СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-краеведческий путеводитель «Старые площади Таганрога»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрела один из вариантов активного вида отдыха с экскурсией по исторически важным местам города Таганрога .

Просмотр содержимого документа
«Эколого-краеведческий путеводитель «Старые площади Таганрога»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20



Номинация: Эко-гид

Тема:

Эколого-краеведческий путеводитель

«Старые площади Таганрога»


Автор : Водяницкая Анастасия,

ученица 8 в класса

Руководитель: Жейц Анастасия

Владимировна, учитель географии






Таганрог

2020 г.

1.Введение………………………………………………………………………...3

2.Основная часть……………………….........……………………………….….5

2.1.История Таганрога…………………………………………………...………..5

2.2.Общая характеристика Таганрога……………………………………………7

3.Путеводитель по площадям Таганрога…………………………………….8

3.1.Въездная площадь…………………………………………………………...11

3.2.Площадь восстания………………………………………………………….12

3.3.Красная площадь…..........…………………………………………………...13

3.4.Александровская площадь…………………………………………………..15

3.5.Октябрьская площадь………………………………………………………..17

3.6.Площадь Каляева…………………………………………………………….18

3.7.Площадь Морского вокзала…...…………………………………………….20

4.Заключение …………………………………………...………………………22

5.Литература…………………………………………………………………….23

6.Приложения…………………………………………………………………...24




















1.Введение

Многие люди стараются провести свой отпуск в больших курортных городах. Их привлекают гигантские мегаполисы и известные курортные зоны. Но ведь даже в небольшом городе есть на что посмотреть.

В чем же заключается проблема непопулярности провинциальных городов?

  • Во-первых большое количество людей не знают о достопримечательностях небольших городов, считая их скучными. Но даже в самых маленьких городах есть места с очень длинной и интересной историей.

  • Во-вторых существует большое разнообразие видов отдыха (активные или пассивные), и люди всегда выбирают более привычный способ своего времяпровождения .

Чтобы решить данную проблему я предлагаю рассмотреть один из вариантов активного вида отдыха с экскурсией по исторически важным местам города Таганрога .

Цели работы: построить маршрут по площадям города Таганрога и доказать их значимость в формировании истории города

Задачи: собрать исторические сведения о Таганроге

Методы исследования:

  • анализ источников информации

  • построение маршрута по историческим площадям города

  • создание буклета «Площади Таганрога»

Место исследования: Площади города Таганрога

Практическая значимость

При помощи путеводителя любой человек сможет открыть для себя природу Таганрога, его историю. Данный путеводитель может использовать на уроках географии, истории, на классных часах.

Режим использования, допустимая нагрузка на маршрут

Таганрог красив в любое время года, и благодаря мягкому климату экскурсии можно проводить в любое время года. Возможны как индивидуальные экскурсии, так и групповые экскурсии.

Состав экскурсионной группы до 20 человек.

Целевая группа: дети старше 12 лет, взрослые. Особой физической подготовки не требуется .

Апробация: школьные экскурсии по маршруту были совершены осенью 2020. Маршрут был пройден и полностью апробирован учащимися 8 в класса.

























2.1.История Таганрога

В 7-6 веках до нашей эры на месте современного города находилось поселение греков. В 13 веке в этих местах итальянцы построили город Порто-Пизано.

В 1698 году по приказу императора Петра I были основаны Таганрогские гавань и крепость.

В 1711 году по итогам Прутского мирного договора гавань и город перешли к Турции. По итогам победоносной войны 1768—1774 годов населенный пункт окончательно перешел к Российской империи.

В 1775 году Таганрог официально получил статус города. В конце 18 века город утратил свое военно-стратегическое значение.

В 1806 году в году в Таганроге открыли коммерческую гимназию, а через два года коммерческий суд.

В 1868 году от Харькова до Таганрога была проложена железная дорога. Через 2 года город был соединен железной дорогой с Ростовом-на-Дону.

В 1888 году населенный пункт получил статус столицы Таганрогского округа Области Войска Донского.

В конце 19 века в Таганроге работали котельный, металлургический и машиностроительный заводы.

В 1908 году была введена в эксплуатацию первая электростанция. В 1918 году город стал относиться к Донецко-Криворожской советской республике, в 1923 году к Донецкой губернии УССР.

В октябре 1925 года Таганрог был включен в состав РСФСР. В предвоенные годы в городе функционировала военная школа по подготовке пилотов.

С октября 1941 года по август 1943 года город находился под оккупацией немецких интервентов.

Летом 1944 года был восстановлен и введен в эксплуатацию городской металлургический завод.

В послевоенные годы было начато масштабное строительство новых жилых районов, социально-культурных объектов и промышленных предприятий.

В 1997 году было образовано муниципальное образование "Город Таганрог".

В ноябре 2011 года по указу президента России Таганрогу присвоили почётное звание "Город воинской славы".[7]

Таганрог – один из самых многонациональных городов России: здесь живут представители свыше 100 национальностей.

В нынешние времена город является культурно-историческим центром страны. Портовая часть Таганрога по-прежнему сохраняет свои лидирующие позиции на морском рынке. [4]











2.2.Общая характеристика Таганрога

Таганрог уютно расположился в Таганрогском заливе. Большая часть города находится на мысе, носящем название Таганий Рог или Таган-Рог («Маячный мыс» в переводе с тюркского) из-за своей вытянутой и слегка закрученной формы.

Первоначально Таганрог занимал небольшую территорию в юго-восточной части Миусского полуострова. Но, со временем, город все больше расширялся и сейчас это второй по величине, после Ростова-на-Дону, город Ростовской области. Таганрог занимает довольно выгодное географическое положение: всего в 70 км от него находится столица Южного Федерального округа Ростов-на-Дону, а также недалеко, примерно в 50 км, располагается граница с Украиной. Таким образом, Таганрог — пограничный город и важный транзитный пункт. Площадь города составляет 80 квадратных километров. Общая численность жителей на 2020 год составляет 248,6 тысяч человек. [4]

Рельеф полуострова (ширина 510 км), на котором расположен Таганрог, холмистый, полуостров простирается с запада на восток. Склоны холмов пологие, перепады высот 20-50 метров на 5-7 км в сторону Таганрогского залива и Миусского лимана. Ближе к заливу и Миусскому лиману склоны холмов крутые до 20 метров высоты на побережье

В Таганроге довольно мягкий климат (умеренно-континентальный), летом средняя температура держится в пределах 23-27 градусов по Цельсию. Зима также теплая, хотя бывают низкие температуры в январе-феврале. Благодаря расположению на юге России и морскому климату, Таганрог можно смело назвать городом-курортом.

Регион характеризуется придонской и причерноморской степной растительностью. Природные условия в регионе обеспечивают развитие сельского хозяйства. [5]

3.Путеводитель по площадям Таганрога

В разные периоды жизни Таганрога возникали в нем площади, одни исчезали, другие сохранились, третьи образовались уже в недавние времена. Рассказ о них поможет стать связующим звеном в увлекательном путешествие по городу. [2]
























Описание маршрута

Предлагаю вам рассмотреть туристический маршрут по площадям города Таганрога. Его протяженность 5,9 километров, время экскурсии составляет 2 часа (пешком). В Таганроге много площадей, здесь представлены наиболее известные из них. Давайте начнем знакомство с ними.

  1. Начало маршрута –Въездная площадь (сквер у

«Шлагбаума)

  • Следуйте на юго-запад в сторону ул. Дзержинского 56 м

  • Поверните налево на ул. Дзержинского 110 м

  • Поверните направо на ул. Фрунзе 28 м

  • Поверните налево на пл. Восстания 170 м

(5 минут 350 метров)

  1. пл. Восстания

  • Следуйте на юго-запад по пл. Восстания в сторону ул.

Октябрьская 96м

  • Поверните налево на ул. Октябрьская 500 м

  • Поверните направо на пер. Гоголевский550 м

(14 минут 1,1 км)


  1. Красная площадь (Таганрог)

  • Следуйте на северо-восток по пер. Гоголевский в сторону

ул. Чехова

  • Поверните направо на ул. Чехова 450 м

  • Поверните налево на пер. Красный 210 м

  • Поверните направо на ул. Александровская 300 м

  • Поверните налево на пер. Лермонтовский

  • Пункт назначения будет справа 40 м

(14 минут 1,1 км)

  1. Александровская площадь (Банковская площадь)

  • Следуйте на восток по пер. Лермонтовский 230 м

  • Поверните направо на ул. Фрунзе 300 м

  • Плавный поворот налево, продолжайте движение по ул.

Фрунзе 250 м

  • Поверните налево на пер. Украинский 5 м

  • Поверните направо 38 м

  • Поверните направо 9 м

  • Поверните налево 51 м

  • Поверните налево 42 м

(12 мин. 950 м)

5. Октябрьская площадь

  • Следуйте на юго-восток по пл. Октябрьская в сторону пер.

Добролюбовский 56 м

  • Поверните направо на пер. Добролюбовский 350 м

  • Поверните налево на ул. Чехова

  • Пункт назначения будет слева 700 м

(13 минут 1,1 км)

6. Площадь Каляева

  • Следуйте на юго-восток по ул. Чехова 55 м

  • Поверните налево 31 м

  • Поверните направо в сторону ул. Комсомольский

Спуск 200м

  • Поверните налево на ул. Комсомольский Спускт550 м

  • На круге сверните на 1-й съезд на ул. Портовая 350 м

  • Поверните налево на пл. Морского Вокзала 29 м

(16 мининут 1,2 км)

7.Площадь Морского Вокзала



3.1.Въездная площадь

П ервая площадь, с которой мы познакомимся, называется «Въездная». Названа она так не случайно, когда-то весь город начинался именно с нее. На этой площади находится памятный знак «Шлагбаум» — стела, символизирующая границу старого города.

В начале 1770-х годов в том месте, где сходились степные дороги, ведущие в Троицкую крепость, была установлена караульная будка и шлагбаум, с помощью которого солдаты контролировали проезд транспорта. Позднее пост использовался для сбора налога на дорожное строительство с каждой груженой подводы, а возле городского шлагбаума образовалась Въездная площадь.

Каменный городской шлагбаум был построен в честь победы над Наполеоном и открыт для обозрения 27 сентября 1814 года. Шлагбаум одновременно означал городскую черту, которая проходила на этом месте до конца XIX века.

Две стелы шлагбаума продолжали стоять до 1969 года. Под предлогом, что они мешают движению транспорта, 19 октября 1969 года стелы ночью были разрушены. В октябре 1974 года на углу Петровской улицы и улицы Дзержинского был открыт реконструированный сквер. В память о городском шлагбауме была построена уменьшенная копия одной стелы. Проект по сохранившимся фотографиям выполнила архитектор Э. Е. Бронзова .

Возле памятного знака располагается сквер с названием «У шлагбаума». [2]





3.2.Площадь Восстания

Н еподалеку от «Въездной пощади» находится вторая площадь – «Площадь восстания». Раньше это площадь называлась «Ярмарочная», и раз год на ней открывалась большая Успенская ярмарка. Но после событий Гражданской войны она получила название «Площадь восстания». Современная площадь располагается прямо перед Старым вокзалом ( Таганрог-2).

Старый вокзал представляет собой  2-х этажное здание, которое было построено в 1869 году из красного кирпича. Это был первый вокзал в городе, он отличался не только своей красотой, но и большими размерами (по тем временам). Молодой Антон Чехов, впервые приехав в 1878 году к родным в Москву, был поражен зданием нашего вокзала.

Напротив здания вокзала располагается памятник «Паровоз». Он символизирует главное событие в истории вокзала, произошедшее в 1918 году. Старый вокзал стал свидетелем трехдневного боя красногвардейцев с юнкерами, занимавшими здание вокзала, где были установлены пулеметы. Попытка рабочих взять вокзал штурмом окончилась безрезультатно. Также неудачно была попытка юнкеров выйти из вокзала через площадь. На третий день боя рабочие пустили на здание вокзала паровоз с двумя вагонами нефти. Но, к счастью, паровоз вскочил на платформу и остановился недалеко от стены, тем самым не разрушив здания. Взрыва паровоза не произошло, но произведенный от этого грохот так напугал юнкеров, что они стали выбегать из здания и попадали под огонь рабочих. В память об этом событии на Привокзальной площади установлен 4 ноября 1976 года паровоз, аналогичный тому. [3]

3.3.Красная площадь

Третья площадь называется «Красная». Расположена она на ул.Чехова между Красным  и  Гоголевским переулками. Площадь была построена в 1808 году  на месте, где ранее существовало поросшее камышом болото.

Н а пощади расположен архитектурный ансамбль «Торговые ряды»,построенный в 1810 году по проекту архитектора М. И. Кампиони (Кампиниони).  На плане города 1865 года этот участок рядов называли «Гостиным двором».

Н апротив Торговых рядов находится «Чеховский сквер», его построили в 1935 году в честь 75-летия А.П.Чехова. А в 1960 году в сквере был установлен памятник писателю. Автор скульптуры — Иулиан Рукавишников, член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Художественное решение для своего времени отличается определённой смелостью в отображении облика писателя: Антон Чехов изображен молодым человеком, сидящим на камне с книгой, обращённым лицом к улице, на которой родился.

Пройдя дальше по ул.Чехова , вы увидите здание Мариинской гимназии. Это старейшее учебное заведение Юга России, основанное в Таганроге 1861 году. Первоначально гимназия размещалась в арендуемом доме, но впоследствии он оказался мал, поэтому встал вопрос о строительстве собственного здания для гимназии.  В гимназию могли быть приняты девочки любого сословия, вне зависимости от вероисповедания и подданства, в возрасте старше 8 лет, которые умели писать и читать по-русски. В гимназии было два подготовительных класса (старший и младший)

Если говорить о интересных местах возле Красной площади, то стоит упомянуть, что здесь находится старейшая аптека. Она была открыта в 1884 известным провизором Робертом Идельсоном. История гласит, что жилой дом с аптекой в первом этаже, расположенный по адресу переулок Красный, 23, представляет собой объект культурного наследия регионального значения. Фасад бывшего домовладения Идельсона составляет часть ансамблевой застройки Красного переулка и улицы Чехова. [2]





























3.4.Александровская площадь

Е сли вы ищите здание Государственного банка в Таганроге, то вы попадете на следующую нашу площадь «Александровскую». Она образована пересечением Александровской улицы и Лермонтовского переулка, сформировалась в начале XIX века. Площадь  окружают здания местного отделения Государственного банка, таганрогской таможни и жилые дома

В центре площади расположен памятник Александру I . Он был Сооружен по инициативе таганрожцев, с целью увековечить воспоминания о пребывании и кончине императора в нашем городе.

Место для установки памятника - напротив греческого монастыря - было указано самой Елизаветой Алексеевной, вдовой Александра I. Большая часть денег на сооружение монумента была пожертвована членами Императорского Дома Романовых, остальная сумма собрана жителями Таганрога. Автором скульптурной части памятника стал выдающийся скульптор, ректор Петербургской Академии Художеств И.П. Мартос. Архитектурная часть выполнена по проекту известного зодчего А.И. Мельникова. Торжества по случаю открытия памятника происходили 23(11) октября 1831 года. Они включали в себя церковные службы, освящение памятника, стрельбу из орудий в городе и со стоявших в порту кораблей, колокольный звон всех храмов и вечернюю иллюминацию. В 1837 году монумент обнесли чугунными тумбами с тяжелыми цепями, в 1888 вокруг был разбит сквер, огражденный железной кованой решеткой. Памятник уничтожен в 1920-е годы (скульптура отправлена на переплавку в 1932 г.). Восстановлен в 1999 году. [2]

Еще одна достопримечательность Александровской площади это «Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь». Основателем монастыря был бывший греческий корсар Иван Андреевич Варваци, поселившийся в Таганроге. В 1809 году он купил место, где приступил к сооружению новой церкви. Строил церковь архитектор-грек, приглашенный из Афин, создавший редкий для России храм в византийском стиле. Когда строительство храма было завершено, Варваци изменил свое намерение и решил основать при храме монастырь. В 1825 году монастырь посетили император Александр I с императрицей Елизаветой Алексеевной.



































3.5.Октябрьская площадь

С ледующая площадь носит имя «Октябрьская». Она ограничена Добролюбовским и Украинским переулками, а также жилыми многоэтажными домами. Название «Октябрьская площадь» было присвоено площади в 1952 году.

Прежнее название пощади- «Соборная». Жители Таганрога назвали ее так после сооружения возле площади храма.  Когда в 1840 году на  Красной площади был устроен Новый базар, то находившийся здесь базар в городе стали называть Старым. Долгое время Соборная площадь была совершенно не благоустроена. Вот что вспоминал Александр Чехов: «Во время распутицы обыватели ходили не иначе, как в огромных сапогах или глубочайших галошах. Площадь на Старом базаре весной и осенью делалась непроходимой, и хозяйки, ходившие за провизией во время привоза, утопали в грязи…». «От Старого базара тянулся ряд обывательских маленьких домиков, выходивших прямо на крепостной вал (у Некрасовского переулка — М. К.). Эти домики были, по большей части, заселены мясниками, торговавшими мясом. Поэтому в их дворах часто можно было видеть баранов, телят и даже волов, которые, несмотря на существование городских боен, убивались тут же… Надзора за этим убоем не было никакого, а поэтому из многих дворов несло отвратительной вонью…».Впервые площадь была замощена булыжником в 1884 году. В 1930 году, после пуска городского трамвая, на площади было проложено оборотное кольцо, построены остановочная площадка и диспетчерская. В середине трамвайного кольца был устроен небольшой сквер. Продолжал действовать рынок с несколькими прилавками и ларьками. [3]



3.6.Площадь Каляева

Е ще одна площадь, о которой я хочу рассказать названа в честь А.В.Каляева. Она располагается перед зданием одного из корпусов ЮФУ. Анатолий Васильевич Каляев - академик Международной академии информатизации, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Площадь находится на территории с которой когда-то начинался Таганрог. Сначала город назывался «Троицкая крепость» и являлся военно-морской базой России. Троицкая крепость строилась в период 1698-1711 годов впервые в истории русского градостроительства по заранее разработанному плану. Возводилась по проекту инженера фон Боргсдорфа, согласно личным указаниям Петра  значительно доработанному Рейнгольдом Трузиным. Троицкая крепость представляла собой часть территории оконечности мыса в виде сегмента, обусловленного природными очертаниями «рога», огороженного земляным валом.

С ейчас на территории крепости находится сквер , в котором установлен памятник основателю города Петру I . Автор скульптурной части монумента — знаменитый российский скульптор Марк Матвеевич Антокольский. Памятник был установлен в 1903 году , хотя его панировали установить на 200-летие со дня основания Таганрога. По легенде памятник обращен в сторону, в которую смотрел Петр I , когда выбирал место для гавани.

Если говорить о зарождении Троицкой Крепости, то стоит упомянуть маяк. Первый маяк в городе Таганроге был построен в 1770 году.  Затем, по н еизвестным причинам он прекратил свое существование.  Каменный маяк был построен в 1878 году . Рядом с ним находился дом смотрителя маяка и маячный сад , вход в него бы открыт для публики. Но в 1970 году маяк был разрушен из-за аварийного состояния , а вместе с ним и сад. Сейчас на том месте стоит металлическая секционная мачта с огнем.

Недалеко от маяка находится Никольская церковь. Главнокомандующий азовской флотилией Контр-Адмирал Феодор Алексеевич Клокачев в 1777 году просил разрешение у архиепископа Славенского Евгения о постройки храма во имя св. Николая в морских кварталах Таганрога. По получении разрешения началась постройка, которая подвигалась быстро, так как материал и рабочие были казенные. В 1844 году на средства церкви была построена новая деревянная колокольня а 1865 году была выделена земля для постройки школы. В 1941 году во время Великой Отечественной войны деревянная часть церкви полностью сгорел. При государственном финансировании церковь была восстановлена в 1990-х годах стараниями настоятеля Александра Клюнкова и старосты Анны Сысуевой . [2]









3.7.Площадь Морского вокзала

П оследняя площадь, о которой я хочу вам рассказать, называется «Площадь морского вокзала».

У Таганрога есть одна особенность – город расположен как бы на двух уровнях: на верху высокого мыса и внизу, на прибрежной полосе у моря. Эта вторая часть территории города имеет немаловажное значение потому, что здесь находится морской вокзал.

Долгие годы такого вокзала в Таганроге не было. Все операции, связанные с оформлением грузовых и пассажирских перевозок, совершались в помещении портовых контор. В 1933 году на месте вокзала было построено одноэтажное здание, но в 60-е годы началось возведение нового здание и облагораживание прилегающей территории. Здание получилось нарядным светлым и удобным для обслуживания пассажиров.

Одной из особенностей морского вокзала является гавань-порт. Гавань у Таганрога строилась с 1698 по 1709 годы.  Гавань представляла собой огороженную молами часть Таганрогского залива с воротами для захода судов. Она была надежно защищена бастионами, устроенными на молах, цитаделью на острове Черепаха и крепостными укреплениями, находившимися на верху мыса.  Петровская гавань и положила начало будущему таганрогскому порту.

Возле Площади морского вокзала находится Яхт-клуб. Увлечение парусным спортом – естественное явление для жителей приморского города. Датой основания таганрогского Яхт-клуба принято считать 12 августа 1908 года. Членами клуба могли быть только владельцы яхт. Клуб еще имел свои гребные шлюпки, которые во время устройства ежегодных летних праздников предоставлял в распоряжение учащейся молодежи – любителей водного спорта. В советское время доступ сюда получили все желающие. В настоящее время яхт-клуб является спортивной организацией регионального значения. Каждый год в акватории проводятся Всероссийские гонки различного вида яхт, в том числе и крейсерских, детские спортивные мероприятия.



















4.Заключение

Познакомившись с историей города, человек глубже и полнее узнает о его достопримечательностях. В памяти людей навсегда остаются впечатления, и радостные воспоминания о проведенном времени. Изучение истории родного города способствует развитию чувства любви Родине.

Мы провели экскурсию по площадям моего родного города, и я надеюсь, что вы не остались равнодушными к удивительной истории появления Таганрога.

В результате работы были решены все задачи и выполнены все цели, поставленные в начале исследования. Был построен маршрут по историческим площадям города, который поможет развитию туризма в Таганроге. Он поможет лучше узнать историю города не только туристам, но и жителям.


























5.Литература

  1. Вехи Таганрога. Историко-литературный альманах №37 сентябрь 2008 г.

  2. Киричек М.С. По ладоням твоих площадей. Таганрог: «Издательство Лукоморье», 2007г.

  3. Киричек, М. С. Их именами названы улицы / М. С. Киричек. - Таганрог : ИП Стадников Р. Н., 2009. - 150 с.

  4. Филевский П. П. История города Таганрога / составленная П. П. Филевскимъ. - Таганрог : Сфинкс. - 1996. - 379 с.

  5. https://gorodarus.ru/taganrog.html

  6. https://posmotrim.by/article/istoriya-taganrog.html

  7. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16614-taganrog-kratkaja-istorija-goroda.html















Приложение

ПрПр