Эколого-биологическое направление
Барри Коммонер американский эколог, сформулировал Главный закон экологии крайне кратко: Все связано со всем.
Известная истина, что человек и природа неотделимы друг от друга. Воспитание у молодого поколения экологической культуры является одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и гармонии в отношениях «человек – природа».
Еще совсем недавно практически каждая школа в регионах имела свою теплицу, которая успешно решала проблемы политехнизации трудового обучения и воспитания школьников.
Что же теперь стало с этими уютными зелёными заведениями?
Многие школьные теплицы стали разрушаться, денег на её восстановление и содержание из городского бюджета не выделялись. Немного лучше судьбы теплиц, если в кирпичном здании разместилась парикмахерская или компьютерный клуб или на месте разрушившейся теплицы построена газовая котельная.
Такой вот неутешительный у нас получился итог: почти все теплицы школ давно разрушились или перепрофилированы. В общем, видимо, школьные теплицы – отжившее явление? Попробуйте ответить на этот вопрос.
В кемеровских, брянских и многих других городах реализуется городская программа по восстановлению школьных теплиц.
Наша школа одна из тех, где сохранилась теплица, отремонтирована и много лет существует отработанная система целенаправленного экологического воспитания и образования. Большую роль в этой системе играет работа школьной теплицы. В теплице производится выращивание из семян новых видов комнатных и декоративных растений, вегетативно размножаются полезные растения для улучшения здоровье сберегающего экологического пространства школы, ее коридоров и рекреаций. Ежегодно ведется работа по комплектованию коллекций комнатных и древовидных растений по климатическим зонам, приобретаются новые виды, которые адаптируются к условиям теплицы.
Ребята активно участвуют в формировании внешнего облика растений, в борьбе с вредителями, в осуществлении ухода, полива и размножения. В теплице ребята знакомятся с редкими и интересными комнатными растениями, изучают их особенности. Школьная теплица может служить не только для выращивания цветочных культур, но быть лабораторией по изучению физиологии растений, учебной мастерской в защищенном грунте. Поможет решить проблемы трудового обучения и воспитания школьников. Работая в теплице, обучающиеся могут детально изучать элементы микроклимата – температуру воздуха и почвы, влажность воздуха и т.д., овладеют методикой управлением режима тепла, света, минерального и водного и воздушного питания. Они приобретут элементарные навыки исследовательской деятельности.
В течение всего учебного года в теплице проводятся тематические экскурсии соответственно учебным программам природоведения, географии, биологии, а также с целью расширения познавательных интересов учащихся в области экологии растительных организмов.
Комнатные растения, которые ребята вырастили в теплице, украшают кабинеты, рекреации. Они радуют глаз осенью и зимой, создают уютную обстановку в школе.
Весной и в начале лета в школьной теплице производится посев и выращивание цветочно-декоративной рассады более 20 наименований для оформления цветников на пришкольном участке.
В работе на пришкольном участке принимают участие так же учащиеся всех классов. Весной это пересадка и стрижка кустарников, выпиливание и уборка сухих веток, в начале лета – высаживание бордюров из неприхотливых многолетников вдоль дорожек, оформление цветников, посадка рассады и полив, уход за посаженными растениями.
Теплица – это реальная база для осуществления целенаправленного экологического образования и воспитания учащихся, для успешной природоохранной деятельности. В течение учебного года в теплице проводятся различные внеклассные мероприятия во время «Недели экологии», выявляются главные причины глобального экологического кризиса, анализируются мнения ведущих ученых, журналистов, писателей, рассматриваются конкретные экологические ситуации в разных регионах страны и планеты в целом. Все это наглядно убеждает учащихся в том, что всеобщая экологическая грамотность и высокая экологическая культура являются важнейшим условием выживания человечества и предотвращения глобальных экологических катастроф на нашей планете.
Так как же, школьные теплицы – отжившее явление?