СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-биологический кружок

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологический кружок организуется для учащихся 1-5х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

Добавлен раздел изучения особенностей природы Адыгеи и ст. Новосвободной (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Просмотр содержимого документа
«Эколого-биологический кружок»















Эколого-биологический кружок

Программа и календарно-тематическое планирование

Руководитель Житниковская О.А.































Список учащихся



п/п

ФИ учащегося

Дата рождения

Школа

Класс

Банкеев Иван

16.04.2003

10

8

Банкеева Ксения

16.04.2003

10

8

Гарбузова Валерия

24.04.2002

10

8

Кришталев Илья

18.03.2003

10

8

Князев Александр

05.06.2001

10

9

Луценко Алеся

21.11.2002

10

8

Молчанова Вероника

17.01.2004

10

7

Молчанова Юлия

07.03.2002

10

7

Мякота Влад

31.10.2003

10

7

Перминова София

18.08.2002

10

7

Посталюк Анастасия

26.06.2002

10

9

Худоконенко Ангелина

24.11.2000

10

8

Худоконенко Андрей

26.12.2002

10

7

Витер Никита

30.10.2001

10

9

Сметанин Викентий

18.11.2001

10

8



Расписание кружка:

Понедельник: 14.10-16.10

Пятница: 14.45 – 16.45

Суббота: 13.45 – 14.45





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические и экологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 1-5х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Адыгеи и ст. Новосвободной (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 210 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны Адыгеи и окрестностей ст. Новосвободной; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 7 - 12 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 5 учебных часа в неделю (2 занятия по 2 ч. и 1 по 1 ч)

  • За год (11,5 мес.) - 210 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы  (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядностьпросмотр видео-, кинофильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

- диагностические карты;

- табель развития;

- папка достижений ("Портфолио").

Учебно-тематический план

/ месяц

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

1/IX

Природа под микроскопом.

20



2/X

Осенние явления в природе.

20



3/XI

Зеленый мир.

20



4/XII

Мир животных.

20



5/I

Организм человека

20



6/II

Эволюция природы.

20



7/III

Весна в природе

20



8/IV

Природа под охраной.

20



9/V-

Здоровье человека и окружающая среда.

20



10/VI

Видовое разнообразие растительного мира ст. Новосвободной

20



11/VII

Видовое разнообразие животного мира ст. Новосвободной

20



12/VIII

Проектная деятельность учащихся

10



 

Всего

230



В соответствии с данной программой разработан тематический план. В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах.

Список необходимой литературы.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.















Тематический план работы биологического кружка на Сентябрь

Тема 1. Природа под микроскопом.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

03.09

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

2,5

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

04.09

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

10.09

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

2,5

Рассказ, организация работы по мини-проектам

4.

11.09

Вредные и опасные бактерии. Полезные бактерии в жизни человека.

2,5

Беседа,

Проектная деятельность

5.

17.09

«Суд над бактерией»

2,5

Проектная деятельность

6.

18.09

Простейшие организмы. Удивительный мир капли воды. Изучение под микроскопом капли воды

2,5

Деловая Игра

7

24.09

Клетки растений и животных. Сходства и различия растительных и животных клеток

2,5

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

8

25.09

Что показал нам микроскоп. Мир в ореховой скорлупе

2,5

Викторина, Просмотр видеофильма



Тематический план работы биологического кружка на Октябрь

Тема 2. Осенние явления в природе.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1.10

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

2,5

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.10

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

2,5

Экскурсия, сбор материала

8.10

Осень в жизни растений и животных. Осенние пейзажи. Сбор гербарного материала

2,5

Экскурсия

Практическая раб.

9.10

Сезонные изменения в природе. Что изучает фенология. Ведение фенологического дневника

2,5

Практическое занятие

15.10

Грибное царство. Что мы знаем о грибах.

2,5

Практическое занятие

16.10

«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

2,5

Экскурсия с фотоаппаратом

22.10

О чем нам осень рассказала. Выставка и презентации мини-проектов.

2,5

Беседа, проектная деятельность

23.10

Дискуссионный клуб «Грибы нашего леса»


2,5

Проектная деятельность



Тематический план работы биологического кружка на Ноябрь

Тема 3. Зеленый мир.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

5.11

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

2,5

Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия.

2

6.11

Географическое положение р. Адыгеи и ст. Новосвободной. Особенности растительного мира

2,5

Лекция

3

12.11

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

4

13.11

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

2,5

Практическая работа.

5

19.11

Кто такие? Где живут? Определение растений. Роль растений в природе и жизни человека.

2,5

Практическая работа с гербарием

6

20.11

Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения Адыгеи и ст. Новосвободной

2,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

26.11

Растения Красной книги р. Адыгеи и меры по их охране. Эндемики Адыгеи и ст. Новосвободной

2,5

Беседа. Проектная деятельность

8.

27.11

«Путешествие в мир растений»

2,5

Игровое занятие



Тематический план работы биологического кружка на Декабрь

Тема 4. Мир животных.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

3.12

Животный мир Адыгеи ст. Новосвободной Климатический пояс Адыгеи. Особенности жизни животных

2,5

Вводная лекция с элементами беседы

2

4.12

Сезонные изменения в жизни животных

2,5

Экскурсия

3

10.12

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

2,5

Лекция

4

11.12

Мир беспозвоночных животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.

2,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками Практическая раб.

5

17.12

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.


6.

18.12

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.


7.

24.12

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

2,5

Практическая работа.

8.

25.12

Животные в жизни человека.

Животные Красной книги Адыгеи и меры по их охране.

2,5

Беседа. Проектная деятельность







Тематический план работы биологического кружка на Январь

Тема 5. Организм человека.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

7.01

Царство Животные, Подтип позвоночные, Семейство Гоманид, род Человек

2,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2

8.01

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

2,5

Лекция

3.

14.01

Стоянки древних людей на территории Адыгеи

2,5

Беседа. Проектная деятельность

4

15.01

Особенности устройства и работы систем органов человека.

2,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

5.

21.01

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

6.

22.01

Особенности ВНД человека. Тесты на внимание, память и образное мышление

2,5

Практическая работа

7.

28.01

Факторы здоровья человека. В здоровом теле – здоровый дух

2,5

Игровое занятие

8

29.01

Гигиена учебного места, личная гигиена Влияние вредных привычек на здоровье.


2,5

Рассказ. Доклады учащихся



Тематический план работы биологического кружка на Февраль

Тема 6. Эволюция природы.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

04.02

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина. Рождение Земли.

2,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

05.02

Доказательства эволюции. Первые «живые» в океане.


2,5

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследов. работа

3.

11.02

Завоевание суши. История динозавров.


2,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

12.02

Вымершие животные. Что изучает палеонтология

2,5

Коллективная творческая деятельность

5.

18.02

Усложнения организации животных на примере рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих

2,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

19.02

Необыкновенные предки современных теплокровных.

2,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

25.02

Изучение внутреннего строения пресмыкающихся, птиц и млекопитающих

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

8

26.02

Эволюционные изменения в строении животных. Эволюция сегодня и завтра

2,5

Рассказ. Проектная деятельность.







Тематический план работы биологического кружка на Март

Тема 7. Весна в природе.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

4.03

Признаки весны. Сезонные изменения в природе в весенний период


2

Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки.

2

5.03

Первоцветы под охраной.

По страницам Красной книги Адыгеи

2

Экскурсия

3.

7.03

Конкурс листовок, рисунков, стенгазет «Ты мне нужен» по охране первоцветов

1

Конкурс

4

11.03

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства.

2

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

5.

12.03

Способы вегетативного размножения растений. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

2

Практическое занятие

6.

14.03

Весна в жизни животных.

1

Рассказ. Практическая работа

7

18.03

Весенние пейзажи

2

Экскурсия в лес, фотосессия

8

19.03

Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.


2

Подготовка праздника.











Тематический план работы биологического кружка на Апрель

Тема 8. Природа под охраной.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

1.04

Международный праздник «День Птиц»

2

Открытое меропритие

2

2.04

Экологические проблемы р.Адыгеи.

2

Лекция с элементами беседы . Выбор проекта.

3

4.04

Экологические организации. Охрана природы

1

Рассказ учителя. Исследовательская работа .

4

8.04

Состояние природы в республике и нашей станицы.

2

Обзорная экскурсия, фоторепортаж

5

9.04

Исследования состояния природы. ПДК.

2

Практическая работа

6

11.04

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

1

Рассказ. Исследовательская работа .

7

15.04

Карта родников станицы Новосвободной

2

Экскурсия, работа с картой

8

16.04

Экологическая тропа.

2

Разработка проекта, экскурсия

9

18.04

Экологические проекты.

1

Практическая деятельность, презентации

10

22.04

Экологическая акция: « Чистый дом!»

2

Практическая деятельность

11

23.04

Изучение лесных насаждений станицы Новосвободной. Незаконная вырубка леса

2

Рассказ учителя. Беседа.

12

25.04

Выпуск стенгазеты «Лес – наше богатство»

1


13

29.04

Посадка кустарников и деревьев в школьном дворе

2

Практическое занятие

14

30.04

Акция «Чистые родники»

2

Практическое занятие

Организация и проведение экологического месячника в школе.

Тематический план работы биологического кружка на Май

Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1


Здоровье и факторы риска болезни.

2

Вводная лекция с элементами беседы .

2.


Здоровье и наследственность.

2

Рассказ учителя. Беседа. Задачи.

3.


Генетические заболевания. Меры профилактики

1

Рассказ учителя. Беседа.

4.


Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

2

Рассказ учителя, проектная деятельность

5.


Влияние загрязнений среды на здоровье человека.

2

Рассказ. Поисково-исследов. работа

6


Дискуссионный клуб «Здоровье береги с молоду»

1

Конференция

7


Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека.

2

Беседа. Практическая работа

8


Здоровый образ жизни.

2

Рассказ. Проектная деятельность.

9


Культура питания.

Анализ состава пищевых продуктов.

1

Беседа. Практическая работа.

10


Акция: «Если хочешь быть здоров…»

2

Поход, спортивные соревнования

11


Велопробег по ст. Новосвободной «Вперед, за мной!»

2

Велопробег

12


Итоговое отчетное занятие.

1

Конкурс проектов. Конференция.



Тематический план работы биологического кружка на Июнь

Тема 10. Видовое разнообразие растительного мира ст. Новосвободной.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1


Вид. Критерии вида

2

Вводная лекция с элементами беседы .

2.


Видовое разнообразие растительного мира Адыгеи

2

Рассказ учителя. Беседа. Задачи.

3.


Краснокнижные растения Адыгеи

1

Рассказ учителя. Беседа.

4.


Растения смешанных и широколиственных лесов

2

Экскурсия

5.


Растительный мир луга

2

Экскурсия

6


Обработка собранного гербарного материала

1

Практическое занятие

7


Изучение загрязнения воздуха с помощью анализа придорожных растений

2

Экскурсия

8


Растительный мир водоема. Пруд Табачный

2

Экскурсия

9


Сукцессия. Примеры сукцессий в окрестностях станицы

1

Беседа. Практическая работа.

10


Культурные растения Адыгеи. Розарий

2

Лекция

11


Дендропарки Адыгеи и Краснодарского края

2

Презентации

12


Выпуск стенгазеты

1








Тематический план работы биологического кружка на Июль

Тема 11. Видовое разнообразие животного мира ст. Новосвободной.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1


Популяция. Генофонд популяций

2

Вводная лекция с элементами беседы.

2.


Видовое разнообразие животного мира Адыгеи

2

Рассказ учителя. Беседа. Задачи.

3.


Краснокнижные животные Адыгеи

1

Рассказ учителя. Беседа.

4.


Животные смешанных и широколиственных лесов

2

Экскурсия

5.


Животный мир луга

2

Экскурсия

6


Обработка собранного материала

1

Практическое занятие

7


Изготовление наглядного материала к урокам биологии. Перепончатокрылые и Чешуекрылые

2

Практическое занятие

8


Животный мир водоема. Пруд Табачный

2

Экскурсия

9


Животные с прямым и неполным превращением

1

Лекция

10


Мир глазами кузнечика

2

Игровое занятие

11


Пресмыкающиеся Адыгеи

2

Презентации

12


Выпуск стенгазеты

1










Тематический план работы биологического кружка на Август

Тема 12. Проектная деятельность учащихся.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1


Изучение многообразия простейших в пруду

1

Проектная деятельность

2.


Изучение жизненного цикла майского жука

1

Проектная деятельность

3.


Моллюски, что мы о вас знаем?

1

Проектная деятельность

4.


Растения смешанных и широколиственных лесов

1

Проектная деятельность

5.


Растительный мир луга

1

Проектная деятельность

6


Многообразие рыб в пруду Табачном

1

Проектная деятельность

7


Земноводные республики Адыгея

1

Проектная деятельность

8


Пресмыкающиеся ст. Новосвободной

1

Проектная деятельность

9


Видовое разнообразие птиц на территории станицы Новосвободной

1

Проектная деятельность

10


Итоговое занятие. Награждение авторов лучших проектных работ

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!