СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение__________________________________________________ 3-4

Основная часть. Теоретические аспекты экономического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.Познавательные и личностные особенности

умственно-отсталых обучающихся ______________________________5-8

2.Сущность и основные задачи экономического воспитания________9-11

3.Методы и формы экономического воспитания обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)________________________________________________11-15

Заключение_________________________________________________16-17

Список литературы___________________________________________18






























ВВЕДЕНИЕ


Рыночные отношения в экономике нашей стране требуют новых подходов к воспитанию подрастающего поколения с учетом рыночного опыта. В интенсивно изменяющейся жизни детям с нарушением интеллекта очень сложно адаптироваться. Формирование у такой категории детей элементарной экономической грамотности станет одним из факторов содействия и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.

Формирование адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях. Профессиональная, бытовая и социальная адаптация выпускников коррекционной школы далеко не всегда осуществляется успешно. Наблюдается трудности в общении с членами коллектива, пассивность в общественной и культурной жизни.

Именно для такой категории обучающихся экономическое воспитание сегодня становится особенно актуальным.

Вместе с тем, экономическое воспитание осуществляется стихийно, без учета достижений экономической науки, использования методического опыта, накопленного в школах. Экономическое воспитание умственно отсталых школьников можно осуществлять на уроках общеобразовательного цикла и уроках социально-бытовой ориентировки. На сегодняшний день содержание образования в школе должно совершенствоваться с учетом социально-экономических потребностей общества.

В сегодняшней жизни, необходимо, чтобы каждый школьник, особенно с нарушениями интеллекта, был хорошо осведомлен, как складывается бюджет семьи, что такое потребности, что такое цена товара и от чего она зависит. Нужно добиваться, чтобы дети знали, во что обходится разбитое стекло, сломанная парта, ремонт, нерациональный расход электроэнергии и воды. Только тогда возможно сформировать такие важные личностные качества, как бережное отношение к имуществу, экономность, самоконтроль.

Цель всей коррекционно-воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми - максимальное содействие их социальной адаптации, трудоустройству и развитию у них жизненно-необходимых навыков, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять определенную работу, жить, по возможности, в семье и эффективно реализовывать себя в трудовом коллективе.

Школа должна обеспечить обучающихся с умственной отсталостью такими экономическими знаниями, которые носят преимущественно практическую направленность. Тогда будет решаться проблема адаптации и социализации подобной категории детей.

Поэтому целью данной контрольной работы является изучение вопросов экономического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи по достижению цели:

1.Изучить теоретические подходы к проблеме умственно-отсталых обучающихся.

2.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экономического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).








Теоретические аспекты экономического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.Познавательные и личностные особенности умственно-отсталых обучающихся

Самая высокая степень человеческой

мудрости — это умение приспособиться

к обстоятельствам и сохранять спокойствие

вопреки внешним угрозам.

Даниэль Дефо

Вопрос о социальном положении в обществе школьников с интеллектуальной недостаточностью актуален во всех странах, где существует определенное количество таких людей, и тенденции к снижению его не наблюдается ¹.

Психология умственно отсталых детей представляет одно из направлений специальной психологии. В рамках данной науки анализируется динамика познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

В Международной классификации болезней дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».² 

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.


¹ Чеботарева М. А. Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 102-105.

² Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- стр.222.

Особенности психики умственно отсталых исследовали достаточно полно Л. В. Занкова, В. Г. Петрова, И. Н. Соловьев, С. Я. Рубинштейн и др. Величайшими отечественными психологами был сделан оптимистичный прогноз: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, хотя только в пределах своих биологических возможностей.

По МКБ 10-го пересмотра ВОЗ выделяются следующие степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая.

1.Легкая умственная отсталость. Речь сохранна и используется в каждодневных целях. Человек способен себя обслужить: прием пищи, умывание, одевание, осуществление контроля за функциями кишечника и мочевого пузыря. Основные затруднения обычно наблюдаются у обучающихся при усвоении чтения и письма. Они способны к практической деятельности. В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения сходны с проблемами людей с нормальным уровнем интеллекта.

2. Умеренная умственная отсталость. У лиц этой категории - замедленное развитие и понимание речи. Обучающиеся отстают в развитии моторики и навыков самообслуживания. Тем не менее, они могут быть физически активными и социализированными. Некоторые из них никогда не используют речь, хотя и могут понимать не сложные инструкции.

3.Тяжелая умственная отсталость. У таких обучающихся почти не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движений. Они не подлежат обучению в школе. Но все же им можно привить элементарные навыки и умения в домашних условиях, если этим занимается узкий специалист. По мнению С.Я. Рубинштейн, при умелом подходе можно даже добиться значительных сдвигов в их состоянии.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Как известно, основными психическими функциями являются отражательная и регулятивная. У обучающихся с ОВЗ по ментальному типу нарушены эти функции, что «выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), а также страдают эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом» ³.

Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость возникает по ряду причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы:  эндогенную, детерминированную генетическими факторами, и экзогенную,  обусловленную внешними факторами – инфекции, отравления, травмы и пр. Они могут возникнуть на различных этапах онтогенеза.

Умственно отсталые дети плохо различают аналогию предметов при узнавании и относят воспринятый ими предмет к категории рода, а не к категории вида. К примеру, они видят в вошедшем в дверь человеке просто дядю, а не соседа или почтальона.

Наиболее выраженной особенностью умственно отсталых обучающихся является пассивность восприятия. Глядя на какую-нибудь картинку или предмет эти дети не стремятся рассмотреть его во всех деталях, а довольствуются самым общим узнаванием.

У умственно отсталых обучающихся мышление конкретно. Они практически не умеют обобщать предметы и явления. Поэтому такие обучающиеся довольно трудно усваивают правила и общие понятия. Они заучивают правила наизусть, но при этом не понимают их смысла.

Другая особенность мышления учащихся вспомогательных школ – разброс, непоследовательность мышления. «Порхающий» характер внимания, не дает ребенку возможности длительно сосредоточенно обдумывать какой-либо вопрос. В результате такой обучающийся не удерживает цепочку своих рассуждений.



³ Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.


Умственно отсталые обучающиеся медленно усваивают информацию, легко ее забывают, неточно воспроизводят. А, главное, не умеют своевременно применить знания на практике. Физиологической основой забывчивости может являться не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное торможение корковой деятельности - охранительное торможение. Значительное улучшение процессов памяти у отдельных обучающихся при рациональном распределении труда и отдыха.

Поскольку, вся наша психика – это целая система, то нарушения протекания психических процессов приводят и к нарушениям в поведении. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями некритичны, неадекватно оценивают ситуацию. Правда, они совсем необидчивы. Слабо осознают мотивы своих поступков.

Психическую деятельность умственно отсталого обучающегося возможно скорректировать хотя бы до определенного уровня. Его мозг пластичен, и это можно использовать в качестве ресурса для развития. Воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости психолого-педагогического содействия социальной адаптации детям с интеллектуальной недостаточностью. Именно она даст возможность активного участия в общественной жизни 4.

Достичь этой цели возможно при создании условий в образовательном пространстве для качественного экономического воспитания.







4 Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особым образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008. — стр.78.

2. Сущность и основные задачи экономического воспитания


Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия.

В 70 - 80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников, в которых оно рассматривалось как часть элемента трудового воспитания (Ю. К. Васильев, Н. П. Кулакова); как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В. К. Розов); как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А. Ф. Аменд, И. А. Барило, В. П. Кисилёв, Л. И. Пономарёв, И. Ф. Прокопенко, И. П. Рябинина, И. А. Сасова, Т. Е. Сергеева, В. А. Товстик и др.).

Ряд авторов в определении экономического воспитания отмечают в его основе формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, необходимые в производственно-экономической деятельности и повседневной жизни (И.Б. Иткин, Е.Н. Кириллова, К.Я. Клепач, Н.П. Кулакова, Н.В. Михалкович, М.И. Михайлов, Л.П. Мельникова и др.). Другие авторы считают, что экономическое воспитание заключается преимущественно в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов).

Разработке теоретических проблем обучения умственно-отсталых школьников основам хозяйственной жизни посвящены труды Д.В. Виткаускайте, Н. Павловой, Т. Стариченко. Вопросы формирования элементов экономических знаний в процессе трудового обучения освещаются в трудах Г.М. Дульнева, Е.А. Ковалёвой, С.Л. Мирского и других исследователей.

Многие исследователи едины во мнении, что экономическое воспитание умственно отсталых обучающихся осуществляется разобщено. В условиях рынка просто недопустимо.

В настоящее время под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на доступном обучающемуся уровне 5.

Результаты экономического воспитания, согласно Ковалевой В. Е., будут проявляться «в осознанном отношении детей к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровья» 6.

Целью экономического воспитания является формирование у обучающихся с ОВЗ по ментальному типу элементарных навыков экономического поведения в условиях рынка и определенных личностных качеств.

Основными задачами выступают:

1.Образовательные - содействие формированию адекватных представлений о повседневной экономической действительности; элементарных экономических понятий.

2.Воспитательные – содействие формированию собственного «Я» обучающегося, позитивного самоотношения, осмыслению своего индивидуального потенциала, формированию осознанного экономического поведения, которое выразится в разумном потреблении, правильном распределении бюджета, планировании накопления, рациональном ведении хозяйства.


5 Васильев, Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008. - cтр. 17.

6 Ковалева, В. Е., Орлова, Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии// Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 2006, стр. 87

3.Развивающая – содействие мотивации к самообразованию в сфере экономики, развитие навыков рефлексии, стремления к личностной и профессиональной самореализации.

Для умственно отсталого ребенка – это жизненно важно, чтобы, став взрослым, он мог самостоятельно себя обслуживать, чувствовать себя нужным семье и в трудовом коллективе. Экономические знания должны способствовать становлению у обучающихся коррекционной школы умения и привычки упорядочивать свою финансовую жизнь даже при весьма скромных доходах.

Все время нужно помнить о том, что весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов содействия ускорению социальной адаптации обучающихся с ОВЗ по ментальному типу и их интеграции в общество в условиях рыночной экономики.

Поэтому для достижения целей и задач экономического воспитания педагогам необходимо использовать самые разнообразные методы и формы данного воспитательного направления.


3. Методы и формы экономического воспитания обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Экономическое воспитание, по мнению Семенихина В. А., «… имеет ярко выраженный прикладной характер и, поэтому, приемы и методы его осуществления необходимо выделить из общего арсенала педагогических приемов и методов» 7.

7 Семенихин В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2006. - стр.86.

Низкий уровень развития познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться, низкая мотивация обучения и, как следствие, «нелюбовь» к процессу учения, – с этим

приходится каждодневно сталкиваться в работе с умственно отсталыми обучающимися. Но выработать у учащихся желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни – реальная и вполне посильная задача. Важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. В учебно-воспитательном процессе должны быть проблемность, парадоксальность, неординарность известных фактов и многое другое, что устранит формализм при обучении таких детей. При изучении той или иной темы нужно учитывать знания обучающихся, которые они получили на уроках истории, литературы, математики, труда, домоводства. Используя межпредметные связи, можно преодолеть трудности в осмыслении учащимися собственно экономических понятий.

В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия:

- овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- степень овладения экономическими умениями, например, умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, анализировать ход и результаты работы;

- уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

С учетом данных критериев и нужно подбирать методы и формы экономического воспитания умственно-отсталых обучающихся.

Между различными учебными дисциплинами не отмечается резких границ. Поэтому возможно объединять изучаемые темы с экономикой. Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом. Обучающиеся могут приобрести правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение самостоятельно принимать решение.

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. Обучающиеся получают азы экономической грамотности. Так, при изучении десятичных дробей можно использовать счета-квитанции по оплате за коммунальные услуги. Тарифы и начисления там даны в десятичных дробях. Также при решении математических задач можно говорить об экономии, о том, что с этой целью устанавливаются счётчики на воду, газ и электроэнергию. Кроме того, на уроках математики хорошо раскрывается содержательная сторона экономических понятий (например, доход, расход, себестоимость, коммунальные услуги, услуги, льгота и др.).

В совокупности все это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Общественный цикл способствует усвоению обучающимися основных понятий экономики. Школьники узнают, что такое бизнес, производственные отношения, производительные силы. Нужно сказать, что более широко экономическое воспитание осуществляется на уроках географии, так как учителя географии получают подготовку в области конкретной экономики.

Уроки биологии, демонстрируют обучащимся достижения науки и техники, их использование в сфере быта и производства. Здесь возможны уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и захватывающий внимание характер. Положительный эмоциональный фон занятий усиливает мотивационный аспект.

На всех уроках лучше использовать различные игры: сюжетно-ролевые, настольные, деловые, компьютерные, конкурсы, загадки, ребусы и кроссворды, тесты, головоломки, рифмованные задания, словари терминов и т.д. Только разнообразие методов и форм позволит обучающемуся с ОВЗ по ментальному типу оставаться чуть дольше сконцентрированным и воспринимающим информацию.

В условиях рыночной экономики человеку нужны не только знания, но и умения добывать их самостоятельно и применять во всевозможных жизненных ситуациях. Поэтому важно организовывать и проводить занятия социально-бытовой ориентировке, предложенной Н. П. Павловой еще в 1991 году. В ходе таких занятий учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его экономическом устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу. Это дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся. Например, если в 5- м классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение, то в 7-м обучающиеся должны знать уже особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9-м классе эта тема предусматривает овладение навыками определять размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Большое воспитательное значение в экономическом плане имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение обучающимися учебного материала предполагает использование эффективных методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые и деловые игры, демонстрация кинофильмов, ИКТ.

Экскурсии можно организовать в учреждения банков, железнодородный вокзал, почтовое отделение, предприятия ЖКХ и др.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня в арсенале педагогов большое количество методов и форм для экономического воспитания умственно отсталых обучающихся. Важно не подходить к такому воспитанию формально, все время включать процесс в практическую жизнь.

Ребенок с интеллектуальным нарушением может выполнять упражнения, решать определенные задачи. Но «главное при осуществлении экономического воспитания - практическое включение обучающихся в экономическую жизнь» 8.



















8 Ахметшина Г. К., Воробьев И. В., Щукин А. С. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы. Казань, 2007. - стр. 55.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Резюмируя теоретические аспекты экономического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно сделать следующие выводы.

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. У таких обучающихся нарушены основные психические функции – отражательная и регулятивная. Поэтому они не совсем адекватно воспринимают окружающий мир. Поступающую извне информацию такие обучающиеся слабо запоминают, не могут установить причинно-следственные связи. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенны в поведении. Они не обижаются, но совсем некритичны, не осознают мотивов своих действий. Да, обучать их сложно, но нужно помнить, что величайшими отечественными психологами был сделан оптимистичный прогноз: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, пусть хотя бы только в пределах своих биологических возможностей.

Необходимо помнить о том, что весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной нарушениями должен быть направлен на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов содействия ускорению социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их интеграции в общество в условиях рыночной экономики.

Обучающиеся способны усвоить и приобрести:

- комплекс элементарных экономических понятий, категорий, законов, доступных детям с ОВЗ;

- достойный уровень овладения экономическими умениями, например, уметь планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, анализировать ход и результаты работы;

- сформированность экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Только следует ответственно, без формализма, подойти к проблеме адаптации и социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Они также могут быть успешными, полезными себе и обществу, просто у них ограниченны возможности. Экономическое воспитание в школе призвано решать эти задачи.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.

2.Ахметшина Г. К., Воробьев И. В., Щукин А. С. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы. Казань, 2007. - 146 с..

3.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.

4.Васильев Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008. - 101 с.

5.Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особым образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008. — 192с.

6.Ковалева В. Е., Орлова Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии// Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 2006. - 91 с.

7.Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.

8.Семенихин В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2006.

9.Чеботарева М. А. Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 102-105.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!