Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" 10 класс
Уровень сложности I
Задача №1
Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 22 тыс. р. в год, или работать водителем за 23 тыс. р. в год. Тем не менее, он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 1400 р. в месяц?
Задача №2
В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне?
Задача №3
Светлана Петрова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 14000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 15000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 16000 рублей в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость её выбора?
Задача №4
Допустим, что у вас после окончания 11-го класса есть возможность пойти работать в магазин продавцом с оплатой 18000 р. в месяц или поступить в техникум, где платят стипендию 2000 р. в месяц. Третья возможность - пойти учиться в вуз с годовой оплатой 150000 р. Найти альтернативную стоимость каждого решения в расчете на ближайший год, принимая во внимание только деньги.
Задача №5
Допустим, Павел, являясь прекрасным инженером-программистом, обнаружил еще и большие способности в менеджменте. Пусть он оценивает возможность дневного заработка в качестве менеджера суммой, равной 100 долл., а как инженер-программист он мог бы зарабатывать не более 50 долл. в день. Его молодой коллега Петр уже неплохо программирует. Его заработок как программиста составляет 40 долл. в день. Но Петр весьма слабый менеджер, что показывает его потенциальный заработок в качестве менеджера, составляющий не более 10 долл. в день. В рабочем дне 8 часов. Предположим, что Павел решает создать свою фирму и для этого ему нужен программист на четыре часа в день. Предложите экономически оправданное решение по разделению труда между Петром и Павлом. Оцените дополнительные выгоды, которые оно несет по сравнению с нерациональным вариантом.
Задача №6
Программист получил предоплату за заказ в размере 30 тыс. р. Общая стоимость работы составляет 100 тыс. р. Она получена исходя из стоимости одного часа работы, равной 100 р., и рабочей недели, равной 41 ч. Временных ограничений в контракте нет. Наш программист решил посвятить одну неделю ремонту своей квартиры. Чему равна альтернативная стоимость этого решения, если других возможностей, кроме работы над известным заказом и ремонтом, в течение длительного времени у него нет?
Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" 10 класс
Уровень сложности II
№1
Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч и сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?
№2
На путешествие самолетом из Москвы в Красноярск инженер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорожный билет - 580 р. Сколько должен зарабатывать в будний день инженер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций - лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня?
№3
Самолетом из Москвы во Владивосток можно добраться за 8 ч, но с учетом сопутствующих затрат времени можно считать, что сутки для работы или отдыха теряются. Поездка в поезде займет 9 дней. Авиабилет стоит 900 р., а железнодорожный билет - 500 р.
а) Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 50 р. каждый рабочий день с понедельника по пятницу?
б) Если 4 из 9 дней пути на поезде приходятся на выходные, то сколько должен зарабатывать в будний день наш путешественник, чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций - лететь в выходной день или ехать поездом?
№4
Допустим, что квалифицированный программист, выполняющий заказы на домашнем персональном компьютере, может за каждый час работы по своей специальности в среднем заработать 50 р. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за дело сам, то это отнимет у него 40 ч, к тому же он не испытает большого удовольствия от работы. Программист может нанять профессионала-ремонтника, заплатив за каждый час его работы 40 р. Профессионал справится с ремонтом за 30 ч.
а) Что выгоднее для программиста: покрасить все стены самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами.
б) Допустим, что у нас есть информация о других альтернативах маляра: его хочет нанять сосед за 60 р. в час. Предположим также, что ремонт в квартире программиста нужно провести в ближайшие пять дней. Как эта информация повлияет на решение программиста?
№5
Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать может связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Постройте кривую производственных возможностей семьи.
Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" 10 класс
Уровень сложности III
№1
Семья из трех человек (экономиста, его жены и сына) должна выполнять три вида деятельности: работать, вести домашнее хозяйство и делать уроки для сына. Работая, экономист получает 60 р. в час, жена - 50 р. в час, сын - 20 р. в час. Чтобы сделать уроки для сына, экономисту требуется 5,5 часов в неделю, его жене - 7 часов в неделю, сыну - 17 часов в неделю. Необходимый объем работы по дому экономист может выполнить за 13 часов, жена - за 16 часов, а сын - за 40 часов. Недельный запас времени у экономиста - 60 часов, у его жены - также 60 часов, у сына - 40 часов. Как членам семьи распределить свое время, чтобы доход семьи был максимальным?
№2
Юрист-консультант Правоведов П. П., зарабатывающий 500 р. в час, может купить свой любимый карбонат в трех магазинах. В первом надо стоять в очереди полчаса, но цена достаточно низкая - 180 р. за килограмм. Во втором магазине очередей не бывает, но цена равна 320 р. за килограмм. В третьем магазине тоже нет очередей, но цена неизвестна. Правоведов П. П. звонит в третий магазин и узнает цену. При какой цене ему будет выгодно купить в этом магазине 2 кг карбоната?
Варианты ответа:
1) Меньше 320 р. 2) Меньше 300 р.3) Меньше 255 р. 4) Меньше 305 р. 5) Ни при какой цене.
№3
Рабочий ЗИЛа Торпедов Т. Т. работает на условиях сдель¬ной оплаты труда и имеет заказ на много дней вперед. В заказе три детали А, Б и В со следующими характеристиками трудоемкости и сдельными расценками:
Деталь | Трудоёмкость, мин. | Расценка, р./шт. |
А | 15 | 20 |
Б | 20 | 40 |
В | 30 | Х |
Торпедов Т. Т. собирается уволиться через пару дней. Поэтому пропорция выпуска деталей для Торпедова не имеет значения.
Торпедов Т. Т. решил сегодня сходить на футбол, что займет у него 3 часа рабочего времени. Наш герой обладал врожденным экономическим мышлением и потому знал, что альтернативная стоимость 3 часов рабочего времени сегодня составит 360 р.
При каком Х это верно?
Варианты ответа: 1) Х≤45; 2) Х 60; 3) Х≤ 60; 4) 45 ≤ Х ≤ 60; 5) Нет верного ответа.