СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология города

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект на тему "Экология города"

 

Просмотр содержимого документа
«Экология города»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»









Экология Города







Автор:

Баранова Анастасия Сергеевна, ученица 10 Б класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31»

Руководитель:

Левчук Ольга Николаевна, учитель экологии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31»





















Г.Тамбов, 2019 год

Экология города

Живя в природе, мы учимся понимать её,

хотя это даётся не очень просто,

а главное – по настоящему начинаешь любить её.

А.Н. Захлебный



Введение

Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Цели работы

заложить основы экологического мировоззрения;

сформировать первоначальные представления, о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.

Задачи работы

- научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

- познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ организации исследовательской деятельности:

- Теоретическая, аналитическая и практическая работа.

- Анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности.

- Наблюдение.

- Приемы творческой деятельности.

Знания, приобретённые в процессе выполнения данной работы:

-об особенностях городской среды;

- о влиянии городского ландшафта на здоровье человека;

-об экологических проблемах, связанных с видеоэкологией и путях их решения;

- об особенностях города как экосистемы.

Проблема

Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает заводы. Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Город представляет собой особый мир, особую среду обитания человека – городскую среду. Городская среда – сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Урбанизация, с одной стоны, улучшает условия жизни населения, с другой – приводит к вытеснению природных естественных систем искусственными системами, загрязнению окружающей среды, повышению физической, химической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды – атмосферу, растительность, подземные воды, грунт и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.

Съёмки из космоса дают сведения о физических полях, возникающих вокруг больших городов. Данные о пространственных и временных воздействиях крупных городов на окружающий ландшафт могут и должны быть использованы для городского планирования.

Гипотеза

В формировании городского ландшафта как жизненной среды людей учёные выделяют два направления: создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и пространственную организацию основных видов деятельности – труда, быта, отдыха. Городская среда должна быть экологически здоровой, удобной для жизни и эстетически выразительной. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Урбанизация как экологическая проблема XX века

XX век можно назвать веком урбанизации. Если в 1900 г. доля горожан во всём населении планеты не превышала 13,6%, то в 1999 г. уже 47,5% населения Земли жило в городах. В России горожане составляют 74% населения.

Жизнь в городах имеет ряд преимуществ: здесь есть развитое производство, разнообразные учебные заведения, театры, музеи, центры досуга, налажена система здравоохранения. Город, как и любой населённый пункт, должен иметь разные зоны. Промышленная, или производственная, зона – совокупность территорий, связанных с производственной деятельностью людей. Жилая зона включает комплекс жилых зданий, детских учреждений с площадками для игр, зелёных внутриквартальных насаждений, спортивных площадок, учреждений культурно-бытового назначения. В коммунально-складской зоне размещаются склады, автобазы, трамвайные, автобусные и троллейбусные парки. Особое место занимает пригородная зона – места кратковременного или длительного отдыха: лесопарки, спортивные базы, пляжи, водные станции, пансионаты, дома отдыха, детские лагеря. Населённые пункты не могут существовать без санитарно-технического обеспечения.

История создания искусственной городской среды

В начале прошлого века в России был принят кодекс «благоустройства среды обитания». Тогдашнее фабричное производство развивалось бешенными темпами. В городах начали строить деревообрабатывающие, металлургические, кожевенные, салотопенные заводы. И власти совместно с архитекторами издали несколько указов, регламентирующих строительство таких предприятий вблизи домов, или усадеб, как тогда говорили. Эти указы и законы неукоснительно соблюдались при всех изменениях городской планировки и архитектуры. Кстати, ещё Пётр I начал формировать градостроительный кодекс. В планировку среды обитания входило всё: где должны быть дома, где церкви, общественные заведения, фабрики. Планировщики, архитекторы подчинялись великому слову – благоустройству. После революции у нас в стране было построено 1600 городов. Сохранилось ли в градостроительстве понятие «благоустройство среды обитания»? Нет. Его сузили до благоустройство отдельных районов. Да и то речь идёт лишь о канализации, водоснабжении, санитарной очистке. Городские же отделы благоустройства живут на птичьих правах. У них нет ни средств, ни влияния. Если в ближайшем будущем экологи получат право голоса, пусть не первого, но и не последнего, тогда положение сможет изменится в лучшую сторону.

Экология города

Что это такое – экология города? Это качество среды обитания, оцениваемое по факторам биологической и техногенной природы. Оно не сводится лишь к дыму из заводских труб и автомобильным выхлопам. Город можно построить так, что человеку в нём легко дышать, но, в конце концов, он сойдёт с ума, потому что за всю жизнь не увидит неба ни из окна своей квартиры, ни по пути на работу. Идеальная квартира – та, из окон которой видны лишь небо и зелень это интуитивно понимают все, недаром же те, у кого есть большие деньги, строят виллы в пригородах.

Сейчас города – «паразиты» биосферы. Они не могут обеспечить себя энергией и ресурсами, и в их экосистема никогда не возникает экологическое равновесие. Но отказаться от городов человечество не может, и поэтому главная задача экологии – это уменьшить вредное влияние города на естественные и сельскохозяйственные экосистемы и обеспечить в них условия для жизни главного звена этой искусственной экосистемы – человека.

Видеоэкология как новый раздел экологии

На настроение людей, на их психологическое состояние в значительной мере влияют архитектура городов, художественное оформление улиц и домов. В районах новостроек житель обычно видит перед собой многоэтажные здания, стены, облицованные кафельной плиткой, всевозможные решётки, сетки и т.д. Замечено, что, если взгляд постоянно упирается в видимые поля, на которых рассредоточено большое число одних и тех же элементов, возникает напряжение нервной системы, нарастает раздражение. Поэтому обилие в архитектуре часто повторяющихся элементов, названных агрессивными полями, образует в городе агрессивную видимую среду.

В последние годы появилось научное направление, названное видеоэкологией, которое изучает визуальную среду как экологический фактор. Известно, что глаз работает в активном режиме, он постоянно сканирует окружающую среду; иначе говоря, глаз сам ищет, за что бы «ухватиться». Поэтому в окружающем пространстве должно находится достаточное количество разнообразных зрительных элементов.

Многие учёные считают, что проблема «зрительного голода» оказывает сильное воздействие на психологическое состояние горожан и таким образом влияет на их здоровье. В агрессивной видимой среде человек чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города.

Различные ландшафты, в том числе, и городские, вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему место, - топофилия. Но ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные образы. К ним, в первую очередь, относятся территории, преобразованные деятельностью людей, особенно под влиянием промышленных производств, истребления лесов и т.п. В науке существует целое направление, изучающее организацию среды обитания человека в городе, восприятие человеком отдельных элементов городского ландшафта. Как правило, город не однороден по своей структуре. Районы, различные по своему функциональному назначению, отличаются планировкой, характером строений. Это, естественно, оказывает существенное влияние на то, как мы их воспринимаем, какие эмоции, чувства и настроение они у нас вызывают.

Метод исследования: анкетирование жителей города с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.

Порядок проведения работы:

1. На общем плане города отметить районы, де будет проводиться исследование. Их должно быть не меньше трёх. В нашем случае это были следующие районы:

а) участок улицы Рылеева от 59 дома до 77;

б) участок улицы Чичерина (район Французского парка);

в) участок улицы Социалистической (месторасположение МАОУ СОШ №31).

2. Подготовить анкеты, включающие пары альтернативных признаков, характеризующих городской ландшафт. Признаки должны быть подобраны таким образом, чтобы описать как качественные, так и эмоциональные характеристики районов города

3. Каждый и респондентов должен заполнять анкету самостоятельно, чтобы избежать какого –либо влияния со стороны.

Обработка результатов:

1. Принять общее количество опрошенных за 100%.

2. Определить, сколько процентов опрошенных предпочли тот или иной признак в паре, оценивая своё восприятие данного района

3. Внести полученные величины с таблицы/графики/диаграммы и т.п.

4. На основании полученных результатов сделать выводы.

Методика выполнение работы:

Опросный лист «Восприятие нашего города»

Мы собираем информацию о том, как жители нашего города воспринимают различные его районы. Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые сведения, поставив знак + в соответствующих пунктах.

Пол: ____ муж.; _______ жен.

Возрастная группа:

____ 7-12 лет; ____13-17 лет; ____18-25 лет; ____26-35 лет; ____36-50; ____50 и .

Социальная категория:

___ учащийся; ____ рабочий; ____ служащий; ____ пенсионер.

Положительные признаки

Отрицательные признаки

___ Красивый


___ Уродливый


___ Преуспевающий


___ Бедный

___ Чистый


___ Замусоренный

___ Здоровый


___ Нездоровый

___ Привлекательный


___ Отталкивающий

___ Выразительный


___ Безликий

___ Интересный


___ Скучный

___ Тихий


___ Шумный

___ Светлый


___ Тёмный

___ Зелёный


___ Деревьев и травы нет



Благодарим за участие в опросе!

Опрос провёл___________________________________________________

Дата проведения опроса__________________________________________

Погода в день проведения опроса___________________________________

Результаты работы:

По результату первого опроса из 15 опрошенных 11 человек считают, что данный участок: уродливый, отталкивающий, безликий, шумный, скучный, в целом, непривлекательный.

Из 23 опрошенных 21 человек считают данный участок красивым, чистым, привлекательным, выразительным, светлым. Но при этом отличают, что деревьев и в целом растительности – мало.

По результату опроса на третьей точке из 40 опрошенных 32 человека считают данный участок привлекательным, достаточно чистым, выразительным и тихим. Вместе с тем, респонденты отличают, что данный участок тёмный, бедный и скучный.

Вывод:

Проведя опрос, мы выяснили восприятие жителями города его отдельных районов, что большинство респондентов хотели бы видеть наш город более чистым, ухоженным и зелёным. Недостаток зелёных островков и рекреационных зон - главная проблема нашего города.

Заключение:

Все мы живём в какой – либо экосистеме. Нам нужно понимать особенности экосистем, чтобы не нарушать равновесие в природе. Считаю, что работа имеет большое практическое значение, так как не только раскрывает сущность и классификацию экосистем, но и влияние разных систем друг на друга, что поможет в дальнейшем глубже разбираться в вопросах круговорота веществ в природе и лучше понимать и раскрывать вопросы равновесия и гармонии в природе; действовать в согласии с закономерностями существования и развития экосистем выращивать урожай, не нарушая связей между живыми организмами и окружающей средой.









































Список использованной литературы:

  • Захлебный А.Н Школа и проблемы охраны природы. М.,1981

  • Зверев И.Д., Печко Л.П. и др. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. М., 1984

  • Израэль Ю.А., Экология и контроль состояния природной среды. М., 1984

  • Кузьмина М.Н., Рыжов И.Н. Типы городской застройки// Биология в школе. 1995 №2

  • Рыжов И.Н., Рыжова Н.А. Городская среда//Биология в школе 1995 №1

  • Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для 10 – 11 классов средней школы. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 1999.

  • Ашихмина Ю.Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000

  • Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа»1997

  • Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001

  • Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М., АО МДС,1996

  • Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практическое занятие для учащихся 9 – 10 классов. – М.: Новая школа. 1996

  • Самкова В.А. Экологический практикум «Город в котором я живу»// Биология в школе: журнал. – 2001. - №5,7

  • Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001





















































12