Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 11 имени Героя Социалистического Труда Н.В. Разина»
Дополнительна профессиональная программа
«Организация проектной деятельности по экологии в общеобразовательной организации»
«Экологическая катастрофа. Разлив мазута в Керченском проливе»
Автор: Акопова Грачуи Владимировна rakopova@yandex.ru
Руководитель:
Корчиков Евгений Сергеевич,
к.б.н., доцент кафедры экологии,
ботаники и охраны природы
Самарского
университета, [email protected]
г. Тольятти, Самарская обл. 2025г.
Содержание
Введение__________________________________________________стр.3
1. Кораблекрушения. Ход событий_____________________________стр.4
2. Хронология разлива и обнаружения пятен мазута у берегов______стр.5
3. Последствия _____________________________________________стр.6
3.1. Экология_______________________________________________стр.6
3.2. Береговая линия_________________________________________стр.7
3.3. Биоразнообразие________________________________________стр.8
3.4. Организм человека______________________________________стр.9
4. Ликвидация последствий__________________________________стр.10
5. Очистка пляжей__________________________________________стр.10
6. Спасение птиц___________________________________________стр.11
7. Критика и реакции. Вывод_________________________________стр.13
Список литературы_________________________________________стр.16
Введение
Экологические катастрофы в мире происходят практически ежегодно. Поскольку диапазон причин очень широк, люди становятся ошеломленными, когда дело доходит до классификации экологических катастроф.
Чем отличается экологический кризис от экологической катастрофы? Кризис — это обратимое, временное состояние, где человек выступает активно действующей стороной, а катастрофа— необратимое явление, человек здесь вынужденно пассивная, страдающая сторона.
Современные экологические катастрофы характеризуются тем, что восстановить разрушения, которые они несут, невозможно. Ущерб, который они наносят, бывает различный по своим масштабам. Поэтому происходящие бедствия подразделяются на глобальные, региональные и местные или локальные.
Разлив мазута в Керченском проливе — экологическая катастрофа, произошедшая 15 декабря 2024 года из-за разлома корпусов двух российских нефтяных танкеров класса Волгонефть и Волгонефть-239 в Керченском проливе в результате шторма.
Эксперты называли несколько факторов, которые могли привести к катастрофе:
Превышение срока эксплуатации судов. Конструктивный срок службы подобных танкеров — 25 лет, однако танкер «Волгонефть-212» был спущен на воду в 1969 году, а «Волгонефть-239» — в 1973 году. Оба судна эксплуатировались на 10–15 лет дольше нормативного срока.
Нахождение в море во время шторма. Конструкция этих судов не рассчитана на сильное волнение. Максимальная высота волны, при которой «Волгонефть-212» могла безопасно находиться в море, составляла 2,5 м, а у «Волгонефть-239» — 2 м. При этом во время шторма в Керченском проливе высота волн достигала 5 метров. Суда - типа "Волгонефть" - речные, класса "О" по Речному Регистру, их район плавания - реки и водохранилища с высотой волны не более 2 м, Позднее суда были переклассифицированы в класс "О-ПР", а еще позднее в "М-ПР", что подразумевает ограниченный выход в прибрежные морские районы, но они должны находиться не дальше 50 морских миль от ближайшего убежища. Проверка Ространснадзора выявила, что оба танкера нарушили сезонные ограничения на плавание в акватории пролива.
Отсутствие разрешений. «Волгонефть-239» перевозила нефтепродукты из порта Азов, несмотря на то, что действие её документов было приостановлено Российским классификационным обществом.
Кораблекрушения. Ход событий.
Сигналы о происшествиях в Керченском проливе поступили утром 15 декабря 2024 года. Первый подал танкер, перевозивший мазут из Ростова-на-Дону до перегрузочного участка порта «Кавказ» в Чёрном море. За 10 минут корпус судна «Волгонефть-212» на сильном волнении переломился в районе миделя. В 10:20 аналогичные повреждения получил второй танкер — «Волгонефть-239». Судно дрейфовало к берегу в районе мыса Панагия и село на грунт в 80 метрах от берега.
Экипаж «Волгонефти-239» эвакуировали только утром в понедельник: спасательная операция была приостановлена на ночь из-за шторма. Из 13 членов экипажа «Волгонефти-212» удалось спасти 12, один человек погиб. 11 моряков были госпитализированы с переохлаждением. На борту «Волгонефти-239», севшего на мель в 18 метрах от берега, находились 14 человек, никто из них не пострадал.
Оба танкера перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута, из которых в море вытекло примерно 3 тыс. тонн. Президент России Владимир Путин поручил правительству создать рабочую группу для координации спасательной операции и ликвидации последствий разлива топлива. Следственный комитет России возбудил уголовные дела о нарушении правил безопасности морского транспорта, повлекшем смерть по неосторожности.
В холодной воде мазут загустел, что замедлило его утечку, но также осложнило работы по локализации загрязнения. 26 декабря в Новороссийск доставили специальную установку для откачки топлива, однако из-за шторма водолазные работы пришлось временно приостановить.
10 января во время мониторинга побережья у затонувшего «Волгонефти-239» обнаружили новый выброс нефтепродуктов. Это произошло из-за того, что топливные танки судна не были извлечены, несмотря на распоряжение президента. Образовавшееся мазутное пятно распространилось на 3 тыс. км². Завершить очистку удалось только 26 января — спасатели извлекли около 1,5 тыс. тонн нефтепродуктов. Судно планировали демонтировать, но окончательное решение по его останкам на тот момент принято не было. По оценкам аналитиков, подъём затонувших танкеров со дна у Анапы может занять от трёх месяцев до года, а стоимость работ составит от 200 млн до 1 млрд рублей.
Издание «Важные истории» сообщало, что затонувшие суда участвовали в экспорте нефтепродуктов из России в обход санкций, наложенных из-за российского вторжения в Украину. При этом только за декабрь и январь в районе затопления зафиксировали ещё 11 подобных судов с нарушениями правил эксплуатации. Устаревшие суда такого типа неоднократно становились причиной экологических катастроф: в 1999 году — в Мраморном море, в 2007 году — в Керченском проливе. 17 декабря 2024 ещё один танкер, «Волгонефть-109», подал сигнал бедствия. Судно удалось спасти и поставить на якорную стоянку в порту «Кавказ». Украинская рабочая группа по изучению экологических последствий военных действий заявила, что нефтепродукты с этих судов предназначались для нефтеперерабатывающих заводов Индии. Экологи отмечали, что такие суда часто ведут рискованную деятельность: переваливают грузы с борта на борт и отключают передатчики AIS, передающие информацию о местоположении судна другим кораблям и береговым службам. 5 февраля Минтранс России объявил о начале проверки более 500 компаний морского и внутреннего водного транспорта, эксплуатирующих суда танкерного флота.
Хронология разлива и обнаружения пятен мазута у берегов.
17 декабря – первые сообщения о пятнах у деревень Веселовка, Благовещенская и Витязево.
26 декабря – первые сообщения о пятнах нефти у южного побережья Крыма.
3 января – пятно было обнаружено у берегов Севастополя на юго-западном побережье Крыма.
7 января – небольшие пятна были обнаружены около Евпатории.
10 января – обнаружено семь новых пятен, в том числе на побережье четырёх районов Крыма и на острове Тузла.
12 января – пятно размером более 14 километров было обнаружено на Бердянской косе.
24 января – после штормовой погоды мазут был обнаружен вблизи Дунайского биосферного заповедника и Национального природного парка «Тузловские лиманы», примерно в 130 километрах к юго-западу от Одессы.
3. Последствия:
3.1. Экология
7 декабря из-за разлива нефтепродуктов в Анапе, посёлке Веселовка и населённых пунктах Запорожского, Новотаманского, Таманского и Сенного Темрюкского района Краснодарского края был введён режим чрезвычайной ситуации. Следы загрязнения обнаружили на береговой линии, протянувшейся на десятки километров — от Веселовки в Темрюкском районе до станицы Благовещенской в Анапе. 26 декабря режим ЧС повысили до федерального уровня. Сразу после аварии экологи предупреждали о возможных долгосрочных последствиях. К 17 декабря оценочная площадь загрязнённого участка увеличилась до 30–40 тыс. км² (учитывая, что одна тонна углеводородов может растекаться на 12 км²). К середине января мазутом были покрыты минимум 54 километра береговой линии Краснодарского края и 15 километров побережья Крыма. Часть пятна оставалась в открытом море. По данным МЧС, к 11 января с пляжей Анапы и Темрюкского района вывезли 157 тыс. тонн загрязнённого песка и грунта. Одновременно велись работы по откачке топлива, оставшегося в танкерах, но они представляли экологический риск, требовали прокладки дорог к затонувшим судам, привлечения водолазов и использования специального оборудования. Хотя в начале января Минтранс оценивал утечку в 2,4 тыс. тонн, к концу месяца этот показатель увеличили до 5 тыс. тонн мазута, большая часть которого оставалась в акватории. Спутниковые снимки 10 января зафиксировали крупное нефтяное пятно протяжённостью не менее 25 км, пересекающее пролив, а также второе пятно длиной около 5,7 км. По оценкам Greenpeace, общая площадь разлива достигла 400 км², а загрязнение распространилось вплоть до берегов Крыма. Разлив угрожал усугубить существующие экологические проблемы Чёрного моря, где общее загрязнение и потепление вод уже нанесли ущерб экосистеме. За последние 40 лет температура воды повысилась на 2 °C из-за антропогенного глобального потепления. По оценкам, ежегодно в море попадает около 9 тыс. тонн нефти из-за погрузки судов, сбросов топлива, аварий и других инцидентов. Разливы топлива в проливе случались и ранее: так, в 2007 году во время шторма танкер «Волгонефть-139» раскололся пополам, вылив в море около 3 тыс. тонн дизельного топлива и 7 тыс. тонн технической серы. С 2022 года экосистема Чёрного моря уже испытывала серьёзные нагрузки из-за военных действий в ходе российского вторжения в Украину. Был зафиксирован рост смертности морских млекопитающих — около тысячи дельфинов и морских свиней погибли в 2022 году. Пострадала и популяция афалин. Дополнительный ущерб нанёс прорыв плотины Каховской ГЭС, вызвавший загрязнение морской воды сточными водами, удобрениями и топливом. Экологи опасались, что международные и независимые организации могут не допустить к изучению последствий катастрофы в Керченском проливе. Разлитый мазут марки M100 имеет температуру замерзания 25 °C, что делает его практически неустранимым при попадании в воду. Представители Greenpeace предупреждали, что нейтрализовать его «технически невозможно», а процесс биоразложения морскими микроорганизмами может занять десятилетия. Учёные прогнозировали, что наиболее серьёзные последствия проявятся ближе к лету, когда мазут, осевший на дне или оставшийся в толще воды, начнёт подниматься на поверхность и частично растворяться под воздействием солнечного света.
3.2. Береговая линия
Очистка пляжей от нефтепродуктов сводилась к удалению верхнего слоя мазута, чтобы восстановить внешний вид побережья. Однако мелкие частицы загрязнения оставались, так как их невозможно было удалить вручную. К лету, с повышением температуры, мазут может начать разлагаться, но этот процесс займёт годы, и загрязнение может снова проявляться. Власти отчитывались лишь о снятии поверхностного слоя и создании видимости чистоты. Так, глава Министр природных ресурсов Александр Козлов ожидал, что пляжи Анапы полностью восстановятся после разлива мазута к 2026 году. Однако экологи считали, что полноценное восстановление экосистемы региона займёт от 10 до 15 лет. В отличие от сырой нефти, тяжёлое нефтяное топливо не остаётся на поверхности воды, а оседает на дно. Экологи предупреждали: если его не удалить оперативно, разлагаться оно будет десятилетиями под воздействием морских микроорганизмов, что нанесёт длительный ущерб экосистеме:
Под угрозой главный миграционный коридор экосистем Чёрного и Азовского морей — Керченский пролив. Дважды в год через пролив мигрируют все 38 видов промысловых рыб Азовского и западной части Чёрного моря. Там проходят пути черноморских афалин и азово-черноморских морских свиней — небольших дельфинов, достигающих в длину 1,5 метра. Может пострадать "роддом" афалин в Таманском заливе Чёрного моря. Однако из-за технических и финансовых ограничений, а также позднего начала ликвидации последствий (на 24 декабря уборка мазута в море так и не началась), экологи опасались, что разлив не удастся полностью устранить. По оценкам специалистов, даже при самых организованных операциях удастся собрать не более 10 % разлитого топлива. К середине января власти сообщили, что с пляжей вывезено более 150 тыс. тонн загрязнённого песка. Однако для полной очистки могло потребоваться до 500 тыс. тонн, что привело бы к радикальному изменению береговой линии и разрушению рекреационной инфраструктуры. Активисты опасались, что вывезенный песок могут попросту закопать, как это происходило, например, в Семикаракорском районе Ростовской области. На галечных пляжах, таких как «Золотой берег» в Анапе, очистка усложнялась из-за особенностей береговой линии. Волонтёры собирали загрязнённые камни вручную, но на конец декабря не существовало эффективных методов очистки галечных пляжей. Некоторые отдалённые участки оставались практически нетронутыми. Например, в посёлке Артющенко, где доступ к загрязнённым зонам осложняли крутой берег и узкая пляжная полоса, работы по очистке к концу декабря так и не начались.
3.3. Биоразнообразие
Утром 17 декабря на пляжах начали обнаруживать мазут. Местные Telegram-каналы опубликовали видео морских птиц, покрытых нефтепродуктами. К 24 декабря было обнаружено 210 погибших птиц, а к концу месяца их число оценивалось уже в 15–20 тысяч. Однако, по данным оперативного штаба Краснодарского края, к 11 января в Анапе и Темрюкском районе зарегистрировали около 5800 загрязнённых птиц, преимущественно чомг. Биологи предупреждали, что эти цифры могут быть лишь «вершиной айсберга», поскольку даже выжившие птицы подвергаются серьёзным рискам переохлаждения и долгосрочным проблемам со здоровьем, включая поражения печени и желудка. 18 декабря волонтёры обнаружили на берегу в Анапе молодую самку дельфина, погибшую в результате загрязнения. К 22 декабря число найденных мёртвых азовских дельфинов достигло, а к концу января — уже. Экологи предупреждали, что эта катастрофа может привести к полному исчезновению черноморской свиньи — вымирающего вида из семейства китообразных. Даже если часть популяции выживет сейчас, её численность может сократиться до критического уровня, при котором вид неизбежно вымрет. Основной ущерб утечка мазута наносит донным организмам — водорослям и моллюскам, которые служат кормовой базой для рыб, таких как черноморские бычки, камбала и кефаль. Через рыбу токсичные вещества могут попадать в организмы морских млекопитающих, птиц и человека. Наибольшую угрозу для здоровья людей представляет рыба, которая в ближайшие месяцы будет накапливать загрязняющие вещества из воды и пищи. В январе Роспотребнадзор пообещал усилить контроль за качеством рыбы на Черноморском побережье. По итогам анализа 200 проб отклонений не выявили. Однако, когда в 1997 году у побережья Японии затонул танкер «Находка», разлив до 5000 тонн мазута, японские власти приостановили рыболовство в зоне катастрофы минимум на год. Некоторые региональные депутаты также выступали за ограничение рыболовства.
Помимо животных и птиц, пострадали и прибрежные природные комплексы — места произрастания редких и краснокнижных растений.
3.4. Организм человека
Международное агентство по изучению рака ещё в 1988 году классифицировало тяжёлое топливо как потенциальный канцероген. В исследовании, посвящённом влиянию разлива топлива в Испании в 2002 году, было установлено, что чем дольше и теснее человек контактировал с загрязнением, тем выше становился риск развития заболеваний дыхательной системы. Однако данных по этой теме остаётся недостаточно. В Анапе волонтёры, участвовавшие в очистке пляжей, жаловались на аллергические реакции и головные боли. По некоторым сообщениям, в волонтёрских штабах из медикаментов имели только активированный уголь и «Полисорб». Участники ликвидации также сообщали, что в ряде зон воздух был настолько насыщен парами нефтепродуктов, что вызывал головокружение и слабость. 15 января 2025 года при уборке мазута погиб 17-летний студент Анапского индустриального техникума Александр Комин. У него была бронхиальная астма. К 15 января за медицинской помощью после работ на пляжах обратились 146 человек, трое были госпитализированы. Несмотря на предупреждения экологов, 19 января в Анапе прошли традиционные крещенские купания. Чиновники заверили, что вода была проверена заранее, однако спустя несколько часов после мероприятия оперативная группа сообщила, что ночной шторм вновь вынес на берег новые фрагменты нефтепродуктов.
4. Ликвидация последствий
Власти Краснодарского края изначально не запрашивали федеральной помощи. Происшествию присвоили только муниципальный уровень ЧС, а 25 декабря его повысили до регионального[6]. Только через десять дней после аварии государство признало ситуацию чрезвычайной на федеральном уровне. На ликвидацию последствий сначала выделили 1,2 миллиарда рублей, а 13 января — ещё 1 миллиард. Однако экологи и волонтёры критиковали усилия властей, называя их неэффективными[14]. По состоянию на 27 января, до 5 тыс. тонн мазута всё ещё оставались на дне моря.
5. Очистка пляжей
Ликвидация последствий разлива мазута в Керченском проливе
Для удаления загрязнённого песка и ила волонтёры вручную просеивали песок и собирали комья мазута. Активисты отмечали, что в первые дни местные и федеральные чиновники в значительной степени игнорировали проблему. Экологи забили тревогу и начали координировать работы в Telegram: 16 декабря была создана группа «Разлив нефти в Чёрном море», которая уже к 24 декабря набрала более 86 тыс. участников — значительно больше, чем официальные каналы. В первую неделю после аварии волонтёры взяли на себя основную часть работ по очистке, однако столкнулись с нехваткой защитного снаряжения. Собранный загрязнённый песок оставался на пляжах, так как у местных властей не было возможности организовать его вывоз и переработку. Несмотря на то, что губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев создал оперативные штабы в двух муниципалитетах края под руководством их глав. По официальным данным, на 17 декабря в ликвидации последствий были задействованы 433 человека и 65 единиц техники. Работы выполняли специалисты регионального отряда «Кубань-СПАС», ФГБУ «Морспасслужба» и МЧС России. Жители записывали видеообращения к федеральным властям с призывом помочь в ликвидации последствий, а также создали петицию для привлечения внимания к проблеме. На 18 декабря в очистке пляжей участвовали 4 тыс. волонтёров. Однако масштабные работы по ликвидации последствий начались только на девятый или десятый день после аварии. 24 декабря МЧС России отчиталось о ходе работ в Краснодарском крае и Крыму. В Краснодарском крае было очищено 0,024 км² акватории, обследовано 190 км береговой линии, собрано 25 тонн нефтесодержащей жидкости, установлено 200 метров боновых заграждений. В порту Анапы собрано более 14 тыс. тонн загрязнённой воды и очищено почти 4,8 тыс. м² берега. В Крыму обследовали 349 км береговой территории, обнаружили 20 масляных пятен, очистили 14,4 км береговой линии. Было собрано и вывезено более 109 тонн загрязнённого песка и грунта, а также свыше 3 тонн нефтесодержащей жидкости. Несмотря на официальные отчёты о проведённых мероприятиях, активисты и наблюдатели заявляли о неполноте мер и сохраняющихся проблемах в регионе. Одним из ключевых вопросов оставалась судьба собранных мешков с загрязнённым песком. 24 декабря глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело после многочисленных жалоб на недостаточные меры по ликвидации разлива мазута в Краснодарском крае. Однако критика властей продолжалась. К концу января Meduza сообщала о серьёзных проблемах с очисткой побережья, вывозом загрязнённых отходов, бюрократическими барьерами и нехваткой техники. Вывоз загрязнённых отходов сопровождался рядом скандалов. 23 декабря оперативный штаб заявил, что собранный мазут и песок отправляют на специальную площадку в промзоне Анапы, откуда их должны были перевозить на полигоны для обеззараживания и утилизации. Однако оказалось, что эта площадка находится всего в 10 метрах от жилых домов, что вызвало возмущение местных жителей. Власти пообещали прекратить вывоз на эту территорию к 26 декабря. Хотя позже была найдена новая площадка и утилизацию планировали завершить в течение нескольких месяцев, экологи опасались, что собранный загрязнённый песок могут просто закопать, как это уже случалось в других регионах. В отличие от сырой нефти, мазут при разливе образует на поверхности воды плотную плёнку, сворачивается в холодной воде в комки и частично оседает на дно. Это значительно осложняет его сбор. К тому же зимние штормы регулярно прибивали к берегу новые пятна и куски мазута, которые уходили в песок, создавая несколько загрязнённых слоёв под внешне чистым покрытием. Лишь 9 января, спустя почти месяц после аварии, на заседании правительства президент Владимир Путин распорядился создать общенациональную группу реагирования на последствия катастрофы.
6. Спасение птиц
Очистка птиц волонтёрами после разлива мазута в Керченском проливе в 2024 году. К 18 декабря в Витязево был открыт пункт спасения птиц, где их очисткой от мазута занимались ветеринары и волонтёры. В период с 27 по 29 декабря оперативный штаб Краснодарского края заявил, что уже спасено от мазута более 1,2–1,5 тысячи особей, большинство из которых находились в Анапе. Более тысячи птиц передали в реабилитационные центры и зоопарки. Среди пострадавших встречались краснокнижные виды — хохлатые бакланы и чернозобые гагары. Загрязнённых нефтепродуктами птиц находили даже в грузинском Батуми, у многих ветеринары выявили тяжёлую интоксикацию, слипшиеся перья и нарушение терморегуляции. Очистка одной птицы занимала у волонтёров около 45 минут. Однако после обработки животные должны были содержаться в специальных условиях, получать капельницы и проходить реабилитацию. В России отсутствуют специализированные бассейны для выхаживания птиц после нефтяных загрязнений, что делало процесс их спасения практически невозможным. Эффективность очистки оставалась крайне низкой. По оценкам частных волонтёров, выживало не более 10 % обработанных птиц, поскольку токсичные вещества уже нанесли необратимый вред их внутренним органам. Например, центр «Пеликан» сообщил, что из 188 птиц, доставленных в ночь с 7 на 8 января, 95 % погибли. В птичьем заповеднике Ставропольского края из 1051 птиц удалось спасти лишь около 17 %. По словам сотрудников центра, эти птицы провели в загрязнённой воде более трёх недель и питались заражённой пищей. Окончательное число погибших остаётся неизвестным, но к концу января оценки достигали 15–20 тысяч особей. Кроме высокой смертности во время реабилитации, птицы гибли и после возвращения в дикую природу. В начале января специалисты Министерства природных ресурсов выпустили 160 чомг и других птиц, заявив, что они готовы вернуться в естественную среду. Однако уже на следующий день мёртвых птиц находили неподалёку от места выпуска. Вероятно, они погибли от переохлаждения, поскольку во время мойки их перья оказались обезжирены и утратили естественную защиту от воды. Волонтёры утверждали, что птицы должны были находиться в реабилитации не менее двух месяцев, но это требовало расходов на их содержание из бюджета Краснодарского края. В результате, руководствуясь письмом «Русского орнитологического общества», чиновники выпустили их уже на шестой день, что привело к массовой гибели. Для успешной реабилитации птицам требуются специальные «пингвиньи свитера» (подобные использовались за рубежом, например, для спасения пингвинов после нефтяных разливов), инфракрасные обогреватели и специализированные центры реабилитации, подобные Международной организации по спасению птиц в США. Волонтёры считали, что власти ускорили выпуск птиц в целях пиара. Впоследствии они также заявляли о давлении на волонтёрские центры, сомневались в официальной статистике и критиковали методы работы чиновников. После широкой критики в СМИ оперативный штаб запретил выпуск птиц без предварительного осмотра ветеринаров. Волонтёры назвали это решение «победой», однако многие выражали недовольство тем, что им пришлось тратить силы на борьбу с бюрократией вместо сосредоточения на спасении животных и очистке пляжей.
7. Критика и реакции
Несмотря на заявления властей о выделении 2,2 миллиарда рублей на ликвидацию последствий разлива, к концу января многие волонтёры продолжали покупать рабочий инвентарь за свой счёт. По данным волонтёрских организаций, к 24 декабря им пришлось собрать более 6 миллионов рублей на закупку химических средств и медикаментов для спасения птиц. Многие волонтёры отмечали, что вывоз загрязнённого песка с пляжей часто осуществлялся на машинах, предоставленных частными лицами и компаниями. Некоторые государственные центры помощи животным отказывались пускать на свою территорию волонтёров и орнитологов. Добровольцы подозревали, что птицам в таких центрах не оказывают должной помощи, а выделенные средства могут использоваться не по назначению. Эксперты критиковали недостаточную поддержку со стороны государства, подчёркивая, что для эффективной ликвидации последствий требовалась специализированная техника — как для работы с аварийными танкерами, так и для очистки нефтезагрязнённых участков суши. МЧС России заявило, что не существует эффективных методов очистки этого типа мазута. Однако подобные технологии применялись ещё в 2002 году, когда у берегов Испании затонул танкер Prestige, перевозивший аналогичное тяжёлое топливо. Тогда было загрязнено около 2000 километров береговой линии. Советские инженеры ещё в 1989–1990 годах по заказу Миннефтепрома разработали установку, использующую ультразвук для отделения углеводородов от песка и глины. Однако в современной России нефтяные компании заказывают такие установки редко, в основном в рамках судебных разбирательств по экологическим ущербам. Эксперты указывали, что в распоряжении МЧС подобных установок не оказалось, хотя они могли бы существенно помочь в утилизации токсичных отходов после нефтеразлива. Местные жители и волонтёры критиковали власти за неэффективность действий. Эксперты подчёркивали, что у правительства нет чёткого плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Многие волонтёры жаловались, что чиновники не только не помогали, но и мешали их работе. Дополнительная критика звучала из-за неспособности оперативно откачать мазут из танкера «Волгонефть-239», что привело к повторному выбросу нефтепродуктов и усугублению экологического кризиса. Одним из наиболее спорных вопросов стал вывоз собранного песка и мешков с мазутом. В некоторых районах отходы либо не вывозили вовсе, либо делали это нерегулярно, из-за чего их смывало обратно в море. Власти отрицали эти сообщения, заявляя, что песок транспортируют на специализированные предприятия для утилизации. По данным МЧС, к середине января было собрано более 162 тысяч тонн загрязнённого песка и грунта, однако из этого объёма вывезли только 40 тысяч тонн. При этом власти не раскрывали, какие именно предприятия занимаются утилизацией и способны ли они справляться с такими объёмами, что вызывало вопросы у экспертов и общественности. 14 января стало известно, что администрация Анапы планировала разместить полигон для хранения и утилизации мазутного песка вблизи хутора Воскресенского. По данным «Новых известий», на этом участке уже было захоронено 125 тысяч тонн загрязнённого песка. Экологи и местные активисты отмечали, что выделенная территория находится в курортной зоне, что вызывало беспокойство жителей. Они опасались, что власти фактически размещают опасные промышленные отходы в зоне отдыха. Во время уборки пляжей водители самосвалов жаловались, что каждая машина могла совершать только одну поездку в день из-за необходимости взвешивания груза до и после разгрузки. Это приводило к очередям грузовиков, задержкам вывоза и скоплению загрязнённого грунта. 24 декабря Forbes, ссылаясь на представителя администрации, сообщил, что места складирования загрязнённого песка будут полностью заполнены в течение двух дней. Между тем, ещё 23 декабря глава Следственного комитета Александр Бастрыкин инициировал уголовное дело, задавшись вопросом о конечной точке транспортировки мазута. Значительные разночтения возникли в заявлениях министра природных ресурсов Александра Козлова относительно объёма загрязнения. Он утверждал, что общее количество отходов составляет 200 тысяч тонн песка с концентрацией мазута выше 15 % (что относится к 3-му классу опасности отходов). Это означало, что в песке содержится не менее 30 тысяч тонн разлитого мазута. Однако грузоподъёмность одного затонувшего танкера составляла 4800 тонн, а на двух судах официально числилось 9200 тонн мазута к концу декабря. Роспотребнадзор заявлял, что пробы воды соответствуют санитарным нормам после очистки, однако наблюдатели отмечали наличие плавающих остатков мазута и нефтяной плёнки в местах забора проб. Специалисты ИНП РАН подчёркивали необходимость дополнительных исследований для оценки загрязнения морского дна и воды. Они также не исключали, что пляжи в зоне загрязнения потребуется закрыть для купания. Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян в интервью «Коммерсанту» назвал разлив мазута в Керченском проливе самой серьёзной экологической катастрофой России с начала XXI века. Greenpeace призвала российские власти «приложить все усилия для смягчения или сокращения воздействия разлива нефти на окружающую среду, а также вывести военные корабли и прекратить милитаризацию региона». Пол Джонстон, ученый из исследовательских лабораторий Greenpeace, заявил, что «вокруг разливов нефти всегда присутствует элемент неопределенности», но отсутствие своевременной информации еще больше усилило эту неопределенность: «Я не совсем уверен, что мы когда-нибудь узнаем истинные масштабы проблемы». Несмотря на экологическую катастрофу, российские регионы продолжают скупать путевки для отдыха детей на побережье Черного моря, в том числе в Анапе и Крыму. Уже после масштабной утечки мазута, было заключено как минимум 15 контрактов на организацию отдыха детей в летний период на общую сумму свыше 300 млн рублей. В том числе путевки на Черное море для детей-инвалидов и сирот.
Вывод. Разбираемся, что будет после.
После разлива мазута в Керченском проливе прошло почти три недели, но до окончательной ликвидации последствий аварии ещё далеко. Волонтёры и муниципальные службы продолжают убирать с берегов Анапы нефтепродукты, которые выбрасывает на побережье штормами, и спасать животных, которые попали в ловушки мазута. Очевидно, что такая крупная экологическая катастрофа не оставит нас без долгосрочных последствий. Разбираемся, что нас ждёт в ближайшем будущем.
Токсическое загрязнение воды и побережий. Мазут — это остаточная фракция после перегонки нефти — чёрная, зловонная, очень тяжелая и вязкая. Как рассказала Юлия Набережная, эколог, президент АНО «Западный Кавказ», член экспертного совета по ООПТ Краснодарского края, мазут содержит значительное количество асфальто-смолистых веществ и большее, чем исходные нефти, количество серы и ванадия. Соединения, образующие мазут, построены из пяти основных элементов: углерода, водорода, серы, кислорода и азота.
Такой мазут застывает при температуре +25℃, по плотности почти как вода и тяжелее, и, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды. Всплытие такого мазута возможно только в нереальной для природы ситуации — если он прогреется до 22—25°С, а температура воды при этом останется в пределах 0—7°С. В реальности прогрев воды и мазута происходит синхронно. Мазут может оставаться в морской воде от месяца до нескольких лет, пока его не съедят бактерии.
Один литр нефти и нефтепродуктов лишает кислорода 40 тысяч литров воды и её обитателей. Водорастворимые соединения легко проникают в организм рыб, масляные вещества, содержащиеся в мазуте, обволакивают жабры, рыба задыхается. А донные отложения нефтепродуктов подрывают кормовую базу.
В мире нет испытанных технологий по его удалению из толщи воды. Поэтому основной способ — сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает в прибрежную зону. Волны уже разбили пленку мазута на поверхности и смешали его с толщей воды, что резко снизило эффективность боновых заграждений и плавающего сорбент. Воздействие выброшенного на берег мазута на прибрежные экосистемы тоже неблагоприятно. Всего два грамма нефти и нефтепродуктов в одном килограмме почвы делают её непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры. В соединении с морской водой, песком, под воздействием летних температур потенциально токсическое воздействие усиливается.
По истечении времени есть надежда на то, что часть мазута на дне затвердеет, но часть безусловно ещё поднимется, и эта масштабная экологическая катастрофа напомнит о себе еще не раз.
Список литературы:
1. Интернет журнал NGS.RU https://ngs.ru/
2. Интернет энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Интернет Журнал «Земля касается каждого» https://earthtouches.me/
7