СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология - наука 21 века.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока, рекомендации по выполнению самостоятельной и домашней работы.

Просмотр содержимого документа
«Экология - наука 21 века.»

Урок № 1

Тема: Экология – наука XXI века

Цели: познакомиться с экологией как наукой о взаимоотношениях живых организмов и среды; определить предмет изучения экологии; познакомиться с вкладом ученых-биологов в экологию.

I. Актуализация знаний

Обсуждение высказываний

1. История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы.

2. Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания (Жан Батист Ламарк).

II. Изучение нового материала

1. Конспект в тетради

Экология (от греческих слов ойкос – дом и логос - учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды.

Такое название этой науке дал Э. Геккель в 1866 году.

Однако изучением этих взаимоотношений ученые занимались с давних времен. Любой натуралист – исследователь растений или животных – всегда не только ботаник или зоолог, но и эколог.

Великими экологами прошлого можно назвать шведа К. Линнея (1707-1778), француза Ж. Б. Ламарка (1744-1829), англичан Т. Мальтуса (1766-1834) и Ч. Дарвина (1809-1882).

Основным объектом экологии является экосистема – совокупность живых организмов (животные, растения, микроорганизмы) и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящие в экосистемы, - популяции, и отношение к среде отдельных организмов.

Вначале экология была равной среди прочих наук, такой же, как физика, химия, ботаника или зоология. Роль экологии резко возросла во второй половине нашего столетия, когда о ней заговорили не только ученые, но и общественные деятели – политики, писатели. К этому вопросу начали сбываться прогнозы Ламарка и Мальтуса, и взаимоотношения человека и природы стали опасными.

2. Работа в группах. Привести примеры опасных взаимоотношений человека и природы.

Население планеты увеличивается, растут промышленные гиганты, по дорогам густой сетью опутавшей планету мчатся миллионы автомобилей, в воздухе летают скоростные лайнеры. В результате хозяйственной деятельности человека истощаются запасы ископаемых ресурсов – нефти, угля и разных руд, теряют плодородие почвы, на которых выращивают сельскохозяйственные культуры, вырубаются леса, загрязняются водоемы, исчезает множество видов растений и животных. Появился новый опасный фактор – радиационное загрязнение среды отходами атомных станций.

3. Работа в тетради

Таблица «Вклад ученых в развитие экологии»

Ученые экологи

Вклад в экологию




Карл Линней создал удобную для практического использования классификацию видов растений и животных и систематизировал сведения об условиях жизни разных видов.

Жан Батист Ламарк первым высказал мысль о том, что все живое и неживое на нашей планете составляет единое целое – биосферу, и предупредил человечество о возможных последствиях влияния человека на природу. Вот как звучало его мрачное пророчество: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

Томас Мальтус математически описал закономерности роста числа организмов одного вида и вслед за Ламарком дал прогноз возможных тяжелых последствий хозяйственной деятельности человека, если его численность будет увеличиваться без предела и произойдет перенаселение.

Чарлз Дарвин, опираясь на идеи Мальтуса, создал учение об естественном отборе, который исключает перенаселение в природе за счет отмирания более слабых особей. Он объяснил отличие естественного отбора в природе, когда преимущество получает самый приспособленный организм, от искусственного отбора, который проводит человек при выведении сортов растений и пород животных. Искусственный отбор человек ведет исходя из полезности растений и животных. В результате отобранные им организмы могут потерять приспособленность к природным условиям.

Для развития экологии немало сделали русские ученые.

Основы сельскохозяйственной экологии заложили А. Т. Болотов (1738-1833) и Н. И. Вавилов (1887-1943).

В. В. Докучаев (1846-1903) создал теорию почвообразовательного процесса.

В. И. Вернадский (1864-1945) развил идеи Ламарка и создал целостное учение о биосфере, показав геологическую роль, которую сыграли живые организмы в преобразовании нашей планеты.

В. И. Сукачев (1808-1967) создал учение об однородных наземных экосистемах – биогеоценозах.

Заметный вклад в развитие экологии внесли:

-Г. Ф. Гуазе (1910-1986; эксперименты с инфузориями, позволившие сформулировать основные положения концепции экологической ниши);

-Г. Г. Винберг (изучение продуктивности водных экосистем);

-Л. А. Зенкевич и В. Г. Богоров (первая карта распределения первичной продукции океанов).

Зоологи Д.Д. Кашкаров и В. В. Стачинский много сделали для организации заповедного дела, обосновав необходимость экосистем заповедников как эталонов девственной природы.

А. В. Яблоков на посту советника Президента Российской Федерации по вопросам экологии сыграл важную роль в разработке программы экологической безопасности России.

Н. Ф. Реймерс опубликовал монографии и справочники по широкому кругу вопросов экологии, которые играют важную роль в становлении экологического образования в стране.

III. Обобщение

Сформулируйте вывод по уроку.

IV. Домашнее задание

1. Используя материал сайта закончить и выучить конспект.

2. Доделать таблицу «Вклад ученых в развитие экологии».

3. Письменно решить проблемную задачу

Проблемная задача

Каждая мышь рождает в год 50-60 мышат. Предположим для удобства расчетов – 25 самок и 25 самцов. Итак, каждая мышь рождает в год 25 самок. Через год потомство одной мыши должно было бы состоять из 625 самок (26х25), не считая самцов. На 10-й год потомство только одной самки должно бы достигнуть 95 367 431 640 625 одних самок, а с самцами в два раза больше!

Почему же этого не происходит, и число мышей на Земле заметно не увеличивается?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!