СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный интеллект» – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека

«Эмоциональный интеллект» – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями ».

 

Актуальность.

 

Проблема развития социального и эмоционального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию говорится; что забота о будущих поколениях — задача номер один для Российского государства. Роль образования в данном вопросе - ключевая.

 Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

 Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства.

Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.

          В последнее время мы работаем над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На наших занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, под влиянием музыки ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания. 

    МБДОУ №28 осуществляет приоритетное направление по социально-коммуникативному развитию детей через введение в образовательный процесс программы «Мой родной дом» (Н. Арапова-Пискарева), программы-пособия «Нэбзый» (Н.Р.Дечева, Т.Я.Дзыбова, Б.П.Цику, С.А.Хавдок), технологию адыгской народной

педагогики, организацию  кружковой  работы: кружок по хореографии, обучению адыгейской разговорной речи,  по изодеятельности.

Использование национально-регионального компонента на музыкальных занятиях имеет  важное  значение  для приобщения детей к национальным музыкальным  традициям, особенностям музыкального языка своего народа, к многообразному  миру музыкального искусства Адыгеи.

В рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» был реализован проект  на тему:«Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»

Цель:– создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными   инструментами, историей создания инструментов и потребности в инструментальном музицировании Задачи:

1.Формировать у детей чувство любви к малой Родине на основе ознакомления с музыкальной культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона; 2. Расширять представления дошкольников о адыгейских музыкальных инструментах  (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).  3. Познакомить с характерными особенностями происхождения и звучания адыгейских народных инструментов, учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах.  4. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на адыгейских народных музыкальных инструментах.

5. Познакомить детей с музыкой адыгских  композиторов, адыгейскими народными песнями, танцами, наигрышами, играми, сказками, мифами и легендами.

Предполагаемый результат: сформированные знания о адыгейских народных инструментах: пщынэ,  къамыл,щыкIэпщын ,пхъэкIыч, шъотIырпI, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, ознакомление с предметным окружением, углубление представлений о существенных характеристиках предметов, создающих социально-эмоциональный комфорт.

Роль родителей в реализации проекта

экскурсии по городу; участие в обновлении этнографического, музыкального уголков, в выставке художественно-эстетического совместного творчества, в подготовке и проведении итогового развлечения.

 

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:

 

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Информирование участников о цели проекта.

3. Беседа с детьми «Что я знаю о адыгейских народных инструментах?».

4.Введение новой лексики: пщынэ, къамыл, щыкIэпщын, пхъэкIыч,  шъотIырпI.

5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике, музыкальных произведений Адыгских композиторов.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

 

1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Адыгеи (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов об Адыгее, об адыгейских народных инструментах.

3. Беседы: «Адыгея», «Майкоп – столица Адыгеи», «Государственные символы Адыгеи», «Как появился камыль», «История происхождения шычепщина», «Что такое пхъэчич?», «Для чего и из чего делают барабан?» «Народные промыслы Адыгеи» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву), «Национальный костюм».

4. Чтение адыгейских сказок, мифов, легенд.

5.Музыкальное инсценирование адыгейских сказок.

6. Знакомство с адыгейскими пословицами, поговорками, скороговорками.

7. Информирование родителей о знаменитых людях Адыгеи в области культуры.

8. Знакомство с творчеством адыгейских композиторов.

9. Что такое играть в оркестре, в коллективе?

10. Знакомство со звучанием адыгейских народных инструментов

11. Экскурсия в мастерскую местного художника З. Гучева резчика по дереву.

12. Роспись заготовки адыгейские народные инструменты.

13. Создание рисунков на тему «Адыгейские народные инструменты».

14. Слушание музыки: Гимн адыгеи, песни на адыгейском языке, танцевальные мелодии, наигрыши.

15. Разучивание характерных адыгейских танцевальных движений.

16. Викторины: «Отгадай какой инструмент звучит.», «Адыгейские народные танцы».

17. Подвижные адыгейские игры.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

 

1. Оформление выставки детского творчества «Адыгейский народный инструмент ».

2. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю об адыгейских народных инструментах? »

3. КВН между детьми подготовительных групп: «Играй гармошка звонкая моя»

4. Пополнение этнографических уголков в группах материалом по теме: «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»

5. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой оркестр».

6. Тематическое развлечение «Моя Адыгея», с включением детского оркестра  адыгейских народных инструментов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Реализация данного проекта дает детям, родителям, воспитателям:

- формирование и совершенствование знаний об Адыгее, адыгейских народных инструментах,  культуре;

- обмен впечатлениями по теме;

- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

- формирование у детей понятия «малая родина, коллектив, оркестр»;

- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

- обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с адыгейскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, слушание рассказов о них, но и импровизация на  адыгейских народных инструментах, игра в оркестре. Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.

 

  Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного , умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и  т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности,  кроме этого  они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть  подходы к моделированию комфортной и привлекательной  музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете .    Все это подтолкнуло меня и других музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, основной целью которого стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему  развитию современных  детей.

  В музыкальном  зале  оформление  меняется  к  каждому  времени  года. В  период осени   мы  располагаем  большое  полотно  с  изображением  желтеющей  берёзовой  рощи, ставим  объемные деревья и кусты. В  зимнем  оформлении  отдается   предпочтение  бело-голубым  и  синим  тонам.    К  новогодним  праздникам  в  зале  ставится  традиционная  трехметровая  ёлка, развешиваются  яркие  звезды  и шары.  Ко дню защитника Отечества развешиваются плакаты и флажки. С  приходом  весны    в   зале  появляется   солнце и весенние цветы. Кроме этого мы  закупили вазы и искусственные цветы.  Дополнением, в  зависимости  от  тематики  праздника,  могут  быть:  мягкие  игрушки, надувные  шары  и  красиво  оформленные  букеты.На музыкальных занятиях  ипраздниках    используется  мультимедийная   техника.  Компьютерные  технологии   расширяют  сферу  воздействия  музыки  на  ребенка.

          Преимущества использования компьютерных технологий    очевидны:

-знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов ;

-широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов;

-демонстрировать графический материал (модели, схемы);

-“посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;

-готовить презентации;

=прослушивать записи песен;

В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

   На музыкальных занятиях дети  старшего  возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. У нас в детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.

     Игра на адыгейских народных  музыкальных инструментах  доставляет    удовольствие  и  поднимает  у детей настроение.

Почему  мною  уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: сосредоточенности, наличие воли, эмоциональности,  развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучанию  инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, дети чётче воспроизводят ритм, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Желательно обеспечить наличие детских музыкальных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы, тамбурины, гуиро, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы.   И поэтому этой работе уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

    Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только  инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки . Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.

           Мы  активно  привлекаем  родителей  к  изготовлению  театральных  костюмов  и  атрибутов.  Часто  родители  сами  проявляют  инициативу  в  разработке  эскизов  и  изготовлении  костюмов. Так  же  с  большим  удовольствием  наши  мамы  и  папы  принимают  участие  в  театральных  постановках. Совместное  участие    детей  и  родителей  в  театрализованной  деятельности  помогает  им  лучше  узнать  друг  друга, способствует  сплочению  семьи.

   Считаю  необходимым  использовать  в  работе  музыкального руководителя, новые  формы  развития  эмоциональной  сферы  ребёнка, оригинальные  средства  обучения  детей которые  способствуют  формированию  гармоничной  личности.  

   Своё  выступление  хочется  закончить  словами  Владимира Сухомлинского:

 «Музыкальное  воспитание – это,  прежде  всего,  не  воспитание  музыканта, а  воспитание  человека».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент  музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006.

3..Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

4.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

         5.Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей ст. дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с.

       6.Информационные технологии в образовании : /cб. метод. материалов / авт.-сост. О. А. Минич//. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 173 с.

       7.Королев А. Музыкально-компьютерный словарь. – Спб.: Композитор. – 2006.

      8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №28».













Тема проекта:

«Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»




Исполнитель проекта:

Теучеж Любовь Шамсудиновна


Срок выполнения проекта:

2014-2015 учебный год.


География выполнения проекта:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №28».

Вид проекта: информационно-творческий


Участники реализации проекта:

Музыкальные руководители, дети подготовительных групп, педагоги, родители.

















«Социальный интеллект» – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека

«Эмоциональный интеллект» – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями ».


Актуальность.


Проблема развития социального и эмоционального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию говорится; что забота о будущих поколениях — задача номер один для Российского государства. Роль образования в данном вопросе - ключевая.

 Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

 Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства.

Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.

          В последнее время мы работаем над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На наших занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, под влиянием музыки ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания. 

    МБДОУ №28 осуществляет приоритетное направление по социально-коммуникативному развитию детей через введение в образовательный процесс программы «Мой родной дом» (Н. Арапова-Пискарева), программы-пособия «Нэбзый» (Н.Р.Дечева, Т.Я.Дзыбова, Б.П.Цику, С.А.Хавдок), технологию адыгской народной

педагогики, организацию  кружковой  работы: кружок по хореографии, обучению адыгейской разговорной речи, по изодеятельности.

Использование национально-регионального компонента на музыкальных занятиях имеет важное значение для приобщения детей к национальным музыкальным традициям, особенностям музыкального языка своего народа, к многообразному миру музыкального искусства Адыгеи.

В рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» был реализован проект на тему:«Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»

Цель:– создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами, историей создания инструментов и потребности в инструментальном музицировании
Задачи:

1.Формировать у детей чувство любви к малой Родине на основе ознакомления с музыкальной культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
2. Расширять представления дошкольников о адыгейских музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения). 
3. Познакомить с характерными особенностями происхождения и звучания адыгейских народных инструментов, учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах. 
4. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на адыгейских народных музыкальных инструментах.

5. Познакомить детей с музыкой адыгских композиторов, адыгейскими народными песнями, танцами, наигрышами, играми, сказками, мифами и легендами.

Предполагаемый результат: сформированные знания о адыгейских народных инструментах: пщынэ, къамыл,щыкIэпщын ,пхъэкIыч, шъотIырпI, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, ознакомление с предметным окружением, углубление представлений о существенных характеристиках предметов, создающих социально-эмоциональный комфорт.

Роль родителей в реализации проекта

экскурсии по городу; участие в обновлении этнографического, музыкального уголков, в выставке художественно-эстетического совместного творчества, в подготовке и проведении итогового развлечения.




ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:


1. Изучение методической литературы по теме.

2. Информирование участников о цели проекта.

3. Беседа с детьми «Что я знаю о адыгейских народных инструментах?».

4.Введение новой лексики: пщынэ, къамыл, щыкIэпщын, пхъэкIыч, шъотIырпI.

5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике, музыкальных произведений Адыгских композиторов.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:


1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Адыгеи (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов об Адыгее, об адыгейских народных инструментах.

3. Беседы: «Адыгея», «Майкоп – столица Адыгеи», «Государственные символы Адыгеи», «Как появился камыль», «История происхождения шычепщина», «Что такое пхъэчич?», «Для чего и из чего делают барабан?» «Народные промыслы Адыгеи» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву), «Национальный костюм».

4. Чтение адыгейских сказок, мифов, легенд.

5.Музыкальное инсценирование адыгейских сказок.

6. Знакомство с адыгейскими пословицами, поговорками, скороговорками.

7. Информирование родителей о знаменитых людях Адыгеи в области культуры.

8. Знакомство с творчеством адыгейских композиторов.

9. Что такое играть в оркестре, в коллективе?

10. Знакомство со звучанием адыгейских народных инструментов

11. Экскурсия в мастерскую местного художника З. Гучева резчика по дереву.

12. Роспись заготовки адыгейские народные инструменты.

13. Создание рисунков на тему «Адыгейские народные инструменты».

14. Слушание музыки: Гимн адыгеи, песни на адыгейском языке, танцевальные мелодии, наигрыши.

15. Разучивание характерных адыгейских танцевальных движений.

16. Викторины: «Отгадай какой инструмент звучит.», «Адыгейские народные танцы».

17. Подвижные адыгейские игры.






ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:


1. Оформление выставки детского творчества «Адыгейский народный инструмент ».

2. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю об адыгейских народных инструментах? »

3. КВН между детьми подготовительных групп: «Играй гармошка звонкая моя»

4. Пополнение этнографических уголков в группах материалом по теме: «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами»

5. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой оркестр».

6. Тематическое развлечение «Моя Адыгея», с включением детского оркестра адыгейских народных инструментов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


Реализация данного проекта дает детям, родителям, воспитателям:

- формирование и совершенствование знаний об Адыгее, адыгейских народных инструментах, культуре;

- обмен впечатлениями по теме;

- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

- формирование у детей понятия «малая родина, коллектив, оркестр»;

- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

- обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с адыгейскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, слушание рассказов о них, но и импровизация на адыгейских народных инструментах, игра в оркестре.
Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.


















ПРИЛОЖЕНИЕ



















Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.


  Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного , умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и  т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности,  кроме этого  они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть  подходы к моделированию комфортной и привлекательной  музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете .    Все это подтолкнуло меня и других музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, основной целью которого стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему  развитию современных  детей.

  В музыкальном  зале  оформление  меняется  к  каждому  времени  года. В  период осени   мы  располагаем  большое  полотно  с  изображением  желтеющей  берёзовой  рощи, ставим  объемные деревья и кусты. В  зимнем  оформлении  отдается   предпочтение  бело-голубым  и  синим  тонам.    К  новогодним  праздникам  в  зале  ставится  традиционная  трехметровая  ёлка, развешиваются  яркие  звезды  и шары.  Ко дню защитника Отечества развешиваются плакаты и флажки. С  приходом  весны    в   зале  появляется   солнце и весенние цветы. Кроме этого мы  закупили вазы и искусственные цветы.  Дополнением, в  зависимости  от  тематики  праздника,  могут  быть:  мягкие  игрушки, надувные  шары  и  красиво  оформленные  букеты.На музыкальных занятиях  ипраздниках    используется  мультимедийная   техника.  Компьютерные  технологии   расширяют  сферу  воздействия  музыки  на  ребенка.

          Преимущества использования компьютерных технологий    очевидны:

-знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов ;

-широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов;

-демонстрировать графический материал (модели, схемы);

-“посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;

-готовить презентации;

=прослушивать записи песен;

В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

   На музыкальных занятиях дети  старшего  возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. У нас в детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.

Игра на адыгейских народных  музыкальных инструментах  доставляет    удовольствие  и  поднимает  у детей настроение.

Почему  мною  уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: сосредоточенности, наличие воли, эмоциональности,  развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучанию  инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, дети чётче воспроизводят ритм, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Желательно обеспечить наличие детских музыкальных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы, тамбурины, гуиро, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы.   И поэтому этой работе уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

    Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только  инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки . Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.

           Мы  активно  привлекаем  родителей  к  изготовлению  театральных  костюмов  и  атрибутов.  Часто  родители  сами  проявляют  инициативу  в  разработке  эскизов  и  изготовлении  костюмов. Так  же  с  большим  удовольствием  наши  мамы  и  папы  принимают  участие  в  театральных  постановках. Совместное  участие    детей  и  родителей  в  театрализованной  деятельности  помогает  им  лучше  узнать  друг  друга, способствует  сплочению  семьи.

   Считаю  необходимым  использовать  в  работе  музыкального руководителя, новые  формы  развития  эмоциональной  сферы  ребёнка, оригинальные  средства  обучения  детей которые  способствуют  формированию  гармоничной  личности.  

   Своё  выступление  хочется  закончить  словами  Владимира Сухомлинского:

 «Музыкальное  воспитание – это,  прежде  всего,  не  воспитание  музыканта, а  воспитание  человека».  



















Литература:

1.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент  музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006.

3..Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

4.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

         5.Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей ст. дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с.

       6.Информационные технологии в образовании : /cб. метод. материалов / авт.-сост. О. А. Минич//. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 173 с.

       7.Королев А. Музыкально-компьютерный словарь. – Спб.: Композитор. – 2006.

      8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!