Детский сад «Солнышко»
МБОУ Новосельская СОШ,
Брянский район
Презентация из опыта работы:
«Экономическая игра как форма экономического обучения дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Тарасова Т.В.
2023г.
Введение
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Актуальность
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценносте й.
Первым этапом моей работы стало изучение методической литературы: я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является
приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном мире.
В результате были изготовлены для воспитанников дидактические игры по теме:
«Труд и продукты труда»
- «Назови профессии» Цель: научить устанавливать
зависимость между результатами трудовой деятельности
и профессией человека;
«Найди лишнее» Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
«Что такое деньги»
- «Парные картинки» Цель: познакомить с денежными единицами разных стран, развитие памяти, внимания, наблюдательности;
- домино «Монеты» Цель: закрепить знания о названии,
достоинстве монет; развить внимание, память.
Цель:
способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям
.
Задачи:
- проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- объяснила, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
- деньги любят счет, поэтому приучаю считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
- финансы нужно планировать.
Для повышения интереса используются
разные по содержанию и видам дидактические игры.
Дидактическая игра
«Какая покупка из этого магазина?»
Цель : развивать
мышление и
внимание дошкольников;
развивать умение детей
классифицировать
предметы по одному
признаку.
Дидактические игры по формированию финансовой грамотности
Дидактическая игра «Какой товар лишний?».
Цель – закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о товаре.
- Учить выбирать товары по необходимости.
- Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Дидактическая игра «Доходы-расходы»
Возрастная адресность : для детей 4-6 лет
Цель: формирование представления о доходах и расходах семьи.
Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги»
Возрастная адресность: для детей 4-6 лет
Цель: формирование умения различать, что можно и что нельзя купить за деньги.
Дидактическая игра
« Кто собрал больше монет?»
Цель: развитие умения сравнивать количество предметов в пределах пяти
Дидактическая игра « Пошла Муха на базар»
Цель: Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Закрепить умение делать выбор товаров на определенную сумму денег;
Повторить счет в пределах 5; Закрепить понятия « товар», «деньги», « цена», «стоимость».
Дидактическая игра
«Денежное дерево»
1. Для игры понадобиться кубик.
2. Для игры вам также понадобятся 10 монеток – по по 5 для каждого игрока
3. По очереди игроки бросают кубик, если на нем выпадает слово “Вверх”, то игрок может положить монетку на дерево, если “Вниз”, то монету с дерева нужно снять.
Если все ваши монетки находятся под деревом, а на кубике выпадает слово “Вниз”, то вы пропускаете ход.
4. Выигрывает тот игрок, который первым расположит все свои монетки на дереве.
Дидактическая игра
«Сложи монеты в кошелек»
Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, различать монеты и собирать указанную сумму разными способами, закреплять состав числа из 2-х меньших в пределах 10.
Ожидаемые результаты
- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- д ети самостоятельно используют– дидактические игры и с большим интересом играют в них;
- ак тивно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- повысится компетентность педагогов в вопросах финансово-экономического образования дошкольников;
- заинтересованы родители данной темой, для получения новой и полезной информации;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.) ;
Вывод
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.