Детский сад «Солнышко», МБОУ Новосельская СОШ Брянский район.
Обмен опыта: «Экономическая игра как форма экономического
обучения дошкольников»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Тарасова Татьяна Владимировна
Введение Слайд 2 Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Актуальность Слайд 3
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.
Слайд 4
На мой взгляд эффективность дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.
Первым этапом моей работы стало изучение методической литературы: я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном мире.
Слайд 5
В результате были изготовлены для воспитанников дидактические игры по теме:
«Труд и продукты труда»
- «Назови профессии»
Цель: научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;
- «Найди лишнее»
Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
«Что такое деньги»
- «Парные картинки»
Цель: познакомить с денежными единицами разных стран, развитие памяти, внимания, наблюдательности;
- домино «Монеты»
Цель: закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Цели и задачи Слайд 6
Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир
Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, я наметила задачи:
проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Слайд 7. В своей работе использую такие методы обучения дошкольников финансовой грамотности как дидактические игры. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В процессе познавательной деятельности дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их.
Работая по данному направлению, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность моего опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Итак, первое, что я сделала, это заинтересовала детей. С помощью бесед попыталась донести до детей, что:
деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
объяснила, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
деньги любят счет, поэтому приучаю считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
финансы нужно планировать.
И основное, что я пытаюсь донести до детей, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.
Как правило я практикую ситуативные беседы «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 Ожидаемые результаты
- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- дети самостоятельно используют– дидактические игры и с большим интересом играют в них;
- активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- повысится компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников;
- заинтересованы родители данной темой, для получения новой и полезной информации;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
Слайд 17
Слайд 18 Выводы
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Слайд 19
Спасибо за внимание.