Технологическая карта урок
Тема урока: «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся конкретных представлений о фактах, процессах, происходивших в экономике в период с1953-1964 гг.
Задачи урока:
1.Углубить знания о причинах и последствиях экономических реформ в период с1953-1964 гг.
2.Продолжить формировать умения определять взаимосвязь экономических и политических решений, давать собственную оценку проводимым реформам.
3.Способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: ПК, проектор, презентация, пакет документов.
Технологическая карта урока
№/п | Учебные эпизоды (этапы урока) | № слайда Вид деятельности | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент. Мотивация учащихся. Цели и задачи. | Слайды№1-3 | Мы продолжаем изучать историю СССР в 1953- 1964 гг. Памятник Н.Хрущеву. School-collection.edu.ru Эрнест Неизвестный, создавая надгробный памятник Н.С. Хрущёву, сделал его из белого и чёрного мрамора, сказав: “Я так и не понял, чего в нём больше белого или чёрного…?». Сегодня мы попытаемся определить достижения и противоречия экономических реформ Н.С. Хрущева и дать им объективную оценку. Запишите тему урока «экономика СССР в 1953-1964гг» | Определяют проблему. Записывают тему урока. |
2. | Актуализация знаний и умений. | | Распределяет работу в группах. Выслушивает ответы учащихся, организует дискуссию. | Слабые учащиеся:Задания к параграфу "Изменения в политической системе" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f578cb-74d9-4d7b-9aab-392d483f1ea4/index_listing.html Среднеуспевающие: тесты №45. КИМ. История России. 9 класс.Москва. «Вако»,2011. Сильные: ответить на вопрос: Почему Хрущёв пошёл на осуждение культа личности? Это была историческая необходимость или Хрущёв преследовал личные мотивы? |
3. | Воспроизведение новой информации. | Слайды №4-5 | Раздает пакеты документов. Организует работу в группах. | Класс разбивается на 2 группы: по рядам. 1.«Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.». 2. Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г Проанализировать программу, заполнить свою часть таблицы. Программа Маленкова | Программа Хрущева | |
4. | Учебные задания на осмысление новой информации. | | Организует работу с учебником: задание на стр.282. | Дают определения понятий «интенсивный путь развития», «экстенсивный путь развития» |
5. | Воспроизведение новой информации. | Слайды № 6-9 | Рассказ учителя о реформах в сельском хозяйстве и промышленности на основе презентации. | Слушают объяснение учителя. |
6. | Первичное запоминание | | Организует работу с ЭОР. Практика. СССР в 1953-1964гг http://85.142.23.53/packages/rnmc/84AA4DD2-765B-7DA7-9D0E-D24394E1F1AF/1.0.3.0/rnmc.h1.kl09.t02.06.pract040.oms | Изучают интерактивные таблицы. Задают вопросы учителю. |
7. | Физминутка | | Комментирует упражнение. | Выполняют упражнение. Дети встают. Руки на поясе. Воображают, что у них в зубах карандаш, которым они должны написать свое имя. Во время упражнения работают мышцы шеи. |
8. | Оперативное закрепление. | Слайд №10 | Предлагает выполнить задание: Проанализируйте диаграмму в учебнике на стр.285 и на слайде Сделайте все возможные выводы. Корректирует ответы учащихся. | Делают выводы. |
8. | Контроль и коррекция знаний. | Слайд №11 | Задает вопросы: 1.Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XX съезде «Догнать и перегнать Америку» 2.Как в целом можно оценить экономическую политику этого периода? 3.Как вы думаете, чего больше: белого или черного в реформаторской деятельности Хрущева в области экономики? Корректирует ответы учащихся. | Отвечают на вопросы. |
9. | Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. | | Организует работу над решением проблемы. Рефлексия. Закончите фразу. «Я сегодня на уроке …» Выставляет и комментирует отметки. | Отвечают на проблемный вопрос. Участвуют в рефлексии. |
10 | Домашнее задание. | Слайд №12 | Консультирует, как выполнить домашнее задание. Домашнее задание: §40. Задание на выбор: 1. Письменно ответить на вопрос: Были ли выполнимы лозунги 60-х годов: “Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме” и “Догоним и перегоним Америку”. 2.Написать эссе на тему «Противоречивость и ограниченность реформ Н.С.Хрущева.» | Записывают домашнее задание. Задают вопросы по выполнению задания. |
Приложение№1.
Из речи председателя Совета министров СССР Маленкова Г.М. на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.
...Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов — в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.
Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя политику по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками государству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах государственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и колхозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую кооперацию.
Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозника.
Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной силой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удовлетворены за счет артельного хозяйства.
Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр финансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.
(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.
Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 87-88.)
Приложение№2.
Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г
..Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.
Важная проблема бедствий сельского хозяйства – длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.
… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства , картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.
Повышение урожайности – главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.
Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.
…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства села и улучшения быта колхозников.
Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на
1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.
… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади…
(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.
Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 120 - 125.
Приложение№3
Программа Г. Маленкова | Программа Н. Хрущева |
Повышение урожайности; Включение фактора личной заинтересованности колхозников: – снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства; – увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз; – уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза; – ликвидация недоимки по с/х налогу за прошлые годы. | Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию; Снижение норм обязательных поставок государству с/х продукции; Повышение культуры земледелия; Увеличение затрат для осуществления подъема с/х; Расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель |
Приложение№4
Словарь:
Интенсивное хозяйство – хозяйство, которое развивается за счет технического прогресса и на основе экономического стимулирования производителя.
Экстенсивное хозяйство – хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных материальных и людских резервов, а не за счет технического прогресса
Волюнтаризм – политика, не сочетающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями
Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности
6