СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экосистема лиственного леса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экосистема лиственного леса

ЧАСТЬ № 1. «ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?»

Почти 2 трети  Земли занимают моря и океаны. На сушу приходится только 27 % поверхности  земного шара. Из них 16% - это пустыни, стерильные скалы и приполярные районы, и только 6% занимают леса, общая площадь которых на планете составляет 3030 млрд. гектаров или 1 треть суши.Наверное,  нет  человека,  который  не был в лесу, но не каждый может ответить на простой вопрос: "Что такое лес?" Сегодня мы поговорим обо всём: о деревьях, травах, грибах, птицах и животных. И начнём, конечно же с основы – деревьев.Лес - это не просто большое количество деревьев, а такая совокупность лесных растений, в которой  происходит  тесное  влияние  их друг на друга, на занятую ими почву и на атмосферу.   В  лесу деревья растут густо, смыкаются кронами, создавая общий шатёр.Деревья в лесу тянуться к свету и поэтому стволы их тонкие и вытянутые, крона небольшая и состоит из тонких веток.Травянистая растительность в лесу так же растёт там, где больше света и лучше условия.   Кроме  этого большинство травянистых растений размножаются не только семенами, но и вегетативным способом - от корней и корневищ.   В  лесонасаждениях,  особенно на богатых и свежих почвах, наблюдается ярусное  размещение   растительности,  которое  обеспечивает  успешный  рост разных растений с неодинаковой светолюбивостью. Но прежде чем изучать, что такое ярусность и какие деревья в каждом из них растут мы познакомимся с основными лесными породами.

ЧАСТЬ № 2. «РАЗНООБРАЗИЕ ДЕРЕВЬЕВ»

Кружковцы   подходят  к  стволу,  берут гербарий, показывают его остальным и рассказывает про него.

Ель обыкновенная. Береза. Ива. Осина. Малина. Липа. Лещина. Дуб. Сосна обыкновенная. 

Конкурс « С какой ветки эти детки»

Сейчас мы познакомимся с теми видами деревьев, которые произрастают в нашем городе Джанкое. У меня в руках мешок, в нём находятся разные плоды.      Каждый  из  вас  наощупь  в  мешке  находит плод, называет его, а потом вытаскивает из мешка и говорит какому дереву он  принадлежит.Таким  образом мы не  только  будем знать названия плодов, но и узнаем с какой ветки эти детки.  Тем  самым вы  научитесь  по  наличию  плода  определять  древесные породы, произрастающих в нашем городе и в Крыму. Плоды: акация, глядичия, жёлудь, лещина, грецкий орех, каштан, шишка сосновая и еловая, ива, репейник (лопух), крылатка клена, платан и другие.

Потом ребята выбирают себе среди плодов те которые им понравились и на подготовленной заранее маленькой основе оформляют небольшую коллекцию.

ЧАСТЬ № 3 «ЛЕС – ЭТО МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ»

Растения  не  любят  одиночества.  Они редко растут друг от друга вдали.  Чаще они собираются тесными компаниями, большими группами или, как говорят ботаники,  "сообществами".  Лес -  это  сообщество,  ведь  в  нём все живут вместе, сообща. Жизнь всех его обитателей тесно взаимосвязана. Название леса зависит от того, какие деревья там растут. Если больше хвойных - это хвойные леса. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья. Если деревья растут вперемежку - это смешанные леса. В каждом природном сообществе - свой, особый мир его обитателей: растений, животных, других живых организмов.Все компоненты леса играют важное значение в его жизни. Но особая роль принадлежит  подлеску из  кустовых пород. Он защищает почву от вымывания, служит  "домом"  для  птиц,  препятствует чрезмерному развитию травянистой растительности, кроме злаковой.В   процессе   эволюции   древесины породы приспособились не только к определённым условиям   внешней  среды,  но  и  друг к другу. Многие породы даже необходимы друг другу. Например.Дуб лучше всего растёт в отношении своих спутников: клёнов, липы, лещины, и многих других  пород.  Они  являются  для  него  подгоном,  затеняют  почву, создают лесную  подстилку, предотвращают чрезмерное развитие травянистой растительности, но в то же время не затеняют дуб.В лесу можно увидеть деревья, кустарники, травянистые растения различной высоты. Они как бы образуют "этажи", превращая лес в многоэтажное здание.

Верхний ярус - этаж  занимают  деревья.  В  крымском  лесу - это в основном сосна, дуб, граб, бук. Иногда можно встретить и другие  деревья - липу, клён, иву, осину, яблоню, орешник. рябину, можжевельник. Всего  местных древесных пород в Крыму 77 видов.

Средний ярус занимают более 100 видов невысоких деревьев и кустарников - боярышник, шиповник, тёрн, кизил, ольха, ежевика, жасмин и др.

Плоды  деревьев  и  кустарников  служат пищей животным  и  птицам,  которые обитают  в  этих  ярусах.  А  листва, которая ежегодно опадает, когда деревья и кустарники готовятся к зиме, постепенно сгнивает и превращается в плодород-ный перегной, поэтому в лесах  богатая  травянистая   растительность,  которая образует самый низкий "этаж", состоящий из травянистых растений и грибов.

Конкурс "Лесные этажи"

А теперь давайте выясним, как вы усвоили данную информацию. Для этого один человек подходит к моему столу, берёт 1  заготовку, говорит "кого или что" он взял и  к какому этажу она относится и прикрепить на его  место, на плакате. (9 штук).Мы отобразили только растительный мир леса, но в нём обитает большое количество животных, каждый из них так же занимает свой "этаж".Например на 1 этаже (верхнем) - летяги, на 3 (нижнем) - зайцы, волки и другие животные, в подземном - кроты.На столе у меня остались шаблоны животных и птиц, разместите их на плакате. Молодцы, я предлагаю вам вспомнить, какие животные встречаются в древесных насаждениях нашего города Джанкоя.

ЧАСТЬ № 4 «КОМУ  И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»

Ребята, давайте с вами выясним кого же мы можем увидеть в лесу. А для этого…

Конкурс  «Найди по картинке»

Для этого объединитесь в 4 группы, каждой группе я даю карточку, на которой замаскировано 8 живых организмов. Ваша задача найти их, заштриховать        простым карандашом, назвать и сказать встречаются  они у нас  в Джанкое или  в Крыму. Если да, то где.Ответ: дятел - по уличным насаждениям и в парке, ёж - уличные насаждения иногда во дворах,  заяц - лесополосы, змеи - пустыри, лягушки,   рыба - р. Степная, стрекоза и бабочки - парк и по городу.Хорошо. А теперь ответьте мне, зачем этим и другим животным деревья?(Предполагаемые ответы:  гусеницы поедают листья и древесину деревьев, зайцы – едят кору, птицы – строят гнёзда)

Конкурс  «Цепи питания»

Но, ведь некоторые животные питаются и более слабыми и мелкими животными.Давайте мы построим цепи питания. Для этого объединитесь в 3 (или 5) команды и станьте полукругом. Капитан команды берёт в руки клубочек. В своих руках оставляет конец нитки и называет что-то. Затем кидает клубочек другому игроку. Тот, ответив, чем он питается, оставляет в своих руках нитку, а клубочек кидает следующему игроку. Выиграет та команда, у которой цепь питания будет самой длинной. Например.1 игрок – Я дуб, на мне растут жёлуди.2 игрок – Я гусеница, я ем жёлуди.3 игрок – Я птичка сойка, я ем и гусениц и жёлуди.4 игрок – Я лиса, если получится поймать, то ем птиц. Или же можно в обратной последовательности по усмотрению учителя.

ЧАСТЬ № 5 «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПТИЦЫ»

Мы упомянули дятла, но дятел это птица, следовательно, нашему лесу не хватает птиц. Каждая лесная птица живёт на своём этаже.

Прямо на земле, на траве, на лесной подстилке делают  свои  гнёзда или даже кладки  яиц   без   гнёзд  наши  куриные (тетерева, глухари, рябчики), коньки, овсянки, соловьи.

Зарянка  может   считаться   жителем   подвального   этажа,  так как гнёзда она располагает  в разных норах: под лесной подстилкой, под корнями деревьев, в гнилых  пнях. Именно поэтому их найти не легко.

На втором этаже -   на   кустах   и   молодых  деревцах подроста - живут славки, сорокопут-жулан, крапивник, дубонос, зеленушка и др.

На третьем этаже - на ветвях крон высоких деревьев гнездятся: зяблик, иволга, клёст,  сойка, сорока, ястреб-перепелятник, корольки и др.

На самых макушках деревьев располагаются ворон, ворона,чёрный аист, щегол Особую группу птиц составляют дуплогнездники.   Это    дятлы,    вертишейки, синицы,   горихвостки,   совы.   Это  типичное распределение  в лесу пернатого населения.  Но  существует ряд птиц, которые всячески отклоняются от нормы.В Крымских лесах птицами заселяются все этажи без исключения.Как   вы   думаете,   есть   ли в нашем городе птицы, благодаря которым можно создать   свою  картину  "многоэтажного  сожительства"? Можно и сейчас вы в этом убедитесь.

Конкурс  «Определение гнёзд»

Сначала ваша одногрупница, которая специализируется на гнёздах покажет, как нужно правильно измерить гнездо и пользоваться определителем.Затем вы объединитесь в 3 команды. Каждой команде я вручаю по одному  птичьему  гнезду.  Каждое  из  них  найдено на территории г. Джанкоя. Ваша задача:  определить,  какой  птице  оно  принадлежит и объяснить почему вы так думаете.  Затем  на  листке  бумаги нарисовать, где именно его построила птица.  Один представитель вашей команды выйдет к доске и всё это расскажет.

(Либо выйти во двор, поместить гнездо на любое дерево или землю и поделиться  идеями своей команды)

Конёк полевой - гнездо в виде тарелочки, сплетённое из очень тонких расти-тельных корешков. Название говорит само за себя, значит, гнездится на поле или пустыре. Гнездо устраивает всегда на земле.

Кольчатая горлица - гнездо из разных веточек, палочек, проволоки. Маленькое, с плоским лоточком, много птичьего помета. Гнездится на деревьях.

Зеленушка - "пышное" гнездо, с очень толстыми стенками, кроме травинок присутствуют перья, гнездится в кустарниках.

ЧАСТЬ № 6. Разминка «Вот иду я по лесу»

Наступило утро, мы проснулись очень рано. (Потягиваемся)Погода стоит  хорошая, мы собираемся и идём в лес.  (Шагаем на месте)Остановились и замерли. Мимо идёт медведь (Идём как медведь косолапый)Мы испугались и бежим (Бежим на месте), чтобы медведь не догнал.Остановились, отдохнули. (Вдох, выдох. Руки вверх, вниз).Рядом свиристели полетели, полетели (Хлопаем в ладоши).Они серой вороны испугались.Вот мы видим ворона летит, летит (Махаем руками как птицы).Ворона летела, летела, на землю опустилась. (Присели на землю и заложили руки за спину).Крылья сложила и стала важно шагать (Встали, руки за спиной, ходим в развалку)Но где ворона корм нашла, там и воробьи появились (Прыгать на двух ногах, руки за спиной)Вдруг в кустах поднялся шорох (Трём ладонью о ладонь)А это заяц убегает, но не нас (Прыгать на двух ногах, руки перед собой)А от лисы, которая крадётся (Идти на цыпочках)Стало тихо вдруг кругом, оглянулись мы вокруг (Оглядываемся)Но никого мы не увидали и отправились домой (Шагаем)Мы идём, идём домой и наконец пришли (Сели)Тетрадь и ручку мы достали. И всех кого увидели – записали (Записываем)

ЧАСТЬ № 7. «МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ»

В начале занятия мы говорили о том, что лес  состоит  не только  из деревьев и кустов,  но  и   из   растений.   Поскольку   их  очень много мы лишь вспомним некоторые из них, изучив цветочную азбуку.Дети наизусть рассказывают любое стихотворение.

Крым богат ценными лекарственными растениями - около двухсот различных  видов. Вглубь веков уходит история применения их человеком. Ещё первобыт-ные   люди   с   целью   избавления  от  тяжёлых болезней и различных недугов  использовали  дикорастущие  травы,  коренья,  плоды.  Сбором их в основном занимались жрицы, колдуны, шаманы, знахари. Они же и лечили. Врачеватели окружали снадобья и способы их применения таинственностью. Давая лекарства, они произносили над ними заклинания, больных принимали обычно в тёмных,   мрачных   помещениях.   До наших дней сохранился египетский папирус Эберта, содержащий   900   прописей   целебных   зелий и снадобий, советы по врачеванию. В нём   приводятся   заключения,  которыми нужно сопровождать приём   каждого   лечебного  средства. Первым за освобождения медицины от суеверий высказался Гиппократ.  Он  выступал перед народом, доказывая, что жрецы занимаются обманом, требовал,  чтобы  храмы были освобождены под лечебницы.  Сам  Гиппократ описал лечебные действия 236 растений, применяе мых  в   античной медицине. Только при Петре 1 стали разводить аптекарские огороды. Исследования учёных обогатили науку знаниями о лекар. растениях.

Конкурс  Поставь на своё место.

Цель игры - проверить,  как играющие различают пищевые, кормовые, ядовитые и лекарственные растения. Для этого каждой команде даётся по одной карточке в которой написаны названия растений в произвольном порядке. Ребята должны сгруппировать названия растений в 4 колонки. люцерна, подорожник, белена чёрная, одуванчик, дурман обыкновенный, фасоль, паслён чёрный, арахис, белладонна, тысячелистник, донник, коровяк скиптровидный, огурец, верблюжья колючка, арбуз, клевер..

Конкурс « Учись различать запахи»

Для этого я подобрала для вас плоды и листочки разных растений и положила в пакетик. От каждой команды выходит участник (то есть 2 человека), им завязы-ваются глаза. Они по очереди называют номер пакетика, нюхают его содержимое и называют что в нём находится.

1. Укроп, лук, перец душистый, ваниль, кофе (кофейное дерево).

2. Чеснок, лавровый лист, горчица, чай, хвоя сосны.

Конкурс « Да – нет»

Сейчас я проверю ваши знания  о  растениях. Прошу всех встать. Я буду назы-вать   названия   цветов,  а  вы  отвечать, встречаются ли они у нас или нет. Но отвечать вы будите движениями. То есть если цветок в нашем городе Джанкое растёт - стоите, если нет - присаживаетесь. Итак, начали. Ромашка, сон-трава, тысячалистник, коровяк, мать-и-мачеха, пастушья сумка, асфаделина крымская, одуванчик, подорожник, незабудка, крапива. Хорошо.

ЧАСТЬ № 8 «ПОСЛОВИЦЫ»

     Теперь вы уже представляете, что такое лес, то есть изучили его структуру. Кроме этого вы научились сравнивать его с нашими древесными насаждениями, которые в свою очередь так же являются лесными сообществами. А знаете ли вы смысл пословиц и выражений, составленных народом? Давайте проверим. Итак, я зачитываю пословицу а вы  должны будите нарисовать (пока рисуют устно пообщаться) или устно объяснить как вы её понимаете.

1. Срубить дерево - 5 минут, вырастить - 100 лет  2. Лес и вода - брат и сестра.  3. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт. 4. Лес не школа, а всех учит. 5. Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.  6. По лесу ходи, под ноги гляди. 7. Срублены деревья - разлетелись птицы.

ЧАСТЬ № 9 «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА»

    Молодцы. вы все знаете, что лес воздействует  на занятую им территорию и окружающую среду. Если вы зайдёте  в лес в жаркий летний день, то   почувст- вуете, что там господствуют тень и прохлада, а воздух более  влажный,  чем на открытом пространстве. Лесная растительность изменяет  температуру воздуха и почвы. Кроны деревьев задерживают большую часть солнечных лучей. Осветлённость в лесу составляет  5- 50 % осветлённости на открытом простран стве.   Вот   почему   разница  в  температуре воздуха под кронами деревьев и в поле   достигает   7-10   градусов.   Зелень   нагревается в 10-12 раз меньше, чем камень или песок.

        Деревья задерживают кронами 20-80 % осадков  и одновременно испаряют большое количество воды и увлажняют атмосферу.

         Зимой   в  лесу накапливается  очень много снега. До самой весны снег не уплотняется,  поэтому  уменьшается  величина промерзания почвы. В лесу снег тает снизу и вся влага впитывается почвой, в которой есть большое количество щелей,   отверстий,   норок,   сделанных   насекомыми,   дождевыми червями и сгнившими корнями. В связи с этим снег ещё и на 2-3 недели дольше тает, чем на открытых пространствах. В лесу даже на крутых склонах нет поверхностного стока воды. Её задерживают   лесная   подстилка,   кусты, травянистая растительность, стволы деревьев, густые корни и другие   препятствия. Лесная подстилка способна впитывать и удерживать    в    4-5   раз  больше влаги, чем весит сама. Покрывая землю, она предотвращает потери воды и увеличивает водопроницаемость почвы. Лес   предотвращает вторжение холодных масс арктического воздуха в южные районы, а на юге защищает сельскохозяйственные культуры от засухи. Следовательно,   лес   -   одежда земли,  регулятор климата, неотьемлимая часть окружающей среды, основа равновесия в природе.   Без   него нельзя сохранить землю и воду. В свою очередь климат воздействует на жизнь леса, его породный состав, продуктивность,   долговечность   древесных   пород   и   техническое качество древесины. Деревья и кусты - надёжные сообщники человека в борьбе с сыпучими песками Своими корнями они скрепляют почву и предотвращают её разрушению водой и ветром. Особенно важное значение имеет   насаждение   леса   в   балках, куда стекают   бурхливые   потоки   воды,  которые разрушают землю и выносят её в речки. Деревья и кусты уменьшают скорость потоков воды  и  задерживают ту землю, которую несёт вода с собой. Лесонасаждения  обладают очень большим эстетическим и санитарно-гигиени-ческим значением. Лес - красота земли, прекрасное место для отдыха, постоянная   и   бесплатно   действующая   фабрика чистого воздуха, гигантский фильтр,   который   очищает   воздух   от   пыли,   сажи,   вредных газов. Листья  деревьев и кустов всегда влажные.  Благодаря   этому   на   них и задерживается пыль и другие вещества. Дождь  или   роса смывают их с листьев на землю. За 1 год  1 га леса  собирает   50-70  т   пыли. Над 1 км2 поля содержится около 500 тонн пыли, а   над такой же площадью леса - в 500 раз меньше. Несмотря на это от   сильного   загрязнения   воздуха   химическими   соединениями  некоторые деревья, в частности хвойные, гибнут от отравления. Кроме этого лес очищает  воздух   от   бактерий   и   микроорганизмов, выделяя фитонциды.  Например,  за   вегетативный период 1 га соснового леса выделяет 450 кг фитонцидов. Деревья и кусты - прекрасный барьер на пути распространения звуков.Давайте вместе перечислим, и нарисуем, что нам ещё даёт лес.

ПЛАКАТ "Роль леса".

Чистый воздух, лекарственные растения, грибы орехи ягоды, оберегает почву от оползней и оврагов, хранит влагу. место отдыха, красивый пейзаж, древесина для строительства, производства бумаги, предметов быта. Хорошо, чтобы вы представили насколько огромно значение леса, а приведу следующий пример.

С 1 м2 древесины можно получить 1 из таких видов продукции: искусственного шёлка 160 кг, вискозной ткани 1 500, бумаги 200, сухих кормовых дрожжей 20, искусственной   шерсти   170,  спирта 90, галош 180 пар, шёлковых колгот 4 000, 600 трикотажных костюмов.

Какие бы экологические программы не принимались бы властями, пока жители нашей планеты не станут настоящими хозяевами своей земли, улучшить состояние окружающей среды не удастся. Если люди не прекратят совершать свою главную ошибку: выкидывать мусор куда попало - и не отучат детей своих детей от этой вредной привычки, то мы не сможем оставить следующим  поколениям  экологически благоприятную обстановку и не заслужим того, чтобы они вспоминали нас добрыми словами.

Давайте выясним как мы обращаемся с древесно-кустарниковой растительностью. Нарисуйте плакаты. (Или  конкурс рисунков «Наше отношение к лесу»)Например: ломаем ветки, спиливаем деревья,  кидаем окурки - пожар возникает 

Чтобы наш Крымский лес не исчез с лица земли и не потянул за собой массу стихийных бедствий его нужно беречь. Иначе мы увидим представленные вами картины.

В заключении вы можете подойти и поближе рассмотреть небольшие природные экспонаты и коллекции, которые были собранны кружковцами.

Благодарю за внимание, урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!