Урок 4. Экономическое развитие России в XVII в.
Цели: охарактеризовать динамику развития российской экономики в XVII в. и демографических изменений; рассказать о развитии товарного производства в России; дать представление об особенностях зарождения в России буржуазных отношений; оценить роль складывания всероссийского рынка для экономики страны.
Внутрипредметные связи: XVI в. - появление капиталистических предприятий в Голландии, Англии; 1600 г. - основана британская Ост-Индская торговая компания; 1602 г. - основана голландская Ост-Индская торговая компания; 1604 г. - основана французская Ост-Индская торговая компания; 1652-1654 гг. - первая англо-голландская торговая война; 1665 г. - вторая англо-голландская торговая война. Англия получила Нью-Йорк и острова Карибского моря; 1665 г. - Великая чума в Лондоне; 1619 г. - начало эксплуатации рабского труда в Америке; 1614 г. - начало освоения Австралии; 1642 г. - открытие голландцем Абелем Тасманом Земли Ван Демина (Тасмании) и Новой Зеландии.
План:
Проверка домашнего задания.
Территория России. Последствия Смуты: демографические изменения.
Развитие сельского хозяйства.
Ремесленное и мелкое промышленное производство.
Мануфактуры.
Основные понятия: засечная черта; бобыли, мелкое товарное производство; мануфактура; рассеянное предприятие; буржуазия; гостиная сотня; суконная сотня; ярмарка; всероссийский рынок.
Выдающиеся личности: Н. Демидов - основатель тульского металлургического завода; Строгановы - богатейшие купцы.
Оборудование: карта 6 учебника. Карта «Россия в XVII в.».
Общие рекомендации: имеет смысл в ходе урока сравнить экономическое положение России в данный период с ее положением накануне Смуты. Подчеркните новшества. Напомните ученикам о развитии капитализма в Западной Европе - прежде всего Англии, Голландии. Сравните (в самом общем плане) с развитием хозяйства в России. Для лучшего усвоения материала урока рекомендуем составление таблиц по материалам разделов параграфа.
Ход урока
Проверка домашнего задания (5 мин)
Почему был избран на царство Михаил Романов? В чем заключается значимость Земского собора 1613 г.?
Территория России. Последствия Смуты: демографические изменения (7 мин)
Вспомните, какие территории были присоединены к России во второй половине XVI-XVII вв.? (Западная Сибирь, Поволжье.)
Что такое засечная черта? (Система укреплений по южной границе Московского государства.) В отличие от сибирского, это направление было особенно важным. С одной стороны это было стратегическое направление (крымское), и чем далее от центральных районов находилась граница, тем было безопаснее. С другой стороны именно здесь располагались плодородные черноземы. Новые плодородные земли раздавались помещикам, что решало проблему обеспечения служилых людей и комплектования армии.
Как вы думаете, какое государство, прежде всего, угрожало южным границам Московского государства?(Крымское ханство.)
В это время произошло резкое увеличение новой категории крестьянства - бобылей.
Была ли Россия сельской или городской страной? (Сельской) Русская колонизация новоприсоединенных земель (Сибирь, Поволжье, южные земли) осуществлялась медленно, во многом и I ш большой смертности русского населения в новых условиях, 1 шоке столкновений с местными народами. Соответственно их экономическое значение до поры было не очень большим.
За счет кого пополнялось казацкое население? (За счет беглых крестьян.)
В чем была особенность условий жизни казаков? (Это постоянные военные походы или столкновения с местным населением.)
Война, в том числе доход от нее (добыча) занимала большое место в их жизни. Добавим, что на казацких землях фактически не было помещичьего землевладения. Казацкие земли самоуправлялись. От центральной власти они почти не зависели, соответственно не платили налогов и т. д. Все это делало привлекательным эти земли для подвижной, но закабаляемой части русского крестьянства.
III. Развитие сельского хозяйства (5 мин)
Комментарий: Расскажите о ситуации в сельском хозяйстве после Смутного времени. К какому времени относятся сдвиги в положительную сторону? В чем они заключались? Для учебника Данилова А. А. необходимо связать это задание с картой на с. 39. На этой основе ученики могут заполнить таблицу: «Сельскохозяйственная специализация в России в XVII в.».
Характер специализации | Район |
| |
| |
Ремесленное и мелкое промышленное производство (5 мин)
Новое в экономике страны: развитие работы на рынок - развитие мелкого товарного производства.
Задание классу: Заполните таблицу «Специализация в мелкотоварном производстве». Она составляется по тому же принципу,
что и таблица выше.
Конечно, в отношении мануфактурного производства Россия еще сильно отставала от стран Западной Европы. Обратите внимание на отличие мануфактур от рассеянных предприятий: вторые представляли собой индивидуальный труд на дому, который потом отдавался хозяину.
Какие мануфактуры в России преобладали - принадлежавшие казне или частные? {Казенные.)
В чем особенность российских мануфактур? {На них очень широко наряду с трудом наемных рабочих использовался труд подневольных («приписных») рабочих.)
Домашнее задание: Рыбаков: § 27 и вопросы в конце параграфа,
задания (1), 5, (10) из рабочей тетради к данному параграфу;
Данилов: § 4, вопрос 6 на с. 40; Пчелов: с. 56-60; Черникова:
§16.
Рекомендуемые вопросы:
Расскажите о динамике численности населения в XVII в.
Какие новые территории были хозяйственно освоены в XVII в.?