Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №28».
Тема проекта:
«Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»
Исполнитель проекта:
Теучеж Любовь Шамсудиновна
Срок выполнения проекта:
2014-2015 учебный год.
География выполнения проекта:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №28».
Вид проекта: информационно-творческий
Участники реализации проекта:
Музыкальные руководители, дети подготовительных групп, педагоги, родители.
«Социальный интеллект» – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека
«Эмоциональный интеллект» – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями ».
Актуальность.
Проблема развития социального и эмоционального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию говорится; что забота о будущих поколениях — задача номер один для Российского государства. Роль образования в данном вопросе - ключевая.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства.
Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.
В последнее время мы работаем над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На наших занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, под влиянием музыки ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания.
МБДОУ №28 осуществляет приоритетное направление по социально-коммуникативному развитию детей через введение в образовательный процесс программы «Мой родной дом» (Н. Арапова-Пискарева), программы-пособия «Нэбзый» (Н.Р.Дечева, Т.Я.Дзыбова, Б.П.Цику, С.А.Хавдок), технологию адыгской народной
педагогики, организацию кружковой работы: кружок по хореографии, обучению адыгейской разговорной речи, по изодеятельности.
Использование национально-регионального компонента на музыкальных занятиях имеет важное значение для приобщения детей к национальным музыкальным традициям, особенностям музыкального языка своего народа, к многообразному миру музыкального искусства Адыгеи.
В рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» был реализован проект на тему:«Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»
Цель:– создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами, историей создания инструментов и потребности в инструментальном музицировании
Задачи:
1.Формировать у детей чувство любви к малой Родине на основе ознакомления с музыкальной культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
2. Расширять представления дошкольников о адыгейских музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
3. Познакомить с характерными особенностями происхождения и звучания адыгейских народных инструментов, учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах.
4. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на адыгейских народных музыкальных инструментах.
5. Познакомить детей с музыкой адыгских композиторов, адыгейскими народными песнями, танцами, наигрышами, играми, сказками, мифами и легендами.
Предполагаемый результат: сформированные знания о адыгейских народных инструментах: пщынэ, къамыл,щыкIэпщын ,пхъэкIыч, шъотIырпI, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, ознакомление с предметным окружением, углубление представлений о существенных характеристиках предметов, создающих социально-эмоциональный комфорт.
Роль родителей в реализации проекта:
экскурсии по городу; участие в обновлении этнографического, музыкального уголков, в выставке художественно-эстетического совместного творчества, в подготовке и проведении итогового развлечения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта.
3. Беседа с детьми «Что я знаю о адыгейских народных инструментах?».
4.Введение новой лексики: пщынэ, къамыл, щыкIэпщын, пхъэкIыч, шъотIырпI.
5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике, музыкальных произведений Адыгских композиторов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Адыгеи (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.
2. Рассматривание книг и буклетов об Адыгее, об адыгейских народных инструментах.
3. Беседы: «Адыгея», «Майкоп – столица Адыгеи», «Государственные символы Адыгеи», «Как появился камыль», «История происхождения шычепщина», «Что такое пхъэчич?», «Для чего и из чего делают барабан?» «Народные промыслы Адыгеи» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву), «Национальный костюм».
4. Чтение адыгейских сказок, мифов, легенд.
5.Музыкальное инсценирование адыгейских сказок.
6. Знакомство с адыгейскими пословицами, поговорками, скороговорками.
7. Информирование родителей о знаменитых людях Адыгеи в области культуры.
8. Знакомство с творчеством адыгейских композиторов.
9. Что такое играть в оркестре, в коллективе?
10. Знакомство со звучанием адыгейских народных инструментов
11. Экскурсия в мастерскую местного художника З. Гучева резчика по дереву.
12. Роспись заготовки адыгейские народные инструменты.
13. Создание рисунков на тему «Адыгейские народные инструменты».
14. Слушание музыки: Гимн адыгеи, песни на адыгейском языке, танцевальные мелодии, наигрыши.
15. Разучивание характерных адыгейских танцевальных движений.
16. Викторины: «Отгадай какой инструмент звучит.», «Адыгейские народные танцы».
17. Подвижные адыгейские игры.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Оформление выставки детского творчества «Адыгейский народный инструмент ».
2. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю об адыгейских народных инструментах? »
3. КВН между детьми подготовительных групп: «Играй гармошка звонкая моя»
4. Пополнение этнографических уголков в группах материалом по теме: «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»
5. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой оркестр».
6. Тематическое развлечение «Моя Адыгея», с включением детского оркестра адыгейских народных инструментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Реализация данного проекта дает детям, родителям, воспитателям:
- формирование и совершенствование знаний об Адыгее, адыгейских народных инструментах, культуре;
- обмен впечатлениями по теме;
- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;
- формирование у детей понятия «малая родина, коллектив, оркестр»;
- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;
- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.
- обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.
Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с адыгейскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, слушание рассказов о них, но и импровизация на адыгейских народных инструментах, игра в оркестре.
Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного , умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете . Все это подтолкнуло меня и других музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, основной целью которого стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.
В музыкальном зале оформление меняется к каждому времени года. В период осени мы располагаем большое полотно с изображением желтеющей берёзовой рощи, ставим объемные деревья и кусты. В зимнем оформлении отдается предпочтение бело-голубым и синим тонам. К новогодним праздникам в зале ставится традиционная трехметровая ёлка, развешиваются яркие звезды и шары. Ко дню защитника Отечества развешиваются плакаты и флажки. С приходом весны в зале появляется солнце и весенние цветы. Кроме этого мы закупили вазы и искусственные цветы. Дополнением, в зависимости от тематики праздника, могут быть: мягкие игрушки, надувные шары и красиво оформленные букеты.На музыкальных занятиях ипраздниках используется мультимедийная техника. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка.
Преимущества использования компьютерных технологий очевидны:
-знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов ;
-широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов;
-демонстрировать графический материал (модели, схемы);
-“посещать” крупнейшие музеи мира, современные экономические производства;
-готовить презентации;
=прослушивать записи песен;
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
На музыкальных занятиях дети старшего возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. У нас в детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.
Игра на адыгейских народных музыкальных инструментах доставляет удовольствие и поднимает у детей настроение.
Почему мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: сосредоточенности, наличие воли, эмоциональности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучанию инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, дети чётче воспроизводят ритм, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Желательно обеспечить наличие детских музыкальных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы, тамбурины, гуиро, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы. И поэтому этой работе уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.
Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки . Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.
Мы активно привлекаем родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов. Часто родители сами проявляют инициативу в разработке эскизов и изготовлении костюмов. Так же с большим удовольствием наши мамы и папы принимают участие в театральных постановках. Совместное участие детей и родителей в театрализованной деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению семьи.
Считаю необходимым использовать в работе музыкального руководителя, новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности.
Своё выступление хочется закончить словами Владимира Сухомлинского:
«Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека».
Литература:
1.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006.
3..Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
4.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
5.Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей ст. дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с.
6.Информационные технологии в образовании : /cб. метод. материалов / авт.-сост. О. А. Минич//. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 173 с.
7.Королев А. Музыкально-компьютерный словарь. – Спб.: Композитор. – 2006.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.