СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" (10 класс)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для закрепления темы "Главные вопросы экономики"

Просмотр содержимого документа
«Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" (10 класс)»

Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" 10 класс

Уровень сложности I

Задача №1

Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 22 тыс. р. в год, или работать водителем за 23 тыс. р. в год. Тем не менее, он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 1400 р. в месяц?


Задача №2

В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне?


Задача №3

Светлана Петрова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 14000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 15000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 16000 рублей в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость её выбора?


Задача №4

Допустим, что у вас после окончания 11-го класса есть возможность пойти работать в магазин продавцом с оплатой 18000 р. в месяц или поступить в техникум, где платят стипендию 2000 р. в месяц. Третья возможность - пойти учиться в вуз с годовой оплатой 150000 р. Найти альтернативную стоимость каждого решения в расчете на ближайший год, принимая во внимание только деньги.


Задача №5

Допустим, Павел, являясь прекрасным инженером-программистом, обнаружил еще и большие способности в менеджменте. Пусть он оценивает возможность дневного заработка в качестве менеджера суммой, равной 100 долл., а как инженер-программист он мог бы зарабатывать не более 50 долл. в день. Его молодой коллега Петр уже неплохо программирует. Его заработок как программиста составляет 40 долл. в день. Но Петр весьма слабый менеджер, что показывает его потенциальный заработок в качестве менеджера, составляющий не более 10 долл. в день. В рабочем дне 8 часов. Предположим, что Павел решает создать свою фирму и для этого ему нужен программист на четыре часа в день. Предложите экономически оправданное решение по разделению труда между Петром и Павлом. Оцените дополнительные выгоды, которые оно несет по сравнению с нерациональным вариантом.


Задача №6

Программист получил предоплату за заказ в размере 30 тыс. р. Общая стоимость работы составляет 100 тыс. р. Она получена исходя из стоимости одного часа работы, равной 100 р., и рабочей недели, равной 41 ч. Временных ограничений в контракте нет. Наш программист решил посвятить одну неделю ремонту своей квартиры. Чему равна альтернативная стоимость этого решения, если других возможностей, кроме работы над известным заказом и ремонтом, в течение длительного времени у него нет?


Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" 10 класс

Уровень сложности II

1

Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч и сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?

2

На путешествие самолетом из Москвы в Красноярск инженер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорожный билет - 580 р. Сколько должен зарабатывать в будний день инженер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций - лететь в будний день или ехать поездом 4 будних дня?

3

Самолетом из Москвы во Владивосток можно добраться за 8 ч, но с учетом сопутствующих затрат времени можно считать, что сутки для работы или отдыха теряются. Поездка в поезде займет 9 дней. Авиабилет стоит 900 р., а железнодорожный билет - 500 р.

а) Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 50 р. каждый рабочий день с понедельника по пятницу?

б) Если 4 из 9 дней пути на поезде приходятся на выходные, то сколько должен зарабатывать в будний день наш путешественник, чтобы ему было все равно с чисто экономических позиций - лететь в выходной день или ехать поездом?

4

Допустим, что квалифицированный программист, выполняющий заказы на домашнем персональном компьютере, может за каждый час работы по своей специальности в среднем заработать 50 р. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за дело сам, то это отнимет у него 40 ч, к тому же он не испытает большого удовольствия от работы. Программист может нанять профессионала-ремонтника, заплатив за каждый час его работы 40 р. Профессионал справится с ремонтом за 30 ч.

а) Что выгоднее для программиста: покрасить все стены самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами.

б) Допустим, что у нас есть информация о других альтернативах маляра: его хочет нанять сосед за 60 р. в час. Предположим также, что ремонт в квартире программиста нужно провести в ближайшие пять дней. Как эта информация повлияет на решение программиста?

5

Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать может связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Постройте кривую производственных возможностей семьи.


Экономические задачи по теме "Главные вопросы экономики" 10 класс

Уровень сложности III

1

Семья из трех человек (экономиста, его жены и сына) должна выполнять три вида деятельности: работать, вести домашнее хозяйство и делать уроки для сына. Работая, экономист получает 60 р. в час, жена - 50 р. в час, сын - 20 р. в час. Чтобы сделать уроки для сына, экономисту требуется 5,5 часов в неделю, его жене - 7 часов в неделю, сыну - 17 часов в неделю. Необходимый объем работы по дому экономист может выполнить за 13 часов, жена - за 16 часов, а сын - за 40 часов. Недельный запас времени у экономиста - 60 часов, у его жены - также 60 часов, у сына - 40 часов. Как членам семьи распределить свое время, чтобы доход семьи был максимальным?

2

Юрист-консультант Правоведов П. П., зарабатывающий 500 р. в час, может купить свой любимый карбонат в трех магазинах. В первом надо стоять в очереди полчаса, но цена достаточно низкая - 180 р. за килограмм. Во втором магазине очередей не бывает, но цена равна 320 р. за килограмм. В третьем магазине тоже нет очередей, но цена неизвестна. Правоведов П. П. звонит в третий магазин и узнает цену. При какой цене ему будет выгодно купить в этом магазине 2 кг карбоната?

Варианты ответа:

1) Меньше 320 р. 2) Меньше 300 р.3) Меньше 255 р. 4) Меньше 305 р. 5) Ни при какой цене.

3

Рабочий ЗИЛа Торпедов Т. Т. работает на условиях сдель¬ной оплаты труда и имеет заказ на много дней вперед. В заказе три детали А, Б и В со следующими характеристиками трудоемкости и сдельными расценками:

Деталь

Трудоёмкость, мин.

Расценка, р./шт.

А

15

20

Б

20

40

В

30

Х

Торпедов Т. Т. собирается уволиться через пару дней. Поэтому пропорция выпуска деталей для Торпедова не имеет значения.

Торпедов Т. Т. решил сегодня сходить на футбол, что займет у него 3 часа рабочего времени. Наш герой обладал врожденным экономическим мышлением и потому знал, что альтернативная стоимость 3 часов рабочего времени сегодня составит 360 р.

При каком Х это верно?

Варианты ответа: 1) Х≤45; 2) Х 60; 3) Х≤ 60; 4) 45 ≤ Х ≤ 60; 5) Нет верного ответа.