СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экопроект "Дети и природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педогогический экопроект "Дети и природа". Как научить детей заботиться о нашей планете?

Просмотр содержимого документа
«Экопроект "Дети и природа"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бесединская средняя общеобразовательная школа»  Педагогический экопроект  «Дети и природа»   Автор проекта:  воспитатель групп дошкольного образования  Косынко О.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Педагогический экопроект «Дети и природа» Автор проекта: воспитатель групп дошкольного образования Косынко О.А.

Актуальность «Оглянись вокруг..». Я свежести природной зачерпну И ею на рассвете лишь умоюсь, Живую душу каждую пойму, Я просто за природу беспокоюсь!  Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Актуальность

«Оглянись вокруг..».

Я свежести природной зачерпну

И ею на рассвете лишь умоюсь,

Живую душу каждую пойму,

Я просто за природу беспокоюсь!

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Цель: Обогащение и систематизация экологических знаний детей во взаимосвязи с экосистемой, приобщение к природоохранной деятельности .

Цель:

Обогащение и систематизация экологических знаний детей во взаимосвязи с экосистемой, приобщение к природоохранной деятельности .

Задачи:

  • углублять, уточнять, систематизировать знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
  • приобщать к миру природы, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности;
  • развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой)
  • формировать умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
  • формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение;
  • продолжать формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
  • продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей) .
  • продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т. д.) .
  • расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред;
  • расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.
  • расширять взаимодействие с семьями воспитанников.
Паспорт проекта: Тип проекта: По продолжительности-долгосрочный.  Время проведения проекта:  декабрь 2016 – по январь 2018 По направленности деятельности участников проекта: познавательно-практико-информационный. По составу участников – групповой. Участники: дети группы «Непоседы», воспитатели, родители.

Паспорт проекта:

  • Тип проекта:
  • По продолжительности-долгосрочный.
  • Время проведения проекта:

декабрь 2016 – по январь 2018

  • По направленности деятельности участников проекта:

познавательно-практико-информационный.

  • По составу участников – групповой.

Участники: дети группы «Непоседы», воспитатели, родители.

Методы:  наглядный  словесный интерактивный практический Форма: ситуативная беседа ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта  целевые прогулки  анкетирование и консультации для родителей  экскурсия в парк, лес, по улицам нашего села  чтение стихов рассказов, сказок о временах года и экологии рассматривание иллюстрации в книгах  наглядно- дидактическом материале  просмотр мультфильмов  культурно- досуговая программа  трудовой десант по уборке территории вокруг детского сад  озеленению участка  организация выставок, плакаты  участие в районных конкурсах.

Методы:

  • наглядный
  • словесный
  • интерактивный
  • практический

Форма:

  • ситуативная беседа
  • ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта
  • целевые прогулки
  • анкетирование и консультации для родителей
  • экскурсия в парк, лес, по улицам нашего села
  • чтение стихов
  • рассказов, сказок о временах года и экологии
  • рассматривание иллюстрации в книгах
  • наглядно- дидактическом материале
  • просмотр мультфильмов
  • культурно- досуговая программа
  • трудовой десант по уборке территории вокруг детского сад
  • озеленению участка
  • организация выставок, плакаты
  • участие в районных конкурсах.
Этапы проекта  ɪ этап  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.  П остановка цели и задачи;  выявление уровня знаний детей по теме проекта;  предварительная работа с детьми и родителями;  сбор информации о растениях, грибах, насекомых, птицах;  сбор природного материала и оборудования;  подбор методического материала по экологическому воспитанию;  перспективное планирование проекта;  подбор дидактических игр для формирования интереса к природе.  ɪɪ этап  ОСНОВНОЙ.  Реализация мини проектов в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности .  ɪɪɪ этап  ЗАВЕРШАЮЩИЙ ( ОБОБЩАЮЩИ.Й)  Закрепление полученных знаний; формулирование выводов детьми; презентация проекта .

Этапы проекта ɪ этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. П остановка цели и задачи; выявление уровня знаний детей по теме проекта; предварительная работа с детьми и родителями; сбор информации о растениях, грибах, насекомых, птицах; сбор природного материала и оборудования; подбор методического материала по экологическому воспитанию; перспективное планирование проекта; подбор дидактических игр для формирования интереса к природе. ɪɪ этап ОСНОВНОЙ. Реализация мини проектов в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности . ɪɪɪ этап ЗАВЕРШАЮЩИЙ ( ОБОБЩАЮЩИ.Й) Закрепление полученных знаний; формулирование выводов детьми; презентация проекта .

План проведения мини проектов Название Сроки зима Какого цвета снег? Декабрь 2016 Покормите птиц зимой! Огород на окне. Январь 2017 Февраль 2017 весна Дары леса. Март 2017 Как сделать природу чище? Апрель 2017 Почему трава зеленая? Май 2017 лето Сохраним природу вместе! Зеленый витамин. Июнь 2017 Развитие бабочки. Июль 2017 Наши друзья. Август 2017 осень Что у нас под ногами? Сентябрь 2017 Грибы съедобные и несъедобные. Октябрь 2017 Правильное питание-залог здоровья! Ноябрь 2017 зима Дикие животные зимой. Декабрь 2017 Зимние забавы. Январь 2018

План проведения мини проектов

Название

Сроки

зима

Какого цвета снег?

Декабрь 2016

Покормите птиц зимой!

Огород на окне.

Январь 2017

Февраль 2017

весна

Дары леса.

Март 2017

Как сделать природу чище?

Апрель 2017

Почему трава зеленая?

Май 2017

лето

Сохраним природу вместе!

Зеленый витамин.

Июнь 2017

Развитие бабочки.

Июль 2017

Наши друзья.

Август 2017

осень

Что у нас под ногами?

Сентябрь 2017

Грибы съедобные и несъедобные.

Октябрь 2017

Правильное питание-залог здоровья!

Ноябрь 2017

зима

Дикие животные зимой.

Декабрь 2017

Зимние забавы.

Январь 2018

Предполагаемый результат воспитание экологической культуры выработка навыков экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе активизация знаний о растительном, животном мире и явлениях природы

Предполагаемый результат

  • воспитание экологической культуры
  • выработка навыков экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе
  • активизация знаний о растительном, животном мире и явлениях природы
 Мини проект  «Что у нас под ногами?»  Встречи с интересными людьми (дедушка Ксюши – археолог). Знакомство со свойствами камней (экскурсия к иконописцу).  Беседа «Что у нас под ногами?». Создание эксперементального уголка.

Мини проект «Что у нас под ногами?» Встречи с интересными людьми (дедушка Ксюши – археолог). Знакомство со свойствами камней (экскурсия к иконописцу). Беседа «Что у нас под ногами?». Создание эксперементального уголка.

Мини проект  «Что у нас  под ногами?»   Цель: объединение детей, родителей, воспитателей в совместной деятельности.  Задачи:  - научать вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; - показать детям проведение простейших и сложных опытов, - исследовать объекты природы; - экологическое просвещение родителей (даст большой плюс в экологическом воспитании детей).

Мини проект «Что у нас под ногами?»

Цель:

объединение детей, родителей, воспитателей в совместной деятельности. Задачи:

- научать вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- показать детям проведение простейших и сложных опытов,

- исследовать объекты природы;

- экологическое просвещение родителей (даст большой плюс в

экологическом воспитании детей).

Мини проект «Какого цвета снег?»  Экскурсия в царство белого цвета. Знакомство со свойствами снега (экспериментальная деятельность). Чтение и заучивание русского народного фольклора «Зимушка-зима». Презентация «Живая и неживая природа». Акция «Добрая зима».

Мини проект «Какого цвета снег?» Экскурсия в царство белого цвета. Знакомство со свойствами снега (экспериментальная деятельность). Чтение и заучивание русского народного фольклора «Зимушка-зима». Презентация «Живая и неживая природа». Акция «Добрая зима».

Мини проект «Какого цвета снег?» Цель: знакомство детей со свойствами снега. Задачи: - объяснить значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. - проявить ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы; -- научить различать живую природу и неживую природу; - познакомить с особенностями природы родного края.

Мини проект «Какого цвета снег?»

Цель: знакомство детей со свойствами снега.

Задачи:

- объяснить значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

- проявить ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы; -- научить различать живую природу и неживую природу;

- познакомить с особенностями природы родного края.

Мини проект «Развитие бабочки»  Эксперимент развития бабочки из гусеницы. Наблюдение за поведением гусеницы, куколки, бабочки. Выставка рисунков «Красивое рядом» .

Мини проект «Развитие бабочки» Эксперимент развития бабочки из гусеницы. Наблюдение за поведением гусеницы, куколки, бабочки. Выставка рисунков «Красивое рядом» .

Мини проект «Развитие бабочки». Цель:  знакомство с процессом превращения гусеница-куколка-бабочка. Задачи: -воспитывать бережное отношение к насекомым; - сформировать стремление к исследованию объектов природы; - научат делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; -видеть прекрасное во всех процессах природы; - развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.

Мини проект «Развитие бабочки».

Цель:

знакомство с процессом превращения гусеница-куколка-бабочка.

Задачи:

-воспитывать бережное отношение к насекомым;

- сформировать стремление к исследованию объектов природы;

- научат делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-видеть прекрасное во всех процессах природы;

- развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.

Мини проект  «Грибы съедобные и не съедобные» .  Интегрированное занятие «В гостях у дедушки Боровика», «Прогулка по лесу». Консультация для родителей «Грибы съедобные и ядовитые». Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов/.

Мини проект «Грибы съедобные и не съедобные» . Интегрированное занятие «В гостях у дедушки Боровика», «Прогулка по лесу». Консультация для родителей «Грибы съедобные и ядовитые». Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов/.

Мини проект «Грибы съедобные и несъедобные» Цель: закрепление знаний о вреде и пользе грибов. Задачи: - учить различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу  ( воздух, почва, вода); - учить понимать особенности природы родного края; - формировать бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру - учить гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей

Мини проект «Грибы съедобные и несъедобные»

Цель: закрепление знаний о вреде и пользе грибов.

Задачи:

- учить различать живую природу

(растения, грибы, животные, человек) и неживую природу

( воздух, почва, вода);

- учить понимать особенности природы родного края;

- формировать бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру

- учить гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по

отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей

Мини проект «Покормите птиц зимой».  Акция «Приглашаем птиц в детский сад»- развешивание кормушек . Работа с бросовым материалом «Кормушка своими руками». Консультация для родителей «Как сделать кормушку?». Привлечение родителей к созданию кормушек.

Мини проект «Покормите птиц зимой». Акция «Приглашаем птиц в детский сад»- развешивание кормушек . Работа с бросовым материалом «Кормушка своими руками». Консультация для родителей «Как сделать кормушку?». Привлечение родителей к созданию кормушек.

Мини проект «Покормите птиц зимой». Цель: развитие интереса к птицам. закрепление названий зимующих у нас птиц. уметь различать их по внешнему виду и называть их; Задачи: -приучать осторожно и внимательно наблюдать за зимующими птицами, прилетающими на кормушку; - воспитывать желание подкармливать их и бережно к ним относиться. - учить различать птиц по внешнему виду и называть их. -

Мини проект «Покормите птиц зимой».

Цель:

развитие интереса к птицам. закрепление названий зимующих у нас птиц. уметь различать их по внешнему виду и называть их;

Задачи:

-приучать осторожно и внимательно наблюдать за зимующими птицами, прилетающими на кормушку;

- воспитывать желание подкармливать их и бережно к ним относиться.

- учить различать птиц по внешнему виду и называть их.

-

Мини проект « Зеленый витамин »  Совместная подготовка огорода и высадка семян. Полив и прополка растений. Уборка урожая. Беседа «Что такое витамины?». Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов.

Мини проект « Зеленый витамин » Совместная подготовка огорода и высадка семян. Полив и прополка растений. Уборка урожая. Беседа «Что такое витамины?». Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов.

Мини проект  «Огород на окне» Цель:  формирование у детей навыков ухода за растениями в уголке природы Задачи: - расширять знания о способах посадки растений и ухода за ними; - объяснить детям исследовательским опытным путем условия, необходимые для роста растений; - научить правильно ухаживать за растениями в уголке природы,( рыхление, полив, прополка); - формировать представление о пользе растений.

Мини проект «Огород на окне»

Цель:

формирование у детей навыков ухода за растениями в уголке природы

Задачи:

- расширять знания о способах посадки растений и ухода за ними;

- объяснить детям исследовательским опытным путем условия, необходимые для роста растений;

- научить правильно

ухаживать за растениями в уголке природы,( рыхление, полив, прополка);

- формировать представление о пользе растений.

Зеленый витамин . Цель: исследование полезных свойств зелени (петрушка, щавель, кинза). Задачи: - расширять знания о полезных свойствах зелени; - формировать представления о видах зелени; - показать значимость зелени для здоровья человека; - познакомить со значением воды в жизни живых объектов природы.

Зеленый витамин .

Цель:

исследование полезных свойств зелени (петрушка, щавель, кинза).

Задачи:

- расширять знания о полезных свойствах зелени;

- формировать представления о видах зелени;

- показать значимость зелени для здоровья человека;

- познакомить со значением воды в жизни живых объектов природы.

Мини проект «Дары леса».  Конкурс «Шляпа для волшебника». Работа с природным материалом «Радуга талантов». Беседа: «Как вести себя в лесу». Акция «Не рубите елки».

Мини проект «Дары леса». Конкурс «Шляпа для волшебника». Работа с природным материалом «Радуга талантов». Беседа: «Как вести себя в лесу». Акция «Не рубите елки».

Мини проект «Дары леса». Цель: формирование понятия о пользе и значение природы для хорошего настроения и самочувствия, воспитывать эстетический вкус. Задачи: - закрепление знаний о хвойных и лиственных деревьях; - развивать фантазию; - учить использовать природный материал; - формировать представление о разнообразии природы в лесу.

Мини проект «Дары леса».

Цель:

формирование понятия о пользе и значение природы для хорошего настроения и самочувствия, воспитывать эстетический вкус.

Задачи:

- закрепление знаний о

хвойных и лиственных деревьях;

- развивать фантазию;

- учить использовать природный материал;

- формировать представление о разнообразии природы в лесу.

Мини проект «Огород на подоконнике»  Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе. Беседа «что нужно для роста растений ?». Учимся готовить «Что вырастили - то и едим».

Мини проект «Огород на подоконнике» Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе. Беседа «что нужно для роста растений ?». Учимся готовить «Что вырастили - то и едим».

Мини проект «Правильное питание –залог здоровья!»  Интегрированное занятие «Бабушкин огород». Беседы о пользе овощей. Стихи, пословицы, поговорки и загадки по теме. Конкурс рецептов «Вкусно, полезно, красиво».

Мини проект «Правильное питание –залог здоровья!» Интегрированное занятие «Бабушкин огород». Беседы о пользе овощей. Стихи, пословицы, поговорки и загадки по теме. Конкурс рецептов «Вкусно, полезно, красиво».

Мини проект «Правильное питание –залог здоровья!»   Цель: формирование представления о том, как человек использует природу. Задачи: - закрепить названия овощей, их строение, внешние признаки; - учить детей различать овощи и фрукты по их внешним признакам и систематизировать знания о растениях , выращиваемых для питания;

Мини проект «Правильное питание –залог здоровья!»

Цель:

формирование представления о том, как человек использует природу.

Задачи:

- закрепить названия овощей, их строение, внешние признаки;

- учить детей различать овощи и фрукты по их внешним признакам и систематизировать знания о растениях , выращиваемых для питания;

Мини проект « Почему трава зеленая ».  Экскурсия на луг и в парк. Высадка цветов на клумбу. Эксперимент «В тени и на солнце». Консультация для родителей «Мир вокруг нас». Акция «Березкины слезкы»

Мини проект « Почему трава зеленая ». Экскурсия на луг и в парк. Высадка цветов на клумбу. Эксперимент «В тени и на солнце». Консультация для родителей «Мир вокруг нас». Акция «Березкины слезкы»

Мини проект «Почему трава зеленая?»  Цель:  знакомство с понятием хлорофитум и влияние солнца на процессы, происходящие в природе.  Задачи:  -знакомить с понятиями «лес», «луг»;  - уточнять представление детей о разнообразии растений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;    Эксперимент «В тени и на солнце. В тени. На солнце.

Мини проект «Почему трава зеленая?» Цель: знакомство с понятием хлорофитум и влияние солнца на процессы, происходящие в природе. Задачи: -знакомить с понятиями «лес», «луг»; - уточнять представление детей о разнообразии растений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;

Эксперимент «В тени и на солнце.

В тени. На солнце.

Мини проект «Наши друзья».  Экскурсия на луг, поле. Интегрированное занятие «Заячья избушка». Чтение сказок, стихов на тему «Братья наши меньшие». Дидактическая игра «Кто где живет?». Акция «Мы в ответе за тех кого приручили» ɪ

Мини проект «Наши друзья». Экскурсия на луг, поле. Интегрированное занятие «Заячья избушка». Чтение сказок, стихов на тему «Братья наши меньшие». Дидактическая игра «Кто где живет?». Акция «Мы в ответе за тех кого приручили»

ɪ

Мини проект  «Наши друзья». Цель: воспитание гуманного отношения ко всему живому.  Задачи: -углубить знания о насекомых и диких животных , их образе жизни; - сформировать представление о роли насекомых и животных в природе; - воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Мини проект «Наши друзья».

Цель: воспитание гуманного отношения ко всему живому.

Задачи:

-углубить знания о насекомых и диких животных , их образе жизни;

- сформировать представление о роли насекомых и животных в природе;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому.

      Мини проект «Сохраним природу вместе!»  Оформление клумбы и огорода. Показ мод (участие родителей в создании моделей шляп и одежды). Аппликация «Берегите природу». Поделки из бросового материала. Создание «Жалобной книги природы»

Мини проект «Сохраним природу вместе!» Оформление клумбы и огорода. Показ мод (участие родителей в создании моделей шляп и одежды). Аппликация «Берегите природу». Поделки из бросового материала. Создание «Жалобной книги природы»

Мини проект «Сохраним природу вместе!». Цель: развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у детей и взрослых их воспитывающих. Задачи: - знакомить с представителями живой и неживой природы; - рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы, - знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

Мини проект «Сохраним природу вместе!».

Цель:

развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у детей и взрослых их воспитывающих.

Задачи:

- знакомить с представителями живой и неживой природы;

- рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы,

- знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды;

- формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

Мини проект «Сделаем планету чище».  Уборка территории. Создание космического уголка. Знакомство с Солнечной системой. Рисунки «Земля-наш дом». Акции «Чистое утро». Создание «Жалобной книги природы».

Мини проект «Сделаем планету чище». Уборка территории. Создание космического уголка. Знакомство с Солнечной системой. Рисунки «Земля-наш дом». Акции «Чистое утро». Создание «Жалобной книги природы».

Мини проект «Сделаем планету чище» . Цель: становление начал экологической культуры у детей. Задачи: - обеспечить условия для развития экологического сознания; - формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человечеству, как к части природы; . - формировать правила бережного отношения к природе. .

Мини проект «Сделаем планету чище» .

Цель: становление начал экологической культуры у детей.

Задачи:

- обеспечить условия для развития экологического сознания;

- формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человечеству, как к части природы; .

- формировать правила бережного отношения к природе.

.

Заключение

В представленном нами материале показана большая работа по экологическому образованию дошкольников. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У дошкольников сформировалась активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Дети почувствовали, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники научились понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Результаты проведенной работы говорят о том, что используемые методы и приемы, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Используемая литература:   Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических игр»   Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»: Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000   Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. -   Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2.  Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка».  Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».  Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».

Используемая литература: Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических игр» Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»: Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000 Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка». Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».