СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экоурок на тему: «Раздельное накопление твердых коммунальных отходов пропаганда потребления биоразлагаемой тары и упаковки"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках.

Просмотр содержимого документа
«Экоурок на тему: «Раздельное накопление твердых коммунальных отходов пропаганда потребления биоразлагаемой тары и упаковки"»



















Дидактический материал к экологическому уроку

«Раздельное накопление твердых коммунальных отходов пропаганда потребления биоразлагаемой тары и упаковки»



















Разработала — Тхагова М.Х., учитель биологии МБОУ СОШ №5 а. Блечепсин Кошехабльского района

















2018-2019 учебный год

Дидактический материал к экологическому уроку на тему:

«Раздельный сбор твердых коммунальных отходов и пропаганда потребления биоразлагаемой тары»

Эпиграф к уроку:

«Человечество не погибнет от ядерной войны, оно задохнется в собственных отходах»

Нильс Бор

Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

Задачи:

1)Донести до учащихся актуальность проблемы отходов в России и в мире, показать её масштаб.

2)Раскрыть понятия «твердые коммунальные отходы»; «вторичная переработка отходов» и рассказать о том, как это работает.

3) Рассказать о повседневных практиках, позволяющих каждому школьнику внести свой вклад в решение проблемы отходов.

4) Вовлечь школьников и их родителей в участие в экологических акциях.

Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву.

Переработка отходов не только снижает количество отходов на полигонах, но и позволяет получать вторичное сырьё, пригодное для производства новых продуктов. Переработка некоторых видов отходов – например, стеклянной тары и металлических банок – экономически выгодна, не требует значительных затрат и не наносит вреда окружающей среде. Данный способ решения проблемы отходов требует повышения экологической грамотности населения, готовности вовлекать отходы во вторичный оборот.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — это отходы, образующиеся в жилых зданиях, торговых, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир, дома), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы (старая мебель, бытовая техника).

В состав ТКО входят ценные компоненты: металлы, бумага, пластмассы, стекло, полиэтилен, дерево, текстиль, пищевые отходы.

В состав ТКО входят опасные компоненты: батарейки, ртутные термометры, удобрения, бытовая химия, яды, лаки, электроприборы, медицинские отходы, аккумуляторы.

Безопасная схема переработки ТКО включает в себя:

1.Раздельный сбор компонентов ТБО

2.Компостирование биологических отходов

3.Раздельная переработка компонентов

4. Сжигание не перерабатываемых компонентов.

Собранные отдельно компоненты ТКО могут найти применение при изготовлении:

-нужных, красивых предметов и товаров народного потребления;

-волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки)

-вторичное использование пластиковых бутылок;

-вторичное использование остатков бумаги и изготовление папье-маше.

Сбор и переработка ТКО позволит:

-защитить воздух и водоемы от загрязнений;

-очистить территории населенных пунктов и почвы от захламлений;

-позволит сохранить и использовать ценные компоненты.

Избавиться от накопления твердых бытовых отходов ТБО можно!

Главное запомнить:

Сбор полиэтилена защитит почву от захламления.

Сбор макулатуры позволит сохранить леса.

Сбор стеклотары сократить расходы природных ресурсов.

Сбор металлолома послужит вторичным сырьем.



Перед вами нечто невероятное… Это место нередко называют «восьмым континентом», который не нанесён на карту. Его официальное название — Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Точную площадь пятна никто не знает, но по минимальным оценкам, оно в 280 раз больше города Москва. На его территории в воде сконцентрировано огромное количество разных отходов, преимущественно пластиковых. По оценкам учёных, к 2050 году пластика в океане может стать больше, чем рыбы. Как вы думаете, сколько килограммов мусора, в среднем, человек выбрасывает за год? Дети высказывают предположения.








Подсчитано, что каждый житель нашей страны за год выбрасывает около 500 кг отходов.

Как вы думаете, куда же деваются все эти отходы?

Дети высказывают предположения.

К сожалению, в настоящее время в России большая часть отходов отправляется на свалку. Или, выражаясь научным языком, на санитарный полигон.





Площадь свалок в России — более 4 млн га: это площадь 16 таких городов, как Москва, и 28 таких городов, как Санкт-Петербург.

За год мы производим порядка 280 млн м3 твердых бытовых отходов, а это почти 4 млн вагонов отходов6! Это поезд такой длины, что он мог бы обогнуть Землю по экватору. Представьте себе, сколько вещей лежит на полигонах и больше не служит человеку.

Отходы – это ценный ресурс, который можно не выбрасывать, а использовать, перерабатывая и получая полезное сырьё. А для этого нужно менять наше отношение к отходам и развивать их переработку.

Переработка – самый прогрессивный и эффективный способ утилизации.






А теперь давайте посмотрим, что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить количество отходов на планете!

-Поучаствовать в экоакции по уборке территории. Участие в экоакции – это возможность вернуть чистоту парку, лесу, двору, а заодно пообщаться с друзьями на свежем воздухе. В ближайшее время наша школа как раз будет проводить такие экоакции.

-Поучаствовать в экоакции по сбору вторсырья на переработку. Заводы по переработке пластика, стекла, макулатуры и алюминия действуют во многих крупных городах. Есть и пункты, в которых каждый из нас может сдать вторсырьё на переработку.

-Уменьшать объем выбрасываемых отходов, прессуя мусор – складывать коробки из-под сока, молока, сворачивать пластиковые бутылки.

-Научиться своими руками, превращать отслужившие вещи и упаковку в новые оригинальные вещи. Давая вещам вторую жизнь, мы используем природные ресурсы максимально эффективно.

В конце урока можно предложить учащимся игру «Раздельный сбор мусора» . Класс разделите на две команды. Цель команды - правильно собрать разбросанный на станции мусор по корзинам. Оборудование: 3-5 мусорных корзины с этикетками, бумага А4 с надписями. На бумаге пишется название мусора: детские пластмассовые игрушки, старая ложка, алюминиевая баночка, сухарь, коробка от клавиатуры компьютера, газета, пластиковая бутылка и т.п., как можно разнообразнее. На корзинах этикетки: «металл», «пластик», «стекло», «бумага», «пищевые отходы». Бумага либо сворачивается, комкается, либо просто раскладывается в перевернутом виде.



Литература:

1.World Economic Forum, Ellen MacArthur Foundation and McKinsey & Company, The New Plastics Economy: Rethinking the future of plastics. — 2017.

2.Российская газета. Ищут пути к отходам. 23 марта 2016. https://rg.ru/2016/03/23/v-rf-budut-stimulirovat-sozdanie-zavodov-delaiushchih-energiiu-iz-musora.html

3. Вести. Россия заросла мусором: Путин поручил разгрести свалки. 25 ноября 2016 г. http://www.vesti.ru/doc.html?id=2825974

4. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации в 2015 году». http://www.mnr.gov.ru/gosdoklad-eco-2015/waste.html#tbo07

5.Myshared.ru/slide «Пропаганда раздельного сбора ТКО»