СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика организации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТКРЫТЫЙ УРОК  по предмету "ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ"

Тема "Рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции"  

Дидактическая цель урока:  сформировать, закрепить и углубить знания по темам "Прибыль и рентабельность", "Эффективность производства".

Воспитательная:  способствовать воспитанию толерантности, ответственности, активности.

Развивающая:  способствовать развитию аналитического мышления;  продолжить формирование умения решать  экономические задачи.

 

 

  Этапы урока

Методы обучения (приемы их реализации)

Время (мин)

1. Орг.момент

 Приветствие; проверка явки студентов; проверка готовности студентов к занятию: наличие практических заданий по теме «Экономика организации (предприятия)».

2

2. Повторение пройденного материала

 Самостоятельная работа с текстом (КОЗ). Анализ самостоятельной работы.

15

3.Подведение итога работы

Оценка с учетом критерий модельного ответа.

3

4. Объяснение нового материала

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный, метод обучения (объяснение новой темы с использованием видеоматериалов)

25

Перемена.

5. Закрепление изученного материала

Репродуктивный метод (выполнение практических заданий). Решение задач по образцу. Составление таблиц тонких и толстых вопросов

35

6.Обобщение и систематизация знаний.

Составление развернутого кластера  Рефлексия

5

7. Подведение итога урока

 Оглашение оценок полученных в ходе урока.

2

8.Домашнее задание

 Решить задачи. Выписать термины в терминологический словарь. Выучить формулы. Проанализировать алгоритм решения задач..

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции.

Рентабельность – это показатель доходности предприятия, его прибыльности.

Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – относительный показатель интенсивности производства.

Рентабельность отражает уровень прибыли относительно определенной базы, выраженный в процентах. Т.о., рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представления о способности предприятия к приращению капитала.

На практике используются следующие показатели рентабельности:

  1. На основе соизмерения прибыли (валовой, от операционной деятельности, чистой) с объёмами продаж.

                                                                                        (1)

Нормальным считается значение рентабельности, превышающее 15%.

2. На основе соизмерения прибыли со стоимостью активов (оборотного и необоротного капитала) - показатель общей рентабельности:

,                                             (2)

 

где Sакт. – стоимость активов или

,                                             (3)

 

где Ф -среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

      ОС – средние остатки оборотных средств.

.

3. На основе соизмерения денежных потоков с объёмами продаж, либо стоимостью активов.

 или либо     (4)

 

где ?Д - сальдо денежных потоков (разница между притоком и оттоком денежных средств за отчётный период).

Qр - объём продаж;

стоимость активов.

Sакц - стоимость акционерного капитала

Наиболее часто используемыми показателями  рентабельности являются:

  1. Показатель общей рентабельности:

                                (5)

 

2.   Рентабельность продаж:

                                             (6)

 

3.   Рентабельность по отношению к затратам

                                                (7)

 

Для определения рентабельности производства конкретных видов продукции используются показатель:

                                                 (8)

 

где Ц – оптовая цена предприятия

С – полная себестоимость.

Рентабельность продукции представляет интерес в процессе внутреннего экономического анализа, при контроле над прибыльностью (убыточностью) отдельных видов продукции, внедрении в производство новых видов изделий, снятии с производства неэффективных изделий. Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с его ценой, поэтому важно рассчитывать также показатель рентабельности продаж.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов.

Знание этих показателей необходимо для формирования более рентабельного ассортимента реализуемой продукции, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Показатель общей рентабельности – основной показатель эффективности производства. Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 гривну капитала, вложенного в производство. Поскольку капитал предприятия может формироваться как за счет собственных, так и за счет заемных источников, то с точки зрения собственников предприятия становится важным показатель рентабельности собственного капитала. Сравнение показателя общей рентабельности с рентабельностью собственного капитала позволяет оценить эффективность его использования (привлечения).

В процессе финансово-экономического анализа могут рассчитываться и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение: рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность необоротных активов, рентабельность перманентного капитала, рентабельность инвестиций и т.д. На величину рентабельности оказывают влияние те же факторы, что и на величину прибыли.

https://www.youtube.com/watch?v=iCcS-qJVQRY

Факторы повышения прибыли и рентабельности

Для определения путей повышения прибыли и рентабельности необходимо учитывать, что эти показатели являются обобщающими, которые должны учитывать использование производственных ресурсов, организацию производства, снабжения и сбыта, ценообразование и другие локальные факторы.

На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Локальные факторы можно представить системно, классифицируя их на группы:

1.        Основные и второстепенные.

Основные – оказывающие набольшее влияние на сумму прибыли и уровень рентабельности;

Второстепенные – влиянием которых можно пренебречь.

2.  Интенсивные и экстенсивные.

Интенсивные – связанные с факторами производства (ОФ, ОС, персонал) и улучшением их использования.

Экстенсивные – связанные с ростом объёма производства и сбыта продукции, ростом объёма основных фондов, оборотных средств и увеличением численности работающих.

3.  Внутренние и внешние.

Внутренние – это ресурсные факторы (снижение себестоимости продукции, рост объема продаж, повышение качества продукции, изменение номенклатуры и ассортимента, улучшение использования всех видов ресурсов и т.д.).

Внешние – это факторы, не зависящие от самого предприятия (изменение государственной ценовой политики, в т.ч. на топливно-энергетические ресурсы, спрос и предложение, развитие конкуренции, природные, географические факторы и др.).

К внешним факторам относятся:

  • изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, на топливно-энергетические ресурсы,
  • цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов
  • влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и пр.

Важными внутренними факторами роста прибыли предприятия являются:

  • установление свободной цены, если нет регулирования со стороны государства;
  • рост объема производства и реализации продукции,
  • снижение себестоимости продукции,
  • повышение ее качества,
  • улучшение ассортимента,
  • повышение эффективности использования производственных фондов (основных и оборотных),
  • рост производительности труда.
  • изменение остатков нереализованной продукции - меры по сокращению остатков нереализованной продукции;
  • структура реализуемой продукции. Чем выше доля высоко рентабельной продукции в объеме реализации, тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Основные факторы, воздействующие на объем прибыли, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа со стороны предприятия.

Используя эти факторы и анализируя прибыль и рентабельность, определяют пути повышения уровня прибыли и рентабельности.

Домашнее задание:

1.     Дайте определение прибыли предприятия.

2.     Перечислите функции прибыли предприятия.

3.     Перечислите источники образования прибыли предприятия

4.     Что включает в себя прибыль от реализации?

5.     Что такое прибыль от прочей реализации?

6.      Как определяется балансовая прибыль предприятия?

7.     Как рассчитывается чистая прибыль предприятия

8.     Перечислите направления использования прибыли предприятия.

9.     Что включаются в валовые доходы и валовые издержки?

10.               Для каких целей используется анализ безубыточности работы предприятия?

11.               От каких факторов зависит критический объем производства продукции?

12.               Дайте определение рентабельности, перечислите ее виды

13.               Как рассчитывается общая рентабельность?

14.               Как рассчитать рентабельность собственного капитала?

15.               Как рассчитывается рентабельность изделия?

16.               Перечислите внутренние факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.

 

1 Задача. Рассчитайте годовую прибыль предприятия и рассчитайте рентабельность продаж, если доход за год составил 2,5 млн тенге, годовые переменные издержки составили 0,5 млн тенге, постоянные издержки составили 1,2 млн тенге.

Решение задачи на расчет прибыли

Прибыль рассчитывается по формуле:

Прибыль = Доход – Общие издержки

Следовательно прибыль = 2,5- (0,5+1,2)=0,8 млн т. или 800 тыс. т.

Расчет рентабельности продаж.

Рентабельность продаж находят по формуле:

Формула рентабельности: Рентабельность продаж = Прибыль / Общий доход = 0,8 / 2,5=0,32 или 32%.

Вывод по расчету рентабельности: работа предприятия может рассматриваться эффективной при рентабельности продаж в 15%. В нашем примере рентабельность составляет 32%, а следовательно уровень рентабельности очень хороший.

 

Рассмотрим еще один пример расчета рентабельности продаж.

 

2 Задача. Найдите прибыль и определите рентабельность продаж продуктового магазина за месяц, если выручка за данный месяц составила 4 500 000 тенге, средняя наценка на товары составила 22%. Затраты на покупку товаров для продажи: 3 510 000 тенге, заработная плата за месяц составила 400 000 теге, затраты на арендную плату и коммунальные услуги: 230 000 тенге.

 

 Решение задачи. Итак, рассчитаем прибыль и рентабельность продаж.

Наценка составила 22%.  Значит прибыль предприятия за период будет равна 22% от 4 500 000 тенге, т.е. 0,22*4500 000 = 990 000 тенге.

Однако если наценка добавляется к себестоимости товаров (как правило, определяемой исходя из прайслиста поставщиков), то предприятие еще из прибыли должно выплатить заработную плату, оплатить коммунальные услуги и погасить постоянные затраты (арендная плата).

Поэтому прибыль уменьшится на данные затраты.

 

Реальная прибыль будет равна 990000-400000-230000=360 000 тенге.

 

Чистая прибыль (за минусом налога на прибыль) = 360 000 – 0,2*360 000 =288 000 тенге.

Итак, наценка составила 22%.

А рентабельность (прибыльность) продаж будет значительно ниже.

Найдем рентабельность продаж по валовой прибыли и по чистой прибыли.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Формула рентабельности:

 Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка.

Тогда рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль /Выручка = 360 000 / 4500 000 =0,08 или 8%.

Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка = 288 000 / 4500 000 = 0,064 или 6,4%.

Выводы рентабельности продаж: Нормальным считается значение рентабельности, превышающее 15%. Поскольку рентабельность продаж предприятия по валовой прибыли составила 8%, а по чистой прибыли 6,4%, то магазин работает недостаточно эффективно. Следует повысить среднюю наценку на реализуемую продукцию.

Задача №3.

Рассчитать общую и расчетную рентабельность предприятия за отчетный год по себестоимости и среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств по следующим данным:

Показатели

Значение

1. Реализовано продукции, тыс. ден. ед.

1120,0

2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. ден. ед.

892,0

3. Прибыль от прочей реализации и услуг непромышленного характера, тыс. ден. ед.

164,8

4. Прибыль от внереализационных операций, тыс. ден. ед.:

 

а) уплачено штрафов и пени

19,6

б) взыскано штрафов с других предприятий

26,8

5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. ден. ед.

2906,0

6. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. ден. ед.

305,0

7. Налог на прибыль, %

25

8. Плата за банковский кредит, тыс. ден. ед.

2,8

Решение:

При оценке экономических результатов деятельности предприятия используют показатели общей и расчетной рентабельности.

Для их расчета необходимо определить:

прибыль до налогообложения:

1120,0-892,0+164,8-19,6+26,8=400,0 тыс. ден. ед.;

чистую прибыль:

400,0-400,0*0,25-2,8=297,2 тыс. ден. ед.;

сумму основных и оборотных фондов:

2906,0+305,0=3211,0 тыс. ден. ед.

Общая рентабельность определяется как отношение прибыли до налогообложения и выплаты процентов к стоимости основных и оборотных фондов.

Величина общей рентабельности составляет:

400,0/3211,0=0,125 (12,5%).

Расчетная рентабельность – это отношение чистой прибыли к стоимости основных и оборотных фондов:

297,2/3211,0=0,093 (9,3%).

Исходя из результатов расчетов, предприятие работает рентабельно. Величина общей рентабельности составляет 12,5%, а расчетной рентабельности – 9,3%.

Задача №4

Выручка от реализации продукции — 1500 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции — 993 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций — 50 руб., расходы от внереализационных операций — 74 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 10 тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.

Решение Балансовая прибыль = (Выручка от реализации продукции - Себестоимость реализованной продукции) + Прибыль от реализации материальных ценностей + (Доходы от внереализационных операций -  Расходы от внереализационных операций) = (1500 – 993) + 10 + (50 –74) = 493 руб. Уровень рентабельности реализованной продукции = (Выручка от реализации продукции -  - Себестоимость реализованной продукции) / Себестоимость реализованной продукции = = 507/993 = 51,1 %

Задача №5

Предприятие планирует реализовать 500 изделий. Себестоимость одного изделия 14 тенге Цена изделия 18 тенге

Рассчитать планируемую прибыль от реализации и рентабельность продаж.

Решение

1-й вариант решения

Прибыль от реализации одного изделия 18 - 14 = 4 тенге

Прибыль от реализации всех изделий 500 * 4 = 2 000 тенге

Рентабельность  = 2000/7000=29%

2-й вариант решения

Доход от реализации всех изделий 500 * 18 = 9 000 тенге

Себестоимость реализованных изделий 500 * 14 = 7 000 тенге

Прибыль от реализации всех изделий 9 000 – 7 000 = 2 000 тенге

Ответ: 2 000 тенге, метод прямого расчета.

 

 

Задача №4

Выручка от реализации продукции — 1500 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции — 993 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций — 50 руб., расходы от внереализационных операций — 74 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 10 тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!