Мероприятие «Экономим вместе!» в рамках республиканской акции «Международный день энергосбережения», совместно со специалистом ГОУ по надзору за рациональным использованием ТЭР
Цели и задачи: привлечение внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов; создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии; развивать познавательную активность детей, стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Ход мероприятия.
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.
Слайд 2.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это….? (электричество)
Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
Слайд 3.
Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничто вокруг нас не совершается без участия энергии.
Человек изобрел много способов, заставляющих механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: на верхние этажи домов воду поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают и освещают теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия и т.д. Неограниченное количество Энергии дает нам солнце. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд.кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.
- А кто знает, что такое электростанции? (Это крупные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию)
- А зачем нам нужна электроэнергия? (Чтобы было тепло в домах, горел свет …)
Верно! Без энергетической подпитки невозможна любая жизнедеятельность, не двигаются автомобили, не горит свет, не работает отопление.
- Давайте представим, что в наших домах погаснет свет и совсем не будет электричества. Как вы думаете, хорошо нам будет с вами или нет? (Ответы детей)
- А как вы думаете, откуда берется электричество? (Ответы детей)
Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ.
- Подумайте и скажите, где мы встречаемся с электроэнергией? С электричеством? (Ответы детей)
Слайд 4.
Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство, т.е. на удовлетворение наших потребностей (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.) на промышленность, на транспорт.
Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для электростанций, которые приносят в наши дома тепло и свет. Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.
- Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам? (Ответы детей)
- Да! Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства нашей Земли (полезные ископаемые)
- Конечно, ученые работают и пытаются использовать солнечную энергию, т.е. ученые считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда. Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.
Прочитайте вопросы, записанные на экране.
Слайд 5.
« Какова роль энергии в жизни человека?»
«Как сохранить энергетические ресурсы?».
- Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.
- А что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Слайд 6.
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о наших детях.
И одно из таких решений – это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?
Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.
Слайд 7.
На экране картинка с изображением крана, из крана льется вода.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу–сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
Как мы можем экономить воду? (Ответы детей).
Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
А главное - не забывайте выключать воду!
Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Слайд 8.
На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.
Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Слайд 9.
На экране картинка с изображением холодильника.
Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
«Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит»
Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей).
Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)
Слайд 10.
На экране картинка с изображением электрической плиты.
Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.
На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт – часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
По пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
Слайд 11.
На экране картинка с изображением утюга.
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна «мелочь»: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
Эта вещь девочкам знакома точно.
Слайд 12.
На экране картинка с изображением фена.
Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)
Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
Слайд 13.
На экране картинка с изображением девочки. Она плотно закрывает окна.
А вот для вас небольшой тест:
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
Вы не держите форточки постоянно открытыми?
На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.
Запомните, ребята!
Нам электричество надо беречь!
И всюду его понапрасну не жечь!
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
А теперь я хочу предложить вам разгадать кроссворд.
Слайд 14.
Конкурс «Разгадай кроссворд»
Кроссворд «Электричество в нашем доме»
По горизонтали:
Влез на стол он из-под лавки, осмотрелся на подставке, гибким хвостиком вильнул, складки с галстука слизнул
Очень строгий контролёр со стены глядит в упор, смотрит, не моргает: стоит только свет зажечь или включить в розетку печь – всё на ус мотает
Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот, любит робот чистоту и гудит, как лайнер «Ту»
В доме комната гуляет, никого не удивляет
По вертикали:
Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, там сама зима живёт
К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам? Светлое величество! Это . . . .
Она снаружи вроде груши, висит без дела днём, а ночью освещает дом
Что за чудо? Что за ящик? Сам - певец и сам – рассказчик, и к тому же заодно демонстрирует кино
По горизонтали: 1.утюг, 2.электросчётчик, 3.пылесос, 4.лифт.
По вертикали: 1.холодильник, 2.электричество, 3.лампочка, 4.телевизор.

Слайд 15-16.
Загадки на тему « Электричество и электроприборы»
Летом папа нам привёз
В белом ящике мороз
А теперь мороз седой
У нас летом и зимой.
На стене в розетке,
В пластмассовой клетке
Живет электрический кто-то
Лишь вилку увидит,
Из клетки он выйдет,
А так ни за что не идёт.
Привела я солнце
На своё оконце,
К потолку подвесила,
В доме стало весело.
Речка – льняная,
Лодка – стальная;
Проплывёт она –
Пропадёт волна.
Слайд 17.
Продолжите пословицы.
О людях судят не по словам, а по их (делам).
Хочешь строить новый дом, каждый рубль (экономь).
Бережливость дороже (богатства).
Копейка рубль (бережёт).
Не учись разрушать, а учись (строить).
Подведение итогов.
Какие меры будем принимать для сбережения энергии? (Ответы детей)
Сегодня мы поняли главное: мы должны экономить энергию, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: «Какова роль энергии в жизни человека?» и «Как сохранить энергетические ресурсы и бережно использовать их?» (Ответы детей)
- А какие советы дадите вы своим друзьям и нашим гостям?
Слайд 18.
На экране появляются советы:
Уходишь из дома – погаси свет!
Не включай свет, когда солнце светит и в комнате светло.
Если ты учишь уроки за столом, включи настольную лампу и выключи верхний свет.
Чаще протирайте лампочки и плафоны.
Используйте энергосберегающие лампы.
Используемая литература:
1.Журнал «Начальная школа», №4, 2008
2.Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.
3.Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение».2002