство с природоохраняемыми территориями по СМИ.

  2. Работа по благоустройству школьного двора

(природоохранный и рекреационный аспекты).

  1. Работа на экологической тропе школьного лесничества.

Экскурсии:

  1. Однодневный туристический поход.



Обобщение по изученному материалу (6 часов).

Подготовка творческих работ обучающихся.

Итоговая аттестация – защита творческих работ обучающихся

Заключительное занятие – выставка творческих работ обучающихся.







Методическое обеспечение программы:


Образовательный процесс в ходе реализации программы строится на основе педагогических технологий, гарантирующих достижение поставленных целей и направленных, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого обучающегося, оказание помощи в становлении Личности путем организации познавательной деятельности.

В условиях насыщенности занятий фактическим материалом основной программы региональный компонент гармонично включается в курс обучения и воспитания с помощью методов и приёмов развивающего обучения. Выполнение сложных задач и поставленных целей становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Познавательный интерес – глубинный процесс, внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

В триединой задаче – обучение, развитие и воспитание интерес – связующее звено, а условия его развивающие таковы:

1. обучающийся должен вовлекаться в самостоятельный поиск и «открытия» новых знаний, решать задачи проблемного характера;

2. учебный труд должен быть разнообразен;

3. обучающийся должен видеть и понимать нужность и целесообразность изучаемого;

4. чем больше изучаемое связано с родным и понятым ранее – тем интереснее;

5. обучение должно быть трудным, но посильным;

6. чем чаще проверяется и оценивается работа, тем интереснее;

7. яркость, эмоциональность материала и заинтересованность самого педагога – огромная сила воздействия на обучающегося.

Необходимость и актуальность применения технологии проблемного обучения основаны на следующих положениях:

  • обучающийся – главная фигура образовательного процесса, а не педагог;

  • познавательная деятельность является главной, педагог же помогает ее осуществлять;

  • приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение обучающимися навыков и их применение, но не усвоение как таковое.


Также востребованы в данной образовательной программе информационные технологии (создание слайд-фильмов, работа с электронными учебниками, тематическими компьютерными играми и т.п.).

При разработке учебных занятий педагог должен придерживаться следующих требований:

  1. Прорабатывать учебный материал в содержательном и процессуальном аспекте с позиции субъективного опыта обучающегося и реального уровня его обученности.

  2. Постоянно создавать по ходу образовательных занятий ситуации успеха.

  3. Поощрять высказанные учеником интересные идеи, гипотезы, версии и т.п.

  4. Привлекать личный опыт обучающихся при изучении новых вопросов в исследовательском проекте.

  5. Стремиться организовать по ходу образовательных занятий, групповых консультаций, научно-исследовательских конференций дискуссии между обучающимися для обмена опытом.

  6. Никогда не показывать свое превосходство перед обучающимися.


Средствами развития обучающихся является само содержание программы, в основе которой заложено постепенное развитие экологических понятий, а также активный характер учебно–воспитательного процесса. Программой предусмотрено постепенное повышение уровня развития обучающихся от одной ступени к другой.

Программа ориентирована главным образом на изучение классической экологии. Так как в реализации программы участвуют школьники средних классов, делается акцент на игровые формы обучения и широкое использование иллюстративного материала. Исследования проводятся в форме регулярных походов и экскурсий


Система контроля и оценивания результатов.

Качество знаний и умений учащихся проверяется через аттестацию. Формы текущей аттестации:

• выставки;

• научно-практические конференции;

• пресс-конференции “Войди в лес с другом”;

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• экологическая спартакиада;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.

Промежуточная аттестация для детей – выставка творческих работ. Итоговая аттестация- защита экологического проекта. В журнале ставится отметка об уровне освоения программы (высокий – 10 баллов, средний – 9-7 баллов, индивидуальный – 5-6 баллов).


Критерии выполнения зачётной работы:

  • знание основных понятий,

  • активная подготовка к конкурсам;

  • успешное участие в конкурсах.


Критерии усвоения детьми содержания программы.


Критерии оценки

баллы

1.

Посещаемость



- регулярная

2


- нерегулярная

1

2.

Теоретические знания



- знание терминологии

1


- знание основ публичного выступления

1

3.

Практические умения.



- умение подобрать материал для конкурса

2


- умение выступить с сообщением

2


- выступление на конкурсах

1


ИТОГО баллов

10


Организационно-педагогические условия.


Методическое обеспечение программы:

Методологической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного образования. Программа представляет собой программу экологического образования и экологического воспитания детей.

Миссия педагога - в процессе личностно ориентированного обучения выявить избирательность ученика к содержанию, формам учебного материала, процессу реализации и виду деятельности, направлять повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность.

Программа реализуется с помощью следующих методов:

- Внедрение практических форм и методик, а также пропаганда натуралистического подхода в экологическом образовании и воспитании детей.

- Обучение детей на примере объектов существующих в естественных условиях.

- Разработка и апробация современных методик: проектных, здоровье сберегающих, ИКТ.

- Разработка непосредственных приёмов активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в практическую, учебную, исследовательскую деятельность.

- Целенаправленная работа с одарёнными детьми, привлечение к практической деятельности трудных подростков.

- Разъяснение последовательности действий (алгоритма) при написании исследовательской работы

Обучение и работа по программе предоставляет возможность обучающимся участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, конференциях, программах, представляя на суд широкой общественности обобщённые и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом со сверстниками.


































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!