СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экология - бренд молодёжи" фрагмент профориентационного урока по географии и биологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология - дело каждого!

Просмотр содержимого документа
«"Экология - бренд молодёжи" фрагмент профориентационного урока по географии и биологии»









Мастер-класс

интегрированного профориентационного урока по биологии и географии

(фрагмент урока)

«Экология как новый бренд молодежи»

























Выполнили: Симонова Василиса Андреевна,

МАОУ Лицей 2, учитель биологии

и географии

Казимирова Наталья Геннадьевна,
МАОУ Лицей 2, учитель биологии











Балаково, 2025

Есть такая профессия – природу защищать…

Добрый день, уважаемые коллеги. Экологическое воспитание на уроках географии и биологии имеет большое значение для формирования у учащихся правильного отношения к окружающей среде. На уроках географии изучают взаимосвязь между людьми и окружающей средой, а также последствия антропогенного воздействия на природу, а на уроках биологии учащиеся знакомятся с биоразнообразием, циклами в природе, а также сбережением экосистем, поэтому сегодня мы приглашаем вас на фрагмент интегрированного занятия по биологии и географии. А тему вы определите сами, решив ребус, который находится у вас на столах в атласе. Итак, тема нашего занятия «Загрязнение атмосферы».

Уважаемые коллеги, можете дать определение, что такое «загрязнение атмосферы»? Одна из главных угроз для человека и планеты связана с выбросами углекислого газа, что приводит к загрязнению атмосферы, усиливая парниковый эффект. При вдыхании загрязнённого воздуха крошечные, невидимые частицы глубоко проникают в лёгкие и кровь человека, вызывая 1/3 смертей от инсульта, хронических респираторных заболеваний и рака лёгких. Значит, в современном мире особо востребована профессия, связанная с мониторингом и борьбой с экологическими проблемами – профессия эколога. Сама природа помогает экологам в сборе данных и оценке негативного воздействия человека на окружающую среду, создавая естественные индикаторы чистоты окружающей атмосферы. Одним из таких биологических индикаторов чистоты воздуха являются лишайники. Для их жизнедеятельности необходим только чистый воздух, а поскольку лишайники распространены по всему Земному шару и их реакция на внешнее негативное воздействие очень сильна, именно лишайники были признаны объектом глобального мониторинга атмосферы. Закономерность проста: чем более загрязнён город, тем меньше в нём встречается видов лишайника и тем меньшую площадь они покрывают.

Мы предлагаем вам сейчас попробовать себя в роли экоаналитика. Ваша профессиональная проба заключается в следующем: перед вами атласы и таблица с данными загрязнения атмосферы в различных странах материка, который вам предложен для рассмотрения. Ваша задача, проанализировав собранные данные, сделать вывод о том, в какой стране самая загрязнённая атмосфера. Затем один представитель от группы выходит к нашей карте материков и флажком отмечает ту страну, которая является наиболее загрязнённой, обосновав свой выбор. На работу и обсуждение 3 минуты. Представители от групп выходят к карте и помечают участки загрязнений флажками.

Вы видите, что на нашей импровизированной карте на этих участках с наибольшим загрязнением атмосферы лишайники находятся в минимальном количестве, а значит, нужна работа экологов по выработке мер, снижающих негативное воздействие человека на атмосферу. На своих уроках мы призываем детей вносить свой вклад в сохранение природы. Ребята с 5 класса получают возможность узнать о профессии эколога и попробовать себя в ходе эковолонтерства. Ученики 5-9 классов принимают участие в акциях: сдай макулатуру, пластиковые крышки, посади дерево, во всемирном субботнике и других. А уже в 10-11 классах, когда стоит вопрос о выборе будущей профессии в рамках профориентации происходит более подробное знакомство с профессией эколога, старшеклассники в ходе виртуальных экскурсий знакомятся с вузами, в которых можно получить специальности, связанные с экологией.

Один из продуктов усвоения информации старшеклассниками – буклет о профессии эколога, который в качестве проекта ребята выполняют самостоятельно. Примеры таких буклетов находятся у вас на столах, в дальнейшее учителя биологии и географии могут использовать их в профориентационной работе.

Спасибо за внимание!