Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Экологическое занятие
«Берегите красоту земную!»
для детей 5-7лет
Составила:
музыкальный руководитель
Жукова Галина Владимировна
2023 год
Цель:
Формирование гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу через средства музыки.
Задачи:
-Развивать у детей экологические представления, совершенствовать знания о ценностях природы и правилах поведения в ней;
-Воспитывать у детей любовь к родной природе, а также нравственные качества личности.
-Способствовать накоплению детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой через музыкальные образы (слушание, пение, танцы);
-Предоставлять детям возможность проявления инициативы творчества на музыкальных занятиях и в свободной деятельности;
Ход занятия.
Звучит музыка «В мире животных» из одноименной телепередачи, дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята! Посмотрите, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!
( под музыкальное сопровождение демонстрируются слайды о природе ) Зелёные леса и поля, звери, птицы и насекомые. Голубые реки, моря, океаны, горы, небо, солнце. Как одним словом можно назвать всю эту красоту? (природа). Какие чувства, ощущения возникли у вас при просмотре кадров? (восхищение, красота, радость…)
-Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло – голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, гром, туманы и роса…
И никто – ни я, ни ты жить не сможет без воды.
Без растений и животных, без лесов, полей и рек
Жить не сможет человек.
Так давайте сбережём наш земной природный дом!
Предлагаю поприветствовать нашу родную Землю!
Приветствие:
Здравствуй, солнышко красное,
Здравствуй, природа прекрасная.
Насекомые, птицы, животные – привет,
Здравствуйте, вот наш ответ!
Звучит музыка к песне «Волшебный цветок», дети смотрят слайды с цветами.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие прекрасные цветы распустились от такой волшебной музыки! Сейчас, тот, кому я дам в руки цветок, расскажет нам о характере музыки. (Передавая цветок друг другу, дети высказываются о музыке).
- Летом земля будто покрывается разноцветным «ковром». На лесных полянках растут колокольчики, ромашки, зверобой, васильки и множество других цветов. Лесные цветы удивительно хороши, и можно очень долго любоваться ими. Удивительно, что человек их не поливает, не пропалывает и вообще никак не ухаживает за ними, но они прекрасно растут сами, умытые дождиком и согретые ясным солнышком.
- Сейчас мы представим, что на волшебной полянке звучит музыка, и цветы танцуют свой прекрасный танец.
девочки одевают маски цветов и исполняют танец.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, как вы думаете, сколько на земле зверей? (ответы детей). Примерно 4000 видов. Кажется, что это очень много, но птиц ещё больше - около 9000 видов. А насекомых, несмотря на их маленькие размеры, на Земле больше, чем всех других видов животных и растений, вместе взятых. На нашей планете около 2 миллионов видов насекомых! Не зря учёные в шутку говорят, что Земля – планета насекомых и к ним обращаются не иначе как – «ГОСПОДА НАСЕКОМЫЕ».
- Природа красу и крылья дала,
Стрекозами, бабочками назвала,
Раскрасила, в яркий наряд облачила,
И мир насекомых для нас весь открыла.
Любуемся ими и любим за то,
Что радость нам дарят своей красотой,
И хоть насекомыми их называют,
Мы их всё равно всех обожаем!
Ребенок:
1й. Бродят в траве золотые букашки
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.
2й. Вот тёмно-красная божья коровка.
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Источник: http://otebe.info/stihi/stihi-o-zhivotnyh.html#ixzz4B6TzOk00
Музыкальный руководитель. Какую песню, ребята, вам сейчас хотелось бы исполнить? Песню, в которой поется о насекомых.
Дети: Мы хотим спеть песню про божью коровку, которая имеет яркую окраску и приносит пользу природе.
Дети исполняют песню «Божья коровка» Л. Раздобариной.
А сейчас мы превратимся в прекрасных божьих коровок и станцуем веселый танец (дети исполняют танец вместе с взрослыми).
Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы станцевали. Послушаем еще одно стихотворение.
3й ребенок.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять (С. Маршак).
Проводится музыкально-дидактическая игра «Бабочки на лугу» (играют дети по желанию)
Воспитатель:
Урожай в саду, снимая,
Насекомых вспоминая,
Им спасибо говорим
И за все благодарим.
Ведь с утра до поздней ночи
Опыляли все цветочки,
Крылья, лапки не жалели,
Помогали, как умели.
Музыкальный руководитель: Но не все и не всегда любуются и благодарят насекомых за их труд. Послушайте, пожалуйста, песню «Колыбельная для букашечки» и вы сами все поймете.
Звучит песня в исполнении музыкального руководителя под гитару. Дети слушают, затем пересказывают содержание и делятся впечатлениями.
Колыбельная для Букашечки
Жила была букашечка
В лесочке под кустом,
В цветочке – колокольчике
Букашечки был дом.
Однажды в лес по ягоды
Ребята в лес пошли
И спящую букашечку
Под кустиком нашли.
А Вовка был мальчишка злой
Ей крылья оторвал.
«Лети теперь бескрылая!» -
Сердито он сказал.
Букашечка заплакала,
Упала на цветок.
Погибла так букашечка,
О ней грустит цветок.
Ребята, вы послушайте,
Послушайте меня!
Жучков, букашек, бабочек
Не мучьте никогда!
Перевод с польского
Музыкальный руководитель: Я думаю, ребята, что вы не станете теперь обижать насекомых, ведь они очень нужны в природе.
-Посмотрите, нам пришло письмо, от лесной феи. Интересно, что же пишет нам она? (Открывает конвертик, там письмо)
«Дорогие ребята, в моем лесу заколдованы маленькие дикие животные. Они потерялись в лесу и нужно правильно назвать лесных мам и их детенышей.
Предлагаю поиграть в игру: «Кто у кого?»
— Кто мама у зайчат? (зайчиха)
— Кто мама у лисят? (лисица)
— Кто мама у медвежат? (медведица)
— Кто мама у волчат? (волчица)
— Кто мама у ежат? (ежиха)
На экране картинки с животными.
Воспитатель:
Дети, послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами…
У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха – мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.
— Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они погибнут. А что нужно было сделать, чтобы ежата не погибли? Ответы детей (надо было отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой). А как нужно вести себя в лесу? (дети отвечают)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поговорим еще о животных, которые находятся с нами рядом и радуют нас своим теплом.
На экране иллюстрации с домашними животными
Стихотворения про домашних животных: (читают дети)
1. Животные забавные,
Они такие славные,
Они такие милые
Пушистые, под час,
Но если ощетинятся,
Чему-то воспротивятся,–
Могущественны, силою,
Покрепче, чем спецназ!...
2.Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем.
Воспитатель: Все мы любим своих питомцев и заботимся о них, а они нам отвечают своей преданностью и бесконечной любовью.
Природа щедро дарит нам свои плоды, она помогает нам в трудную минуту, но если человек забывает чувство меры и начинает безжалостно истреблять животных и птиц, жадно опустошает лес, то она перестает помогать ему и даже может наказать человека.
В исполнении взрослых исполняется песня «Раненая птица»
Музыкальный руководитель:
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
— Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на тропах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Воспитатель:
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим — не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус — шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Музыкальный руководитель: Ребята, будьте, пожалуйста, добрыми к окружающему миру: к животным, птицам, ко всей природе, которая находится вокруг нас, и тогда она щедро наградит вас.