СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Охотоводство»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт Нижний Одес МР «Сосногорск»

Республика Коми Россия











Номинация «Экология»









Бесценное наследие традиционной духовной культуры

древних коми охотников и рыбаков














6 класс

Предмет: коми язык






Учитель коми языка: Ситникова Надежда Григорьевна








Содержание


  1. Введение…………………………………………………………………….……3



  1. Основная часть…………………………………………………………………..5


    1. Научная основа исследования………………………………5


    1. Страницы древности седой…………………………………6


    1. Преданья старины глубокой………………………………..7



  1. Заключение……………………………………………………………………..13



  1. Список литературы…………………………………………………………….14



5. Приложения































« И вместе с историей, друг мой и брат,

Шагая вперед, оглянись ты назад.

История Коми – таежный родник,

Несущий воды – знанья о прошлом в наши дни.

История Коми – древо могучее,

От него побеги памяти

Ведут нас дальше в будущее ».



  1. Введение


Мы живем в одном из самых красивых, богатом природными ресурсами регионе России - Республике Коми. Культурно-историческое прошлое, которой позволяет духовно обогащать население республики, воспитывать патриотизм, любовь к этой благодатной земле, развивать преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Вот почему так важно знать историю, культуру, природу нашей малой Родины – нашей Коми земли.

Главное действующее лицо в природе – человек, который, к сожалению, является основной причиной ухудшения экологической обстановки на Земле в общем, а в частности – в нашей республике. И только от нас, современных людей, зависит, в каком виде мы оставим природное наследие нашим потомкам. Ведь наши предки, древние коми, практически живя за счет природных ресурсов, оставили нам экологически чистую тайгу с множеством диких животных, полноводные реки и озера, богатые ценной промысловой рыбой. Как же им (древним коми) удавалось сохранить природу почти в первозданном виде? Поэтому, тема моей исследовательской работы:

«Бесценное наследие традиционной духовной культуры древних коми охотников и рыбаков».

Форма исследования – реферат.

Главная цель – «создание» в школе виртуальной экспозиции по данной теме, имеющей несколько разделов.

Метод, которым я пользовалась - теоретический, т.е. исследование истории вопроса в виде сбора, изучения и обобщения материала на основе научных, литературных, фольклорных сведений о данных аспектах. При этом я выделила следующие задачи исследования:

  • провести опрос двух групп учащихся в начале и в конце работы для оценки и

сравнения знаний ребят по теме исследования (см. Рис. 1);

  • показать, как народные традиции, культы, обычаи, обряды, верования, мифы и т.д. помогали древним коми не только успешно заниматься охотой и рыболовством, но при этом и сохранять девственную красоту коми природы; что основой традиционного мировоззрения народа коми всегда была взаимосвязь человека, общества и природы;

  • подвести итоги и обобщить все полученные сведения, донести их до широких масс для пополнения знаний об исторической значимости наследия древних коми-охотников и рыболовов; воспитывать любовь и бережное отношение к нашей прекрасной северной природе, к нашей малой родине – Республике Коми.
































  1. Основная часть


Перед созданием экспозиции предлагаю двум группам учащимся небольшой тест, цель которого описана в вводной части реферата.

    • Начало «экспозиции» составляет научная основа исследования.

Истоки истории, культуры коми уходят в глубокую древность, хотя в письменных источниках первые упоминания о коми народе есть в 10-12веках. Уже с тех незапамятных времен и до наших дней вопрос о происхождении, поселении древних коми, их исторические наследия волнуют множество ученых: историков, археологов, этнографов, лингвистов и т.д.

Среди них такие известные имена, как :

- Стефан Пермский (см. Рис 2) - составитель древней коми азбуки, приведший предков коми в христианство;

- Епифаний Премудрый, написавший в конце 11 века «Житие святого Стефана, епископа Пермского»;

- русские историки Н.М.Карамзин и В.Н. Татищев, жившие на рубеже 18 и 19 века; академик Н.И.Лепехин.

Позднее этим вопросом занимались В.Н.Латкин - путешественник и промышленник; выдающийся деятель русской литературы Н.И.Надеждин; писатель-народник П.Д.Засадимский; другие русские писатели - С.В.Максимов, А.В.Круглов.

В дальнейшем большое значение в изучении данного вопроса сыграли: Г.С.Лыткин, В.П.Налимов, П.А.Сорокин (см.Рис. 3), И.А.Куратов (см.Рис.4), К.Ф.Жаков (см.Рис.5), видный коми ученый А.С.Сидоров.

В послевоенные годы и до наших дней широко известны исследования Л.Н.Жеребцова, Ю.В.Гагарина, Н.П.Юшкина (см.Рис.6), Я.Н.Безносикова, А.М.Чисталева, Л.П. Машука и др.

В наше время уже получены очень интересные результаты по изучению, в частности календарной символике, семантике детских игр, изучены отдельные проявления дохристианских верований коми, а именно связанных с древней охотой и рыболовством. Продолжаются планомерные исследования традиционной культуры народа коми. В этой области активно работают И.В.Ильина, Н.Д. Конаков, О.В.Котов и др.

Исследования всех вышеназванных просветителей и ученых стали научной основой моего реферата.


    • Страницы древности седой … (см.Рис.7)

Практически все исследователи сходятся в том, что ближайшие предки коми-зырян, коми-пермяков жили в 1 тыс. до н.э. на огромной территории от Волго-Камья на юге до бассейна Печоры на севере, от западных склонов Урала до реки Северная Двина. Древние коми племена жили на Каме, Вычегде и Печоре. В связи с тем, что коми язык относится к финно-угорским народам уральской языковой семьи. Многие современные ученые по-разному трактуют перевод на русский язык слов «Пермь», «зыряне», «коми». Но, предполагается, что «коми-зыряне», «коми-пермяне» (пермяки) - названия - синонимы народа-коми, т.к. это в переводе с других языков означает - люди, живущие на задней земле, земле за рубежом, люди, живущие на краю.

Несмотря на то, что природно-географические условия территории Коми края в целом достаточно пригодны для проживания человека, тем не менее, эта территория обладала неблагоприятными условиями для развития производящего хозяйства (земледелия и скотоводства), т.к. уровень развития, темпы роста производительных сил были крайне низкими. И лишь в 4-6 веках, когда в Приуралье проникают богатые воинственные группы из Прикамья, тогда на Севере появляются скотоводство, лесное подсечное (тыловое) земледелие, а на его основе в дальнейшем - уже пашенное земледелие с использованием тягловой силы скота. Наиболее развито скотоводство было в плане крупного, рогатого скота, разведения овец и лошадей. А вот оленеводство зародилось не раннее 17 века и то у северных коми (ижемцев). (см.Рис.8)

И все-таки, вплоть до второй половины первого тысячелетия новой эры население Коми края в основном занималось охотой, рыболовством, собирательством, используя лишь природные ресурсы.

Издавна охота (см.Рис.9) у коми была промысловой и любительской добычей диких зверей и птиц. Но, в основном, она носила промысловый характер, т.к. пушнина была основным товарным продуктом.

Промысловый охотничий сезон подразделялся на два периода:

осенний – охота в одиночку в ближних охотничьих угодьях;

весеннеезимний - дальний промысел артелью.

Угодья же были постоянными районами промысла, находились в семейной

собственности и были оснащены промысловым жилищем, избушкой и постройками для хранения инвентаря, добычи. (см.Рис.10)

Во время охоты использовались «ПАСЫ»- семейные знаки собственности. (см.Рис.11) Знаки наносились на бересту, которая кладется в лесу у добычи, а также на охотничьи принадлежности: копье, ружье и т.д.

Некоторые исследователи считают, что ПАСЫ использовались для создания древней системы письма, существовавшей до Стефана Пермского.

Рыболовство у коми также было промысловым и любительским. Его быт имел большое сходство с охотничьим. Большая часть рыбы добывалась индивидуально, семейно, артельно в ближних охотничьих угодьях. В прошлом широко применялся лов рыбы запорами, заграждениями. До сих пор ловят рыбу сетями, неводами, бреднями. А вот удочкой в давности пользовались преимущественно дети. Взрослые же ловили дорожкой, перемётом. Лучили острогой рыбу, глушили через молодой лёд. (см.Рис.12)

Рыба наиболее ценных пород предназначалась на продажу (омуль, хариус, сёмга и т.д.). Для себя оставляли впрок менее ценную рыбу для засола (малосольная, коми засол), сушили, вялили, что впрочем, делали и с мясом.

До сих пор рыболовство, хоть и утратило своё промысловое значение, остаётся популярным занятием жителей республики.

Передвигались летом на лодках, плотах, паромах. Лодки были двух видов: осиновые долблённые и дощатки. Зимой – гужевой транспорт (сани, нарты) и лыжи. (см.Рис.13)

Таким образом, высокий удельный вес в традиционном природопользовании охоты и рыболовства обуславливали у коми тесные связи с природой, природной средой и сохранение некоторых характерных черт присвающего общества, потребительской экономики. Это наглядно отражалось в традиционной культуре народа коми, а именно у древних рыбаков и охотников в верованиях, культах, обрядах, легендах, мифах и т.д.


    • Преданья старины глубокой…

Один из исследователей Коми края К.Попов в конце 19 века писал, что « …если бы нужно и можно было писать историю зырян, то надо было бы писать историю их охоты и рыболовства».

Ещё раньше, в конце 14 века Епифаний Премудрый в «Житие святого Стефана…»

говорит о первостепенной роли охоты и рыболовства. Также в нём содержится довольно подробные сведения о языческих богах, покровителях древних коми охотников и рыбаков, что говорит о язычестве народа коми, который поклонялся культам деревьев, воды, огня, животных и т.д.

Об этом нам говорит древнекоми промысловый календарь (см.Рис.14), который был найден в наше время на территории РК в бассейне реки Вычегда.

Календарь представляет собой бронзовое кольцо с изображением девяти промысловых животных. Эта символика базировалась на типичном для мифопоэтического мышления восприятии окружающего мира в его единстве.

В основу деления года на 9 периодов (месяцев) были положены биологические циклы промысловых животных (период гона, линьки, появления детёнышей и т.д.).

Календарь делился ещё на сезон охоты и выводковый цикл. Начало года в нём совпадает с днём весеннего равноденствия – 22 марта (отметка знака солнца), затем счёт идёт против часовой стрелки. В качестве основной единицы счёта используется четырёхдневная « неделя».

Начинается год периодом медведя – с 22 марта по 27 апреля (медведь считался главным зверем у древних коми);

период оленя – с 28 апреля по 2 июня;

период горностая – 3 июня по 4 июля (летнее солнцестояние);

период росомахи – с 5 июля по 9 августа (завершение непромыслового сезона);

период лося – с 10 августа по 4 октября (осеннее равноденствие). В легенде говорится, что когда лось похитил солнце, наступила ночь.

период выдры – с 5 октября по 19 декабря (он самый продолжительный, подготовка к пушной охоте);

период лисицы - с 20 декабря по 24 января (пушная охота, зимнее солнцестояние, имеется зарубка на хвосте лисы и значок на внешнем ободе);

период белки - с 25 января по 21 февраля (массовый беличий промысел).

Завершал период охоты период куницы - с 22 февраля по 21 марта (день весеннего равноденствия, есть знак солнца под мордой зверька).

Таким образом, календарь доказывает, что предки коми хорошо знали все четыре солнечные фазы, ориентировались по ним, и ещё в дохристианский период вели счет

времени. Кроме того, они выбирали зверей, с большинством из которых связаны легенды, мифы и поверья древних коми, что важно для моего исследования.

Всё это говорит о гармоничности жизни коми-зырян и их деятельности с природой края. А календарь является находкой, пока не имеющей аналогов на территории севера Евразии.

Что же ещё доказывает нам, что древние коми были язычниками?

Во время археологических исследований были обнаружены древнейшие памятники прошлого - различные стоянки охотничьих племён в пещерах: Бызовая, Мамонтовая, Курья, Медвежья, Уньинская, Эшменская и др. В них были найдено большое количество костей мамонта, оленя, рога, черепа.

Не исключено, что многие из пещер были не только местами обитания, но и культовыми святилищами, кумирнями, где древними охотниками и рыбаками проводились различные ритуалы, обряды, жертвоприношения, перед началом и после охоты и рыбалки и т.д. (см.Рис.15)

В таких местах, например, святилище древних предков коми-зырян Джуджыдъяг на Ср. Вычегде были найдены различные предметы, в том числе и культовые, выполненные в зверином стиле ( в виде животных, птиц, рыб). (см.Рис.16) Кстати, культовые предметы являлись ещё и оберегами, амулетами древних коми.

Таким образом, мы видим, что древние коми были идолопоклонниками. Основным идолом, кумиром являлась Золотая баба (Зарни Ань) - древнее коми божество. (см.Рис.17) О ней слагались мифы и легенды, считалось, что она приносит счастье и благополучие, а охотникам и рыбакам - удачу в промысле. Поэтому ей, как и другим идолам, кумирам приносились богатые жертвоприношения. Но с первым появлением христианской веры, насаждаемой Стефаном Пермским, стали «огнём и мечом» уничтожаться святилища и кумирни, святыни язычников коми. В результате, вспыхивали волнения народа коми, даже бывали неоднократные случаи массового суицида среди населения. Так люди протестовали против насильственной христианизации. Многие коми, спасаясь от неё, бежали за Урал на Обь, куда и унесли своего главного кумира Золотую бабу. К сожалению, она до сих пор не найдена.

Но в конце 19 века на границе Коми и Западного Урала был найден пятиметровый деревянный идол, сделанный из лиственницы с нанесенными на него знаками. Предполагается, что он является прообразом Золотой бабы и одним из доказательств того, что письменность у древних коми, ее зачатки появились задолго до Стефана Пермского. (см.Рис.18)

Одной из форм язычества коми были различные культы. Среди них - культ деревьев, то есть поклонение древесному, растительному миру, почитание, наделение душой и способностью влиять на человеческую судьбу. (см.Рис.19) Бытовали поверья, что деревья по ночам разговаривают друг с другом, сообщают увиденное ими до десятка километров. Промысловая мораль воспрещала рубить лес понапрасну даже у охотничьей избушки. А уж если так случилось, то надо было посадить около избушки новое деревце.

У коми охотников раньше обязательно полагалось спросить у дерева разрешения переночевать под ним. Было поверье о существовании «живых» деревьев, дерева- двойника охотника. Считалось, что при рубке такие деревья источают кровь, кричат от боли. Легендарный герой коми фольклора, живший недалеко от деревни Синдор, охотник Йиркап (см.Рис.20), по преданию сделал себе волшебную лыжу из такого волшебного дерева, а вторую – из простого дерева. Если бы сделал обе лыжи из волшебного дерева, то он бы не мог остановиться. На своих лыжах он мог догнать любого зверя. Но, в результате колдовства, Йиркап утонул в Синдорском озере, успев отбросить волшебную лыжу на берег.

Считалось, что это древняя коми легенда. Однако археологами близ деревни Синдор (родины Йиркапа) была обнаружена передняя часть лыжи, украшенная скульптурным изображением головы лося. (см.Рис.21) Точно также были украшены и лыжи этого охотника. Значит, Йиркап не фольклорный герой, а вполне реальный человек, древний охотник, возведённый предками коми в культовый ранг?

Сохранение вплоть до недавнего времени высокой роли охоты и рыболовства в жизни коми обуславливали сохранение специфических форм древнего мировоззрения, то есть промысловых культов. Из них наиболее распространёнными у древних коми были культы духов – хозяев водной и лесной стихии, и тесно связанные с ними культы промысловых животных, рыб, птиц.

Культ духов – хозяев выражаются в особых магических обрядах и действиях, с целью оказать желаемое воздействие на них для обеспечения успешной охоты. Эти духи могли и наказать неудачей в охоте или рыбной ловли за неуважительное отношение и непочтение к ним и добыче.

Из духов- хозяев главными были - духи леса, считавшиеся невидимыми – леший, боровой и т.д. Перед охотой надо было задобрить их, сделать подарки (еда, табак и мн.др.) Им же предназначалась первая добыча. В лес охотник шёл в гости и должен был соблюдать особые не писаные правила-законы: не мусорить, не сквернословить, не ссориться. Запрещалась добыча зверя и птицы в выводковую пору, неоправданная вырубка живого леса и т.д.

То есть были правила природоохранительной характера, где дух выступали «поборниками» природоохранительной морали. Об этом бытуют былички, например, три охотника не выполняли этих правил и были выкинуты из леса.

Есть такие хозяева- духи лесных избушек. (см.Рис.22) Здесь были такие правила: попроситься у избушки на ночлег, утром всё убрать, отблагодарить и оставить съестные припасы. Приговорки охотников: «Избушка-матушка, пусти меня погреться и переночевать». Или: «Спасибо тебе, избушка-матушка, за обогрев и ночлег».

Есть легенда, что один человек не сделал это, так избушка всё время стонала, скрипела, стучала. И пришлось ему уйти.

Культ промысловых животных и птиц - это их одушевление, им приписывалась способность воспринимать человеческую речь, верили в возрождение убитого зверя, проводила различные магические действия и обряды, не только для успешной охоты, а главное - для воспроизводства промысловых животных. (см.Рис.23)

Для этого древние коми охотники тщательно собирали останки зверя и зарывали или оставляли их в укромном, малодоступном месте. Разве это не борьба с антисанитарией?

Основой охотничьей морали было почтительное отношение к любой добыче, надо было её обязательно добить, нельзя было её ещё живой принести в избушку, а тем более домой. Это было непростительным грехом, как и дать уйти подранку. Причём, чтобы не завидовали, охотники никогда не хвастались, а шкуру снимали ночью, вывешивая её потом на видное место. Так выказывалось уважение к добыче.

Особенно много таких обрядов существовало при охоте на медведя, который являлся популярным персонажем коми пословиц и поговорок. Некоторые из них отражают верования, связанные с медведем: «Медведь следов не прячет» ( т.е. он - главный зверь). « Медведя всяк узнаёт, да медведь никого не признаёт». (см.Рис.24)

Существует поверье, что медведь раньше был человеком. Медвежьи клыки считались верным амулетом против порчи.

У коми охотников перед охотой проходил подбор и место коллективной охоты, которые тщательно скрывались, особенно от женщин и детей.

Перед самой охотой в лесу варили ЮМ - сладкую ржаную кашу, и оставляли её для медведя на пне. Также перед охотой тщательно мылись и парились в бане, причём всегда испрашивали у неё на это разрешение. Можно было вымыться и в водоёме, прося помощи в охоте. После этого надевали чистую, а если есть, то новую одежду, и шли на охоту. Перед убитым медведем, как, впрочем, и перед любой добычей ,полагалось извиниться. Повторно стрелять было нельзя.

У древних коми рыбаков с духами воды также связано множество обрядов, верований, ритуалов, поверий, схожих с охотничьими: жертвоприношения в виде рыбного пирога, хлеба, табака, первого улова. (см.Рис.25) На рыбалке также нельзя было мусорить, загрязнять водоёмы, сквернословить и т.д. Если же закон морали нарушался, то водный дух мог отомстить рыбакам: изодрать сети, угнать рыбу и т.д. Самого духа воды называли водяным хозяином, обитателем воды. Его представляли в виде огромного человека с большой головой, с тёмно-зелёными илистыми волосами, одетого в зелёный кафтан, иногда выходящим на берег, а при возвращении его в воду поднималась буря. Представляли его и в виде могучего старика с седой бородой. Также внешний вид его мог зависеть от погоды: в плохую - бледный брюнет с мрачным взором, в хорошую - весёлый блондин с белым лицом и голубыми глазами. Считалось, что водяные живут под водой в крестьянских избах, разводят коров и лошадей.

Существовал и культ огня, но он выражался слабее, чем остальные культы. Огонь нельзя было затаптывать ночами, надо было заливать водой. (см.Рис.26) Перед приёмом пищи древние коми охотники и рыбаки «кормили» огонь, бросая в него крошки, также почитались и печи. Огню придавалась очистительная сила. Так, огнём и дымом очищались охотничье снаряжение и рыболовные снасти перед началом промысла. Например, в Великий Четверг перед Пасхой в дом приносили можжевельник и пихтовый кряжик. Часть можжевельника клали под матицу, а остальное жгли посреди избы, прыгая через огонь, который считался очистительным. А пихтовый кряжик хранили в течение всего года, т.к. верили, что после этих ритуалов и обрядов рыбный и звериный промыслы будут особенно удачны.

Таким образом, мы видим, что язычество играло огромную положительную роль в природоохранительной деятельности древних коми охотников и рыбаков.



  1. Заключение.


В результате моей исследовательской работы был собран и обобщён теоретический материал по теме исследования. Как итог была «создана» виртуальная экспозиция, имеющая несколько разделов о традиционной духовной культуре охоты и рыболовства в истории коми народа. Я выяснила, что основой традиционного мировоззрения древнего народа коми (охотников и рыбаков) было тесное взаимодействие, взаимосвязь человека, общества и природы. Об этом нам говорят культы, поверья, обряды, магические действия и т.д., существовавшие у древних коми охотников и рыболовов ещё со времён язычества, т.е. до принятия христианской веры.

По сути дела, те правила, что были у древних коми очень актуальны и сейчас. Ведь эти правила направлены на сохранение природы, уважительное отношение к ней и её обитателям. А в наше время приходят в упадок эти отношения, нарушается экологический природный баланс, подрывается сама основа естественной связи человека и природы, а местами уже подорвана безвозвратно. Поэтому так цены и важен опыт наших предков коми, а именно опыт природоохранительной морали. Может быть с возрождением этой национальной идеи, с повышением самосознания не только в Коми, но и повсюду повысятся ценности человеческой нравственности, искоренится озлобленность, преступность и т.д.

На это были направлены опросники двух групп учащихся (классы) - обыкновенная и контрольная. (см.Рис.27-28) Они показали необходимость проведения исследования дальше, т.к. аспектов ещё множество, что я в дальнейшем и буду делать. И, может быть, наступит ещё время всесторонней гармонии человека и природы, о которой так заботились наши предки, в которой будут жить уже наши потомки.

пихтовый кряжик хранили в течении всего года, т.к. посреди избы,прыгая через огоньник.ыболовные снасти. зелёный кафтан, иногд









Список использованных источников


  1. Дронова Т.И., Канева Т.С. Жили мы у бабушки, кушали оладушки 2006, 224с.

  1. Ильина И.В., Жеребцов И.Л. Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. 1994, 272с

  2. Историко – культурный атлас Республики Коми. М.: Дрофа, ДиК. 1997, 384с

  3. Конаков Н.Д. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. 1993, 176с.

  4. Плесовский Ф.В. Коми народные сказки. 1975, 145с

  5. Рочев Ю.Г. Коми легенды и предания 1984, 176с.

  6. Столповский П.М. Коми – край далекий и близкий. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 2002, 288с.





































Приложение


 

I группа

II группа

 

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

Коми-зыряне,коми-пермяне – синонимы?

10

2

9

3

Основные занятия предков коми были ли связаны с охотой и рыболовством?

9

3

10

2

Имелся ли у них промысловый календарь?

10

2

8

4

Были ли у древних коми охотников и рыболовов легенды, культы, идолы?

8

4

9

3

Легендарного коми охотника звали Йиркап?

11

1

7

5

Существовала ли промысловая мораль, основанная на поклонении разным духам природы?

9

3

10

2

Она(мораль) вредила природе?

2

10

3

9

Носила ли эта мораль природоохранительный, поучительный характер?

11

1

10

2

Хотели бы вы больше узнать по этой теме?

12

0

11

1





















Рис.1


Рис.2 Рис.3 Рис.4



Рис.5 Рис.6

Рис.7


Рис.8



Рис.9 Рис.10 Рис.11

Рис.12 Рис.13



Рис.14




Рис.15 Рис.16


Рис.17 Рис.18 Рис.19


Рис.20 Рис.21


Рис.22 Рис.23 Рис.24


Рис.25 Рис.26








  1. Основные занятия древних коми:

1) земледелие и скотоводство

2) охота и рыболовство

  1. До Стефана Пермского древние коми были:

1) христиане

2) язычники

  1. Главный идол предков коми:

1) Золотая баба

2) Пера-богатырь

IV. Символы древнекоми промыслового календаря:

1) дикие животные

2) рыбы

  1. Самый популярный звериный персонаж, которому поклонялись люди:

1) медведь

2) лось

VI. Легендарный Йиркап жил около д. Синдор:

1) у реки

2) у озера

VII. В древних легендах, поверьях, культах Дух воды:

1) старик

2) девушка

VIII. Промысловая мораль коми охотников и рыбаков носила только:

1) потребительский характер

2) экономическая основа

естественной связи человека,

общества, природы

XIX. Хотели бы вы мне помогать в работе:

1) да

2) нет

Рис.27




I группа

II группа


1

2

1

2

1

0

12

2

10

2

0

12

3

9

3

12

0

10

2

4

12

0

11

1

5

12

0

10

2

6

1

11

2

10

7

11

1

10

2

8

0

12

2

10

9

12

0

12

0

Рис.28






















19


Просмотр содержимого документа
«Ход экспедиции»




МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт Нижний Одес МР «Сосногорск»

Республика Коми Россия



















Номинация «Экология»



Экспедиция «За знаниями пот волнам Печоры»


4 класс




















Предмет: коми язык


Учитель коми языка Ситникова Надежда Григорьевна



«Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.»

В. Попов




Задача: формирование коммуникативной компетенции учащихся, повышение интереса к коми языку с помощью инновационной формы урока – экскурсии за знаниями.

Цели:1 - обучение учащихся общения на коми языке в рамках коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять общение в бытовой, учебной и социокультурной сферах;

- обучение учащихся аспектам языковой компетенции (коми алфавиту, фонетике, лексике, этимологии, орфографии, морфологии, орфоэпии) в системе обучения коми языку в процессе данного урока;

- обучение учащихся работе в группах

2. – развитие личности ученика, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на коми языке;

- развитие у учащихся личностных качеств, как коммуникабельность, интеллектуальных способностей, наблюдательность, логическое мышление4

- развитие познавательной и языковой культуры у учащихся в процессе данного урока;

3.- воспитывать навыки культуры поведения и общения в социокуль­турной, учебной, игровой сферах в процессе данного урока, т. е. воспитание коммуникативной культуры учащегося;

- воспитание и закрепление у учащихся знаний и навыков культуроведческой компетенции коми народа: история, фольклор, музыка, национальные игры, произведения В. Попова, современного писате­ля и поэта Республики Коми и т.д.;

- воспитание у учащихся чувств патриотизма и интернационализма ;

- воспитание экологических навыков и умений: бережное и гуман­ное отношение к природе, любви к ней, интереса, привлекая допол­нительный материал, необычную форму урока;

- воспитание этических и эстетических умений и навыков в процес­се изучения коми языка.


























Оборудование к уроку:


- плакат с названием экспедиции;

- карта экспедиции: Лемтыбож

Лемты


Дутово


Нижний Одес Вуктыл


- карточки с правилами поведения в транспорте;

- карточки со знаками охраны природы;

- выставка книг В.А.Попова, его фото;

- фотографии реки Печора, памятник в В.О.В.;

- записи песен;

- карточки с загадками и открытки с отгадками;

- карточки с названиями рек и посёлков;

- ромашка с заданиями




































Ход экспедиции

I Вступительное слово учителя.

1). -Ребята, сегодня мы отправляемся в экспедицию. Мир велик, и всегда интересно увидеть и узнать как можно больше красивых мест, которыми богата наша Коми земля. А когда мы узнаем о нашем крае чуточку больше, он станет нам ещё роднее.

2). -Но сначала мы должны расшифровать, как называется экспедиция.

(на доске: «Экспедиция *п*о* *в*о*л*н*а*м* *П*е*ч*о*р*ы*»)

-Итак, мы отправляемся в экспедицию по волнам Печоры, но не просто так, а за знаниями.(Дети читают название.)

-Двигаться мы будем на север. (Показ маршрута по карте.)

-Нам предстоит много узнать, много сделать. Вы будете работать группами по 4 человека до конца экспедиции. Будьте внимательны, активны, вместе обсуждайте и находите, сообща, нужный ответ, слушайте ответы своих товарищей. Т.к. в конце экспедиции вы оцените её результаты, подведёте её итоги. С нами вместе будут и наши гости.

3). – А т.к. мы будем передвигаться на разных видах транспорта, вспомним основные правила поведения в нём. Перед каждой группой лежат листочки с правилами, зачитайте их.

1гр. 2гр. 3гр.

не шуметь не ходить не сорить

не кричать не стоять слушать старших

-И так, в путь!

II Поездка на автобусе до Вуктыльской переправы.

1)Общие вопросы для всех.

-Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно и отвечайте:

-Как называется наша республика?

-Назовите столицу?

-А какое название нашего посёлка?

-Какие реки протекают по Коми?

2)Работа с группами.

-Мы любим, наш Коми край, и задания подобраны так, чтобы вы почувствовали это.

1гр. Стихотворение В.Попова «Лебединая родина».

…Лебединая родина –

Север,

Первый вздох,

Первый крик,

Первый луч.

2 гр. Песня М. Лебедева «Коми земля».

Я иду родной землёю.

Лес бескраен и могуч.

Коми парма надо мною

Выше неба, выше туч.

-Невозможно представить нашу коми землю без её прекрасной, богатой природы. Родина и природа неразделимы. Но природу, также как и Родину, надо охранять.

3гр. Подберите к знакам охраны природы соответствующую запись, предложение.

-не повреждай кору и ветки деревьев;

-не рви нигде цветов;

-береги птиц, животных, насекомых, рыб.

III Плавание на катере.

1). Слово учителя.

-Вот мы подъехали к Вуктыльской переправе (показ фото). Здесь нас ждёт катер. Прочтите его название (Владимир Попов).Мы только что прочитали его стихотворение. Но прежде, чем мы поплывём дальше, прочтите название реки. (Печора) Она широка, глубока. Каждый прочтите для себя ещё раз правила поведения в транспорте. А теперь задания по группам, но прежде, гостям.

2).Задание гостям.

-По стихотворению В.Попова сделайте небольшую зарисовку. Потом мы её приобщим к итогам экспедиции.

3).Групповая работа.

1гр. Биография В.Попова (показ фото).

Владимир Александрович Попов родился в с.Ижма Коми АССР. Свои произведения начал писать ещё в школе. Окончил литературный институт. Работал корреспондентом в газете, на республиканском радио. Написал много рассказов, стихов. В них он пишет о своей любви к матери, о нашем народе, о природе. Печатался в журнале «Мурзилка».

2гр. Стихотворение В.Попова «Летит над Печорой чайка».

От вечных льдов, Я издали машу руками,

Из ночи чёрной, И на душе моей светло,

От неисхоженных застав Когда над тёмными волнами

Седая чайка над Печорой Я вижу

Летит, Острое крыло.

Ни капли не устав.

3гр. Обзор произведений В.Попова (показ книг).

В.А.Попов своё творчество посвятил и взрослым, и детям. Для детей: «Катер», «Как потерялась Марина», «Медаль» и т.д. «Медаль» - о том, как Ваня и Игорь обменяли медаль деда на деревянный автомат и 2 блесны. А дед Микулай узнав об этом, заставил их вернуть назад.

4).Слово учителя.

-Мы находимся на территории Вуктыльского района. Наш катер причалил к с.Дутово. Может быть кто-то скажет, почему село так называется?

(по фамилии русского Дутова, первым поселившимся здесь) Сходим на берег. Внимательно посмотрите, что вы видите? (памятник, показ фото)

Этот памятник воинам, погибшим в годы В.О.В.

-А сколько лет прошло?

-А люди до сих пор помнят и чтят память тех, кто погиб защищая нашу Родину. И вы должны помнить об этом.

1гр.: Фрагмент кантаты «112 Уляшевых», В. Кушманов

Летят снега на запад, за ними вслед, У каждого в избе осталась мама.

За Уляшёвыми… В одной деревне сто двенадцать мам.

Не может быть, чтоб все они погибли, А сколько это? Много или мало?

Но дождь родной находит лишь могилы.

2 и 3гр. Песня «Эх дороги…»

-Когда-то тут был один из лучших леспромхозов Коми. Здесь добывали много леса, сейчас это лесной жилой посёлок.

5).Плывём по Печоре(задания по группам).

-Река Печора богата рыбой, назовите знакомые названия рыб.

-По её берегам величественная тайга, назовите знакомые названия деревьев.

-А в тайге много диких животных, назовите их.

1гр. Не ёж, а колюч, плавает в воде.(окунь)

Плывёт по реке зубастая, глазастая. (щука)

2гр. Он хозяин лесной, просыпается весной. (медведь)

Шуба серая для лета. Для зимы другого цвета. (заяц)

3гр. Вся зелёная в иголках, а зовётся …. (ёлка)

Когда цветы её цветут, похолоданье тут как тут. (черёмуха)

Задание гостям: загадайте 1 загадку детям.

Это интересно.

Медведь-весит до 200кг, прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям,

ест всё, особенно любит мёд. Отсюда название: ведает мёдом (знает, где мёд).

Окунь- есть речной, озёрный; а есть морской окунь, который водится только в морях и океанах, он такой же колючий, золотистый, может весить до 3 кг.

Ель- древесина светлая, мягкая, лёгкая. Она для производства бумаги, мебели, музыкальных инструментов. А лесная нянька у ели – берёза.

Под её ветвями всегда в лесу растут маленькие ёлочки.

6).Продолжение пути.

А) .-А сейчас мы проплываем мимо ещё одного лесного посёлка Лемты, около которого протекает речка Лемъю, а конечный пункт – Лемтыбож. – Что интересного обнаружили в написаниях названий?(лем-льöм-черёмуха) В этих местах очень много растёт черёмухи.

Б). Этимология.

Лемты – черёмуховый остров.

Лемтыбож – хвост черёмухового острова.

Лемъю – черёмуховая река.

В). Орфография.

- Почему в слове Лемъю пишется ъ?

Г).Мы приплыли в Лемтыбож. Здесь сойдём на берег и немножко поиграем. Берег крутой, с него далеко видать коми просторы.

Игра.

IV. Возвращение на вертолёте.

- Садимся в вертолёт, вспомните правила поведения.

1). Лексическая работа (подбор синонимов).

-Ребята, о чём мы сегодня много говорили, как это всё можно назвать одним словом? (Родина) А как по- другому можно сказать? (Коми край, Коми земля)

2). Творческая лексическая работа.

А). - Перед вами листочки с предложениями, в которых пропущено слово. Справа даны слова, из которых выберите и запишите вместо точек только 1 подходящее по смыслу слово.

1гр. Я ….. коми язык. (пою, прыгаю, изучаю)

2гр. Наша республика очень ….. . (круглая, красивая, вкусная)

3гр. Я люблю свою ….. . (куклу, книгу, Родину)

Б). Запись в справочниках новых понятий.

-К какой части речи относится слово изучаю? Красивая? Родина?

В). Задания гостям.

-Добавить стихотворную строчку.

а)………………………………….(Цвети и расцветай)

Любимый Коми край.

б) Я люблю тебя

……………….. (Родина моя)

в) ……………………………….. (Красивы в нашей Коми)

Ромашковые зори.

Г). Обобщение по работам учащихся о Родине.

-Что же у нас получилось? (текст)

- О чём этот текст? Озаглавьте.

Чтение двустиший учителями. – О чём они?

V. Заключение, подведение итогов, обобщение результатов.

1).- Ребята, уважаемые гости!

Вот и подходит к концу наша экспедиция. Мы уже в своём п.Нижний Одес, в родной школе. Наступает время подводить итоги и результаты нашей экспедиции. Попросим гостей ещё раз прочитать последнее двустишие.

- Название какого цветка здесь упоминается?

(ученики исполняют песню «Ромашки»)

2). Показ ромашки с буквами и заданиями.

а). Было интересно? г). Что затрудняло?

б). Что нового? д). О каких сёлах?

в). Что расскажете дома? е). По какой реке?

( Задание гостям – на сердцевине ромашки)

Ваш отзыв о работе экспедиции.

3). –Обратите ещё раз внимание на лепестки ромашки. Что ещё, кроме заданий, есть на них? (буквы)

- Прочитайте буквы. Встаньте так, чтобы получилось слово. (дружба)

4). –Нам помогла дружба, споём о ней.

Всем советую дружить. Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить ни за что на свете.

Ни за что, ни за что, ни за что на свете -2 раза.

VI. Домашнее задание.

Сделать отчёт об экспедиции в форме рисунков.



































Приложения







Просмотр содержимого документа
«экскурсия»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт Нижний Одес МР «Сосногорск»

Республика Коми Россия



















Номинация «Экология»



Экспедиция «Люби и изучай, береги и охраняй наш прекрасный Коми край»


5 класс



















Предмет: коми язык



Учитель коми языка Ситникова Надежда Григорьевна






Цель: посредством данной экскурсии разъяснить, что экология – наука о

защите и охране природы.



Задачи: - обучать работе с экспедиционными дневниками; вести записи на коми языке наблюдений, новых слов;

- закреплять и развивать ранее известные умения и навыки по охране и защите природы Республики Коми через взаимосвязь человек природа; экологические правила поведения в природе; «Красная книга»; устная газета; сказки, песни, загадки;

- воспитывать гармонически развитого школьника; нравственность; эстетичность; патриотизм; творчество; ответственность за будущее природы; заинтересованность в позитивном результате.



Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, гербарии, экспедиционные дневники, экологические знаки.








































Ход экспедиции.

  1. Вступление.

  1. Стихотворение (отрывок) Василия Степановича Журавлева-Печорского «Здесь в быль превращаются сказки…» (дети – 2 человека)

Здесь в быль превращаются сказки,

И я эту быль берегу.

Здесь летом анютины глазки

Цветут на заречном лугу.

Здесь блеснами ловят не щуку,

А нельму в косую сажень.

В тайгу от моторного стука

Спокойно уходит олень.

2. Учитель – Ребята, вы прослушали отрывок из стихотворения «Здесь в быль превращаются сказки…» талантливого коми прозаика и поэта

Василия Степановича Журавлева-Печорского.

- Как вы думаете, о каком крае говорится в отрывке? (О коми крае)

3. Тема экспедиции

а) – Представьте себе, что мы отдыхаем с вами в летнем лагере в лесу. И вот сейчас мы с вами отправимся в экспедицию, но не простую, а экологическую под названием «Люби и изучай, береги и охраняй наш прекрасный Коми край!»

- Ребята, нам предстоят удивительные встречи, так как мы пойдем в лес. По пути мы будем делать остановки, названия которых разные, но цель одна – экология.

- А кто знает, что такое «экология»? ( наука о защите и охране природы.)

б) – У вас на партах листочки, куда вы будете записывать наблюдения, зарисовывать, делать выводы, т.е. это будут ваши экспедиционные дневники.

- Прежде чем начать экспедицию, вспомните еще раз, пожалуйста, для чего и с чем мы идем. Если мы идем с открытыми глазами и добрым сердцем – милости просим, природа ждет нас. Посмотрите на плакат, прочитайте его все вместе: Пройди! Посмотри! Почувствуй! Помоги!

- И еще вспомните правила поведения на природе (дети называют по-одному, и стенд открывается дальше).

- Хочешь увидеть – стань невидимкой.

Хочешь услышать – стань неслышным.

Хочешь узнать – затаись.

Хочешь с природой дружить – ее защищай и охраняй!

Ребята, готовы? В путь!

II. Основная часть.

1. «Зелёный друг».

Открывается часть экологической стенки, на ней название остановки. Перед ребятами листья берёзы, осины, ветки сосны и ели. Надо прикрепить их к нужному дереву по народному названию, народному определению.

-Символ долголетия.(сосна)

-Самое новогоднее и зелёное.(ель)

-Нянька для ели. (осина) (Ель прекрасно растёт в тени осины)

-В белом сарафане, с чёрными кармашками, с серёжками, светлая красавица. (берёза)

Вывод: - Какие замечательные и добрые великаны нас окружают. Давайте для тех, кто пойдёт после нас, установим специальные знаки. Найдите знак ……………….. и поставим его на этой остановке.

( Не разводите костров, берегите лес от огня, не ломайте веток

Песня «Родная земля»

2.«Разноцветная полянка».

а)-Мы прошлись по лесу и вышли на лесную опушку. А там – цветы. Узнайте их, отгадав загадки.

-Сначала я ношу жёлтый сарафанчик,

Подрасту и наряжусь в беленькое платьице,

Я лёгкий и воздушный, зовусь я …………….(одуванчик)

-Золотая середина и лучи идут кругом.

Это вовсе не картинка

Солнце в небе голубом.

Ну, давай, я помогу –

-Я ……………(ромашка) на лугу.

-Посланный весной,

Маленький разведчик,

В полутьме лесной

Выглянул …………(подснежник).

-Сладкие как мёд её цветочки,

Лишь весна заявит о себе,

Любит её очень и пчела, и птица

А зовётся она ……………(медуница).

-Эти пышноцветные цветы запахом, нарядом радуют своим.(пион)

б) « Красная книга» (о цветах).

- А какие из этих цветов занесены в «Красную книгу»? (подснежник, медуница, пион)

-Почему «Красная книга»? (внимание)

-Выберите знак. …………………………….

(Не рвать, не топтать.)

Вывод: -Записать в экологический дневник названия исчезающих цветов.

Песня «Пион»

3. «Аптека под ногами».

а) -Ребята, мы узнали с вами, что многие растения исчезают. А сейчас узнаем, какую они приносят пользу. Открываем следующую остановку. По гербарию назовите лекарственные растения и против каких болезней они применяются. (ромашка, крапива, зверобой, подорожник, мать-и-мачеха)

б) Лесное меню.

-По картине составить меню. (берёза – сок, грибы – жаренные, крапива – суп)

Вывод: Мы должны знать, какие растения полезны для человека.

Выберите нужный знак ………….

Песня «Берёза»

4. «Дружная семейка».

(Открывается дальше стенка, на ней – муравейник.)

- Ребята, на пути попался целый лесной город, а народу в нём видимо невидимо. И похож этот город не то на большую кочку, не то на горку.

- Что же это? (муравейник и муравьи) (запись этого слова в дневник)

-А все ли вы представляете этих насекомых?

-Тогда нарисуйте из буквы «К» муравья. (сравните с рисунком)

-Чем занимаются муравьи в лесу? (кормятся сладким соком тли, уничтожают вредителей, семена сорных трав, очищают лес от мусора)

- А знаете ли какие профессии есть у муравьёв? (часовые, разведчики, солдаты, пастухи, дояры тли, няньки)

-Все муравьи очень трудолюбивые и прекрасно выполняют свою работу.

Вывод: Давайте обнесём наш муравейник заборчиком, чтобы кто – нибудь случайно не навредил его жителям.

Выберите нужный знак ……………………….

5. «Птичий концерт».

(включается запись с голосами птиц)

-Ребята, останавливаемся и слушаем птичий концерт.

Вывод: Не стрелять в птиц и по возможности подкармливать их.

Выберите знак …………………..

6. «Экологический вестник». (устная газета)

(показ картинки, ученики рассказывают о пользе)

-Сова уничтожает за 1 день до 10 мышей.

-Кукушка за 1 минуту съедает 2 гусеницы.

-Муравей за 1 день убирает территорию 7 метров.

III. Заключение.

-Вот мы и вернулись в лагерь. Многих жителей леса мы не увидели на своём пути.

-А каких бы диких животных мы могли бы встретить?

-В каких народных сказках они участвуют?

-Сейчас вы посмотрите экологическую инсценировку сказки «Колобок». Ваша задача – для чего мы её показали?

А) Жил – был у деда с бабой

Весёлый внучок Колобок.

Б) Отправился наш Колобок

Погулять в зелёный лесок.

А) Катится наш Колобок,

А навстречу ему Волк

Острыми зубами щёлк. (с перевязанной ногой, с костылём)

Колобок. Волк – Волчищи, острые зубищи, послушай мою песенку.

Волк. Не до тебя мне Колобок

и твой румяный бок.

Я по лесу брёл и лапу

жестянкой себе распорол.

Набежали тут туристы,

Стало грязно, нечисто.

К Айболиту тороплюсь

У него я полечусь!

Б) Покатился дальше Колобок, румяный бок, а навстречу ему Зайчик – серый попрыгайчик.(с перевязанной головой)

Колобок. Зайчик, Зайчик,

Серый попрыгайчик,

Послушай мою песенку.

Заяц. Не до тебя мне Колобок,

Мой дружок!

Утром попался я силок,

Чуть ухо себе не отсёк.

К Айболиту тороплюсь,

У него я подлечусь!

А) Грустно дальше покатился Колобок

Наш румяный бок.

А навстречу ему Лиса,

Только она уже не краса. (перевязанный живот, чихает)

Колобок. Лисичка – сестричка,

Послушай мою песенку.

Лиса. Ой, не до песен твоих Колобок

Болит у меня голова, живот мой и бок.

Уточку нынче скушала я

«Птичий грипп» одолел вдруг меня.

К Айболиту тороплюсь,

У него я полечусь!

Б) Испугался тут наш Колобок

и скорее домой наутёк.

Сколько может принести человек зверям зла,

Не думая, что природа у нас для всех одна.

(Выходят все звери)

Колобок. Взрослые и дети,

Волк. Берегите всё на свете.

Заяц. В природе ничего не жгите, не ломайте,

Лиса. Любите её и охраняйте!

Вместе. «Люби и изучай, береги и охраняй

Наш любимый Коми край».

Итог экспедиции.

-Для чего мы показали эту инсценировку?

-Нарисуйте любой знак, необходимый в природе.

Песня на мотив «В траве сидел кузнечик».

1. Любите все природу.

Любите все природу.

Природа это небо,

и солнце, и вода.

Припев. Представьте себе,

Представьте себе

И солнце, и вода. (2раза)

2. Природа это – звери,

и рыбы, лес и птицы.

Природа это мы с тобой,

И наша вся земля!

Припев. Представьте себе,

Представьте себе

И наша вся земля! (2 раза)





























Приложение




















































Просмотр содержимого презентации
«презентация-эколоия»

Тан збыльм ö ны мойдкывъяс, И ме тай ö збыльлунс ö видза. Тан гож ö мын мича дзоридзьяс Быдм ö ны юдорса видзын. Тан кыснан ö сюр ö оз сир, А ыджыдысь – ыджыд нельма. Тан парма ö д ветл ö дл ö к ö р – Повт ö г да нь ö жй ö ник мун ö .  Василий Степанович Журавлев-Печорский Здесь в быль превращаются сказки, И я эту быль берегу. Здесь летом анютины глазки Цветут на заречном лугу. Здесь блеснами ловят не щуку, А нельму в косую сажень. В тайгу от моторного стука Спокойно уходит олень.

Тан збыльм ö ны мойдкывъяс,

И ме тай ö збыльлунс ö видза.

Тан гож ö мын мича дзоридзьяс

Быдм ö ны юдорса видзын.

Тан кыснан ö сюр ö оз сир,

А ыджыдысь – ыджыд нельма.

Тан парма ö д ветл ö дл ö к ö р –

Повт ö г да нь ö жй ö ник мун ö .

Василий Степанович Журавлев-Печорский

Здесь в быль превращаются сказки,

И я эту быль берегу.

Здесь летом анютины глазки

Цветут на заречном лугу.

Здесь блеснами ловят не щуку,

А нельму в косую сажень.

В тайгу от моторного стука

Спокойно уходит олень.

Лагерь

Лагерь

Экспедициял ö н тема: Радейт да т ö ждысь, Видз да д ö зь ö рит Мичаысь – мича Коми муным ö с!

Экспедициял ö н тема:

Радейт да т ö ждысь,

Видз да д ö зь ö рит

Мичаысь – мича

Коми муным ö с!

Экология наука, код i т ö ждысь ö в ö р - ва в ö сна.

Экология

наука, код i т ö ждысь ö в ö р - ва в ö сна.

Ветлы! Видз ö длы! Сь ö л ö м ö н кыв! Отсав!

Ветлы!

Видз ö длы!

Сь ö л ö м ö н кыв!

Отсав!

Правил ö яс: М ö дан аддзыны – ло тыдавт ö м ö н, М ö дан кывны – ло кывт ö м ö н, М ö дан т ö дмавны – дзебсьы, М ö дан в ö р – вак ö д ёртасьны – дорйы да д ö зь ö рит с i й ö с!

Правил ö яс:

М ö дан аддзыны – ло тыдавт ö м ö н,

М ö дан кывны – ло кывт ö м ö н,

М ö дан т ö дмавны – дзебсьы,

М ö дан в ö р – вак ö д ёртасьны – дорйы да д ö зь ö рит с i й ö с!

«Турунвиж ёрт» Лагерь

«Турунвиж ёрт»

Лагерь

Пуяс Пож ö м Коз Пипу Кыдз

Пуяс

Пож ö м

Коз

Пипу

Кыдз

Кывк ö рт ö д: Эн в ö ч ö й бипуръяс Видз ö й в ö рс ö биысь Эн чегъял ö й пуясс ö

Кывк ö рт ö д:

Эн в ö ч ö й бипуръяс

Видз ö й в ö рс ö биысь

Эн чегъял ö й пуясс ö

Сьыланкыв Чужан му Кывъясыс да сьыланногыс И. Уляшевал ö н Со кыпт ö шонд i в ö р-пу сайын, И тулыс восьт ö ч ö длач син. Кыдз олан-вылан, коми парма, Кыдз олан-вылан, чужан i н? Припев: Ен да бур й ö з, П ö сь нянь да сов. Енэж мед л ö з Ло ö к ö ть кор. Мунысьлы – кокни туй. Шойччысьлы – к ö ка вой. Радейтчысьлы – юмов дой.

Сьыланкыв

Чужан му

Кывъясыс да сьыланногыс И. Уляшевал ö н

Со кыпт ö шонд i в ö р-пу сайын,

И тулыс восьт ö ч ö длач син.

Кыдз олан-вылан, коми парма,

Кыдз олан-вылан, чужан i н?

Припев:

Ен да бур й ö з,

П ö сь нянь да сов.

Енэж мед л ö з

Ло ö к ö ть кор.

Мунысьлы – кокни туй.

Шойччысьлы – к ö ка вой.

Радейтчысьлы – юмов дой.

«Турунвиж ёрт» Лагерь «Уна р ö ма эрд»

«Турунвиж ёрт»

Лагерь

«Уна р ö ма эрд»

Дзоридзьяс Катшасин Лымдорчача Вижъюр Маръямоль Тозь

Дзоридзьяс

Катшасин

Лымдорчача

Вижъюр

Маръямоль

Тозь

Кывт ö рт ö д: Оз позь оръявны да талявны

Кывт ö рт ö д:

Оз позь оръявны да талявны

Сьыланкыв Маръямоль Кывъясыс Г. Юшковл ö н, Сьыланногыс В. Мастеницал ö н Визув ю ö пет ö ёль, Пет ö ёль, пет ö ёль. Быдм ö сэт ö н маръямоль, Маръямоль, маръямоль. Сик ö тш выл ö куим – нёль, Куим – нёль, куим – нёль. Кол ö дзоридз маръямоль, Маръямоль, маръямоль.

Сьыланкыв

Маръямоль

Кывъясыс Г. Юшковл ö н, Сьыланногыс В. Мастеницал ö н

Визув ю ö пет ö ёль,

Пет ö ёль, пет ö ёль.

Быдм ö сэт ö н маръямоль,

Маръямоль, маръямоль.

Сик ö тш выл ö куим – нёль,

Куим – нёль, куим – нёль.

Кол ö дзоридз маръямоль,

Маръямоль, маръямоль.

«Турунвиж ёрт» Лагерь «Кокувса аптека» «Уна р ö ма эрд»

«Турунвиж ёрт»

Лагерь

«Кокувса аптека»

«Уна р ö ма эрд»

В ö рса меню Кыдз Петш ö р Тшак

В ö рса меню

Кыдз

Петш ö р

Тшак

Кывк ö рт ö д: Миянлы кол ö т ö дны, кутш ö м быдм ö гъяс вай ö ны мортлы бур ö с.

Кывк ö рт ö д:

Миянлы кол ö т ö дны, кутш ö м быдм ö гъяс вай ö ны мортлы бур ö с.

Сьыланкыв Кыдз Кывъясыс Иван Тороповл ö н, Сьыланногыс Фёдор Вокуевл ö н Визув ю к ö н визувт ö , Дзоридзал ö видз, Югыд ва ö видз ö дч ö Мича ныв кодь кыдз. Веж к ö саяс лэдз ö ма, Югыд чуж ö мбан, Шонал ö ма вем ö дзыс Шонд i водзас тан. Юа ме шань кыддз ö йлысь Ч ö скыд зарава -. Шонд i бан ö н с ö дз ö д ö м Ловзь ö дана ва..

Сьыланкыв

Кыдз

Кывъясыс Иван Тороповл ö н, Сьыланногыс Фёдор Вокуевл ö н

Визув ю к ö н визувт ö ,

Дзоридзал ö видз,

Югыд ва ö видз ö дч ö

Мича ныв кодь кыдз.

Веж к ö саяс лэдз ö ма,

Югыд чуж ö мбан,

Шонал ö ма вем ö дзыс

Шонд i водзас тан.

Юа ме шань кыддз ö йлысь

Ч ö скыд зарава -.

Шонд i бан ö н с ö дз ö д ö м

Ловзь ö дана ва..

«Турунвиж ёрт» Лагерь «Ёрта семья» «Кокувса аптека» «Уна р ö ма  эрд»

«Турунвиж ёрт»

Лагерь

«Ёрта семья»

«Кокувса

аптека»

«Уна р ö ма

эрд»

Кодзувкоткар Кодзувкот

Кодзувкоткар

Кодзувкот

Кывк ö рт ö д: Вай ö потш ö салам кодзувкоткарс ö , медым некод эз вермы в ö чны тан i олысьясыслы лёк ö с.

Кывк ö рт ö д:

Вай ö потш ö салам кодзувкоткарс ö , медым некод эз вермы в ö чны тан i олысьясыслы лёк ö с.

«Уна р ö ма  эрд» «Турунвиж ёрт» Лагерь «Кокувса аптека» «Ёрта семья» «Лэбачьясл ö н концерт»

«Уна р ö ма

эрд»

«Турунвиж

ёрт»

Лагерь

«Кокувса

аптека»

«Ёрта

семья»

«Лэбачьясл ö н концерт»

Лэбачьяс Пышкай Катша Рака К ö к

Лэбачьяс

Пышкай

Катша

Рака

К ö к

Кывк ö рт ö д: Оз ков, оз позь лыйлыны лэбачьяс ö с и эм к ö позянлун, кол ö вердыштавны най ö с.

Кывк ö рт ö д:

Оз ков, оз позь лыйлыны лэбачьяс ö с и эм к ö позянлун, кол ö вердыштавны най ö с.

«Уна р ö ма  эрд» «Турунвиж ёрт» Лагерь «Лэбачьясл ö н концерт» ? «Кокувса аптека» «Ёрта семья» «Экология вестник»

«Уна р ö ма

эрд»

«Турунвиж

ёрт»

Лагерь

«Лэбачьясл ö н концерт»

?

«Кокувса

аптека»

«Ёрта

семья»

«Экология вестник»

Устн ö й газет

Устн ö й газет

Экологическ ö й мойд «Колобок»

Экологическ ö й мойд «Колобок»

Радейт да т ö ждысь, Видз да д ö зь ö рит Муса Коми муным ö с!

Радейт да т ö ждысь,

Видз да д ö зь ö рит

Муса Коми муным ö с!

Сьыланкыв Радейт ö й став ö н в ö р–ва, Радейт ö й став ö н в ö р–ва, Ö д в ö р-ва – тай ö енэж, И шонд i , и ва.  Думышт ö й асьныд,  Думышт ö й асьныд, 2 - ысь  И шонд i , и ва. В ö р-ва - тай ö зверъяс, И лэбачьяс, и чери. В ö р-ва – тай ö ми тэк ö д, И миян став Му шар!  Думышт ö й асьныд,  Думышт ö й асьныд, 2 – ысь  И миян став Му шар.

Сьыланкыв

Радейт ö й став ö н в ö р–ва,

Радейт ö й став ö н в ö р–ва,

Ö д в ö р-ва – тай ö енэж,

И шонд i , и ва.

Думышт ö й асьныд,

Думышт ö й асьныд, 2 - ысь

И шонд i , и ва.

В ö р-ва - тай ö зверъяс,

И лэбачьяс, и чери.

В ö р-ва – тай ö ми тэк ö д,

И миян став Му шар!

Думышт ö й асьныд,

Думышт ö й асьныд, 2 – ысь

И миян став Му шар.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!