МКОУ Чамзинская СШ имени И.А. Хуртина
Инзенского района
Эколого-краеведческая туристическая тропа.
Оглавление.
Введение.
План реализации туристического похода.
Карта-схема маршрута похода.
Описание туристского маршрута с описанием исторических объектов
и памятников природы.
Список используемой литературы.
Введение.
Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей. Опасность падения уровня воспитанности, жизненных ориентиров не позволяют оставлять процесс духовного обнищания подрастающего поколения без пристального внимания общества и школы. Вот поэтому в воспитательном процессе нашей школы особое внимание направлено на развитие интереса и воспитанию любви к своей Родине, одной из тех немногих моральных ценностей, которая будет важна в любое время.
В каждом уголке России, в каждом городе, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, которые формируют в учащихся интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, развивать свои собственные способности. В этом заключается основной смысл туристско-краеведческой работы в нашей школе.
Цель похода: 1. Повышение уровня экологических и природоохранительных знаний, нацеливание на участие в решении современных экологических проблем посильными для ребят способами.
2. Знакомство с историей, культурой, памятниками природы и архитектуры родного края.
3.Оздоровление детей с помощью природно-климатических условий.
Задачи похода:
Формирование культуры поведения в окружающей среде.
Обучение наблюдению за природными и архитектурными объектами.
Создание условий для стимулирования чувственно-эмоциональной сферы личности учащихся.
Приобретение учащимися туристических навыков.
План реализации туристического похода.
1. Подготовительный этап:
- определение даты и времени, продолжительности похода;
- консультация с родителями учащихся и медицинским работником;
- инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в природе;
- формирование отрядов, выбор командиров;
- выбор названий отрядов, эмблем, речёвок, отрядных песен;
- репетиция походных песен;
- подготовка походного снаряжения;
- решение вопроса по питанию учащихся во время похода (во 2 день);
- подготовка медицинской аптечки;
- прогнозирование возможных результатов.
2. Основной этап.
Описание маршрута.
Заключительный этап.
Анализ полученных результатов. Выводы.
Содержание.
Учащиеся нашей школы 5-11 классов под руководством классных руководителей, руководителей кружков совершают поход по эколого-краеведческой тропе.
Маршрут туристической тропы 10 остановок (5 остановок в 1 день и 5 остановок во 2 день). Он был выбран таким образом, чтобы на нём встречались памятники архитектуры, уголки естественной и преобразованной природы для сравнения и оценки их состояния, подтверждения необходимости гармоничного взаимодействия человека и природы. Работа на тропе включает: практическую деятельность учащихся по её благоустройству, охрану природных и архитектурных объектов, экскурсионно-пропагандистскую работу.
Маршрут туристической тропы.
Глухая деревня, родные края,
Где речка журчит, где трель соловья,
И лес, и поля. О, родные края,
Храню я вам верность, в душе не тая.
(Аникин И.)
Описание маршрута эколого-краеведческой туристической тропы.
1 день
Сбор учащихся в 8-30 у здания Чамзинской СШ имени И.А. Хуртина.
Проверка наличия необходимого туристического снаряжения.
Построение отрядов, перекличка.
Начало маршрута – 9-00ч.
Остановка 1– памятник Володе Ульянову у здания СДК.
- прополка цветника;
- сообщения учащихся о жизни В. И. Ульянова – Ленина;
-информационная справка (Бюст В.Ульянову был найден на складе колхоза «Прогресс» агрономом Новичковой Н.А. и кладовщиком Шмелёвой Н.И. Они же предложили администрации совета с. Чамзинки Николаеву А.В. поставить его у здания СДК. Открытие состоялось в 2001 году 15 сентября в присутствии представителей Инзенского отделения КПРФ (Каменев С. П. - бывший лидер)).
Остановка 2– памятник Герою Советского Союза Хуртину И. А., нашему земляку.
- наведение порядка на территории памятника;
- историческая справка ( Памятник И.А.Хуртину был поставлен в 1970 году в честь 25-летия Победы . И.А.Хуртин родился в 1924 году в с. Коноплянка. Он окончил 4 класса, затем стал работать в колхозе, где проработал до 1941 года. Затем был призван в ряды Советской Армии и направлен на фронт. В 1943 году в возрасте 19 лет И.А. Хуртин погиб.).
Остановка 3 –МЧС.
- информационная справка ( Когда колхозы распались, на территории поселений остались пожарные машины. В 2008 году начала работать Программа «Образование в сёлах малокомплектных пожарных частей». Благодаря этой программе 16 октября 2008 года на территории села Чамзинки было образовано МЧС. Сейчас в него входят: начальник пожарной части Музафаров Ф.И., 5 водителей и 5 пожарных. Имеются 2 пожарные машины (одну из которых получили совсем недавно -4 ноября 2011 года.);
- беседа учащихся с водителем и пожарным МЧС.
Остановка 4 - Церковь Александра Невского.
- информационная справка (Была построена в начале 20 века, но служб в ней прошло совсем мало, т.к. Советская власть начала церкви закрывать. На данный момент стоит вопрос о её возрождении.).
Остановка 5 – Родник.
- информационная справка (Из-под горы тёк ручей, через который была перекинута доска. Здесь проходили во время религиозных праздников службы, люди брали воду. Глава администрации Чамзинского сельсовета Николаев А.В. выписал пиломатериал и сам занялся облагораживанием родника.);
- наведение порядка на территории родника.
2 день
Сбор учащихся в 8-30 у здания Чамзинской СШ имени И.А. Хуртина
Проверка наличия необходимого туристического снаряжения.
Построение отрядов, перекличка.
Начало маршрута – 9-00ч.
Остановка 1 - пруд на реке Тала - антропогенный объект (с. Чамзинка).
- историческая справка (Проект был утверждён в 1973-74 гг. Пруд был создан в 1978 году для нужд растениеводства ( орошения полей ) и разведения рыбы (были запущены следующие виды рыб: карп, зеркальный карп, пескарь, плотва, ёрш.).
Остановка 2 – Запруда бобров на реке Тала – натуральный объект
(с. Коноплянка).
- соблюдение правил поведения в природе;
- наблюдение за растительным и животным миром;
- сведения об обитателях реки Тала (Бобры были редкими обитателями нашей местности, но из-за уменьшения количества предприятий на реке Суре (Тала-приток Суры) вода стала чище, бобры стали сооружать плотины.).
Остановка 3 –Храм во имя Архистратига Божия Михаила (с. Коноплянка).
- информационная справка (Храм построен прихожанами в 1825 году. Престол один во имя Архистратига Божия Михаила. В храме до последнего дня его закрытия хранилась чудотворная икона преподобной Параскевы мученицы, которая была явлена на роднике в лесу вблизи с. Коноплянка
(образу святой Параскевы приписывали особую силу, она «спасла» многим жизнь, люди исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней). Последним священником храма был архимандрит Адриан Троицкий, который из-за крайне тяжёлого положения был вынужден оставить приход и уйти на гражданскую работу (бухгалтером на диатомовом комбинате в г.Инза). Живы ещё очевидцы Долганова К. Г. , которой купили там такой вкусный пряник, что вкус его помнит до сих пор, Марьина Е.Н.);
- знакомство с настенными рисунками – иконами.
Остановка 4 – Смешанный лес, муравейник (с. Коноплянка).
- экологическая выразительность смешанного леса;
- информативность (птичьи гнёзда, «кузница» дятла);
- сбор листьев и растений для гербария;
- охрана природных объектов (ограждение муравейников);
- сообщение о пользе муравьёв;
- определение сторон горизонта по природным объектам;
- игры;
- привал;
- пропагандистская работа по сбережению экологического состояния природы на привале.
Остановка 5 – Лесная часовня, родник – антропогенные объекты
(с. Коноплянка).
- информационная справка (Эта часовня находится в Коноплянском лесу. Есть такой старинный праздник летом, который именуется Девятая Пятница. В этот день все православные люди села Коноплянка и близлежащих сёл идут в лесную часовню, где проходит служба, набирают святой воды. В 2005 году часовня была отремонтирована силами местных жителей.);
- благоустройство территории часовни и родника.
Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов.
Появляются интерес к получению экологическо-краеведческой информации, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме.
Формируются навыки научно-технической работы, пропаганды экологических, краеведческих и туристических знаний, организации разнообразных природоохранительных акций, работы в коллективе. Раскрепощается эмоциональная сфера личности. Приобретаются основные навыки, необходимые туристу. Происходит оздоровительный процесс.
Список используемой литературы.
Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973г.
Интервью с жителями села.
Материалы сети Интернет.
Материалы школьного комплексно – краеведческого музея «Память жива».