МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
пгт Нижний Одес МР «Сосногорск»
Республика Коми Россия
Номинация «Экология»
Бесценное наследие традиционной духовной культуры
древних коми охотников и рыбаков
6 класс
Предмет: коми язык
Учитель коми языка: Ситникова Надежда Григорьевна
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Научная основа исследования………………………………5
Страницы древности седой…………………………………6
Преданья старины глубокой………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….14
5. Приложения
« И вместе с историей, друг мой и брат,
Шагая вперед, оглянись ты назад.
История Коми – таежный родник,
Несущий воды – знанья о прошлом в наши дни.
История Коми – древо могучее,
От него побеги памяти
Ведут нас дальше в будущее ».
Введение
Мы живем в одном из самых красивых, богатом природными ресурсами регионе России - Республике Коми. Культурно-историческое прошлое, которой позволяет духовно обогащать население республики, воспитывать патриотизм, любовь к этой благодатной земле, развивать преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Вот почему так важно знать историю, культуру, природу нашей малой Родины – нашей Коми земли.
Главное действующее лицо в природе – человек, который, к сожалению, является основной причиной ухудшения экологической обстановки на Земле в общем, а в частности – в нашей республике. И только от нас, современных людей, зависит, в каком виде мы оставим природное наследие нашим потомкам. Ведь наши предки, древние коми, практически живя за счет природных ресурсов, оставили нам экологически чистую тайгу с множеством диких животных, полноводные реки и озера, богатые ценной промысловой рыбой. Как же им (древним коми) удавалось сохранить природу почти в первозданном виде? Поэтому, тема моей исследовательской работы:
«Бесценное наследие традиционной духовной культуры древних коми охотников и рыбаков».
Форма исследования – реферат.
Главная цель – «создание» в школе виртуальной экспозиции по данной теме, имеющей несколько разделов.
Метод, которым я пользовалась - теоретический, т.е. исследование истории вопроса в виде сбора, изучения и обобщения материала на основе научных, литературных, фольклорных сведений о данных аспектах. При этом я выделила следующие задачи исследования:
сравнения знаний ребят по теме исследования (см. Рис. 1);
показать, как народные традиции, культы, обычаи, обряды, верования, мифы и т.д. помогали древним коми не только успешно заниматься охотой и рыболовством, но при этом и сохранять девственную красоту коми природы; что основой традиционного мировоззрения народа коми всегда была взаимосвязь человека, общества и природы;
подвести итоги и обобщить все полученные сведения, донести их до широких масс для пополнения знаний об исторической значимости наследия древних коми-охотников и рыболовов; воспитывать любовь и бережное отношение к нашей прекрасной северной природе, к нашей малой родине – Республике Коми.
Основная часть
Перед созданием экспозиции предлагаю двум группам учащимся небольшой тест, цель которого описана в вводной части реферата.
Истоки истории, культуры коми уходят в глубокую древность, хотя в письменных источниках первые упоминания о коми народе есть в 10-12веках. Уже с тех незапамятных времен и до наших дней вопрос о происхождении, поселении древних коми, их исторические наследия волнуют множество ученых: историков, археологов, этнографов, лингвистов и т.д.
Среди них такие известные имена, как :
- Стефан Пермский (см. Рис 2) - составитель древней коми азбуки, приведший предков коми в христианство;
- Епифаний Премудрый, написавший в конце 11 века «Житие святого Стефана, епископа Пермского»;
- русские историки Н.М.Карамзин и В.Н. Татищев, жившие на рубеже 18 и 19 века; академик Н.И.Лепехин.
Позднее этим вопросом занимались В.Н.Латкин - путешественник и промышленник; выдающийся деятель русской литературы Н.И.Надеждин; писатель-народник П.Д.Засадимский; другие русские писатели - С.В.Максимов, А.В.Круглов.
В дальнейшем большое значение в изучении данного вопроса сыграли: Г.С.Лыткин, В.П.Налимов, П.А.Сорокин (см.Рис. 3), И.А.Куратов (см.Рис.4), К.Ф.Жаков (см.Рис.5), видный коми ученый А.С.Сидоров.
В послевоенные годы и до наших дней широко известны исследования Л.Н.Жеребцова, Ю.В.Гагарина, Н.П.Юшкина (см.Рис.6), Я.Н.Безносикова, А.М.Чисталева, Л.П. Машука и др.
В наше время уже получены очень интересные результаты по изучению, в частности календарной символике, семантике детских игр, изучены отдельные проявления дохристианских верований коми, а именно связанных с древней охотой и рыболовством. Продолжаются планомерные исследования традиционной культуры народа коми. В этой области активно работают И.В.Ильина, Н.Д. Конаков, О.В.Котов и др.
Исследования всех вышеназванных просветителей и ученых стали научной основой моего реферата.
Практически все исследователи сходятся в том, что ближайшие предки коми-зырян, коми-пермяков жили в 1 тыс. до н.э. на огромной территории от Волго-Камья на юге до бассейна Печоры на севере, от западных склонов Урала до реки Северная Двина. Древние коми племена жили на Каме, Вычегде и Печоре. В связи с тем, что коми язык относится к финно-угорским народам уральской языковой семьи. Многие современные ученые по-разному трактуют перевод на русский язык слов «Пермь», «зыряне», «коми». Но, предполагается, что «коми-зыряне», «коми-пермяне» (пермяки) - названия - синонимы народа-коми, т.к. это в переводе с других языков означает - люди, живущие на задней земле, земле за рубежом, люди, живущие на краю.
Несмотря на то, что природно-географические условия территории Коми края в целом достаточно пригодны для проживания человека, тем не менее, эта территория обладала неблагоприятными условиями для развития производящего хозяйства (земледелия и скотоводства), т.к. уровень развития, темпы роста производительных сил были крайне низкими. И лишь в 4-6 веках, когда в Приуралье проникают богатые воинственные группы из Прикамья, тогда на Севере появляются скотоводство, лесное подсечное (тыловое) земледелие, а на его основе в дальнейшем - уже пашенное земледелие с использованием тягловой силы скота. Наиболее развито скотоводство было в плане крупного, рогатого скота, разведения овец и лошадей. А вот оленеводство зародилось не раннее 17 века и то у северных коми (ижемцев). (см.Рис.8)
И все-таки, вплоть до второй половины первого тысячелетия новой эры население Коми края в основном занималось охотой, рыболовством, собирательством, используя лишь природные ресурсы.
Издавна охота (см.Рис.9) у коми была промысловой и любительской добычей диких зверей и птиц. Но, в основном, она носила промысловый характер, т.к. пушнина была основным товарным продуктом.
Промысловый охотничий сезон подразделялся на два периода:
осенний – охота в одиночку в ближних охотничьих угодьях;
весеннее – зимний - дальний промысел артелью.
Угодья же были постоянными районами промысла, находились в семейной
собственности и были оснащены промысловым жилищем, избушкой и постройками для хранения инвентаря, добычи. (см.Рис.10)
Во время охоты использовались «ПАСЫ»- семейные знаки собственности. (см.Рис.11) Знаки наносились на бересту, которая кладется в лесу у добычи, а также на охотничьи принадлежности: копье, ружье и т.д.
Некоторые исследователи считают, что ПАСЫ использовались для создания древней системы письма, существовавшей до Стефана Пермского.
Рыболовство у коми также было промысловым и любительским. Его быт имел большое сходство с охотничьим. Большая часть рыбы добывалась индивидуально, семейно, артельно в ближних охотничьих угодьях. В прошлом широко применялся лов рыбы запорами, заграждениями. До сих пор ловят рыбу сетями, неводами, бреднями. А вот удочкой в давности пользовались преимущественно дети. Взрослые же ловили дорожкой, перемётом. Лучили острогой рыбу, глушили через молодой лёд. (см.Рис.12)
Рыба наиболее ценных пород предназначалась на продажу (омуль, хариус, сёмга и т.д.). Для себя оставляли впрок менее ценную рыбу для засола (малосольная, коми засол), сушили, вялили, что впрочем, делали и с мясом.
До сих пор рыболовство, хоть и утратило своё промысловое значение, остаётся популярным занятием жителей республики.
Передвигались летом на лодках, плотах, паромах. Лодки были двух видов: осиновые долблённые и дощатки. Зимой – гужевой транспорт (сани, нарты) и лыжи. (см.Рис.13)
Таким образом, высокий удельный вес в традиционном природопользовании охоты и рыболовства обуславливали у коми тесные связи с природой, природной средой и сохранение некоторых характерных черт присвающего общества, потребительской экономики. Это наглядно отражалось в традиционной культуре народа коми, а именно у древних рыбаков и охотников в верованиях, культах, обрядах, легендах, мифах и т.д.
Один из исследователей Коми края К.Попов в конце 19 века писал, что « …если бы нужно и можно было писать историю зырян, то надо было бы писать историю их охоты и рыболовства».
Ещё раньше, в конце 14 века Епифаний Премудрый в «Житие святого Стефана…»
говорит о первостепенной роли охоты и рыболовства. Также в нём содержится довольно подробные сведения о языческих богах, покровителях древних коми охотников и рыбаков, что говорит о язычестве народа коми, который поклонялся культам деревьев, воды, огня, животных и т.д.
Об этом нам говорит древнекоми промысловый календарь (см.Рис.14), который был найден в наше время на территории РК в бассейне реки Вычегда.
Календарь представляет собой бронзовое кольцо с изображением девяти промысловых животных. Эта символика базировалась на типичном для мифопоэтического мышления восприятии окружающего мира в его единстве.
В основу деления года на 9 периодов (месяцев) были положены биологические циклы промысловых животных (период гона, линьки, появления детёнышей и т.д.).
Календарь делился ещё на сезон охоты и выводковый цикл. Начало года в нём совпадает с днём весеннего равноденствия – 22 марта (отметка знака солнца), затем счёт идёт против часовой стрелки. В качестве основной единицы счёта используется четырёхдневная « неделя».
Начинается год периодом медведя – с 22 марта по 27 апреля (медведь считался главным зверем у древних коми);
период оленя – с 28 апреля по 2 июня;
период горностая – 3 июня по 4 июля (летнее солнцестояние);
период росомахи – с 5 июля по 9 августа (завершение непромыслового сезона);
период лося – с 10 августа по 4 октября (осеннее равноденствие). В легенде говорится, что когда лось похитил солнце, наступила ночь.
период выдры – с 5 октября по 19 декабря (он самый продолжительный, подготовка к пушной охоте);
период лисицы - с 20 декабря по 24 января (пушная охота, зимнее солнцестояние, имеется зарубка на хвосте лисы и значок на внешнем ободе);
период белки - с 25 января по 21 февраля (массовый беличий промысел).
Завершал период охоты период куницы - с 22 февраля по 21 марта (день весеннего равноденствия, есть знак солнца под мордой зверька).
Таким образом, календарь доказывает, что предки коми хорошо знали все четыре солнечные фазы, ориентировались по ним, и ещё в дохристианский период вели счет
времени. Кроме того, они выбирали зверей, с большинством из которых связаны легенды, мифы и поверья древних коми, что важно для моего исследования.
Всё это говорит о гармоничности жизни коми-зырян и их деятельности с природой края. А календарь является находкой, пока не имеющей аналогов на территории севера Евразии.
Что же ещё доказывает нам, что древние коми были язычниками?
Во время археологических исследований были обнаружены древнейшие памятники прошлого - различные стоянки охотничьих племён в пещерах: Бызовая, Мамонтовая, Курья, Медвежья, Уньинская, Эшменская и др. В них были найдено большое количество костей мамонта, оленя, рога, черепа.
Не исключено, что многие из пещер были не только местами обитания, но и культовыми святилищами, кумирнями, где древними охотниками и рыбаками проводились различные ритуалы, обряды, жертвоприношения, перед началом и после охоты и рыбалки и т.д. (см.Рис.15)
В таких местах, например, святилище древних предков коми-зырян Джуджыдъяг на Ср. Вычегде были найдены различные предметы, в том числе и культовые, выполненные в зверином стиле ( в виде животных, птиц, рыб). (см.Рис.16) Кстати, культовые предметы являлись ещё и оберегами, амулетами древних коми.
Таким образом, мы видим, что древние коми были идолопоклонниками. Основным идолом, кумиром являлась Золотая баба (Зарни Ань) - древнее коми божество. (см.Рис.17) О ней слагались мифы и легенды, считалось, что она приносит счастье и благополучие, а охотникам и рыбакам - удачу в промысле. Поэтому ей, как и другим идолам, кумирам приносились богатые жертвоприношения. Но с первым появлением христианской веры, насаждаемой Стефаном Пермским, стали «огнём и мечом» уничтожаться святилища и кумирни, святыни язычников коми. В результате, вспыхивали волнения народа коми, даже бывали неоднократные случаи массового суицида среди населения. Так люди протестовали против насильственной христианизации. Многие коми, спасаясь от неё, бежали за Урал на Обь, куда и унесли своего главного кумира Золотую бабу. К сожалению, она до сих пор не найдена.
Но в конце 19 века на границе Коми и Западного Урала был найден пятиметровый деревянный идол, сделанный из лиственницы с нанесенными на него знаками. Предполагается, что он является прообразом Золотой бабы и одним из доказательств того, что письменность у древних коми, ее зачатки появились задолго до Стефана Пермского. (см.Рис.18)
Одной из форм язычества коми были различные культы. Среди них - культ деревьев, то есть поклонение древесному, растительному миру, почитание, наделение душой и способностью влиять на человеческую судьбу. (см.Рис.19) Бытовали поверья, что деревья по ночам разговаривают друг с другом, сообщают увиденное ими до десятка километров. Промысловая мораль воспрещала рубить лес понапрасну даже у охотничьей избушки. А уж если так случилось, то надо было посадить около избушки новое деревце.
У коми охотников раньше обязательно полагалось спросить у дерева разрешения переночевать под ним. Было поверье о существовании «живых» деревьев, дерева- двойника охотника. Считалось, что при рубке такие деревья источают кровь, кричат от боли. Легендарный герой коми фольклора, живший недалеко от деревни Синдор, охотник Йиркап (см.Рис.20), по преданию сделал себе волшебную лыжу из такого волшебного дерева, а вторую – из простого дерева. Если бы сделал обе лыжи из волшебного дерева, то он бы не мог остановиться. На своих лыжах он мог догнать любого зверя. Но, в результате колдовства, Йиркап утонул в Синдорском озере, успев отбросить волшебную лыжу на берег.
Считалось, что это древняя коми легенда. Однако археологами близ деревни Синдор (родины Йиркапа) была обнаружена передняя часть лыжи, украшенная скульптурным изображением головы лося. (см.Рис.21) Точно также были украшены и лыжи этого охотника. Значит, Йиркап не фольклорный герой, а вполне реальный человек, древний охотник, возведённый предками коми в культовый ранг?
Сохранение вплоть до недавнего времени высокой роли охоты и рыболовства в жизни коми обуславливали сохранение специфических форм древнего мировоззрения, то есть промысловых культов. Из них наиболее распространёнными у древних коми были культы духов – хозяев водной и лесной стихии, и тесно связанные с ними культы промысловых животных, рыб, птиц.
Культ духов – хозяев выражаются в особых магических обрядах и действиях, с целью оказать желаемое воздействие на них для обеспечения успешной охоты. Эти духи могли и наказать неудачей в охоте или рыбной ловли за неуважительное отношение и непочтение к ним и добыче.
Из духов- хозяев главными были - духи леса, считавшиеся невидимыми – леший, боровой и т.д. Перед охотой надо было задобрить их, сделать подарки (еда, табак и мн.др.) Им же предназначалась первая добыча. В лес охотник шёл в гости и должен был соблюдать особые не писаные правила-законы: не мусорить, не сквернословить, не ссориться. Запрещалась добыча зверя и птицы в выводковую пору, неоправданная вырубка живого леса и т.д.
То есть были правила природоохранительной характера, где дух выступали «поборниками» природоохранительной морали. Об этом бытуют былички, например, три охотника не выполняли этих правил и были выкинуты из леса.
Есть такие хозяева- духи лесных избушек. (см.Рис.22) Здесь были такие правила: попроситься у избушки на ночлег, утром всё убрать, отблагодарить и оставить съестные припасы. Приговорки охотников: «Избушка-матушка, пусти меня погреться и переночевать». Или: «Спасибо тебе, избушка-матушка, за обогрев и ночлег».
Есть легенда, что один человек не сделал это, так избушка всё время стонала, скрипела, стучала. И пришлось ему уйти.
Культ промысловых животных и птиц - это их одушевление, им приписывалась способность воспринимать человеческую речь, верили в возрождение убитого зверя, проводила различные магические действия и обряды, не только для успешной охоты, а главное - для воспроизводства промысловых животных. (см.Рис.23)
Для этого древние коми охотники тщательно собирали останки зверя и зарывали или оставляли их в укромном, малодоступном месте. Разве это не борьба с антисанитарией?
Основой охотничьей морали было почтительное отношение к любой добыче, надо было её обязательно добить, нельзя было её ещё живой принести в избушку, а тем более домой. Это было непростительным грехом, как и дать уйти подранку. Причём, чтобы не завидовали, охотники никогда не хвастались, а шкуру снимали ночью, вывешивая её потом на видное место. Так выказывалось уважение к добыче.
Особенно много таких обрядов существовало при охоте на медведя, который являлся популярным персонажем коми пословиц и поговорок. Некоторые из них отражают верования, связанные с медведем: «Медведь следов не прячет» ( т.е. он - главный зверь). « Медведя всяк узнаёт, да медведь никого не признаёт». (см.Рис.24)
Существует поверье, что медведь раньше был человеком. Медвежьи клыки считались верным амулетом против порчи.
У коми охотников перед охотой проходил подбор и место коллективной охоты, которые тщательно скрывались, особенно от женщин и детей.
Перед самой охотой в лесу варили ЮМ - сладкую ржаную кашу, и оставляли её для медведя на пне. Также перед охотой тщательно мылись и парились в бане, причём всегда испрашивали у неё на это разрешение. Можно было вымыться и в водоёме, прося помощи в охоте. После этого надевали чистую, а если есть, то новую одежду, и шли на охоту. Перед убитым медведем, как, впрочем, и перед любой добычей ,полагалось извиниться. Повторно стрелять было нельзя.
У древних коми рыбаков с духами воды также связано множество обрядов, верований, ритуалов, поверий, схожих с охотничьими: жертвоприношения в виде рыбного пирога, хлеба, табака, первого улова. (см.Рис.25) На рыбалке также нельзя было мусорить, загрязнять водоёмы, сквернословить и т.д. Если же закон морали нарушался, то водный дух мог отомстить рыбакам: изодрать сети, угнать рыбу и т.д. Самого духа воды называли водяным хозяином, обитателем воды. Его представляли в виде огромного человека с большой головой, с тёмно-зелёными илистыми волосами, одетого в зелёный кафтан, иногда выходящим на берег, а при возвращении его в воду поднималась буря. Представляли его и в виде могучего старика с седой бородой. Также внешний вид его мог зависеть от погоды: в плохую - бледный брюнет с мрачным взором, в хорошую - весёлый блондин с белым лицом и голубыми глазами. Считалось, что водяные живут под водой в крестьянских избах, разводят коров и лошадей.
Существовал и культ огня, но он выражался слабее, чем остальные культы. Огонь нельзя было затаптывать ночами, надо было заливать водой. (см.Рис.26) Перед приёмом пищи древние коми охотники и рыбаки «кормили» огонь, бросая в него крошки, также почитались и печи. Огню придавалась очистительная сила. Так, огнём и дымом очищались охотничье снаряжение и рыболовные снасти перед началом промысла. Например, в Великий Четверг перед Пасхой в дом приносили можжевельник и пихтовый кряжик. Часть можжевельника клали под матицу, а остальное жгли посреди избы, прыгая через огонь, который считался очистительным. А пихтовый кряжик хранили в течение всего года, т.к. верили, что после этих ритуалов и обрядов рыбный и звериный промыслы будут особенно удачны.
Таким образом, мы видим, что язычество играло огромную положительную роль в природоохранительной деятельности древних коми охотников и рыбаков.
Заключение.
В результате моей исследовательской работы был собран и обобщён теоретический материал по теме исследования. Как итог была «создана» виртуальная экспозиция, имеющая несколько разделов о традиционной духовной культуре охоты и рыболовства в истории коми народа. Я выяснила, что основой традиционного мировоззрения древнего народа коми (охотников и рыбаков) было тесное взаимодействие, взаимосвязь человека, общества и природы. Об этом нам говорят культы, поверья, обряды, магические действия и т.д., существовавшие у древних коми охотников и рыболовов ещё со времён язычества, т.е. до принятия христианской веры.
По сути дела, те правила, что были у древних коми очень актуальны и сейчас. Ведь эти правила направлены на сохранение природы, уважительное отношение к ней и её обитателям. А в наше время приходят в упадок эти отношения, нарушается экологический природный баланс, подрывается сама основа естественной связи человека и природы, а местами уже подорвана безвозвратно. Поэтому так цены и важен опыт наших предков коми, а именно опыт природоохранительной морали. Может быть с возрождением этой национальной идеи, с повышением самосознания не только в Коми, но и повсюду повысятся ценности человеческой нравственности, искоренится озлобленность, преступность и т.д.
На это были направлены опросники двух групп учащихся (классы) - обыкновенная и контрольная. (см.Рис.27-28) Они показали необходимость проведения исследования дальше, т.к. аспектов ещё множество, что я в дальнейшем и буду делать. И, может быть, наступит ещё время всесторонней гармонии человека и природы, о которой так заботились наши предки, в которой будут жить уже наши потомки.
пихтовый кряжик хранили в течении всего года, т.к. посреди избы,прыгая через огоньник.ыболовные снасти. зелёный кафтан, иногд
Список использованных источников
Дронова Т.И., Канева Т.С. Жили мы у бабушки, кушали оладушки 2006, 224с.
Ильина И.В., Жеребцов И.Л. Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. 1994, 272с
Историко – культурный атлас Республики Коми. М.: Дрофа, ДиК. 1997, 384с
Конаков Н.Д. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. 1993, 176с.
Плесовский Ф.В. Коми народные сказки. 1975, 145с
Рочев Ю.Г. Коми легенды и предания 1984, 176с.
Столповский П.М. Коми – край далекий и близкий. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 2002, 288с.
Приложение
| I группа | II группа |
| ДА | НЕТ | ДА | НЕТ |
Коми-зыряне,коми-пермяне – синонимы? | 10 | 2 | 9 | 3 |
Основные занятия предков коми были ли связаны с охотой и рыболовством? | 9 | 3 | 10 | 2 |
Имелся ли у них промысловый календарь? | 10 | 2 | 8 | 4 |
Были ли у древних коми охотников и рыболовов легенды, культы, идолы? | 8 | 4 | 9 | 3 |
Легендарного коми охотника звали Йиркап? | 11 | 1 | 7 | 5 |
Существовала ли промысловая мораль, основанная на поклонении разным духам природы? | 9 | 3 | 10 | 2 |
Она(мораль) вредила природе? | 2 | 10 | 3 | 9 |
Носила ли эта мораль природоохранительный, поучительный характер? | 11 | 1 | 10 | 2 |
Хотели бы вы больше узнать по этой теме? | 12 | 0 | 11 | 1 |
Рис.1
Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9 Рис.10 Рис.11
Рис.12 Рис.13
Рис.14
Рис.15 Рис.16
Рис.17 Рис.18 Рис.19
Рис.20 Рис.21
Рис.22 Рис.23 Рис.24
Рис.25 Рис.26
Основные занятия древних коми:
1) земледелие и скотоводство
2) охота и рыболовство
До Стефана Пермского древние коми были:
1) христиане
2) язычники
Главный идол предков коми:
1) Золотая баба
2) Пера-богатырь
IV. Символы древнекоми промыслового календаря:
1) дикие животные
2) рыбы
Самый популярный звериный персонаж, которому поклонялись люди:
1) медведь
2) лось
VI. Легендарный Йиркап жил около д. Синдор:
1) у реки
2) у озера
VII. В древних легендах, поверьях, культах Дух воды:
1) старик
2) девушка
VIII. Промысловая мораль коми охотников и рыбаков носила только:
1) потребительский характер
2) экономическая основа
естественной связи человека,
общества, природы
XIX. Хотели бы вы мне помогать в работе:
1) да
2) нет
Рис.27
| I группа | II группа |
| 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | 0 | 12 | 2 | 10 |
2 | 0 | 12 | 3 | 9 |
3 | 12 | 0 | 10 | 2 |
4 | 12 | 0 | 11 | 1 |
5 | 12 | 0 | 10 | 2 |
6 | 1 | 11 | 2 | 10 |
7 | 11 | 1 | 10 | 2 |
8 | 0 | 12 | 2 | 10 |
9 | 12 | 0 | 12 | 0 |
Рис.28
19