СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экомарафон по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Экомарафон по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия культуры мира»







Квест к празднику День Земли

«Экологический марафон»













Провела:

учитель биологии

МБОУ ГКМ

Айвазова З.Э.








Дербент 2022 г.

Цель: развивать познавательные интересы и потребности учащихся в исследовании флоры и фауны планеты Земля, способствовать становлению мировоззрения, умению использовать свои знания на практике.

Задачи:

  • научить учащихся видеть закономерности организации жизни на Земле;

  • обеспечить экологическое обучение и воспитание, развить умение предусматривать критические моменты в природных экосистемах;

  • развивать у школьников экологическое сознание, социальную активность и ответственность за сохранение растительного и животного мира;

  • научить работать в команде для достижения общего результата.

Оборудование: карточки с вопросами для конкурсов на остановках «Необычные названия», «Найди правильный ответ», «Биологические фразеологизмы», «Кто это? », «Экзотические фрукты», «Красная книга России», «Превращение», «Бывали туристы»; маршрутные листы; маршрут путешествия; вывески с названиями остановок.

Участники: ученики 8 -11 классов

Инструкторы на станциях: На остановках находятся инструкторы (ученики старших классов или педагоги).

Правила игры: квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах. Побеждает та команда, которая приходит на конечный пункт маршрута – «Станция» с большим количеством баллов.

План подготовки и проведения игры.

1. Распределить станции по кабинетам.

2. Распределить инструкторов за станции, выдать задания.

3. Объявить о дате проведения и формировании команд по 5 человек. Каждая команда выбирает командира и придумывает название, эмблему и девиз. (За их наличие - дополнительные баллы – 3б. )

4. Составить график старта и приготовить маршрутные листы. Маршруты движения команд не должны совпадать, чтобы участники игры не встречались на остановках.

5. Стартуют команды из остановки «Станция». Перед началом командиры получают маршрутные листы.

6. После прохождения всех этапов, команды возвращаются на остановку "Станция" для подведения итогов.


Ход квеста

Участие в квесте принимают две (три) команды по пять учащихся в каждой. Детям предлагается поучаствовать в экологическом марафоне. По заданному маршруту команды отправляются из остановки "Станция". Учитель разъясняет правила проведения квеста. По сигналу начинают двигаться по маршруту.

Команды двигаются остановками:

  • Остановка. "Необычные названия";

  • Остановка. "Биологические фразеологизмы";

  • Остановка. «Найди верный ответ»;

  • Остановка. «Красная книга России».

  • Остановка. «Угадай животное»

  • Остановка. «Кто это?»

  • Остановка. «Экзотические фрукты»

На пути следования у детей должны быть две обязательные остановки:

  • Заправка «Превращение»;

  • СТО (станция технического обслуживания) «Бывали туристы».

На каждой остановке команды выполняют задания и при ответе получают баллы, которые заносятся в маршрутное письмо

Остановка «Необычные названия»

Командам раздаются листы с тестовыми заданиями. Игроки совещаются и отмечают правильный вариант ответа. Участники должны ответить на 16 вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 0.5 балла. Максимальное количество баллов – 8.





1.Ара

а) тюлень;

б) попугай;

в) цветок.


2. Ага

а) жаба;

б) жук;

в) птица


3. Карибу:

а) олень;

б) кустарник;

в) паук.


4. Криль:

а) птица;

б) креветка;

в) тюлень.


5. Изопод:

а) мокрица;

б) рыба;

в) птица.


6. Землеройка:

а) мышь;

б) крот;

в) змея.

7.Анчоус:

а) рыба;

б) креветка;

в) птица


8.Кукабарра:

а) цветок;

б) птица;

в) обезьяна.





9.Чибис

а) птица;

б) бабочка;

в) рыба


10. Аурелия:

а) моллюск;

б) бабочка;

в) медуза.


11. Раффлезия

а) скорпион;

б) лягушка;

в) цветок.


12. Молох:

а) ящерица;

б) грызун;

в) рыба.


13. Бандикут:

а) сумчатый кролик;

б) колючка;

в) змея.


14. Киви:

а) птица;

б) антилопа;

в) рыба.


15. Луговая собачка:

а) скорпион;

б) грызун;

в) растение.


16. Белена

а) птица;

б) растение;

в) рыба



Ответы: 1 – попугай, 2 – жаба, 3 – олень, 4 – креветка, 5 – мокрица, 6 – мышь,7 - рыба, 8 - птица, 9 - птица, 10 – медуза,11 - цветок, 12 -ящерица,

13 – сумчатый кролик, 14 – птица, 15 –грызун, 16 – растение.

Заправка «Превращение»

Конкурс превращения. На карточках, где написаны слова, вы должны изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева. За правильный ответ 0,5 баллов. Всего 5 баллов.

Зуб (дуб)

Клин (клен)

Тур (туя)

Слава (слива)

Кадр (кедр)

Лупа (липа)

Осень (ясень)

Ольга (ольха)

Кафтан (каштан)

Лиман (лимон)



Остановка «Биологические фразеологизмы»

В лексике русского языка наряду с отдельными словами существуют стойкие словосочетания, выражения и даже целые предложения, имеющие одно лексическое значение, подобное (синонимическое) к значению отдельного полнозначного слова: как две капли воды (похожи), бить баклуши (бездельничать). Такие стойкие выражения называют фразеологизмами.

Часто эти крылатые изречения не имеют автора, да и авторство не имеет особого значения. Эти "изюминки" прочно вошли в наш язык, и воспринимаются как естественный элемент уходящего от народа языка из глубины веков.

Задание. Необходимо "разгадать" фразеологизмы в рисунках. Участники должны угадать 12 фразеологизмов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 12.






1.




2.





3.



4.



5.



6.





7.



8.



9.



10.



11.


12




Ответы

1.Как курица лапой, 2. Развесить уши. 3.Как кот наплакал, 4.Волк в овечьей шкуре, 5.Брать быка за рога, 6.Как баран на новые ворота, 7.Тянуть кота за хвост 8. Повесить нос 9. Кот в мешке 10.Из мухи слона 11. Чесать языками 12. Уносить ноги.



Станция технического обслуживания (СТО) «Бывали туристы»

– Сейчас мы с вами отправимся в поход. Каждый опытный турист знает, что нужно взять с собой. Вот и вы должны быстро выбрать, что возьмете с собой в двухнедельный поход. Выберите из предложенных вещей: рюкзак, фломастеры, книги, фонарь, лекарства, часы, кубики, ложку, кружку, платье, кеды, компас, кассеты, носки, глобус, аккордеон, кегли, ананас, спички, веник.

За правильно выполненную задачу участники команд получают по 5 баллов

Остановка. «Найди верный ответ»

На столах 4 карточки с текстами. Три из них верные и лишь один текст имеет ошибки. Укажите номер.

За верный ответ (найти единый текст с ошибками) – 5 баллов

Текст 1. Гепард – выдающееся животное, самое быстрое на Земле. Во время охоты ловкий зверь соблюдает определённые правила. Осторожно приблизившись к добыче на расстоянии примерно двести метров, он останавливается, готовясь к решительному забегу, и стремительно стартует. Его скорость во время гона может превышать 100 км/час! Ничего себе кошечка! Но поддерживать длительно высокий темп животное не может













Текст 2. У большинства млекопитающих цвет кожи нежно розовый или белый. А вот у белого медведя, как ни странно, цвет кожи – черный! Это одно из приспособлений, которым наделила его природа. ведь черный цвет лучше притягивает солнечные лучи, а для жителя холодных районов Арктики это очень важно.







Текст 3. Синие киты – самые большие животные нашей планеты: взрослые особи имеют длину от 24 до 30 метров, при этом самки могут превышать размеры самцов до 10 метров. В XX ст. они были почти полностью истреблены из-за коммерческого промысла. И только после всеобщего запрета на уничтожение китов их численность начала постепенно увеличиваться.

У этих животных есть одно несравнимое качество: синие киты – самые громкие животные на земле. Громкость их позывных достигает 188 децибел, что значительно превышает звук реактивного двигателя – 140 децибел. Песню сородича животное может услышать на расстоянии, превышающем 1,5 тыс. км.










Текст 4

Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Тело муравья состоит из головы, груди, брюшка и 8 ходильных ног. Муравей может поднять груз примерно в 100 раз тяжелее собственного веса. Они отличаются редким трудолюбием. Весь день снуют в поисках пищи, строят муравейник, отгоняют врагов, лишь поздно вечером расселяются по своим квартирам, чтобы спокойно поспать, предварительно выставив часовых












Ответ: Ошибка в тексте 4. У муравья 6 ходильных ног.


Остановка «Красная книга России».

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов.
Впервые Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978 года.
Второе издание Красной книги СССР было осуществлено в 1984 году.
В 1982 г., в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании животного мира», была учреждена Красная книга РСФСР, которая вышла в свет в 1983г.Красная книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году.
Всего в Красную книгу Российской Федерации занесено 8 таксонов земноводных, 21 таксон пресмыкающихся, 128 таксонов птиц и 74 таксона млекопитающих, всего вместе с беспозвоночными животными — 434 таксона. Таксон – группа организмов, сходных по строению и происхождению)

Задание 1. Перед вами страницы, какие бывают в Красной книге. Что они означают? За правильный ответ вы получите по 1 баллу.

Всего- 6 баллов.

Черные - на таких страницах содержатся списки тех животных, которые
исчезли с лица Земли.
Красные - на таких страницах находится информация о видах, которые
находятся на грани исчезновения.
Желтые - на таких страницах информация о животных, популяция которых быстрыми темпами уменьшается.
Серые - на таких страницах размещена информация о малоизученных животных, места обитания которых труднодоступны.
Белые - на таких страницах находится информация о видах, численность
которых и так всегда была небольшой.
Зеленые - на таких страницах располагается информация о видах, численность которых восстановлена и на данный момент находится вне опасности исчезновения

Задание 2. Соберите пазлы и назовите представителей из Красной книги России. За правильный ответ- 5баллов. Всего – 10 баллов. Если название представителей даны неполные ( тигр, подснежник), то снимаем 1балл.











Подснежник белоснежный

Амурский тигр





Остановка. «Кто это?»

Узнай животное по описанию.

1. «Я сильное животное. Мой рев подобен грому, а грива придает мне грозный вид. Живу я в теплых странах, в песчаных местах, поэтому шкура у меня песочного цвета. Днем чаще сплю, а ночью охочусь на зебр, газелей и антилоп. Хоть я и царь зверей, но легко поддаюсь дрессировке и могу выполнять различные номера в цирке». (Лев.)

2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)

3. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

4. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

5. «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик. Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)

6. «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон.)

7. «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна.)

8. «Мой рост может достигать в высоту шесть метров. На голове есть уши и смешные маленькие рожки, обтянутые кожей. Ни клыков, ни когтей у меня нет. Зато есть необыкновенно длинный язык, достигающий иногда 45 см. Таким языком я ловко срываю листочки с колючих растений, даже не уколовшись. Хотя передние ноги у меня длиннее задних, бегаю я быстро, могу перегнать лошадь. Сплю стоя, а воду пью, широко расставив ноги, потому что моя длинная шея совсем не гнется». (Жираф.)

9. «Я похожа на маленькую лошадку: у меня есть копыта, грива, хвост. Я быстро бегаю. У меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска — полосатая. У меня много врагов: тигры, львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я и другие мои родственники объединяемся в группы. Я занесена в Красную книгу». (Зебра.)

10. «Я вполне хорошо чувствую себя там, где другие животные погибли бы от голода и жажды. Свою еду и питье я ношу с собой в горбах. Перед началом очередного путешествия я несколько днем ем и пью. Тогда только один мой горб может весить 45 килограммов! Но к концу путешествия мой горб пустеет и падает набок». (Верблюд.)

Остановка «Угадай животное»

Задание. К животному, которое изображено на рисунке, необходимо подобрать описание . Верно подобранное описание -1 балл. Максимальное количество баллов-12

1



А


Может прыгать за один прыжок 33см. Если бы люди имели такую прыгучесть, человек мог бы совершать прыжки на 213 м

2


Б

Животное, которое может обходиться без воды дольше, чем верблюд


3


В


Самцы этого животного лысеют точно так же, как и мужчины

4














Г


У неё около 25000 зубов











5


Д

Священное животное Индии


6



Е

Первое животное, совершившее орбитальный полёт вокруг Земли



7



Ж


Это животное не умеет прыгать

8









З



Миллионы деревьев вырастают каждый год благодаря тому, что животное забывает, куда спрятало свои орехи








9


и

Крупнейший в мире грызун


10



К


Они могут выбрасывать свой язык на расстояние , равное половине длины туловища.

11

Л

У него абсолютно черный язык длиной 45 см


12


М

Он не способен высовывать язык






Ответы: 1-Г, 2 – В, 3 – Д, 4 – Е, 5 – А, 6 – Б, 7 – И, 8 – Л, 9 – Ж, 10 – М,

11 – З, 12 – К.

Остановка «Экзотические фрукты»

Задача. К экзотическому фрукту, который изображен на рисунке необходимо подобрать название. Верно подобранное название-1 балл. Всего 10 вопросов. Максимальное количество баллов-10.












1.





А.




Хурма




2.




Б.




Гранат






3.




В.




Карамбола




4.




Г.




Кивано или африканский огурец




5.




Д.




Дуриан




6.





Е.




Папайя





7.




Ж.




Аннона






8.




З.




Рамбутан или волосатый фрукт




9.




И.




Помело




10.




К.




Питайа или

драконий фрукт




Ответы: 1 – К ; 2 – Г; 3 – З; 4 – Ж; 5 – И; 6 – Д; 7 – Б; 8 – А; 9 – В; 10 – Е.

Приложение 1



Маршрутный лист

Название команды__________________



Остановка


Количество баллов

«Необычные названия»



«Биологические фразеологизмы»



«Найди верный ответ»



«Красная книга России».



«Кто это?»



«Угадай животное»



«Экзотические фрукты»



Заправка «Превращение»



СТО «Бывалые туристы»



















Приложение 2

Маршрут

Станция

«Необычные названия»



«Биологические фразеологизмы»





«Угадай животное»

Заправка «Превращение»



«Найди верный ответ»



«Красная книга России».



«Кто это?»

СТО «Бывалые туристы»



«Экзотические фрукты»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!