Экономика и ее основные участники
Структура урока:
Орг. момент- 2 мин (активный метод – поздоровайся с соседом, улыбнись соседу)
Актуализация знаний, повторение – по теме «Экономика и ее основные участники»:
Что объединяет данные рисунки? Что такое экономика? Какие виды экономической деятельности связаны со следующими людьми:
повар, продавец, покупатель, посетитель кафе, портной, официант, кассир в магазине.
(Производство - повар, портной. Распределение - официант. Обмен - продавец, покупатель, кассир в магазине. Потребление - посетитель кафе.)
Для чего нужно знать экономику?
Запись темы: «Экономика и ее основные участники».
Изучение нового: задание по уровню сложности.
1. Отличие товарного хозяйства от натурального 10-15 мин
-Работа по группам сложности: составление сравнительной таблицы – Вика, Маша, Миша, Лиля (прочитать текст на стр. 69-70 и заполнить табл.
-Работа по картине. О.Юля, Ш. Мария, Р.Виталий. Р.Петр. (прочитать текст и ответить на вопросы к картине на стр. 68)
Проверка и обобщение полученных данных. 3 мин.
1 – вопросы к картине,
2- обобщение в табл.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом рубрики «Уроки прошлого» (с. 69-70-)
- Сравните способы ведения хозяйства и заполните таблицу. Вариант заполнения таблицы:
Вопросы для сравнения | Натуральное хозяйство | Товарное хозяйство |
1 | 2 | 3 |
Кто производит? | Производители - члены семьи | Производство с применением наемной рабочей силы |
1 | 2 | 3 |
Кто потребляет? | Производство для самих себя | Производится для массового потребления |
Как производит? | Традиционными методами | Стремление к повышению качества выпускаемой продукции |
Какова производительность труда? | Производительность труда обычно не самая высокая | Стремление производителя постоянно повышать производительность труда |
— Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Вывод. Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни.)
Физминутка 2 мин. (на глаза)
Объяснение нового материала. Каковы основные участники экономики? (производитель и потребитель)
Производитель. Основные ресурсы
(ученики записывают основные понятия) 8 мин.
Три главных вопроса экономики:
Что производить.. (какой товар или услугу)
Как производить.. (какие технологии использовать)
Для кого производить (на кого ориентироваться)
Для решения – ресурсы (факторы производства) капитал..труд..земля..предпринимательские способности.
Для чего? – для получения - прибыли
Задача. Владелец фирмы по производству и установке пластиковых окон за месяц потратил на развитие своего производства 1 млн руб. и заплатил налог в размере 200 тыс. По какой цене он будет устанавливать одно окно, чтобы получить прибыль, если в этом месяце у него есть заказ на установку 100 окон? Решение
1 ООО ООО + 200 000 = 1200 000 (руб.) - все затраты владельца фирмы.
1 200 000 / 100 = 12 000 (руб.) - цена производства и установки одного окна, при которой владелец фирмы возместит свои затраты.
Ответ. Цена установки одного окна должна быть более 12 000 руб.
В течение всей своей жизни человек удовлетворяет свои потребности. Одними из наиболее важных являются экономические потребности. Главные лица, действующие в экономике, - производители и потребители.
Производитель выполняет важную функцию удовлетворения потребностей потребителя в товарах и услугах. Для своей деятельности он использует следующие экономические ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательство.
Труд - использование человеком в процессе производства своих физических и умственных способностей.
Земля - все богатства природных ресурсов планеты.
Капитал - средства производства, произведенные продукты (машины, станки, здания), участвующие в производстве товаров и услуг.
Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Производитель заинтересован получить от своей деятельности как можно больший доход при как можно меньших затраченных средствах, необходимых для производства товаров и услуг. Разница между расходами и доходами показывает, насколько удачно еудалось организовать свое производство. Полученная прибыль позволяет ему расширить свое дело или начать дополнительный выпуск других товаров, оказание других услуг населению.
Прибыль - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и продажу.
Производитель, стремясь к увеличению сбыта своих товаров, производит только то, что необходимо потребителю. Потребитель приобретает те товары и услуги, которые могут принести ему наибольшую пользу, при этом потратить он стремится как можно меньше. Его экономические действия подсказывают производителю, что ему необходимо производить, в каком количестве и какого качества должны быть товар или услуга, по какой цене он имеет возможность продать произведенное.
Вопрос классу
В чем взаимосвязь между производителем и потребителем? (Примерный ответ. Производитель и потребитель связаны, так как они обеспечивают удовлетворение потребностей друг друга. Одни получают товары и услуги, другие прибыль от произведенных и реализованных экономических продуктов. Обеспечивая потребителя товарами и услугами, производитель ориентируется на то, в чем тот нуждается. В то же время потребитель своими действиями подсказывает, что, в каком количестве и в каком ценовом пределе ему необходимо.)
Самостоятельная работа с рубрикой «Учимся принимать рациональное решение» (с. 72)
А кто такой потребитель и какие вопросы он решает?
Что купить? Где купить? Как дешевле купить?
А что влияет на выбор покупки? – мотивы рациональные и эмоциональные
(стр 72 учебника)
Вывод. Опираясь на рациональные мотивы, человек получает возможность извлечь из покупки максимальную пользу
Как связаны между собой основные участники экономики потребитель и производитель?
В чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным?
Что нового узнали на уроке? Как вы оцените себя на уроке? Эффективно ли вы использовали свои ресурсы? Какую «прибыль» вы заработали на уроке?
Д.З. 10. , задания в рабочей тетради стр. 38-41 (1,4,5 – обяз, остальные по желанию)
Карточки заданий: Ф.И.__________________________________ Класс_________
Работая с учебником (стр. 69-70) заполните сравнительную таблицу
Вопросы для сравнения | Натуральное хозяйство | Товарное хозяйство |
1 | 2 | 3 |
Кто производит? | | |
Кто потребляет? | | |
Как производит? | | |
Какова производительность труда? | | |
- Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решите задачу.
Владелец фирмы по производству и установке пластиковых окон за месяц потратил на развитие своего производства 1 млн руб. и заплатил налог в размере 200 тыс. По какой цене он будет устанавливать одно окно, чтобы получить прибыль, если в этом месяце у него есть заказ на установку 100 окон?
Карточки заданий. Ф.И. ______________________класс________________
Задание 1. Прочитайте текст в учебнике (стр 69-70) и выполните задания из рубрики «Картинная галерея» (стр. 68):
Какие продукты труда вы видите на картине? __________________________________________________________________________________________________________________________
Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подумай, на какой форме ведения хозяйства могла быть в значительной степени основана жизнь этой семьи.
_______________________________________________________________________
Решите задачу.
Владелец фирмы по производству и установке пластиковых окон за месяц потратил на развитие своего производства 1 млн руб. и заплатил налог в размере 200 тыс. По какой цене он будет устанавливать одно окно, чтобы получить прибыль, если в этом месяце у него есть заказ на установку 100 окон?