Экологической программы «Наша зелёная планета»
Пояснительная записка
Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями. В то же время данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития и соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным возможностям ребенка с ОВЗ.
Учебный план составлен на основании Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Экологическая программа «Наша зелёная планета» разработана с учетом особенностей контингента обучающихся, воспитанников коррекционной школы - интерната
База разработки и реализации экологической программы «Наша зелёная планета» ГБОУ «Новобрянская СКОШИ», на 2023-2025 учебный год.
Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Важным звеном системы непрерывного экологического воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
Цель и задачи программы:
Цель – расширение знаний о многообразии мира живой и неживой природы, приобретение навыков и умений самостоятельной исследовательской деятельности у обучающихся, воспитанников.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Обучающие:
1. Способствовать расширению кругозора детей, через изучение основ биологии и экологии;
2. Вызвать у детей заинтересованность к работе с природным материалом, уходу за животными и растениями;
3. Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;
4. Научить правильно оформлять результаты работы;
Воспитательные:
1. Воспитывать понимание, стремление детей к познанию нового. Развивать интерес к экологии и декоративно-прикладному творчеству;
2. Сформировать в сознании детей современную экологически ориентированную картину мира, чувство уважения к своему природному окружению;
3. Научить видеть вокруг себя красоту и неповторимость родной природы и замечать неразумное, пагубное влияние на нее человеком;
4. Научить детей работать в коллективе и самостоятельно;
5. Воспитывать ответственность за порученное дело.
Развивающие:
1. Развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности;
2. Развивать образное и пространственное мышление, ловкость рук, творческий подход к труду;
3. Формировать навыки и умения работы с различными инструментами и материалами;
4. Формировать навыки ухода за растениями и животными.
Коррекционные:
1. Создание условий для самореализации детей;
2. Развитие навыков самоорганизации, самоконтроля;
3. Формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
Структура программы
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля – единая экосистема;
- Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы;
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Методы реализации программы: словесные (рассказ, объяснение. беседа), практические методы (игра, упражнение, опыты, экскурсии, наблюдения), наглядные (ИКТ: слайды, видиоролики, презентации, таблицы, схемы, демонстрация картин)
Срок реализации образовательной программы – 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 - 40 минут. Данная программа рассчитана на воспитанников коррекционной школы с 10 лет до 17 лет. Наполняемость группы 15 -17 человек.
Результаты освоения учебного курса
должны знать: | Должны уметь: |
значение природы в жизни человека; | проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе; |
планета Земля – наш большой дом; | выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; |
Солнце – источник жизни на Земле; | проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; |
сезонные явления в природе; | передавать красоту природы в своих поделках; |
различия между живой и неживой природой; | применять приобретённые навыки на практике, наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме; |
многообразие растений, животных, грибов; | заботиться о здоровом образе жизни; |
позитивное и негативное влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов; | заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; |
значение тепла, воды, света, воздуха, почвы для живых существ и связи между ними; | ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; |
правила ухода за комнатными растениями; правила ухода за животными; | сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность; |
простейшие правила организации рабочего места; | оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, знаков и выводов; |
что такое наблюдение и опыт; | выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок; |
правила сообразного поведения в природе; | |
Содержание программы
Экологическая программа «Наша зелёная планета» подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее обитателям. Общим фоном, на котором происходит знакомство с домашними животными, все же является экология, ее задачи и проблемы и их взаимосвязь с содержанием домашних животных. Темы занятий; Живая и неживая природа, Воздух и здоровье,
Вода – источник жизни, Солнце и свет в жизни человека, Места обитания, Растения в твоём крае, Человек и животные, Птицы в твоём крае .
Форма занятий: Занятия носит прикладной характер и имеет ярко выраженную практическую направленность, поэтому основными формами их осуществления являются, опыты, акции. Познавательное направление работы выражается в форме заочных путешествий, викторин, экскурсии, беседы, выставок рисунков, дидактических игр. Познавательно-развлекательное направление проходит в форме подвижных игр. Практическое направление выражено в форме ухода за комнатными растениями в группе, подкормки птиц, уборка территории, очистка устья реки. Для лучшего экологического воспитания все направления деятельности должны осуществляться комплексно.
Прогнозируемые результаты:
расширение первоначальных экологических представлений, понятий;
усвоение и соблюдение правил поведения в окружающей среде;
усвоение обучающимися, воспитанниками названий растений, животных их видов;
изготовление поделок с использованием природного материала и участие в конкурсах;
участие в озеленении школы-интерната, в помощи сбора мусора на её территории.
Способы проверки результативности:
участие обучающихся, воспитанников в конкурсах поделок, природоохранных акциях, викторинах;
состояние комнатных растений в группе;
умение бережно относиться к животным и растениям;
наличие знаний основ экологии.
Определение результатов занятий проходит в виде викторин с творческими заданиями, по пройденным темам или разделам. На первом и последнем (заключительном) занятии для учащихся проводится тестирование, с целью выявить изменения в уровне их осведомлённости вопросами экологии и охраны окружающей среды. Вопросы тестирования составлены на основе тем, которые включены в нашу программу по экологическому воспитанию.
В течении учебного года осуществлялось наблюдение и анализ творческих работ школьников.
Тематический план работы 1ый год обучения
месяц | № заня-тия | Тема | Количество часов |
Теорет. | Практ. |
сентябрь | 1 | Что такое экология? Анкетирование. | 1 | |
сентябрь | 2 | Конкурс рисунков на асфальте «Дети дружат с природой». | | 1 |
сентябрь | 3 | Части деревьев: ствол, корни крона, листья, кора, плоды и семена | | 1 |
октябрь | 4 | Акция «Сделай наше село чистым» | | 1 |
октябрь | 5 | Акция «Дети выбирают себе друга» | | 1 |
октябрь | 6 | Конкурс на лучшую поделку из природного материала | | 1 |
октябрь | 7 | Вода в моём доме и в природе. | 1 | |
ноябрь | 8 | Стихи и рассказы о воде в природе. | 1 | |
ноябрь | 9 | Вода в жизни растений. | | 1 |
ноябрь | 10 | Вода в жизни животного мира. | 1 | |
ноябрь | 11 | Практическая работа «Растворимость веществ в воде». | | 1 |
декабрь | 12 | Воздух и здоровье человека. | | 1 |
декабрь | 13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света. | 1 | |
декабрь | 14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | 1 | |
декабрь | 15 | Конкурс рисунков «Природа это сказка» | | 1 |
январь | 16 | Изготовление кормушек из бросового материала | | 1 |
январь | 17 | Зимняя жизнь растений и животных. | 1 | |
январь | 18 | Акция «Покорми птиц зимой» | | 1 |
февраль | 19 | Живое – неживое | | 1 |
февраль | 20 | Растения моего края. Байкал. | 1 | |
февраль | 21 | Практическое занятие «Посадка бобов». | 1 | |
февраль | 22 | Экологические памятки для детей и взрослых. | | 1 |
март | 23 | Проект «Выращивание цветов на рассаду» | | 1 |
март | 24 | Домашние животные. | 1 | |
март | 25 | Викторина «Собаки – наши друзья». | 1 | |
апрель | 26 | Составление листовок « Сохраним лес от пожара» | | |
апрель | 27 | Стихи и рассказы о птицах. | 1 | |
апрель | 28 | Акция: раздача листовок « Сохраним лес от пожара» | | 1 |
апрель | 29 | Акция «Чистый двор» | | 1 |
май | 30 | Акция «Посади дерево» | | 1 |
май | 31 | Конкурс на лучшую поделку из природного материала | | 1 |
май | 32 | Проект «Цветная клумба» | | 1 |
май | 33 | Заключительное занятие. Анкетирование. | 1 | |
Итого: | 14 | 19 |
33 |
Тематический план работы 2ой год обучения
месяц | № заня-тия | Тема | Количество часов |
Теорет. | Практ. |
сентябрь | 1 | Что такое экология? Анкетирование. | 1 | |
сентябрь | 2 | Акция «Дети выбирают себе друга» | | 1 |
сентябрь | 3 | Акция «Сделай наше село чистым» | | 1 |
октябрь | 4 | Что такое климат? | 1 | |
октябрь | 5 | Конкурс на лучшую поделку из природного материала | | 1 |
октябрь | 6 | Чистая вода. | | 1 |
ноябрь | 7 | Вода и здоровье человека. | 1 | |
ноябрь | 8 | Практическая работа «Растворимость веществ в воде». | | 1 |
ноябрь | 9 | Личная гигиена. | 1 | |
ноябрь | 10 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности света и тепла. | | 1 |
декабрь | 11 | Отношение к свету и теплу различных животных. | 1 | |
декабрь | 12 | Электрический свет и тепло в моём доме. | 1 | |
декабрь | 13 | Конкурс рисунков «Природа это сказка» | | 1 |
декабрь | 14 | Изготовление кормушек из бросового материала | | 1 |
январь | 15 | Акция «Птичья столовая» | | 1 |
январь | 16 | Зимние тайны. | 1 | |
январь | 17 | Стихи и рассказы о зиме. | 1 | |
февраль | 18 | Места обитания растений и животных. | 1 | |
февраль | 19 | Практическое занятие «Посадка гороха». | | 1 |
февраль | 20 | «Голубые очи планеты – озеро Байкал» | 1 | |
февраль | 21 | Проект «Выращивание цветов на рассаду» | | 1 |
март | 22 | Размножение комнатных растений. | | 1 |
март | 23 | Наблюдения за живой природой. | | 1 |
март | 24 | Исчезающие виды животных. | 1 | |
апрель | 25 | Составление листовок « Сохраним лес от пожара» | | 1 |
апрель | 26 | Акция «Водный десант» | | 1 |
апрель | 27 | Акция: раздача листовок « Сохраним лес от пожара» | | 1 |
апрель | 28 | Разнообразие птиц в природе. | 1 | |
май | 29 | Акция «Посади дерево» | | 1 |
май | 30 | Проект «Цветная клумба» | | 1 |
май | 31 | Конкурс на лучшую поделку из природного материала | | 1 |
май | 32 | Экскурсия к реке | | 1 |
май | 33 | Заключительное занятие. Анкетирование. | 1 | |
Итого: | 13 | 20 |
33 |
Список литературы:
Алексеев С.В. Практикум по экологии. М: АО МДС, 1996.
Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М: Пед. общ. России, 2001.
3.Каленникова Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Мн: Нар. Асвета, 1989.
Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей.
Козлова Т.А. и др. Экология России. Дидактические материалы. М: АО МДС, 1995.
Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников. Владимир: 1987.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн: Асар, 2001.
О Коннор М. Свет жизни. В 4х кн. Нижн. Новгород: Биопресс, 1993
Олимпиады, викторины, конкурсы (по экологии). Ростов на Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1992.
Прутченков А.С. Самкова В.А. Экологический баланс. М: Ариант, 1995.
Программно-методические материалы: экология. М: Дрофа, 2001.
Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М: Линка-пресс, 1998.
Сивоглазова В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. М: АО МДС, 1996.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М: Просвещение, 1995.
Тестовые задания к программам биолого-экологического цикла. Ростов на Дону: ООП Обл. ЦТГУ, 1995.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М: Пед. общ России, 2000.
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М: Просвещение, 1988.
Список литературы для родителей:
1. Экологические игры в школьном курсе «Биология». (Сост. Лиликина В.И.) Самара, СИПКРО, 1994. 2. Экология России. Хрестоматия. (Сост. Кузнецов В.Н.). М: АО МДС, 1996. 3. Николаева О.Ф. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Новая шк., 1995. 4. Зверев А.Т. Экологические игры. М: Изд. дом Оникс, 2001 5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академ. разв., 1997. 6. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М: Просвещение, 1995. 7. Занимательно-познавательная экология. Оренбург, 1996. 8. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М: Новая шк., 1994
Список литературы для детей:
1. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М: Линка-пресс, 1998.
2. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М: Просвещение, 1995.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Акадр. азв., 1998.
4. Маслов В.А., Гурнашева Н.В. Словарик юного эколога. Обнинск, 1993
5 Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Мн: Асар, 2001.
6. Грешневиков А. Экологический букварь. М: Экос-информ, 1995.
Список интернет ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема».
http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия « WHAT THIS».
http://www.apus.ru Портал о живой природе.
http://www.zooclub.ru/ Энциклопедия о животных.
http://lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета».
http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист.
http://www.geo.ru ГЕОлёнок. Детский географический журнал
http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево.
Приложение № 1.
Правилам поведения на природе
Повесь кормушку и покорми птиц зимой. Ведь им зимой холодно и голодно. Устрой птицам праздник: воробушкам насыпь зёрнышек, а синичкам нежареных сырых семечек и привяжи кусочек несолёного сала.
Никогда не рви в лесу цветов, а просто ими любуйся.
Никогда не поджигай весной сухую траву, тем самым спаси растения и насекомых. При поджоге травы выгорают её корни, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе перестаёт расти. От огня погибают многие насекомые, их куколки, гнёзда шмелей и птиц.
Никогда не разводи в лесу костров, он может стать причиной пожара, а место под костром не зарастает 5 – 7 лет!
Не оставляй мусор на природе, а забирай его с собой. Газеты будут лежать в земле 4 месяца, жестяная банка – до 90 лет, полиэтиленовый пакет – 70-80 лет, пластиковые бутылки – более 100 лет, а стекло более 1000 лет! Поэтому никогда не оставляйте в лесу, парке, на поляне, берегу реки или озера ваш мусор. И никогда не выбрасывайте мусор в водоёмы.
Не кричи в лесу и не включай громко музыку, чтобы не пугать зверей и птиц. Звери и птицы боятся громких звуков и крика.
Не ломай ветки деревьев и кустарников. Когда ломаешь ветки, деревьям и кустарникам больно!
Не разрушай птичьи гнёзда.
Ходи в лесу осторожно, чтобы не помять цветы и траву.
Посади дерево или кустарник.
Попробуй освободить маленькое дерево из под упасшего на него большого дерева.
Покорми на озере уток.
Не разрушай гнёзда шмелей.
Не рви листья на деревьях и кустарниках, а собирай для гербария опавшие листья.
Повесь скворечник и в нем поселится семейка скворцов.
Никогда не бери выпавшего из гнезда птенчика к себе домой. У тебя он не выживет, а для мамы будет горе! Она сама о нем позаботится. А некоторые птицы, если человек возьмёт в руки их птенчиков, улетают от них навсегда, оставляя гнёзда.
Никогда не рви первоцветы, которые занесены в Красную книгу.
Не лови бабочек, кузнечиков и жучков. Этого делать не надо! Они в неволе погибнут, а вот в лесу они будут приносить большую пользу.
Никогда не подходи близко к гнезду птицы и не трогай в нем яйца. Некоторые птицы, поле того, как ты потрогал руками яички, или даже близко подошёл к гнезду, покидают насиженное место навсегда.
Не бросай на траву фантики от конфет и другой мусор.
Не оставляй костёр без присмотра, чтобы не произошёл пожар! Огонь мгновенно распространяется в листве и сухой траве. Уследить за огнём очень сложно. Трудно потушить пламя огня ежесекундно расползающегося и перебрасывающегося с одной травинки на другую.
Не забывай полить цветы.
Не пугай птиц.
Не разоряй муравейник, не ломай домик великих тружеников. В нем есть всё, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи: спальни, чуланчики, детские, коридоры.
Не забудь покормить домашних животных и рыбок.
Не сбивай в лесу мухоморы и не срывай несъедобные грибы, такими грибами питаются звери и птицы. Это для них еда.
Не лови лягушек и жаб.
Никогда не лови маленького ёжика, чтобы взять его домой. Не бери ёжика, не делай больно его маме. Сначала ежата крохотные, беспомощные, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха всё лето будет заботиться о них, выкармливать молоком. Первое время наши малыши будут жить в гнезде вместе с мамой. А потом, поздно осенью, ежата покинут дом, начнут жить самостоятельно.
Не режь кору на деревьях. Дереву будет больно. Кора защищает дерево от вредных насекомых, а также резких перепадов температуры.
Не бегай в лесу с собакой, она громко лает и может напугать его обитателей.
Сортируй бытовые отходы и сдавай вторсырье в переработку.
Экономь водопроводную воду.
Не выбрасывай батарейки вместе с обычным мусором в ведро. Этого делать нельзя! Это опасные отходы, которые необходимо собирать только в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.
Береги водоемы от загрязнений.
Нельзя срубать елку под Новый год в лесу, парке или на улице, а также нельзя ломать её красивые ветки. Надо спасти ей жизнь. Живые ёлки надо покупать только на специальных новогодних ёлочных базарах, куда их привозят из питомников, где специально выращивают.
Приложение № 2.
Список вопросов для проверки знаний у учащихся на начальном и заключительном этапах:
А) сделано руками человека;
Б) окружает человека;
В) окружает человека и не сделано его руками.
2. Что относится к неживой природе?
А) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег, звёзды;
Б) Солнце, земля, воздух, вода, человек, птицы, насекомые;
В) Солнце, небо, человек, животные, растения, грибы, микробы.
3. Какие основные вещества входят в состав воздуха?
А) кислород, водород и природный газ;
Б) кислород, азот, углекислый газ;
В) природный газ и кислород.
4. Какими свойствами обладает чистый воздух?
А) прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, проводит звуки;
Б) голубой цвет, приятный запах, прозрачность, не проводит звуки;
В) бесцветность, приятный запах, плохо проводит тепло, не проводит звуки.
5. В каком состоянии вода встречается в природе?
А) твёрдое и жидкое;
Б) жидкое, твёрдое и газообразное;
В) жидкое и газообразное.
6. Какое значение у воды в природе?
А) Она нужна для питья растениям, животным и человеку;
Б) Она нужна человеку в быту и для питья растений и животных;
В) Она нужна для питья растениям, животным и человеку, её используют в быту, на заводах и в сельском хозяйстве.
7. Что относится к природным источникам света на Земле?
А) Солнце, Луна, звёзды;
Б) Солнце и Луна;
В) Солнце, Луна, звёзды и небесный месяц.
8. В чём причина смены дня и ночи?
А) во вращении Солнца вокруг Вселенной;
Б) во вращении Земли вокруг Солнца;
В) во вращении Земли вокруг своей оси.
9. Какие из животных обитают в наземно-воздушной среде обитания?
А) краб, кошка, собака, крот, ёж и бегемот;
Б) крот, овца, чайка, крокодил и енот;
В) кошка, собака, ворона, воробей и коза.
10. В какой из этих сред обитает чайка?
А) в почве;
Б) в водной среде;
В) в наземно-воздушной среде.
11. Редкие растения запрещено собирать. Где они находятся под особой защитой?
А) в парках и скверах;
Б) в заповедниках;
В) на приусадебных участках.
12. Какие растения применяются в медицине?
А) лекарственные;
Б) вкусные;
В) красивые.
13. Кто из этих животных относится к диким?
А) лиса;
Б) собака;
В) коза.
14. В какую книгу записывают исчезающие виды растений и животных?
А) в Выдающуюся книгу;
Б) в Красную книгу;
В) в Синюю книгу.
15. Какая из птиц является самой крупной?
А) орёл;
Б) страус;
В) пингвин.
16. Какие из этих птиц улетают на зиму в тёплые края из наших мест?
А) воробей, синица, дятел, снегирь, ворона;
Б) синица, лебедь, ворона, утка, скворец, сорока;
В) воробей, синица, голубь, ласточка, утка, ворона.
Таблица 1. Диагностическая таблица оценки знаний об окружающем мире и навыках общественно-полезного труда
на начало и конец учебного года
№ | Фамилия, имя ребёнка | Критерии | Итог |
Живая и неживая природа. | Воздух и здоровье. | Вода – источник жизни. | Солнце и свет в жизни человека. | Места обитания. | Растения в твоём крае. | Человек и животные. | Птицы в твоём крае . |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Примечание: 1 – на начало учебного года, 2 на конец учебного года.
Уровень экологической культуры по количеству балов:
0 – низкий уровень (полностью не справляется с заданиями), 0–8 баллов,
1 – уровень ниже среднего (частично справляется с заданиями с помощью взрослого), 9–15 баллов,
2 – средний уровень (называет и показывает всё с затруднениями, справляется с заданиями с помощью взрослого), 16–21 баллов,
3 – уровень выше среднего (справляется со всеми заданиями с незначительной помощью взрослого, самостоятельно составляет по образцу рассказы, сочиняет концовки к сказкам), 22–27 баллов,
4 – высокий уровень (ребенок по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя развёрнутые предложения. Называет различные свойства и качества предметов и явлений), 28–32 баллов.