Конспект НОД «Лиственные и хвойные деревья»
(старший дошкольный возраст).
Цель: обучение распознаванию и называнию деревьев, кустарников (3 – 4 вида), по внешнему виду, листьям, коре, плодам. Дифференциация хвойных и лиственных деревьев. Ознакомление детей с особенностями смешанного леса, обращая внимание на внешний вид и состояние деревьев в зависимости от времени года. Уточнение знаний о зависимости роста от условий произрастания, о взаимосвязи и взаимозависимости в экосистемах: неживая природа, растения, насекомые, птицы, животные, человек. Рассматривание нарушений этих связей (экологические катастрофы). Ознакомление с красной книгой, воспитание бережного отношения к природе. Пособничество развитию познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.
Словарь:
существительные | лист, листопад, береза, рябина, дуб, клен, ель, сосна, осина, тополь, ельник, лиственница, кедр, влага, почва, свет, хвоя, корни, ствол, ветки, кора, плод, шишка, ягода, желудь, семена, сережка, смола, «этажи леса» - верхний ярус, подлесок, лесная подстилка, красная книга, охрана, посадка, мох, лишайник, роща, чаща, спил, кольца, крона, макушка, почка, чечевички. |
глаголы | Идти, дуть, желтеть, опадать, питается, дышит, размножается, растет, высаживать, сплавлять, ухаживать, охранять, прививать, менять окраску. |
прилагательные | Короткий, длинный, белоствольный, тонкий, толстый, высокий, низкий, могучий, вечнозеленый, лиственные, хвойные, сосновая, смешанный, плодовый, лесной, темно – зеленый, круглый, шершавый, кудрявая, кедровый, голые, «живая», сосновый, березовая, еловый, густой, круглые, смешанный, стройный, кудрявый, |
наречия | Рано, поздно, шершаво, вечно, страшно, темно. |
Материал, оборудование: ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в подложках;плоды деревьев (ягоды рябины, калины, желуди, шишки сосны, ели, кедра); кора разных деревьев; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры; раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны; гербарий с листьями деревьев.
Ход занятия.
- Отгадайте загадку:
«Его зимой и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки» (дерево).
- Ребята, а вы знаете названия деревьев?
Игра с мячом «Назови дерево» (взрослый бросает мяч поочереди каждому ребенку, ребенок, называя любое дерево, возвращает мяч взрослому).
- Ребята, чем похожи все деревья между собой? (строением, у них есть ствол, ветки, листья, корни).
Взрослый показывает детям вазу с ветками лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все ветки с листьями. Предлагает детям разделить ветки на две группы: с листьями поставить в одну вазу, а без листьев в другую.
Во время работы детям задаются вопросы.
— Почему на этих ветках нет листьев? (Опали).
— Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
— В какое время года мы наблюдаем это явление? (Осенью).
- Ребята, почему же у лиственных деревьев осенью опадают листья? (Меньше солнечного света, вода медленно движется по стволу).
Я загадаю вам загадку, а вы назовите дерево, о котором в ней говорится:
Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
- А кто из вас знает подружку березы?
- Послушайте загадку и вы догадаетесь, о каком дереве идет речь.
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый).
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (Белоствольная береза). Береза, единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березе черные черточки на стволе?
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветки. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет берез – подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняком (хоровые и индивидуальные повторения).
- Лес, в котором растут только осины, называется – осинник или осиновый лес (хоровые и индивидуальные повторения).
— Ветки, каких деревьев (без листьев) стоят в этой вазе? (Березы и рябины).
Воспитатель просит детей показать ветку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили (по коре и ягодам.)
— Все эти листья мы собрали на земле, они опали с деревьев, потому что (дети добавляют - листопад).
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ и с нихосенью опадают листья.
Игра «С какой ветки детки?»
Взрослый демонстрирует сухие листья с деревьев.
— Лист с березы какой? (Березовый)
— Лист с рябины какой? (Рябиновый)
— Лист с дуба какой? (Дубовый)
— Осины, клена, тополя, сосны и т.д.
- Ветка сосны – сосновая; ели, тополя, осины, рябины, дуба…
Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали.
Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
— Как вы думаете, зеленые ветки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)
- «Иголки» ели и сосны, называют «хвоей», а деревья с хвоей называют хвойными.
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- А вы знаете почему?Хвойные растения остаются вечнозелеными весь год, благодаря тому, что в хвое содержится смола, которая не замерзает даже в сильные морозы (показ смолы).
- Так чем же наполнены хвоинки?
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Что вы можете рассказать о ёлке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. Посмотрите на сосну.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Давайте рассмотрим ветви сосны и ели, их шишки.
- Чем они похожи? (Ветки сосны и ели зеленые, у них иголки).
Даже елки мы вначале,
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она,
Не такая как сосна.
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? (Иголками).
- По – другому, их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и сосны рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать о них, какие они?
- Какие хвоинки у сосны? (Светло - зеленые, длинные, мягкие).
- А у ели? (Темно – зеленые, короткие, колючие).
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной, хвоинки обоих деревьев – пахучие.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели? (еловая шишка удлиненная, у нее более мягкие чешуйки, она светло - коричневая).
- Что вы расскажете про сосновые шишки? (круглые с твердыми чешуйками, темно -коричневые).
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созревают, раскрываются чешуйки, в которых находятся семена, и ветер разносит их по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Но есть такое дерево – пихта, которое осенью сбрасывает свои иголки (рассматривают иголки, ветки дерева).
Игра «Назови ласково».
Береза – березка; клен – кленок;
осина – осинка; дуб – дубок;
тополь – тополек; шишка – шишечка;
сосна – сосенка; ветка – веточка;
елка – елочка; лист – листик;
рябина – рябинка; иголка – иголочка;
калина – калинка; лес – лесок;
тополь – тополёк.
Физминутка:«Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками).
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед).
Вправо — влево, взад — вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся).
Игра «Узнай и назови дерево».
Взрослый вывешивает по одной картинке дерева на магнитную доску, дети называют дерево и определяют, какое оно, лиственное или хвойное.
2 вариант игры: «Каждое дерево в свой лес».
На карточках, хвойные и лиственные деревья. Дети берут по одной карточке и находят каждому дереву свой лес (в процессе игры взрослый спрашивает, почему дети поместили то или иное дерево именно в этот лес).
— Ребята, вы заметили, что деревья все разные, но строение у них у всех одинаковое.
— Давайте рассмотрим, что есть у всех деревьев? (Корень, ствол, ветки, листья).
- Для чего дереву нужны корни, что они делают? (Поглощают воду и питательные вещества из почвы, удерживают дерево, корень находится под землей).
- Какую функцию выполняет ствол? (По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям).
- Что есть на ветках?(Листья, цветы, плоды).
- Ребята, что выделяют листья? (Кислород, а поглощаютуглекислый газ; плоды падают, семена, падая в землю, прорастают).
-Когда листья падают, что происходит? (Гниют, образуют питательные вещества для дерева).
— Чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (Наличием листьев).
— А можно ли сказать, что деревья живые?
- Действительно, деревья живые, так как они растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые.
Деревья нужно беречь. И если бы деревья умели разговаривать, они бы сказали нам так:
Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор пинать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу,
Уважает тишину.
Игра «Один – много».
Клен – клены, много кленов; рябина – рябины, рябин;
тополь – тополя, много тополей; ель – ели, елей;
осина – осины, осин; сосна – сосны, сосен;
дуб – дубы, дубов; плод – плоды, плодов;
береза – березы, берез; шишка – шишки, шишек;
желудь – желуди, желудей; корень – корни, корней;
ствол – стволы, стволов; ветка – ветки, веток;
иголка – иголки, иголок; лес – леса, лесов;
чаща – чащи, чащ; ёлка – ёлки – ёлок.
Игра «Для чего нужны деревья?».
В этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
- для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха);
- очищают воздух;
- с них собирают урожай плодов;
- они радуют глаз;
- из деревьев изготавливают различные предметы;
- строят дома, делают бумагу и т. д.
Игра «Найди и назови предметы, сделанные из дерева».
Взрослый показывает иллюстрации осеннего леса.
- Красивы леса в любое время года! Но в осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья? (В красный, желтый, коричневый, золотой).
- Как сберечь такую красоту? (Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в парке, сквере, чтобы они хорошо перезимовали).
Ты чего скрипишь, береза?
Стынут корни от мороза.
Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
Я совсем заледенела.
Но не бойся,…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
- Чего нельзя делать, чтобы сохранить такое лесное богатство?
Малоподвижная игра «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).
Предположительные ответы детей: ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя. Проверка правильности выбранных знаков.
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Игра «Что растёт в краю родном?».
- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши, если нет – то показываете пальчиком «отрицание». (Яблоня, груша, ель, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.)
Игра «Посчитай» со словами: береза, дуб, сосна, ветка, шишка и т.д.; высокое дерево, сосновая ветка, могучий дуб, стройная береза и т.д.
- Одно дерево, два дерева, пять деревьев;
- Одно высокое дерево, два высоких дерева, пять высоких деревьев.
Игра «Назови предмет со словом «сосновый».
Бор какой? – сосновый;
кресло какое? – сосновое;
мебель какая? – сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки…
Игра «Узнай дерево» по его плодам и закончи предложение.
Желуди растут на - ….(дубе);
Круглая шишка на - …(сосне);
Длинная шишка на - …(ели);
Грозди рябины растут на - …(рябине);
Сережки растут на - …(березе, ольхе, иве).
Игра «Подбери действия».
Лист что делает? - желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет…
- Дерево, корни, ветви, крона, почки…
Игра «Четвертый лишний».
Клен, рябина, ель, тюльпан;
Береза, дуб, тополь, кедр;
Осина, липа, дуб, ель;
Сосна, тополь, рябина, калина;
Ель, сосна, дуб, кедр.
Итог занятия:
- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?(Хвойный).
- А если в лесу больше всего берёз, осин как мы назовём такой лес?(Лиственный).
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(Смешанный).
- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса.
Предложить детям выбрать по предпочтениям средства выразительности (краски, карандаши, восковые мелки) и нарисовать любое дерево по выбору. (Рисование в свободное время в группе).
В группе, помогите ребенку составить описательный рассказ о дереве по плану:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
в каком лесу растет;
как выглядит дерево, описать (ствол, ветки, плоды, листья);
какую пользу приносит.