СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое развитие России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план .Экономическое развитие России 12 в

Просмотр содержимого документа
«Экономическое развитие России»

Урок 4. Экономическое развитие России в XVII в.

Цели: охарактеризовать динамику развития российской эконо­мики в XVII в. и демографических изменений; рассказать о развитии товарного производства в России; дать представление об особен­ностях зарождения в России буржуазных отношений; оценить роль складывания всероссийского рынка для экономики страны.

Внутрипредметные связи: XVI в. - появление капитали­стических предприятий в Голландии, Англии; 1600 г. - основана британская Ост-Индская торговая компания; 1602 г. - основана голландская Ост-Индская торговая компания; 1604 г. - основана французская Ост-Индская торговая компания; 1652-1654 гг. - пер­вая англо-голландская торговая война; 1665 г. - вторая англо-гол­ландская торговая война. Англия получила Нью-Йорк и острова Карибского моря; 1665 г. - Великая чума в Лондоне; 1619 г. - начало эксплуатации рабского труда в Америке; 1614 г. - начало освоения Австралии; 1642 г. - открытие голландцем Абелем Тасманом Земли Ван Демина (Тасмании) и Новой Зеландии.

План:

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Территория России. Последствия Смуты: демографические изменения.

    3. Развитие сельского хозяйства.

    4. Ремесленное и мелкое промышленное производство.

    5. Мануфактуры.

Основные понятия: засечная черта; бобыли, мелкое товарное производство; мануфактура; рассеянное предприятие; буржуазия; гостиная сотня; суконная сотня; ярмарка; всероссийский рынок.

Выдающиеся личности: Н. Демидов - основатель тульского металлургического завода; Строгановы - богатейшие купцы.

Оборудование: карта 6 учебника. Карта «Россия в XVII в.».

Общие рекомендации: имеет смысл в ходе урока сравнить эко­номическое положение России в данный период с ее положением накануне Смуты. Подчеркните новшества. Напомните ученикам о развитии капитализма в Западной Европе - прежде всего Англии, Голландии. Сравните (в самом общем плане) с развитием хозяйства в России. Для лучшего усвоения материала урока рекомендуем составление таблиц по материалам разделов параграфа.

Ход урока

        1. Проверка домашнего задания (5 мин)

Почему был избран на царство Михаил Романов? В чем заключается значимость Земского собора 1613 г.?

        1. Территория России. Последствия Смуты: демографические изменения (7 мин)

Вспомните, какие территории были присоединены к России во второй половине XVI-XVII вв.? (Западная Сибирь, По­волжье.)

Что такое засечная черта? (Система укреплений по южной границе Московского государства.) В отличие от сибирского, это направление было особенно важ­ным. С одной стороны это было стратегическое направление (крымское), и чем далее от центральных районов находилась граница, тем было безопаснее. С другой стороны именно здесь располагались плодородные черноземы. Новые плодородные земли раздавались помещикам, что решало проблему обеспечения служилых людей и комплектования армии.

Как вы думаете, какое государство, прежде всего, угрожа­ло южным границам Московского государства?(Крымское ханство.)

В это время произошло резкое увеличение новой категории крестьянства - бобылей.

Была ли Россия сельской или городской страной? (Сельской) Русская колонизация новоприсоединенных земель (Сибирь, Поволжье, южные земли) осуществлялась медленно, во многом и I ш большой смертности русского населения в новых условиях, 1 шоке столкновений с местными народами. Соответственно их экономическое значение до поры было не очень большим.

За счет кого пополнялось казацкое население? (За счет бег­лых крестьян.)

В чем была особенность условий жизни казаков? (Это по­стоянные военные походы или столкновения с местным на­селением.)

Война, в том числе доход от нее (добыча) занимала большое место в их жизни. Добавим, что на казацких землях фактически не было помещичьего землевладения. Казацкие земли самоуправля­лись. От центральной власти они почти не зависели, соответственно не платили налогов и т. д. Все это делало привлекательным эти зем­ли для подвижной, но закабаляемой части русского крестьянства.

III. Развитие сельского хозяйства (5 мин)

Комментарий: Расскажите о ситуации в сельском хозяйстве после Смутного времени. К какому времени относятся сдвиги в положительную сторону? В чем они заключались? Для учеб­ника Данилова А. А. необходимо связать это задание с картой на с. 39. На этой основе ученики могут заполнить таблицу: «Сель­скохозяйственная специализация в России в XVII в.».

Характер специализации

Район





Ремесленное и мелкое промышленное производство (5 мин)

  • Что понимается под мелкой промышленностью? (Ремеслен­ные мастерские.)

  • Что такое домашняя промышленность? (Кустарное произ­водство.)

Новое в экономике страны: развитие работы на рынок - развитие мелкого товарного производства.

Задание классу: Заполните таблицу «Специализация в мелкото­варном производстве». Она составляется по тому же принципу,

что и таблица выше.

    1. Мануфактуры (6 мин)

  • Что такое мануфактура? {Производство, основанное на раз­делении труда и на ручном труде.)

Конечно, в отношении мануфактурного производства Россия еще сильно отставала от стран Западной Европы. Обратите внима­ние на отличие мануфактур от рассеянных предприятий: вторые представляли собой индивидуальный труд на дому, который потом отдавался хозяину.

  • Какие мануфактуры в России преобладали - принадлежавшие казне или частные? {Казенные.)

  • В чем особенность российских мануфактур? {На них очень широко наряду с трудом наемных рабочих использовался труд подневольных («приписных») рабочих.)

Домашнее задание: Рыбаков: § 27 и вопросы в конце параграфа,

задания (1), 5, (10) из рабочей тетради к данному параграфу;

Данилов: § 4, вопрос 6 на с. 40; Пчелов: с. 56-60; Черникова:

§16.

Рекомендуемые вопросы:

  1. Расскажите о динамике численности населения в XVII в.

  2. Какие новые территории были хозяйственно освоены в XVII в.?