СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экранизация произведений русской классической литературы в «великом немом»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В литературе образ создаётся словесными средствами, а в кино – визуальными, и ни те, ни другие не подменяют друг друга, работают каждый на своём поле. Презентация знакомит обучающихся с историей экранизации великих произведений русской классической литературы.

Просмотр содержимого документа
«Экранизация произведений русской классической литературы в «великом немом»»

   Щигровский филиал ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»  «Экранизация произведений русской классической литературы в «великом немом»»     Подготовила преподаватель русского языка и литературы Смахтина Марина Валентиновна

Щигровский филиал ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

«Экранизация произведений русской классической литературы в «великом немом»»

Подготовила

преподаватель

русского языка и литературы

Смахтина Марина Валентиновна

Во второй половине 19 века человечество впервые узнало о том, что такое кино. Относительно новое открытие русского синематографа – экранизация – появилось в 20 веке. «Фильм похож на роман, но на роман, который будет показан, а не рассказан».    Лоусон, английский теоретик кино             В литературе образ создаётся словесными средствами, а в кино – визуальными, и ни те, ни другие не подменяют друг друга, работают каждый на своём поле.

Во второй половине 19 века человечество впервые узнало о том, что такое кино. Относительно новое открытие русского синематографа – экранизация – появилось в 20 веке.

«Фильм похож на роман, но на роман, который будет показан, а не рассказан».

Лоусон, английский теоретик кино

В литературе образ создаётся словесными средствами, а в кино – визуальными, и ни те, ни другие не подменяют друг друга, работают каждый на своём поле.

               Некоторые критики приходили к выводу о нецелесообразности экранизации.   Именно на материале русской литературной классики были завоеваны первые принципиальные успехи экранной выразительности. Обращаясь к литературе, кино обретало себя, заимствуя, шло к самостоятельности.  Подобные выводы, конечно, были поспешными. За небольшую историю кинематографа было много интересных, талантливых экранизаций классической литературы.

Некоторые критики приходили к выводу о нецелесообразности экранизации.

Именно на материале русской литературной классики были завоеваны первые принципиальные успехи экранной выразительности. Обращаясь к литературе, кино обретало себя, заимствуя, шло к самостоятельности.

Подобные выводы, конечно, были поспешными. За небольшую историю кинематографа было много интересных, талантливых экранизаций классической литературы.

Особенно популярными были и остаются экранизации произведений А.С.Пушкина. Сам поэт не дожил до появления кинематографа ровно 58 лет и не успел нигде сыграть лично, зато последний практически с первых лет своего существования взялся за тексты Пушкина и не отпускает их до сих пор.  В довоенном отечественном кинематографе существует 32 картины по различным произведениям Пушкина. Самая ранняя датируется 1907 годом и не сохранилась до наших дней. Речь идет о «Борисе Годунове» режиссера И.Шувалова, производства Первого синематографического ателье А.Дранкова. Публичный показ картины состоялся в августе 1907 года под названием «Сцена из боярской жизни».

Особенно популярными были и остаются экранизации произведений А.С.Пушкина. Сам поэт не дожил до появления кинематографа ровно 58 лет и не успел нигде сыграть лично, зато последний практически с первых лет своего существования взялся за тексты Пушкина и не отпускает их до сих пор.

В довоенном отечественном кинематографе существует 32 картины по различным произведениям Пушкина. Самая ранняя датируется 1907 годом и не сохранилась до наших дней. Речь идет о «Борисе Годунове» режиссера И.Шувалова, производства Первого синематографического ателье А.Дранкова. Публичный показ картины состоялся в августе 1907 года под названием «Сцена из боярской жизни».

Вслед за ней в 1909 году Я.Протазанов представляет «Бахчисарайский фонтан», тоже не дошедший до наших дней. А вот драма «Мазепа» (1909) В.Гончарова сохранилась и представляет собой экранизацию одноименной оперы П.И.Чайковского, в основу которой положена поэма А.С.Пушкина «Полтава».

Вслед за ней в 1909 году Я.Протазанов представляет «Бахчисарайский фонтан», тоже не дошедший до наших дней. А вот драма «Мазепа» (1909) В.Гончарова сохранилась и представляет собой экранизацию одноименной оперы П.И.Чайковского, в основу которой положена поэма А.С.Пушкина «Полтава».

  Проблема соотношения литературы и кино впервые всерьез была поставлена в середине 1910-х годов. Интересно, что это совпало с постановкой именно пушкинского фильма —

Проблема соотношения литературы и кино впервые всерьез была поставлена в середине 1910-х годов. Интересно, что это совпало с постановкой именно пушкинского фильма — "Пиковой дамы" Я. Протазановым в 1916 г. Может, это было случайным совпадением, однако именно вслед за появлением "Пиковой дамы« журнал «Проэктор» выступил с обсуждением задач, возникающих перед режиссёром при экранизации».

  Всего в период с 1907 по 1938 год было снято 56 экранизаций произведений поэта. Нельзя не отметить один из самых известных и популярных в те времена киновариантов «изящного пустячка» Пушкина «Домик в Коломне» (1913), снятого Петром Чардыниным, где актер Иван Мозжухин ради любви из красивого гвардейского офицера на время «превращается» в Маврушу-кухарку. 

Всего в период с 1907 по 1938 год было снято 56 экранизаций произведений поэта. Нельзя не отметить один из самых известных и популярных в те времена киновариантов «изящного пустячка» Пушкина «Домик в Коломне» (1913), снятого Петром Чардыниным, где актер Иван Мозжухин ради любви из красивого гвардейского офицера на время «превращается» в Маврушу-кухарку. 

Михаил Юрьевич Лермонтов не дожил до 27 лет, но этого было достаточно, чтобы изменить литературу. И по сей день его произведения служат вдохновением для других художников. Его произведения были увековечены и в кино. В середине 1920-х режиссер Владимир Барский

Михаил Юрьевич Лермонтов не дожил до 27 лет, но этого было достаточно, чтобы изменить литературу. И по сей день его произведения служат вдохновением для других художников. Его произведения были увековечены и в кино. В середине 1920-х режиссер Владимир Барский "замахнулся" на "Героя нашего времени". Но его заинтересовал не роман целиком, а отдельная его часть -"Княжна Мэри" (авторы фильма предпочли такой вариант написания имени героини)

Главные роли в фильме исполнили Тамара Болквадзе, Николай Прозоровский, Белла Белецкая.

Главные роли в фильме исполнили Тамара Болквадзе, Николай Прозоровский, Белла Белецкая.

Первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого «Война и мир» была предпринята в 1913 г. режиссером Петром Чардыниным, вторая – в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась экранизация отдельных отрывков романа.  Витольд Полонский, Вера Каралли              В главных ролях снялись Иван Мозжухин, Ольга Преображенская,

Первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого «Война и мир» была предпринята в 1913 г. режиссером Петром Чардыниным, вторая – в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась экранизация отдельных отрывков романа. 

Витольд Полонский, Вера Каралли

В главных ролях снялись Иван Мозжухин, Ольга Преображенская,

Роман «Анна Каренина» - самое экранизируемое произведение Льва Николаевича Толстого. Роман дважды экранизировали в дореволюционной России – в 1911 и в 1914 годах. Об экранизации 1911 года нет никаких данных, а немой фильм 1914 года производства  «Венгеров и К°» (режиссер  Владимир Гардин) считается одним из лучших отечественных немых кинофильмов. В роли Анны снималась талантливая актриса Мария Германова.  Перед съемками Германова решительно заявила режиссеру о том, что сцены должны быть отрепетированы, чего в кино начала века не практиковалось. В результате игра Германовой получила хвалебные отзывы.

Роман «Анна Каренина» - самое экранизируемое произведение Льва Николаевича Толстого. Роман дважды экранизировали в дореволюционной России – в 1911 и в 1914 годах. Об экранизации 1911 года нет никаких данных, а немой фильм 1914 года производства  «Венгеров и К°» (режиссер  Владимир Гардин) считается одним из лучших отечественных немых кинофильмов. В роли Анны снималась талантливая актриса Мария Германова. 

Перед съемками Германова решительно заявила режиссеру о том, что сцены должны быть отрепетированы, чего в кино начала века не практиковалось. В результате игра Германовой получила хвалебные отзывы.

Ф.М.Достоевский всегда был востребован и в театре, и в кино. Первый немой фильм по Достоевскому был снят еще до революции, в 1910 году, а первый спектакль был поставлен еще при жизни писателя.    В 1910 году вышел короткометражный немой фильм Петра Чардынина по мотивам романа

Ф.М.Достоевский всегда был востребован и в театре, и в кино. Первый немой фильм по Достоевскому был снят еще до революции, в 1910 году, а первый спектакль был поставлен еще при жизни писателя.

В 1910 году вышел короткометражный немой фильм Петра Чардынина по мотивам романа "Идиот". Он передает только схему романа, его сюжет.

 Наличие зрелищного начала и соответствие произведений Гоголя запросам публики привлекли к его творчеству внимание одного из ведущих отечественных кинопроизводителей в дореволюционной России А. Ханжонкова. Заметим, что кино заинтересовали его повести «Страшная месть», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Шинель», содержавшие сказочное, таинственное, мистическое и потому способные обеспечить коммерческий успех у публики. Экранизацию гоголевских произведений он поручил талантливому режиссеру, но в большей степени гениальному изобретателю и магу анимации В. Старевичу.

Наличие зрелищного начала и соответствие произведений Гоголя запросам публики привлекли к его творчеству внимание одного из ведущих отечественных кинопроизводителей в дореволюционной России А. Ханжонкова. Заметим, что кино заинтересовали его повести «Страшная месть», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Шинель», содержавшие сказочное, таинственное, мистическое и потому способные обеспечить коммерческий успех у публики. Экранизацию гоголевских произведений он поручил талантливому режиссеру, но в большей степени гениальному изобретателю и магу анимации В. Старевичу.

        25 сентября 1924 года в кинозале электротеатра

25 сентября 1924 года в кинозале электротеатра "Арс" после беспрецедентной полугодовой рекламной компании состоялась премьера фильма «Аэлита». Фильм показывали в течение месяца с неизменным аншлагом.

Сюжет фильма, основанный на одноименном романе Алексея Толстого, повествует о советском инженере Лосе, который создает космический корабль для полета на Марс.

 Марсианские декорации для фильма были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа. «В фильме можно увидеть виды Москвы начала 1920-х годов: Кремль с высоты первоначального здания Храма Христа Спасителя и Красную площадь без мавзолея - с памятником Минину и Пожарскому

Марсианские декорации для фильма были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа. «В фильме можно увидеть виды Москвы начала 1920-х годов: Кремль с высоты первоначального здания Храма Христа Спасителя и Красную площадь без мавзолея - с памятником Минину и Пожарскому", - говорилось в рекламной афише.

Кино за прошедшие десятилетия стало «искусством миллионов». С первых же ещё робких шагов оно провозгласило современный принцип художественного мышления: мир познаётся в движении, только в развитии, а литература помогает этому.

Кино за прошедшие десятилетия стало «искусством миллионов». С первых же ещё робких шагов оно провозгласило современный принцип художественного мышления: мир познаётся в движении, только в развитии, а литература помогает этому.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!