СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая политика красных и белых.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическая политика красных и белых. Красные практиковали политику военного коммунизма.

Просмотр содержимого документа
«Экономическая политика красных и белых.»

9 класс.

Урок-29. 30.01.19.



ТЕМА: Экономическая политика красных и белых.



Цель: Изучить социально- экономическую политику противоборствующих сторон в период Гражданской войны. Определить суть политики военного коммунизма. Какими причинами она вызвана? Назвать основные мероприятия политики военного коммунизма в промышленности.

Выделить отличия продразвёрстки от продовольственной диктатуры?

Отметить особенности аграрной политики красных и белых.



Оборудование: учебник 9 класса А.А.Данилов «История. Россия в XX -начале XXI века», исторические документы, д/ф «Тамбовская Вандея», Презентация «Экономическая политика красных и белых», отрывок из произведения М.Шолохова «Чужая кровь», мультимедийная доска.





ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП.

Раскол российского общества дошел до своей крайности – Гражданской войны.

Гражданская война – самое великое несчастье для любой страны.



3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Ребята, давайте вспомним, что такое Гражданская война? (определение)

2.Назовите периоды гражданской войны. (октябрь 17- весна 18, весна 18- осень 20, конец 20- 22г.)

3. Назовите основные противоборствующие силы. (красные и белые).

4.Кто возглавлял Красную армию? (Троцкий, Чапаев, Будённый, Тухачевский..)

5.Назовите командующих Белой армии. (Алексеев, Корнилов, Деникин, Колчак, Врангель, Краснов).





4. НОВАЯ ТЕМА.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему Гражданской войны. Нам нужно выяснить - как белые и красные, в условиях постоянной борьбы, обеспечивали свои армии, поддерживали свой авторитет (власть). Армиям постоянно были нужны боеприпасы, одежда, еда, транспорт, связь, новые силы, и т.д.… С помощью чего они это всё себе обеспечивали?

Ученики должны прийти к выводу о необходимости четкой экономической политики.




Записываем тему: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КРАСНЫХ И БЕЛЫХ.

ПЛАН.

1.Политика «Военного коммунизма».

2.Экономическая политика белых.

3.Итоги экономической политики белых и красных.





1.Политика «Военного коммунизма».

Начало презентации. Слайд №2-3. Название и причины.

Работа с учебником стр.58. Документ в скрепке.

Вопрос: Почему политика красных получила такое название?

Как они видели своё новое общество?

Презентация слайд №4 Основные мероприятия «Военного коммунизма».

Банки стали государственными. Отмена денег. (Многие радовались. У них денег и раньше не водилось, теперь все равны. Рабочий получит свой паёк в столовой и без денег. Теперь за свет, воду, почту, телефон, проезд в общественном транспорте платить не надо!!!







Работа с документами. Иван Бунин «Окаянные дни».

Документ №1

Брат Юлий [Юлий Алексеевич Бунин (1857–1951).], о котором страшно даже и поду-

мать: как и чем живет, да и жив ли? Последнее известие о нем было от 6 декабря прошлого года. А письмо из Москвы к В. от 10 августа пришло только сегодня. Впрочем, почта русская кончилась уже давно, еще летом 17 года: с тех самых пор, как у нас впервые, на европейский лад, появился «министр почт и телеграфов». Тогда же появился впервые и «министр труда» – и тогда же вся Россия бросила работать.







Документ №2

А насчет «горшка с обедом» дело плохо. У нас по крайней мере от недоедания все

время голова кружится. На базаре целые толпы торгующих старыми вещами, сидящих прямо на камнях, на навозе, и только кое-где кучки гнилых овощей и картошек. Урожай в нынешнем году вокруг Одессы прямо библейский. Но мужики ничего не хотят везти, свиньям в корыто льют молоко, валят кабачки, а везти не хотят…





Документ №3

Вечером почти весь город в темноте: новое издевательство, новый декрет – не сметь

зажигать электричества, хотя оно и есть. А керосину, свечей не достанешь нигде, и вот

только кое-где видны сквозь ставни убогие, сумрачные огоньки: коптят самодельные ка

ганцы. Чье это издевательство?





Вопросы:

1.Какой результат принесла отмена денег?

2. К каким последствиям привела отмена оплаты за услуги?



Как обеспечить город хлебом и продуктами?

Работа с учебником. Стр.58. Сельское хозяйство.



Слайд№4 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Продразверстка

Создание коллективных хозяйств.

Запрет аренды и наёмного труда.

Введение хлебной монополии.



Советская власть дала крестьянину землю. Крестьянин обеспечивает себя и потребности государства в зерне.

Казаки. Новая власть им землю не давала. Это особый народ. Почему они должны отдавать государству хлеб? Возникают очень острые вопросы.



РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

Отрывок из произведения М.Шолохова «Чужая кровь».

Отвечаем на вопросы в конце текста.



Отрывок. М. Шолохов «Чужая кровь». Продразвёрстка.

В станице поговаривали о продразверстке, о бандах, что шли с низовьев

Дона. В исполкоме на станичных сходах шепотом сообщались новости, но дед

Гаврила ни разу не ступнул на расшатанное исполкомское крыльцо, надобности

не было, потому о многом не слышал, многое не знал. Диковинно показалось

ему, когда в воскресенье после обедни заявился председатель, с ним трое в

желтых куценьких дубленках, с винтовками.

Председатель поручкался с Гаврилой и сразу, как обухом по затылку:

- Ну, признавайся, дед: хлеб есть?

- А ты думал как, духом святым кормимся?

- Ты не язви, говори толком: где хлеб?

- В амбаре, само собой.

- Веди.

- Дозволь узнать, какое вы имеете касательство к мому хлебу?

Рослый, белокурый, по виду начальник, постукивая на морозе каблуками,

сказал:

- Излишки забираем в пользу государства. Продразверстка. Слыхал, отец?

- А ежели я не дам? - прохрипел Гаврила, набухая злобой.

- Не дашь? Сами возьмем!..

Пошептались с председателем, полезли по закромам, в очищенную,

смугло-золотую пшеницу накидали с сапог снежных ошлепков. Белокурый,

закуривая, решил:

- Оставить на семена, на прокорм, остальное забрать.- Оценивающим

хозяйским взглядом прикинул количество хлеба и повернулся к Гавриле: -

Сколько десятин будешь сеять?

- Чертову лысину засею!.. - засипел Гаврила, кашляя и судорожно

кривляясь.- Берите, проклятые!.. Грабьте!.. Все ваше!..

- Что ты, осатанел, что ли, остепенись, дед Гаврила!..- упрашивал

председатель, махая на Гаврилу варежкой.

- Давитесь чужим добром!.. Лопайте!..

Белокурый содрал с усины оттаявшую сосульку, искоса умным, насмешливым

глазом кольнул Гаврилу, сказал со спокойной улыбкой:

- Ты, отец, не прыгай! Криком не поможешь. Что ты визжишь, аль на хвост

тебе наступили?..- и, хмуря брови, резко переломил голос:- Языком не

трепи!.. Коли длинный он у тебя - привяжи к зубам!.. За агитацию...- Не

договорив, хлопнул ладонью по желтой кобуре, перекосившей пояс, и уже мягче

сказал: - Сегодня же свези на ссыппункт!

Не то чтобы испугался старик, а от голоса уверенного и четкого обмяк,

понял, что в самом деле криком тут не пособишь. Махнул рукой и пошел к

крыльцу. До половины двора не дошел - дрогнул от крика дико-хриплого:

- Где продотрядники?!

Повернулся Гаврила - за плетнем, вздыбив приплясывающую лошадь,

кружится конный. Предчувствие чего-то необычайного дрожью подкатилось под

колени. Не успел рта раскрыть, как конный, увидев стоявших возле амбара,

круто осадил лошадь и, неуловимо поведя рукой, рванул с плеча винтовку.

Сочно треснул выстрел, и в тишине, вслед за выстрелом на короткое

мгновение облапившей двор, четко сдвоил затвор, патронная гильза вылетела с

коротким жужжаньем.



Вопросы:

1.Кто принимал участие в продразвёрстках?

2.Можно ли было отказаться от сдачи зерна? ( приведите пример из текста)

3.Какое количество хлеба оставили деду?

4.Какими мерами сопротивлялись продразвёрстке? (Гаврила, конный).



РАБОТА С ВИДЕОМАТЕРИАЛОМ. Фрагмент фильма Тамбовская вандея.

Вопросы:

1.Кто принимал участие в продразвёрстках?

2.Можно ли было отказаться от сдачи зерна? ( приведите пример из фильма)

3.Какое количество хлеба оставили крестьянам?

4.Какими мерами сопротивлялись продразвёрстке?







2.Экономическая политика белых.



Работа с учебником. Стр. 58-59.

Вопрос: Какие цели в политике были у белых?



Ответы: Непредрешение будущего России. Возвращение к старым порядкам.

Слайд №8.

Вопрос: Как решали аграрный вопрос белые?



Ответы: Приводят примеры из текста.

Слайды № 9, 10, 11,12,13. Комментируют учащиеся.



На доске иллюстрации помогают увидеть и сравнить политику белых офицеров. Дети должны оценить эти программы, высказать своё мнение и выбрать более достойную.



Работа с документом.

Сущность земельной реформы проста ЗЕМЛЯ – трудящимся на ней хозяевам…



1.Врангель. Плата за отчужденную землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас. Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признаёт обязательным.



2.Большевики. В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа 1 съезду Советов. Эсеровский принцип распределения земли на «уравнительных началах».

Собственником земли стало государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительно-трудовой норме.



Вопросы: Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля?

Чем она отличается от аграрных преобразований, проведенных большевиками?



3.Итоги экономической политики красных и белых.

Массовый голод1921-1922

Гиперинфляция

Бюрократизация

Сокращение:

-производительности труда на 88%,

-выпуска промышленной

-продукции в 3 раза,

-численность рабочих в 2 раза,

-сокращение посевов в 2 раза

Детская беспризорность

Развал транспортной системы

Крестьянские восстания, рабочие забастовки.

Вопрос: Ответим на вопрос ПОЧЕМУ?...голод, …бюрократизация, …гиперинфляция, и тд.



Слайд №14. Комментируют учащиеся.



Слайд №15. Голосование «БЕЛЫЕ И КРАСНЫЕ» поднимаем карточки. Элемент прямого открытого голосования.

Рефлексия. Учащиеся комментируют свой выбор.







5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф №17 ,отвечать на вопросы.



Оценивание работы учащихся на уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!