М инистерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Ялтинский экономико-технологический колледж»
(ГБПОУ РК «ЯЭТК»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
по профессиональному модулю ПМ.03 «Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 38.02.06 Финансы
Тема занятия: «Экономическая сущность основного и оборотного капитала организации и его элементов»
Автор разработки:
Изюмская В. А.
преподаватель профессиональных дисциплин
Ялта, 2023 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия по профессиональному модулю ПМ.03 «Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.06 Финансы, базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы профессий и специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Результатом проведения учебного занятия является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 3.1 Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации.
ПК 3.2 Составлять финансовые планы организации.
ПК 3.3 Оценивать эффективность финансово–хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению.
ПК 3.4 Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
ПК 3.5 Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд.
В части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:
иметь практический опыт:
- формирования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций;
- осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности и определения путей повышения эффективности деятельности организации.
уметь:
- использовать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций;
- участвовать в разработке финансовой политики организации;
- осуществлять поиск источников финансирования деятельности организации;
- определять цену капитала организации, оценивать эффективность использования отдельных его элементов;
- определять потребность в оборотных средствах, проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств;
- определять показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;
- формировать инвестиционную политику организации, принимать участие в разработке инвестиционных проектов, проводить оценку эффективности последних;
- осуществлять финансовое планирование деятельности организаций;
- обеспечивать подготовку и реализовывать мероприятия по снижению (предотвращению) финансовых рисков;
- осуществлять организацию и выполнение финансовых расчетов;
- определять необходимость использования кредитных ресурсов, осуществлять технико-экономическое обоснование кредита;
- использовать средства государственной (муниципальной) финансовой поддержки по целевому назначению, анализировать эффективность их использования;
- обеспечивать организацию страхования финансово–хозяйственной деятельности, оценивать варианты условий страхования;
- разрабатывать закупочную документацию;
- обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;
- осуществлять проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
- проверять необходимую документацию для заключения контрактов;
- осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок;
- использовать информационные технологии в процессе формирования и использования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций;
- использовать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования доходов и расходов организации;
- использовать информационное обеспечение комплексного экономического анализа;
- применять методы, способы и приемы экономического анализа;
- использовать информационные технологии в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и оценки ее эффективности;
- осуществлять анализ производства и реализации продукции;
- осуществлять анализ использования основных производственных фондов организации;
- осуществлять анализ эффективности использования материальных ресурсов;
- осуществлять анализ эффективности использования трудовых ресурсов;
- осуществлять анализ себестоимости продукции (работ, услуг);
- проводить анализ финансовых результатов;
- определять показатели рентабельности;
- определять основные показатели финансового состояния организации
- формировать обоснованные выводы по результатам проведенного анализа. знать:
- нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций;
- основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок
- сущность финансов организаций, их место в финансовой системе государства;
- принципы, формы и методы организации финансовых отношений;
- характеристику капитала организации и его элементов, принципы оптимизации структуры капитала;
- характеристику доходов и расходов организации;
- сущность и виды прибыли организации;
- систему показателей рентабельности;
- сущность инвестиционной деятельности организации, методы оценки эффективности инвестиционных проектов;
- методологию финансового планирования деятельности организации;
- особенности проведения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- способы снижения (предотвращения) финансовых рисков;
- принципы и технологию организации безналичных расчетов;
- виды кредитования деятельности организации, принципы использования кредитных ресурсов, процедуру технико-экономического обоснования кредита;
- принципы и механизмы использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- экономическую сущность и виды страхования организаций, особенности заключения договоров страхования;
- теорию и практику применения методов, приемов и процедур последующего контроля;
- информационные технологии в профессиональной деятельности;
- нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования доходов и расходов организации;
- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- роль и значение экономического анализа в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- сущность, предмет, цели и задачи экономического анализа;
- виды экономического анализа;
- методы, способы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- систему показателей комплексного экономического анализа;
- методику расчета основных показателей;
- факторы интенсивного и экстенсивного развития производства;
- виды хозяйственных резервов.
Паспорт занятия
ФИО преподавателя: Изюмская Виктория Анатольевна.
Дата проведения занятия:___________
Группа: 360
Дисциплина: ПМ.03 «Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций»
Тема занятия: «Экономическая сущность основного и оборотного капитала организации и его элементов»
Цель: систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Экономическая сущность основного и оборотного капитала организации и его элементов»
Задачи:
1. Дидактическая: актуализировать знания, полученные в ходе изучения темы «Экономическая сущность основного и оборотного капитала организации и его элементов»; выявить уровень усвоенных знаний, умений и навыков обучающихся, реализовать практическое применение усвоенного знания, делать выводы и анализировать полученные результаты.
2. Развивающая: развивать навыки реферативной работы студентов, навыки самостоятельной работы с опорными конспектами, справочным материалом, материалом учебника.
3. Воспитательная: формировать умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения, формировать и развивать самоактуализацию и саморегуляцию в изучении темы, формировать и развивать интерес и потребности в профессиональной ориентации и самосовершенствовании
Тип занятия: Лекция
Форма занятия: Лекция-визуализация
Технология обучения: элементы информационно-коммуникативной, проектной технологий, игровых технологий, технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения,
Методы обучения: Заслушивание рефератов, тестирование студентов, решения проблемных вопросов, обзор информационных файлов.
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: компьютер, мультимедийный проектор, калькуляторы, учебные пособия, раздаточный материал, карточки с заданиями, тесты, схемы, опорные конспекты.
Межпредметные связи: статистика, математика, финансы, денежное обращение и кредит, экономика организации.
Домашнее задание:
Студентам предлагается открыть файл «Ключевые вопросы и задания для самопроверки» (см. приложение 1). Самостоятельно решить задачи по рабочей тетради № 1, 2, 3.
Технологическая карта занятия |
Дидактическая структура учебного занятия | Деятельность преподавателя. Используемые методы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности обучающихся |
Организационный момент 3 минуты | Беседа Занятие начинается с приветствия преподавателя со студентами, проверки присутствия студентов, создание деловой, доброжелательной атмосферы в аудитории. Преподаватель сообщает, что получить оценку за занятие студент может с учетом его работы на протяжении всего занятия, поэтому необходимо принимать активное участие в рассмотрении нового материала в течение лекции, а также при выполнении задач по закреплению полученных знаний по новой теме. | Проверяют готовность к уроку. Дежурный докладывает о готовности к учебному занятию, называют отсутствующих. | Фронтальная |
Проверка домашнего задания 10 минут | Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь задания № 1 и № 2) (Приложение 2) - В чем заключается сущность капитала организации? Каковы основные принципы формирования капитала на предприятии? Признаки классификации капитала? Преподаватель: Таким образом, капитал является главной экономической базой создания и развития предприятия, так как он характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Внимание на доску. Ответы студентов. | - Несколько студентов озвучивают домашнее задание. (рабочая тетрадь задача № 1 и № 2) (Приложение 2) - К доске вызываются 3 студента. Каждый студент кратко отвечает на один из поставленных вопросов. | Фронтальная, Индивидуальная |
Актуализация опорных знаний 3 минут | Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота, называется капиталом, который выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. Другими словами, капитал - это значительная часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли. В процессе своего функционирования капитал обеспечивает интересы собственников предприятия, а также государства. Именно это определяет его как основной объект финансового управления фирмой, а обеспечение эффективного его использования относится к числу наиболее важных задач финансового менеджмента. Фронтальная работа. 1. Назовите основные источники формирования финансовых ресурсов. 2. За счет чего формируются собственные финансовые ресурсы? 3. Что относится к внутренним источникам финансовых ресурсов? 4. Что включают в себя внешние источники финансовых ресурсов? 5. Дайте понятие финансового капитала предприятия. Преподаватель: А теперь более подробно давайте остановимся на следующих вопросах: - Приведите классификацию капитала. - Что отражают активы и пассивы предприятия? - По каким признакам можно классифицировать активы предприятия? - Каково назначение пассивов предприятия? | Студенты последовательно отвечают на вопросы. 1. Назовите основные источники формирования финансовых ресурсов. 2. За счет чего формируются собственные финансовые ресурсы? 3. Что относится к внутренним источникам финансовых ресурсов? 4. Что включают в себя внешние источники финансовых ресурсов? 5. Дайте понятие финансового капитала предприятия. Преподаватель: А теперь более подробно давайте остановимся на следующих вопросах: - Приведите классификацию капитала. - Что отражают активы и пассивы предприятия? - По каким признакам можно классифицировать активы предприятия? - Каково назначение пассивов предприятия? | Фронтальная |
Мотивация учебной деятельности 3 минуты | Включение в деловой ритм. Вступительное слово преподавателя: Итак, мы разобрали, что финансовые ресурсы предприятия – совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в распоряжении организации и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Источники формирования финансовых ресурсов: собственные, привлеченные, заемные. Капитал – часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли. Классификация капитала: по принадлежности; по объекту инвестирования; по цели использования; по форме нахождения в процессе кругооборота. Сегодня нам предстоит ознакомиться с экономической сущностью основного и оборотного капитала организации и его основными структурными элементами. | Восприятие предоставляемой информации. | Фронтальная |
Систематизация и обобщение знаний Изучение нового материала 30 минут | Изучение нового материала Работа по плану 1. Экономическая сущность основного капитала организации и его элементов. 1.1. Мозговой штурм Преподаватель предлагает открыть учебник по дисциплине и рассмотреть структурные элементы основного капитала организации. С помощью «мозгового штурма» давайте попробуем выяснить, какова роль основного капитала в создании новой стоимости на предприятии и каким образом он переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции? Таким образом, основной капитал - часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для управленческих нужд в течение периода, превышающего 12 месяцев. Роль основного капитала в процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют материально-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. Вопросы для обсуждения 1. Что такое основной капитал? 2. Какова роль основного капитала в процессе труда? 3. Назовите существенные черты основного капитала . 4. Приведите группировку основного капитала по основным признакам. | Студенты последовательно отвечают на вопросы: - Приведите примеры элементов основного капитала организации? - Какова роль основного капитала в создании готовой продукции на предприятии? - Как основной капитал переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции? Обсуждаются вопросы студентами: Как основной капитал влияет на производственную мощь предприятия? | |
1.2.Опорний конспект «Экономическая сущность основного капитала организации и его элементов» Обратите внимание, что на протяжении длительного периода основные средства находятся в непрерывном движении: они поступают на предприятие, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, перемещаются внутри предприятия, выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования. Существенными чертами основных фондов, с одной стороны, являются их высокая стоимость и большая продолжительность их эксплуатации, а с другой стороны, имеет место относительно динамичное изменение их технического уровня в результате развития НТП. | Студенты работают с опорным конспектом | |
| 1.3.Файл с иллюстрацией на электронных носителях Преподаватель предлагает просмотреть файл с рисунками, на которых изображены виды основных средств. (Приложения 3) По видам основные средства подразделяются на: здания (производственно-технические, служебные и т. п.), сооружения (инженерно-строительные объекты, обслуживающие производство - водопроводные, гидротехнические и др.), передаточные устройства (электросети, теплосети, трубопроводы и т. п.), машины и оборудование (средства труда, изменяющие свойства, форму или состояние материала), транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель, прочие основные фонды, капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам. | Студенты выполняют задания, затем желающие озвучивают полученный результат, далее аудитория анализирует полученные ответы и формулирует правильные. | |
Работа по плану 2. Экономическая сущность оборотного капитала организации и его элементов. | | |
2.1 Мозговой штурм Преподаватель предлагает открыть учебник по дисциплине и рассмотреть структурные элементы оборотного капитала организации. С помощью «мозгового штурма» давайте попробуем выяснить, какова роль оборотного капитала в создании новой стоимости на предприятии и каким образом он переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции? | Студенты последовательно отвечают на вопросы: Студенты последовательно отвечают на вопросы: - Приведите примеры элементов оборотного капитала организации? - Какова роль оборотного капитала в создании готовой продукции на предприятии? - Как оборотный капитал переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции? Обсуждаются вопросы студентами: Как оборотный капитал влияет на процесс производства готовой продукции на предприятии? | |
2.2.Опорний конспект «Экономическая сущность оборотного капитала организации и его элементов» По экономическому содержанию (сферам оборота) оборотные средства делятся на оборотные производственные фонды и фонды обращения. К оборотным производственным фондам относятся предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Это производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, топливо, энергия, тара, запасные части, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Основными факторами, определяющими величину оборотных средств, занятых в производстве (оборотные производственные фонды), являются длительность производственного цикла изготовления продукции, уровень организации труда и развития техники и совершенство технологии. Помимо оборотных производственных фондов каждое предприятие должно иметь фонды обращения: готовая продукция на складе предприятия и отгруженная потребителям, денежные средства в кассе, на счетах в банках и в расчетах. В совокупности они образуют денежные оборотные средства предприятия. | Студенты работают с опорным конспектом | |
2.3 Реферативная доклад Преподаватель предлагает послушать реферативные доклады по теме «Стадии кругооборота капитала», которую подготовили студенты к занятию и обратить внимание и записать основные три стадии кругооборота капитала и формы, которые он принимает в процессе оборота. Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации, эффективного использования зависят процесс материального производства и финансовая устойчивость предприятия. Именно поэтому из множества направлений повышения эффективности важную роль играет организация оборотных средств, включающая: определение состава и структуры оборотных средств; установление потребности в оборотных средствах; выявление источников формирования оборотных средств; распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование. | Слушать реферативные доклады по теме «Стадии кругооборота капитала», которую подготовили студенты к занятию. Записывают основные три стадии кругооборота капитала и формы, которые он принимает в процессе оборота. | |
2.3. Файл с тестовыми заданиями Преподаватель предлагает ответить на тестовые задания, для этого необходимо открыть файл с тестами по теме «Капитал организации » (Приложение 4). Предлагается прочитать внимательно, и выбрать правильный ответ. | Работа с тестом. Таким образом, Финансовые ресурсы предприятия – это: (отвечают студенты). Капитал – это… В рамках экономического подхода капитал рассматривается как... По форме функционирования выделяют капитал.... По характеру участия в производственном цикле капитал делится на… | |
Домашнее задание 1 минута | Домашнее задание: Студентам предлагается открыть файл «Ключевые вопросы и задания для самопроверки» на странице 8 (см приложение 1) Самостоятельно решить задачи по рабочей тетради № 9, 11, 12. | Записывают домашнее задание в конспект. | Фронтальная |
Рефлексия 3 минут | Диалог Сегодня на занятии мы рассмотрели тему «Экономическая сущность основного и оборотного капитала организации и его элементов». Мы уяснили экономическую сущность основного и оборотного капитала организации, его роль в процессе производства продукции, а также основные структурные элементы основного и оборотного капитала организации. Преподаватель сообщает о достижении цели занятия, указывает опять на важность темы. | Студенты по очереди высказывают индивидуальную точку зрения на поставленные вопросы. | Фронтальная |
Выставление оценок 2 минуты | После выполнения заданий преподаватель подсчитывает сумму баллов за выполнение заданий и объявляется победитель. | | |
Приложение 1.
Задание 1.
Заполнить таблицу.
Таблица 1 - Классификация основных фондов
По натурально-вещественному признаку | В зависимости от участия в производстве | По роли в процессе производства |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 2.
Заполнить таблицу.
Таблица 2 - Примеры видов основных фондов
Признак классификации и вид | Пример |
1.По натурально-вещественному признаку |
1.1. Здания и сооружения | |
1.2. Рабочие машины и оборудование | |
1.3. | |
| |
2. В зависимости от участия в производстве |
|
2.1. Производственные | |
| |
| |
3. По роли в процессе производства |
3.1. Активные | |
| |
| |
Задание 3.
Если в отчетном периоде по сравнению с базовым среднегодовая стоимость собственного капитала увеличилась на 5 %, выручка от реализации возросла на 20 тыс. руб., капитальные вложения сократились на 50 тыс. руб., размер выплаченных дивидендов не изменился, а ставка налога на прибыль увеличилась на 3 %, то в отчетном периоде цена собственного капитала…
A) возросла в 2,5 раза и составила 70 тыс. руб.
C) снизилась на 250 %
B) снизилась на 4,76 %
D) возросла на 95,24 %
Приложение 2.
Задача 1.
Рассчитать структуру финансовых ресурсов предприятия по их группам и видам, если известно следующее. По результатам решения составить таблицу 1.
Выручка от реализации – 456 789 тыс. руб.,
затраты - 350 000 тыс. руб.
Предприятие пользуется кредитами, их доля составляет 30 % от чистой прибыли.
Целевое бюджетное финансирование составляет 12 358 тыс. руб.
Годовая сумма начисленной амортизации равна 24691 тыс. руб.
Таблица 1 – Структура финансовых ресурсов предприятия по их видам и группам
Виды и группы финансовых ресурсов | Сумма, тыс.руб. | Удельный вес, % |
1. | | |
| | |
| | |
Всего финансовых ресурсов | | |
Задача 2.
Заполните таблицу по составу финансовых ресурсов предприятий
Таблица 2. Состав финансовых ресурсов предприятий
Собственные финансовые ресурсы | Заёмные финансовые ресурсы | Привлечённые финансовые ресурсы |
| | |
Приложение 3.
Приложение 4.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Финансовые ресурсы предприятия – это:
а) система финансовых показателей, с помощью которых управленческая система
может оказать влияние на хозяйственную деятельность предприятия;
б) система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые
рычаги с помощью финансовых методов;
в) совокупность денежных источников средств, аккумулируемых предприятиями для
формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности.
2. Капитал – это:
а) любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых
активов одной фирмы и финансовых обязательств другой;
б) совокупность денежных источников средств, аккумулируемых предприятиями для
формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности;
в) общая стоимость средств в денежных, материальных и нематериальных формах,
инвестированных в формирование имущества предприятия;
г) денежные отношения между предприятиями и другими субъектами хозяйствования
по поводу его формирования и использования.
3. В рамках экономического подхода капитал рассматривается как:
а) совокупность ресурсов, характеризующаяся одновременно с двух сторон: направлений его вложения и источников происхождения;
б) стоимость, авансированная в производство с целью извлечения прибыли;
в) интерес собственников этого субъекта в его активах.
4. По форме функционирования выделяют капитал в:
а) товарной форме (на складе);
б) производительной форме;
в) денежной форме;
г) инвестиционный.
5. По характеру участия в производственном цикле капитал делится на:
а) собственный, заемный;
б) государственный, частный, смешанный;
в) основной, оборотный;
г) акционерный, паевой, индивидуальный
1