СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экономика и её роль в жизни современного общества", презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный презентационный материал позволяет оживить урок, нагляднее представить для обучающихся основные экономические понятия при изучении темы "Экономика и её роль в жизни общества"

Просмотр содержимого документа
«"Экономика и её роль в жизни современного общества", презентация.»

МОУ

МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области".

Учитель истории и обществознания Кондрахов Владимир Викторович.

Цели урока:  получить общее понятие об экономике как сфере общественной деятельности;  раскрыть особенности современного этапа развития общественного производства;  познакомиться с основными факторами производства, формами собственности и выяснить различия между ними;  способствовать развитию, совершенствованию навыков самостоятельной работы;  уяснить важность овладения простейшими экономическими знаниями для каждого члена общества.

Цели урока:

  • получить общее понятие об экономике как сфере общественной деятельности;
  • раскрыть особенности современного этапа развития общественного производства;
  • познакомиться с основными факторами производства, формами собственности и выяснить различия между ними;
  • способствовать развитию, совершенствованию навыков самостоятельной работы;
  • уяснить важность овладения простейшими экономическими знаниями для каждого члена общества.
План урока: Общее понятие об экономике и производстве. Главные проблемы развития производства. Основные модели организации производства.  Виды производственных отношений.  Многообразие форм собственности.  Особенности современного этапа развития общественного производства. Заключение.

План урока:

  • Общее понятие об экономике и производстве.
  • Главные проблемы развития производства.
  • Основные модели организации производства.
  • Виды производственных отношений.
  • Многообразие форм собственности.
  • Особенности современного этапа развития общественного производства.
  • Заключение.
I. Общее понятие об экономике  и производстве.  Экономика - система общественного производства, совокупность производственных и других экономических отношений.

I. Общее понятие об экономике и производстве.

Экономика - система общественного производства, совокупность производственных и других экономических отношений.

Что же входит в понятие производства? Производство  – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Что же входит в понятие производства?

  • Производство – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.
Рабочая сила ( ) + Предметы труда ( ) + Средства труда ( ) ________________ Производительные  силы

Рабочая сила ( )

+

Предметы труда ( )

+

Средства труда ( )

________________

Производительные

силы

Способы воздействия человека на предметы труда ( )    + + +  = технология   Слаженность функционирования – организация производства .

Способы воздействия человека на предметы труда ( )

+ + + = технология

Слаженность функционирования – организация производства .

Производственные отношения –  отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства (отношения собственности, формы распределения, обмена и потребления).
  • Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства (отношения собственности, формы распределения, обмена и потребления).
К плану

К плану

II . Главные проблемы развития производства. Современное производство – достаточно сложная система, находящаяся в постоянном развитии и изменениях. Вследствие этого оно вынуждает людей, занимающихся организацией производства, решать множество проблем. Примером могут служить проблемы безработицы, инфляции, ценообразования и т.д. Эти проблемы появляются и исчезают, обостряются и смягчаются.

II . Главные проблемы развития производства.

  • Современное производство – достаточно сложная система, находящаяся в постоянном развитии и изменениях. Вследствие этого оно вынуждает людей, занимающихся организацией производства, решать множество проблем. Примером могут служить проблемы безработицы, инфляции, ценообразования и т.д. Эти проблемы появляются и исчезают, обостряются и смягчаются.
Но любое общество, на любом этапе своего развития, сталкивается с тремя основными, постоянно существующими и взаимосвязанными проблемами: Какие товары, в каком количестве и когда должны быть произведены. Как эти товары произвести. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены. Для кого должен быть произведён продукт, как он должен быть распределён. К плану

Но любое общество, на любом этапе своего развития, сталкивается с тремя основными, постоянно существующими и взаимосвязанными проблемами:

  • Какие товары, в каком количестве и когда должны быть произведены.
  • Как эти товары произвести. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены.
  • Для кого должен быть произведён продукт, как он должен быть распределён.

К плану

III .Основные модели организации производства. Рыночная.  Рыночный механизм – такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные предприниматели и потребители взаимодействуют посредством рынка для решения трёх основных проблем производства. Представляет собой механизм неосознанной координации людей и товаров через систему цен и рынков (рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок услуг и т.д.). Без централизованного интеллекта такая система спонтанно, стихийно решает проблему распределения материальных и трудовых ресурсов по отраслям и производствам.

III .Основные модели организации производства.

  • Рыночная. Рыночный механизм – такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные предприниматели и потребители взаимодействуют посредством рынка для решения трёх основных проблем производства. Представляет собой механизм неосознанной координации людей и товаров через систему цен и рынков (рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок услуг и т.д.). Без централизованного интеллекта такая система спонтанно, стихийно решает проблему распределения материальных и трудовых ресурсов по отраслям и производствам.
Административно-командная  (директивная) экономика решает вопрос о распределении ресурсов по отраслям и производствам посредством создания единого центра (Госплан, правительство), который приказывает выполнять директивные государственные планы. Жёсткая. Иерархическая система. Отсутствие критики и самокритики.
  • Административно-командная (директивная) экономика решает вопрос о распределении ресурсов по отраслям и производствам посредством создания единого центра (Госплан, правительство), который приказывает выполнять директивные государственные планы. Жёсткая. Иерархическая система. Отсутствие критики и самокритики.
На современном этапе исторического развития экономика всех развитых стран представляет собой  смешанную систему ,  в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль. Частная система – через стихийный механизм цен (т.е. рынка),  а общественные институты –  через административное  регулирование и налоговое стимулирование. К плану
  • На современном этапе исторического развития экономика всех развитых стран представляет собой смешанную систему , в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль. Частная система – через стихийный механизм цен (т.е. рынка),

а общественные институты –

через административное

регулирование и налоговое стимулирование.

К плану

IV. Виды производственных отношений. а) Организационно-экономические отношения возникают в процессе организации производства и определяют его состояние независимо от его социально-экономической формы.  Формы организационных связей разнообразны: Разделение труда; Кооперация; Концентрация производства; Централизация производства; Интеграция производства.

IV. Виды производственных отношений.

а) Организационно-экономические отношения возникают в процессе организации производства и определяют его состояние независимо от его социально-экономической формы.

Формы организационных связей разнообразны:

  • Разделение труда;
  • Кооперация;
  • Концентрация производства;
  • Централизация производства;
  • Интеграция производства.
б) В основе социально-экономических отношений лежат  отношения собственности на средства производства . Отношения собственности характеризуют общественный способ соединения работника со средствами производства и соответствующие ему отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, а также складывающиеся на их основе условия распоряжения и использования факторов производства. К плану

б) В основе социально-экономических отношений лежат отношения собственности на средства производства . Отношения собственности характеризуют общественный способ соединения работника со средствами производства и соответствующие ему отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, а также складывающиеся на их основе условия распоряжения и использования факторов производства.

К плану

V . Многообразие форм собственности.  Задание:  прочитать пункт

V . Многообразие форм собственности.

Задание:

  • прочитать пункт "Собственность" в учебнике (стр. 265-267).
  • Выписать основные виды, типы и формы собственности.
 Два основных типа собственности: -  частная (индивидуальная) – выражает присвоение средств и результатов производства собственниками этих средств; -  коллективная (общественная, групповая)  – выражает совместное присвоение средств и результатов производства.

Два основных типа собственности:

  • - частная (индивидуальная) – выражает присвоение средств и результатов производства собственниками этих средств;
  • - коллективная (общественная, групповая) – выражает совместное присвоение средств и результатов производства.
Формы частной собственности: - крупная монополистическая; - собственность капиталистов-аутсайдеров; - мелкая частная собственность –

Формы частной собственности:

  • - крупная монополистическая;
  • - собственность капиталистов-аутсайдеров;
  • - мелкая частная собственность – "малый" бизнес;
  • - кооперативная форма;
  • - акционерная собственность;
  • - выкупаемая у капиталистов коллективная собственность рабочих;
  • - мелкотоварная частная собственность, основанная на личном труде собственника.
Формы общественной собственности: -  общенародная, государственная; - кооперативная; - акционерная; - коллективная –

Формы общественной собственности:

  • - общенародная, государственная;
  • - кооперативная;
  • - акционерная;
  • - коллективная – "народное предприятие";
  • - смешанная (СП).
К плану

К плану

VI . Особенности современного этапа развития общественного производства. На современном этапе развития большинство развитых стран завершили переход от индустриальной эры к информационной (постиндустриальной).

VI . Особенности современного этапа развития общественного производства.

  • На современном этапе развития большинство развитых стран завершили переход от индустриальной эры к информационной (постиндустриальной).
Критерии отнесения к информационной эпохе: Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей материального производства, прежде всего, промышленности. Информационная эпоха характеризуется развитием отраслей сферы услуг, особенно отраслей, связанных с переработкой информации, посреднической деятельностью и т.д.

Критерии отнесения к информационной эпохе:

  • Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей материального производства, прежде всего, промышленности. Информационная эпоха характеризуется развитием отраслей сферы услуг, особенно отраслей, связанных с переработкой информации, посреднической деятельностью и т.д.
Критерии отнесения к информационной эпохе: Производство в индустриальную эру было массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой ёмкости и на выпуск изделий массового спроса. В информационную эру производство становится в вышей степени гибким, немассовым; всё более ориентируется на индивидуальные запросы потребителей, на небольшие по ёмкости рынки. Очень короткий жизненный цикл товаров.

Критерии отнесения к информационной эпохе:

  • Производство в индустриальную эру было массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой ёмкости и на выпуск изделий массового спроса. В информационную эру производство становится в вышей степени гибким, немассовым; всё более ориентируется на индивидуальные запросы потребителей, на небольшие по ёмкости рынки. Очень короткий жизненный цикл товаров.
Критерии отнесения к информационной эпохе: Основным фактором повышения экономической эффективности в индустриальную эру была экономия затрат живого труда. Сейчас главное – сокращение издержек по реализации, нововведения в товарах, сокращение накладных расходов (т.е. не связанных непосредственно с производством) в целом.

Критерии отнесения к информационной эпохе:

  • Основным фактором повышения экономической эффективности в индустриальную эру была экономия затрат живого труда. Сейчас главное – сокращение издержек по реализации, нововведения в товарах, сокращение накладных расходов (т.е. не связанных непосредственно с производством) в целом.
Критерии отнесения к информационной эпохе: В организации хозяйственной деятельности в индустриальную эру главную роль играли акционерные общества и крупные кампании с их жёстким разделением капитала собственности с капиталом функционирования. В информационном обществе доля акционерного капитала снижается, растет значение мелких и средних предприятий, основанных на кооперативной собственности и деловом партнерстве.

Критерии отнесения к информационной эпохе:

  • В организации хозяйственной деятельности в индустриальную эру главную роль играли акционерные общества и крупные кампании с их жёстким разделением капитала собственности с капиталом функционирования. В информационном обществе доля акционерного капитала снижается, растет значение мелких и средних предприятий, основанных на кооперативной собственности и деловом партнерстве.
Критерии отнесения к информационной эпохе: В индустриальную эру быстрыми темпами росла численность производственных рабочих. Для информационной эпохи характерно увеличение удельного веса мелких и средних предпринимателей, работников управления и умственного труда.

Критерии отнесения к информационной эпохе:

  • В индустриальную эру быстрыми темпами росла численность производственных рабочих. Для информационной эпохи характерно увеличение удельного веса мелких и средних предпринимателей, работников управления и умственного труда.
Современное производство мирового класса характеризуется: Большой гибкостью; Способностью быстро менять ассортимент изделий; применением новых форм организации, контроля, разделения труда, новейших технологий; Увеличением требований к качеству; Применением принципиально новых подходов к управлению и его организации (маркетинг, менеджмент) К плану

Современное производство мирового класса характеризуется:

  • Большой гибкостью;
  • Способностью быстро менять ассортимент изделий;
  • применением новых форм организации, контроля, разделения труда, новейших технологий;
  • Увеличением требований к качеству;
  • Применением принципиально новых подходов к управлению и его организации (маркетинг, менеджмент)

К плану

VII . Заключение. Современное общество, все сферы которого тесно связаны с производством, распределением, обменом и потреблением, не сможет существовать без экономической составляющей общественной жизни. К плану

VII . Заключение.

  • Современное общество, все сферы которого тесно связаны с производством, распределением, обменом и потреблением, не сможет существовать без экономической составляющей общественной жизни.

К плану

VIII . Закрепление. Для проверки понимания и закрепления изученного на уроке вам предлагается тестирование  (10 тестов).

VIII . Закрепление.

  • Для проверки понимания и закрепления изученного на уроке вам предлагается тестирование

(10 тестов).

IX . Домашнее задание: § 33, вопросы и задания к § 33 К теме

IX . Домашнее задание:

  • § 33, вопросы и задания к § 33

К теме