Экотренинг «Природа вокруг нас»
Автор: Малова Светлана Николаевна, учитель биологии гимназии № 122 имени Ж.А.Зайцевой Московского района г.Казань РТ
Описание материала: представляю вашему вниманию экотренинг «Природа вокруг нас». Данный материал будет полезен педагогам биологии, педагогам дополнительного образования в кружковых занятиях по экологии, для внеклассного мероприятия. Возраст учащихся 5-7 классы.
Тренинг основан на дополнительных знаниях детей в области экологии и биологии и позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны
природы;
- привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды родного края;
- формировать социально-активную жизненную позицию школьников;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Кроссворд «Эрудит»

По горизонтали:
1. Растение видное,
а имя обидное.
2. На опушке у пеньков много красных огоньков.
Ах, ты только погляди-ка да ведь это…
3. Растет зеленый кустик,
дотронешься – укусит.
4. Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
дети, птицы и медведи.
5. Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?
В шапке беленькой стоит,
А подуешь – улетит.
6. Золотые огоньки,
Белые воротники.
По вертикали:
7. На кустах с колючками она,
Вроде бы малина, но черна.
8. В лесу, на болоте,
Вы травку найдете,
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
9. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
10. Беленькие горошки
На зеленой ножке.
Ответы на кроссворд:
1. Лопух
2. Земляника
3. Крапива
4. Малина
5. Одуванчик
6. Ромашка
7. Ежевика
8. Черника
9. Клюква
10. Ландыш
Иллюстрации с изображениями растений и животных Красной книги.
Ход игры
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на тренинге «Природа вокруг нас».
Игра посвящена природе нашего Татарстана. Перед началом игры я хочу вам прочесть замечательное стихотворение:
Стали люди сильными как Боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках.
Мы давно освоили Планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Черные - сотрешь ли, человек?
(А.Плотников)
Строки этого стихотворения призываю нас задуматься о будущем. А для этого необходимо ценить то, что нам дано. В жизни много загадок, отгадать которые может только любопытный и знающий человек. Будущее природы зависит от нас с вами. Останется ли наша планета голубой и зеленой или превратится в пыль. В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое с природе родного края.
За ходом игры будет следить жюри и оценивать ваши ответы.
Участники игры делятся на 4 команды. Получают сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Ведущий:
Первый тур нашей игры «Экологические праздники».
Ежегодно в нашей стране проводится крупная экологическая акция «Общероссийские Дни защиты от экологической опасности». Проходят Дни защиты от экологической опасности и на территории и у нас в Татарстане.
Окружающая природная среда в результате антропогенного воздействия изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия. В 21 веке могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми последствиями. Оттого, как мы будем относиться к природе, зависит и наше будущее.
Начинаем первый тур игры.
Я буду зачитывать вопрос и четыре варианта ответа на него.
Ваша задача выбрать правильный ответ. Время на выполнение 30 секунд. Отвечает команда - первая поднявшая сигнальную карточку с цифрой номера варианта ответа. Если ответ дан неверно - выслушиваются ответы других команд в порядке очередности.
В какое время года отмечается День Земли?
1 осенью (22 ноября)
2 зимой (22 декабря)
3 весной (22 апреля)
4 летом (22 июля)
2. В октябре отмечается День защиты животных. Назовите число.
1 4 октября
2 14 октября
3 24 октября
4 30 октября
3. В каком месяце отмечается День воды?
1 в январе
2 в марте
3 в августе
4 в ноябре
4. Назовите дату, когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды?
1 5 февраля
2 5 апреля
3 5 июня
4 5 сентября
Второй тур игры посвящен животным нашего края
Задание: каждой команде предстоит по очереди ответить на один вопрос. Время обсуждения 1 минута. Если команда, которой задавали вопрос, не дала правильного ответа - право ответить имеет другая команда, первая поднявшая сигнальную карточку.
Какой за пушистый зверек, проживающий в наших лесах, характер которого не по росту задиристый, умеет отвоевать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру. Разных гнезд у зверька несколько (до 5) - дл« сна, для потомства, для укрытия от непогоды. Устраивая частые новоселья зверек спасаете* таким образом от паразитов. О каком зверьке идет речь? (о белке).
2. Существование зайца на Земле далеко не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи, с том, что в нашем краю на одного зайца - 10 охотников. Как же зайцы умудряются выжить1: (их спасает плодовитость: выводков бывает до 3-4 в год и в каждом по 8 детенышей).
3. Живет этот зверек обычно под землей. Порой охотится и на земле, шаря носом в опавшей листве и во мху. И тут, наткнувшись подслеповатой, но чуткой мордой на зайчонка - без жалости его съедает. Догадайтесь, о ком идет речь? (крот).
4. Что за зверь, который так похудел за зиму, что жует и гложет все что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдет - попирует. Муравейник для него - находка особенно приятная. Когда с моховых болот найдет снег - клюкву собирает. Щуки на разливе пойду! метать икру - и он туда же. О ком идет речь? (о медведе).
Третий тур игры «Деревья нашего окружения»
Этот тур игры мы посвящаем деревьям. Сейчас вы вновь будете работать с сигнальными карточками, которые находятся у вас на столах. Я буду зачитывать вопрос, и давать 3 варианта ответов. Задача команды - выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве
ветра. Это дерево считается самым беспокойным, самым шумливым.
1 осина
2 дуб
3 клен
2. Деревья, растущие на аллее Екатерины II , являются памятниками природы.
Как они называются?
1 каштаны
2 дубы
3 сосны
3. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой. Назовите это дерево?
1 клен
2 береза
3 рябина
4. Хвойные растения, южные гости, растущие на улицах нашего города:
1 голубая ель
2 туя
3 лиственница
Четвертый тур игры «По страницам Красной книги»
В этом туре мы будем говорить о редких животных и растениях нашего края.
Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за 1 минуту обсуждения должны определить о каком растении или животном идет речь?
Если команда, которой задавался вопрос, ответил неверно, то право ответа переходит той команде, которая перовой подняла сигнальную карточку.
1.Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одолень-травой. Свое название растение получило в честь мифических нимф. Растет в стоячих или медленно текущих водоема, а сорванные цветы быстро закрываются и вянут. О каком растении идет речь?
(кувшинка белая).
2.В нашем районе это растение встречается в заокской зоне, в старицах реки Оки - озерах Сосновое,
Ситное, Долгое. За форму плодов его иногда называют «чертиками». Дайте правильное его название?
(водяной орех - чилим).
З.В начале цветения, в апреле-мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только цветок - мохнатый венчик желтого или фиолетового цвета. Существует поверье, что растение обладает усыпляющим действием. Как оно называется? (прострел раскрытый или сон-трава).
4.Этот зверек - представитель семейства насекомоядных. Обитает у водоемов, занесен в Красную книгу РТ и России. Кто это?
(выхухоль).
Пятый тур игры «Птица года»
Союз охраны птиц России, начиная с 1996 года, проводит акцию «Птица года», цель которой -сохранить видовое разнообразие диких птиц. Каждый год посвящается одной птице, о которой собираются данные: места обитания, численность, неблагоприятные моменты, либо опасность для жизни птиц. Назовите птицу года - 2018 . Отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку с номером правильного ответа.
1. Скворец
2. Черный стриж +
3. Скопа
4. Чайка
Шестой тур игры «Особо охраняемые природные территории»
Создание особо охраняемых природных территорий - одна из форм сохранения видового разнообразия растительного и животного мира.В РТ в число особо охраняемых природных территорий входят Саралы и Раифа.
Они являются:
1. заповедниками +
2. государственными заказниками
3. памятниками природы
Дайте ответ, подняв сигнальную карточку с номером правильного ответа. Отвечает команда, первая поднявшая карточку.
Седьмой тур игры «Советы и приметы»
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех умеющих их тайны разгадать.
Попробуем представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения.
Как стало бы уныло! Нет привычных тополей, берез, нет крапивы у забора, и дом опустел бы без цветов. В последние 2-3 столетия растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Это происходит потому, что люди забывают о ее роли. А ведь если внимательно присмотреться к миру растений, то они как самые точные приборы укажут нам направление света, расскажут о погоде, и даже подскажут который час. А знаете ли вы приметы? Сейчас мы это проверим.
К какой погоде ноготки закрывают цветы? (к дождю)
Большой урожай рябины - к чему? (к холодной зиме).
Если утром на траве роса - то это означает...? (днем дождя не будет).
Поникли листья клевера - ? (к дождю)
Если бурьян вырос высокий - ? (будет много снега).
Водные растения плачут - ? (к дождю).
Осенью расцвели шиповник, одуванчик...? (к долгой теплой осени).
Поздний гриб - ? (поздний снег).
Итоги:
Наш тренинг подошел к концу.
А теперь подсчитываем баллы и подводим итоги.
Поздравляем и награждаем победителей!
Литература
1. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
2. Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001
3. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. / Издательский Дом «Литера»- Санкт- Петербург -2016г. – 95с.
4. Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2017. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»).
5. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 174 с.
6. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 352 с.
Интернет ресурсы
http://bio.1september.ru/index.php; http://festival.1september.ru/; http://www.proshkolu.ru/; http://sbio.info/index.php; http://www.virtulab.net/