КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ВЧ.05 Экономика отрасли
для специальности:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
среднего профессионального образования
(базовый уровень)
г. Выборг
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ВЧ.05 «Экономика отрасли» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 383
Организация – разработчик ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
Разработчик: Мазур Е.А., преподаватель специальных дисциплин
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ПЦК ___________
Протокол № ___ от «___»________ 20__ г.
____________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ: дисциплина относится к вариативной части.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять организационно-правовые формы организации (предприятия);
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли и предприятия, показатели их эффективного использования;
- механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях;
- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.
знать:
- сущность организации как основного звена экономической отрасли;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
- методы оценки и эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 17 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
выполнение индивидуальных заданий поиск необходимой информации по инструкции преподавателя подготовка к ЛПЗ по методическим рекомендациям преподавателя подготовка презентаций и выполнение проектных заданий | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины « Экономика отрасли»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Автотранспортное предприятие как основной элемент структуры отрасли автомобильного транспорта: типология и характеристики | Содержание учебного материала | 9 | |
Тема 1.1 Объекты и субъекты предпринимательства в структуре автомобильного транспорта как отрасли экономики и рынка услуг | Современный транспорт. Рынок. Предпринимательская деятельность. Организация (предприятие). Транспортные услуги. Внешняя и среда предприятия. Факторы определяющие влияние на предприятие. | 2 | 1-2 |
Тема 1.2 Типология и структурирование экономических процессов автотранспортного предприятия | Организационно – правовые формы предприятий в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Организационная структура АТП. Процесс государственной регистрации и постановки на учет создаваемого предприятия. | 1 | 2 |
Тема 1.3 Продукция автотранспортного предприятия и методы оценки ее конкурентоспособности . | Сравнительная характеристика свойств товара и услуги. Классификация видов конкуренции на рынке транспортных услуг. | 1 | 2 |
Практические занятия: Тестовые задания по пройденной теме. Ситуационные задачи по открытию предприятия. | 1 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовить сообщения или презентацию по темам (по выбору): - производственно-социальная структура транспорта; - особенности транспорта как отрасли экономики. | 4 | 3 |
Раздел 2. Процессы , методы и модели организации транспортной деятельности | Содержание учебного материала | 12 | |
Тема 2.1.Организация основных и вспомогательных производственных процессов АТП : принципы и технологии | Организация производства. Организация эксплуатации автомобилей на АТП. Производственные мощности. ТО-1, То-2, СО, ТР, КР. Применяемые методы осуществления технологического процесса ремонта на АТП. | 2 | 1-2 |
Тема 2.2 Производственная структура автотранспортного производства. | Организационно-управленческая структура АТП. Признаки. Нормирование труда, выработки. Информационная система АТП. | 2 |
2 |
Тема2.3 Инфраструктура автотранспортного предприятия: организация и обеспечение | Производственная инфраструктура предприятия. Службы, цехи и хозяйства АТП. Непроизводственная и социальная инфраструктура предприятия. Социальный пакет. Капитальный ремонт предприятия. | 2 | 2 |
Практические занятия: Контрольные вопросы по пройденным темам. Разработать технологическую пооперационную схему процесса диагностики и ремонта оборудования кузовного АТП, Определить нормы труда и формы оплаты труда для категорий персонала пассажирского АТП, | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовить сообщения или презентацию по темам (по выбору): Современное предприятие, инфраструктура; Ограниченность экономических благ. | 4 | 3 |
Раздел 3 Предприятие автомобильного транспорта как имущественный комплекс: производственные ресурсы, ресурсная обеспеченность и эффективность использования ресурсов. | Содержание учебного материала | 16 | |
Тема 3.1 Состав и структура имущественного комплекса автотранспортного предприятия: отраслевые особенности, особенности состава и отражения стоимости. | Имущественный комплекс предприятия. Структура баланса автотранспортного предприятия. Структура собственного капитала АТП. | 2 | 2 |
Тема 3.2 Основные производственные фонды автотранспортного предприятия. | Основные фонды предприятия. Основные средства предприятия. Оборотные фонды. Материальные, нематериальные фонды. Производственные, непроизводственные фонды. Износ фондов предприятия. Амортизация фондов предприятия. Источники финансирования капитальных вложений в основные фонды. | 2 | 2 |
Тема 3.3 Материальные ресурсы автотранспортного предприятия: оборотные фонды, экономическая сущность, состав, структура, формы и системы нормирования и оплаты труда. | Методы логистики. Стратегия развития предприятия. Экономические и организационные задачи. Материальные ресурсы. Производственные запасы. Материалоемкость единицы транспортных услуг. Коэффициент оборачиваемости. | 2 | 2 |
Тема 3.4 Трудовые ресурсы: особенности состава и структуры, формы и системы нормирования и оплаты труда. | Нормирование труда. Общая трудоемкость. Организация труда работников АТП. Организация расчета и выплат заработной платы. Трудоемкость единицы транспортных услуг. Факторы производительности труда работников АТП | 2 | 2 |
Практические занятия: Контрольные вопросы по пройденной теме. Тестовые задания. Решение задач по пройденным темам. | 4 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить сообщение или презентацию по темам: - сокращение затрат предприятия; - условия применения социальных коэффициентов к основной норме амортизации. - амортизация имущества: новые перспективы. | 4 | 3 |
Раздел4. Экономика автотранспортного предприятия и управление финансовыми ресурсами | Содержание учебного материала | 13 | |
Тема 4.1 Планирование и оценка затрат автотранспортного предприятия. Калькуляция себестоимости. | Затраты предприятия. Методы учета затрат АТП. Достоинства и недостатки методов учета затрат. Классификация затрат АТП, Себестоимость единицы транспортных услуг. Управление затратами. | 2 | 2 |
Тема 4.2 Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия и управление прибылью. | Доходы АТП. Тариф. Классификация тарифов на транспортные услуги. Факторы увеличения доходов АТП. Прибыль. Система налогообложения, применяемая на транспортном предприятии. Формирование и распределение прибыли АТП. | 2 | 2 |
Тема 4.3 Управление финансовыми ресурсами и оценка финансового состояния, эффективности деятельности автотранспортного предприятия | Финансы АТП. Источники формирования и использования финансовых ресурсов автотранспортного предприятия. Экономические показатели финансовой деятельности предприятия. Оценка экономической состоятельности АТП. | 2 | 2 |
Практические занятия: Контрольные вопросы по пройденным темам. Тестовые задания. Решения задач. | 3 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовит сообщение или презентацию по теме: - экономическая основа предпринимательства; - страхование, виды; - налоги, налоговая система; - основные платежи поступающие в государственный бюджет. | 4 | 3 |
Раздел.5 Организация коммерческой деятельности автотранспортного предприятия | Содержание учебного материала: | 9 | |
Тема 5.1 Коммерческая служба автотранспортного предприятия : структура, организация, функции | Основные функции коммерческой службы АТП. Ценовая политика АТП. Маркетинговая модель процесса покупки автотранспортных услуг. Заключение контракта. | 1 | 2 |
Тема 5.2 Маркетинговая деятельность и особенности рыночного поведения автотранспортных предприятий. | Актуальность маркетинга. Маркетинговые информационные системы. Алгоритм проведения маркетингового исследования. Разработка общей и маркетинговой стратегии автотранспортного предприятия. SWOT – анализ. Политика продвижения транспортной услуги на рынок. | 1 | 2 |
Тема 5.3 Методы оценки эффективности коммерческой деятельности автотранспортного предприятия | Цена транспортной услуги. Подходы и методы к ценообразованию на услуги автотранспортного предприятия. | 1 | 2 |
Практические занятия: - контрольные вопросы по пройденным темам. - решение задач | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить сообщение или презентацию по темам: - составить SWOT анализ предприятий АТП в г. Выборге. | 4 | 3 |
Раздел 6 Экономика инновационной и инвестиционной деятельности автотранспортного предприятия. | Содержание учебного материала: | 11 | |
Тема 6.1 Особенности и технология внедрения инноваций в деятельности автотранспортных предприятий. | Инновации в АТП. Различия между инновационными и инвестиционными проектами. Расчеты показателей. | 1 | 2 |
Тема 6.2 Экономическая и инвестиционная поддержка инноваций. | Показатели деловой и инвестиционной активности действующего АТП. Методы определения срока окупаемости инвестиций. Методы расчета бухгалтерской рентабельности инвестиций. Метод расчета чистого приведенного эффекта. Метод рентабельности инвестиций. Метод расчета внутренней нормы прибыли инвестиций. | 2 | 2 |
Тема 6.3 Планирование, бизнес-планирование и оценка результатов экономической деятельности автотранспортных предприятий. | Технико-экономическое планирование. Оперативно- производственное планирование. Доход от оказания услуг и реализации имущественных прав. | 2 | 2 |
Практические занятия: Решение задач -расчет прибыли, рентабельности предприятия. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Основные пути снижения себестоимости транспортных услуг. | 4 | 3 |
| Дифференцированный зачет | 2 | 3 |
Итого | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика отрасли»
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Экономики отрасли»;
-комплект учебно-методической документации «Экономика отрасли»;
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Е.В. Будрина Экономика отрасли автотранспорт учебник и практикум для СПО М.: Издательство Юрайт, 2019 -268с.
2. М.А. Гуреева Основы экономики транспорта. Учебное пособие. -М. Академия – 2010г.
3. О.Н.Терещенко Основы экономики Учебник. -М.Академия-2014г.
О.Н. Терёщенко Основы экономики. Рабочая тетрадь. Уч. пособие. 2010г.
Дополнительные источники:
С.В. Соколова Основы Экономики Москва «Академия»- 2007г.
А.И. Гомола Экономика - М. Академия – 2013г.
А.И. Гомола Экономика практика - М. Академия- 2012г.
Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
Электронный ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki
online.ru/ekonomika
.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины, осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: -определять организационно-правовые формы организации (предприятия); - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли и предприятия, показатели их эффективного использования; - механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях; - рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации. | Текущий контроль в форме: -тестирование - индивидуальный опрос; - фронтальный опрос; - тестовый контроль; - экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания; - защита рефератов; - экспертная оценка домашней письменной самостоятельной работы; Рубежный контроль тестовый контроль |
Знать: - сущность организации как основного звена экономической отрасли; - основные принципы построения экономической системы организации; - принципы и методы управления основными и оборотными средствами; - методы оценки и эффективности их использования; - организацию производственного и технологического процессов; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; - формы оплаты труда; - основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта. |
|
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) по завершению курса в форме дифференцированного зачета |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
| Балл ( отметка ) | Вербальный аналог |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | л л | не удовлетворительно |
6