Сценарий
«Экономическая викторина»
Экономическая викторина проводится по окончанию изучения курса ОП.01, ОП.11 «Основы экономической теории», и «Экономики организации» на 1 курсе в группах бухгалтерского отделения по специальности 32.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и земельно-имущественных отношений специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
Цели. Учебная: - контроль знаний и профессиональных навыков, приобретенных в процессе изучения курса «Экономика организации» и «Основы экономических теорий»;
Развивающая: - способствовать развитию познавательных интересов, мыслительной деятельности, любви к экономическим дисциплинам;
Воспитательная: - способствовать воспитанию чувства ответственности, бережного отношения к имуществу, расширению кругозора, толерантному отношению друг к другу.
Продолжительность: 60 мин. При организации проведения экономической викторины будут реализованы следующие общие компетенции. ОК 1-ОК 6, а так же профессиональные компетенции для экономистов ПК 3.3 – 4.3 и для ЗИО 4.4
Рабочая программа дисциплины направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 1.6. Анализировать варианты применения моделей территориального управления.
ПК 1.7. Определять инвестиционную привлекательность проектов застройки территорий.
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 3.6. Выполнять полевые и камеральные геодезические работы по развитию и реконструкции сетей специального назначения (опорных межевых сетей).
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3. Обобщить результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
ПК 5.1. Организовывать свою деятельность как индивидуального предпринимателя (кадастрового инженера) или коллектива организации в соответствии с вышеприведенными видами деятельности.
ПК 5.2. Планировать за предпринимательскую деятельность и отчитываться за нее.
ПК 5.3. Устанавливать партнерские связи, заключать хозяйственные договора.
ПК 5.4. Обеспечивать получение прибыли от хозяйственной деятельности.
Для бухгалтерского отделения
ПК 1.3. Проводить отчеты денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Выполнять поручение руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платежеспособности и доходности.
Викторина проводится в форме «Брэйн-ринга», участвуют от 2 до 4-х команд, по 6 человек. Студенты с помощью «волчка» выбирают вопрос. Отвечает та команда, которая быстрее подготовит ответ. На подготовку ответа дается 1 минута. Побеждает та команда, которая в течении 60 минут набирает большее количество баллов (баллы можно фиксировать фишками либо карточками).
Правильный ответ - 1 балл.
Вопросы викторины включают в себя вопросы по курсу «Основы экономической теории», «Экономика организаций».
Перечень вопросов
Дисциплина «Основы экономической теории».
Слова «Экономика», «Основы экономической теории», «Политэкономия» имеют общие понятия и различия, назовите их?
Перечислите школы «Политической экономии». Их основатели, в чем заслуга первых «политэкономов»?
«Капитал - это накопленные богатства»;
«Капитал - это средство эксплуатации, самовозрастающая стоимость, приносящая прибавочную стоимость». Кто автор этих определений? Как вы думаете, можно ли между этими определениями поставить знак равенства?
Любая экономическая система содержит элементы. Назовите их, дайте определение экономической системе и ее элементов, выделите главный элемент.
В чем особенность капиталистического способа производства? Почему он так называется? Кто впервые ввел это понятие?
Дайте определение понятию «деньги». Назовите теории возникновения денег. Какую из них вы поддерживаете и почему?
Дайте определение понятию «товара». Назовите основные теории стоимости товара. Их авторов?
Кто такой А. Маршал, в чем его заслуга? Напишите формулу стоимости товара?
Докажите, что совокупный общественный продукт (СОП), созданный в экономической системе имеет одинаковую структуру на микро и макро уровне (государство и предприятие)
Ответы на вопросы
Слово «Экономика» (с греч. – искусство ведения домашнего хозяйства) ввел в обиход древнегреческий философ Аристотель в 4 веке до н.э.
«Основы экономических теорий» возникли на стыке XVI – XVII вв. во Франции, Англии, и к XVII в. сформировались в самостоятельную науку.
А. Монкретьен в 1615 г. написал «Трактат политической экономии» для Людовика XV, где давал советы, как управлять государством, чтоб оно было богатым.
«Политэкономия» - наука об общественном устройстве хозяйства и законах его развития.
Общее между экономикой и «политэкономией». Знания по этим дисциплинам должны сделать «хозяйство» , «государство» «богатыми», эффективными. Различия заключаются в том, что политэкономия дает управление экономической системой государства вцелом. А экономика дает знания по управлению производственными процессами на предприятии.
Школы политической экономии:
А. Монкретьен, Ж. Б. Кольбер, Т. Мэн – «Теория меркантилизма»
Суть: надо вывозить товары, а завозить золото и серебро.
Н. Баугильбер, Ф. Канэ, А. Тюрго - «Физиократы» (французская школа).
Суть: надо развивать сельское хозяйство.
У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (английская школа политэкономии)
Суть: нужно развивать производство.
К. Морис, Ф. Энгельс – Пролетарская политэкономия или марксизм.
Суть: капиталистический способ производства «умрет», т.к. основан на эксплуатации и неправильном распределении доходов общества.
Заслуга «первых школ» в том. Что они отражают экономические законы. Доказали, что экономика, как и природа, развивается по «специальным» законам, которые не зависят от желания людей.
1.3 Первое определение принадлежит Аристотелю (4 век до н.э.). Второе дал К. Маркс в своем произведении «Капитал», где автор подробно разбирает капиталистический способ производства и доказывает, что такая форма «Капитала» характерна для капиталистического способа производства (т.е. ни в первобытнообщинном обществе, ни в рабовладельческом, ни в феодальном), «Капитал» такой формы не имел, т.к. только в капиталистическом способе производства появляется особый «товар» - «рабочая сила». Люди лично свободные, ничего не имеющие, кроме «рабочей силы» и готовые ее продать предпринимателю за заработную плату, но не навсегда, а на время рабочего дня.
Между этими понятиями можно поставить знак равенства, если «накопленные богатства» будут вложены в производство.
1.4 Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Любая экономическая система включает в себя средства производства (СП) или производительные силы общества. Средства производства (СП) складываются из средств труда (СТ) и предметов труда (ПТ), в производительные силы общества, так же, включается рабочая сила (РС).
Производительные силы общества – это базис.
СТ + ПТ + РС
Владельцы рабочей силы вступают в производственные, экономические, социальные отношения с собственниками средств труда и предметов труда. Эти отношения называются экономическими, производственными и образуют «надстройку». На отношения в системе влияет форма собственности, т.к. она определяет распределение совокупного общественного продукта.
Средства труда – здания, сооружения, оборудование и т.д. Проще говоря, все, с помощью чего человек воздействует на предмет труда с целью создания материальных ценностей.
Предметы труда – это все, на что направлен труд человека (сырьё, материалы, полуфабрикаты и пр.) для получения материальных ценностей.
Рабочая сила – это фактор производства. Умственные и физические способности человека, которые проявляются в процессе производства материальных ценностей.
Элемент системы: СП, СТ, ПТ, РС, «базис», «надстройка».
1.5 Название «капиталистический способ производства» пошло от К. Маркса после того, как вышел его труд «Капитал». В нем автор подробно разбирает этот способ производства и доказывает неизбежную гибель этой экономической системы, т.к. она построена на эксплуатации человека человеком и несправедливом распределении дохода. Сегодняшнее время доказывает справедливость этих слов, ведь такие «капиталистические страны» как Англия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, сегодня представлены совсем не так, как во время К. Маркса.
Это примеры смешанной системы регулирования экономики, в которых большой процент занимает решение социальных вопросов (бесплатное лечение, обучение, социальное жилье, совершенствование форм и системы оплаты труда).
1.6 Деньги – это законченная форма всеобщего эквивалента, особый товар, с потребительской стоимостью которого прочно срослась эквивалентная стоимость.
Теории происхождения денег
Рационалистическая – объясняет происхождение денег как результат соглашения (договоренности) между людьми о необходимости наличия специальных инструментов для передвижения стоимостей в обмене товаров. Эта концепция господствовала до конца XVIII ст. Сегодня многие политэкономы разделяют это утверждение (П. Самуэльсс, Дж.К. Гэлбрейт, США).
Эволюционная – объясняет происхождение денег как результат развития общественного разделения труда, обмена товарного производства, т.е. деньги – это результат стихийного процесса, независимого от людей. Эту теорию выдвинул К. Маркс. Также эту теорию поддержал английский ученый Дж. Хикс.
1.7 Товар – это продукт человеческого труда, предназначенный для удовлетворения потребностей людей через процесс купли-продажи (обмена). Товар имеет стоимость и потребительскую стоимость.
Существуют три теории стоимости товара:
Трудовая теория стоимости товара (авторы У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). Суть данной теории заключается в том, что в основе стоимости товара должны лежать затраты человеческого труда. Стоимость определяет производитель.
Теория предельной полезности (авторы К. Мегер, Е. Бём-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс). Суть – стоимость товара определяет потребитель, в зависимости от «ощущаемого» блага, при потреблении товаров.
Затратная концепция (авторы Дж. Миль, Мак-Куллох). Суть заключается в том, что стоимость товара определяет производитель, в нее должны войти материальные и трудовые затраты.
1.8 А. Маршал – английский политэконом, который предложил наиболее удачную концепцию стоимости товара, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости. Он соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения, а также с теорией издержек (трудовой и затратной) и свел стоимость товара к цене.
Ц = С + П, где Ц – цена- денежное выражение стоимости товара;
П – прибыль, которая определяется в соответствии со спросом и предложением;
С – себестоимость, затраты на производство (трудовые и материальные) .
1.9 Совокупный общественный продукт (СОП) как сумма всех потребительских стоимостей, созданных в обществе за год, воплощает в себе затраты труда во всех звеньях материального производства. Он определяет уровень развития производства и служит основой материальной и духовной жизни общества. СОП имеет натуральную и стоимостную форму.
Натуральная форма. СОП = СП + ПП
средства предметы
произв. потребл.
Стоимостная форма СОП = ЗПТ + ЗЖТ
ПС ВС
СОП = СТ + ПТ+ НП +Пр,
где СТ – средства труда; ПТ – предмет труда;
НП – необходимый продукт, в масштабах государства и общества ФОТ, деньги которые идут на восстановление рабочей силы.
Пр – прибавочный продукт, это часть продукции, созданной сверх необходимого.
В масштабах предприятия стоимость произведенной продукции можно выразить в следующей формулой:
W = C + V + M,
где С – постоянный капитал (СТ + ПТ);
V – стоимость рабочей силы (ЗП) ;
M – прибавочная стоимость.
Таким образом, (1) и (2) формы равны.