Экранно-звуковые средства обучения в начальной школе
Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго, вызывает дополнительный интерес к событиям, объектам, явлениям. Следовательно, при воспитании и обучении должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного.
Познание окружающего мира младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Ребенок усваивает значительную часть информации на основе зрительного восприятия окружающих предметов и явлений. Но иногда педагог не может наблюдать с детьми те или иные явления в силу ряда причин: их труднодоступности, отдаленности, сложности. В этих случаях чрезвычайно большое значение приобретают различные технические средства обучения, среди которых важную роль играют экранно-звуковые средства: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы и другие. Научными исследованиями и практикой доказано, что экранно-звуковые средства обладают огромными дидактическими возможностями, оказывают на детей чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие.
Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, выразительные средства экрана делают его сильным стимулом, побуждающим ребенка к активной мыслительной деятельности, ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности, вызывает радость, интерес. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребенка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука – самый мощный фактор утомляемости даже там, где отсутствуют элементы трудностей.
Экранно-звуковые технические средства обеспечивают подачу и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха: звуковое кино, видеофильмы, учебное телевидение, видеодиски (CD, DVD), озвученные диафильмы и слайды.
Использование экранно-звуковых средств позволяет выйти за рамки учебного класса, сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации, интенсифицирует передачу информации, организует поисковую деятельность учеников, усиливает эмоциональный фон обучения, а также формирует учебную мотивацию учеников. Систематическое использование экранно-звуковых средств позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия при условии продуманного и последовательного включения в процесс преподавания.
Опыт показывает, что использование экранно-звуковых средств существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности учеников, о чем свидетельствуют увеличение количества задаваемых ими вопросов, наличие стремления глубже вникнуть в сущность процессов и явлений.
В начальной школе экранно-звуковые средства используются как для решения учебных задач, так и для развлечений.
Из экранно-звуковых средств в начальных школах наибольшее распространение получили кинофильмы.
Звуковые кинофильмы, благодаря звуку, являющемуся и носителем информации, и в сочетании с изображением воздействующему на интеллект и его чувства, значительно повышают эффективность обучения.
Они находят широкое использование в различных случаях:
— в дополнение к наблюдениям и работам учащихся, особенно при обобщениях и выводах о различных сезонных явлениях, а так же при беседах, где личный опыт требует подкрепления или расширения его дополнительным материалом;
— при чтении научно-популярных статей (иногда и художественных отрывков), по материалу которых запас конкретных представлений у учащихся ограничен или вовсе отсутствует;
— при беседе на темы из прошлого нашей Родины, когда крайне необходимо оживить изучаемый материал;
— при повторении или закреплении изучаемого материала или при обобщении или расширении учебного материала.
Кино занимает огромное место в жизни детей. Оно обладает для них особой притягательной силой, покоряющей их убедительностью и несомненной достоверностью.
Учебные кинофильмы знакомят школьников с окружающей действительностью, сезонными явлениями природы, животными и растениями, рассказывают о жизни детей, о труде людей в городе и деревне.
Кинофильм расширяет умственный кругозор школьников и содействует воспитанию у них наблюдательности и художественного вкуса.
Для упражнений в навыках речи на уроках русского языка учителя подбирают учебные фильмы, которые помогают детям быстрее и легче усвоить новые слова и их правописание.
Словарная работа, проводимая с учебным фильмом на уроке русского языка, тесно связана с расширением жизненного опыта детей, с обогащением детского словаря, с разбором и пересказом содержания фильма.
На практике в основном учителя применяют кинофильмы на уроках окружающего мира.
Просмотр фильма, при направляющем руководстве учителя начиная с первого класса, не является пассивным процессом. Показ фильма активизирует мышление ребенка, заставляет детей обдумывать наблюдаемые факты, связывать их между собой, находить причины тех или иных демонстрируемых с экрана явлений.
Дети охотно делятся после показа своими наблюдениями о свойствах предметов, устанавливали связи с тем, что им удалось наблюдать в природе, и тем, что они увидели в фильме. Они охотно изображают на бумаге то, что увидели на экране, подробно объясняют и дополняют свой рисунок связным рассказом.
Можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с учебным фильмом: вступительная беседа, задания по теме фильма, просмотр фильма, беседа после его показа, зарисовки по фильму, составление плана содержания фильма и пересказ по этому плану и так далее.
Фильмы художественные (снятые по литературным сценариям с участием актеров), хроникально-документальные (в которых отражены действительные события), научно-популярные (популярно излагают научные или технические проблемы, раскрывают явления природы на научном уровне и процессы в различных областях науки, техники, промышленности) должны быть доступными и занимательными.
Отмечается, что за 10-15 мин демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации, рассчитанной на урок. Это доказывает, что учебные фильмы экономят время и повышают производительность педагогического труда.
Учебное кино (кинопособия) как один из видов научного кино предназначено для демонстрации при ознакомлении с явлениями и процессами, недоступными для непосредственного наблюдения, содержат фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке со звуковым сопровождением, должно соответствовать воспитательно-дидактическим целям и учитывать психолого-педагогические требования, возрастные особенности.
Выделяют разновидности учебного фильма:
- кино- или видеофрагмент (3-5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы);
- кинокольцовка (небольшой фильм, содержащий информацию о циклических процессах, допускающее повторение одних и тех же кадров и текста с целью многократного повторения, усвоения, например, при изучении иностранного языка);
- кино- или видеокурс – кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;
- кино (видео) хрестоматия;
- ситуационный фильм.
Продолжительность фильма на одном уроке должна быть не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует в крайних случаях, когда изображаемое на экране не будет воспринято без комментария учителя. Необходимо продумать время фильма в структуре занятия.
При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях. Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.
Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия являются установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы как на уроке, так и вне его.
Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации необходимо воздерживаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысли школьников на подтверждение теоретических положений урока, усвоения формулировок, правил, закономерностей.
В достаточно активной форме работа над простым видеофильмом позволяет добиваться формирования у детей прочных навыков, грамматически правильных высказываний, как в диалогической, так и в монологической формах речи.
Выделяютя следующие требования к фильму:
1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма;
2) отсутствие многотемности;
3) простое композиционное построение кадра с четким выделением главного;
4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение;
5) дикторский текст может иметь паузы, для того, чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;
6) занимательность фильма, использование разнообразных способов и приемов съемки;
7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;
8) создание проблемной ситуации;
9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций;
10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.
Большое значение в учебном кино имеет мультипликация, с помощью которой главным образом показывают объекты и процессы, которые нельзя непосредственно наблюдать. В сочетании с натуральными кадрами (действительным видом объекта) не так явно чувствуется условность рисунка. Мультипликация помогает создать наиболее полное и точное представление о сложном биологическом, физическом, ином процессе, происходящем внутри объекта, в соответствии с их действительным ходом. Мультипликация может показать то, чего нет в действительности, но создано человеческим воображением.
Учебное телевидение как способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем по дидактической значимости схоже с учебным звуковым кино. Непосредственно на уроке возможно использование учебных телевизионных передач, созданных по темам учебной программы.
Активное и целенаправленное использование телевидения в качестве средства воспитания - достаточно редкое явление. В воспитательной работе класса, как правило, не используется просмотр и обсуждение телевизионных передач.
Однако стихийное усвоение телевизионной информации зачастую приводит к тому, что ребенок начинает неадекватно относиться к моральным ценностям, в результате чего у него возникает искаженное восприятие добра и зла, падение авторитета взрослых, увлечение ложными идеалами и т.д.
Необходимо формировать нравственные оценки телевизионной информации у младших школьников: мотивация (наличие интереса к определенным телевизионным передачам, формирование мотива осознанного выбора передач для просмотра); формирование знаний о положительном, морально значимом и отрицательном, о ценностях, соответствующих требованиям гуманистического общества, анализ поступков телегероев, осознания мотивов их поведения).
У младших школьников должны соблюдаться следующие условия для положительного влияния телевизионных передач на их развитие:
1) Сопровождение педагогом процесса нравственной оценки детьми поступков телевизионных героев.
Учитывая тот факт, что в младшем школьном возрасте только вырабатываются критерии оценки себя и других, в том числе поступков телегероев, особое внимание обращается на то, чтобы у ребенка были сформированы достаточно четкие представления о положительном, морально значимом, и отрицательном.
Данное условие реализуется через совместный просмотр педагогами и учащимися телепередач с последующим анализом поступков телегероев, индивидуальные беседы, проблемные ситуации, ссылки и аналоги, взятые из телепередач, изобразительную деятельность, поддержку самостоятельности и инициативы детей.
2) Обеспечение осознанного выбора ребенком телевизионных передач.
Реализация данного условия предусматривает выработку привычки у детей читать телепрограмму, выбирать нужное, ценное для того, чтобы оставалось время для других занятий.
Обеспечение осознанного выбора ребенком телевизионных передач осуществляется через организацию анализа программы телевизионных передач на предстоящую неделю и работу с нею в классе, через проблемные ситуации, высказывания, специальную информацию в классном уголке «Посмотри по телевизору», включение родителей в процесс обсуждения с детьми телевизионных передач.
Например, «Ералаш» — передача, которую иногда показывают по телевидению, представляет не только юмористическую, но и нравственную направленность, т. к. в историях киножурнала «Ералаш» высмеивается жадность - «Мандарин» (автор О. Григорьев, режиссер Л. Мирский); лживость - «Часы» (автор В. Ховенко, режиссер Н. Репина); хитрость - «Хитрый маршрут» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец, режиссер Е. Ковалец); хвастовство - «Котовасия» (автор А. Щеглов; режиссер С. Морозов), «Клевое местечко» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец; режиссер Е. Ковалец); зависть - «Наша Таня громко плачет» (автор Н. Иванова, режиссер Н. Иванова); неряшливость - «Помощница» (автор Н. Дубина, режиссер А. Михалев) и др.
Для демонстрации экранно-звуковых пособий в начальной школе нужны компьютер, телевизор, видеомагнитофон, проекционное оборудование (технические средства обучения). Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.
Видеозаписи – зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной магнитной ленте изображение и звук – кинофильмов, учебных телепередач, некоторых явлений микромира и т.д., могут использоваться как на уроках, так и во внеклассной воспитательной работе. В настоящее время киноаппаратура вытесняется современными средствами демонстрации видеофильмов теле – и компьютерными системами. Видеодиски отличаются высоким качеством изображения. Их использование не представляет большой сложности, свободно транспортируются и легко хранятся. Развитие и совершенствование телевизионной техники создает предпосылки для превращения учебного телевидения в универсальное средство, позволяющее объединить в учебном процессе все технические средства обучения, включая всевозможные обучающие устройства.
От учителя требуется тщательный подход при отборе для использования в детской аудитории, учитывая психолого-педагогические и методические аспекты, подготовки учебных материалов, исключая такие недостатки как маловыразительная и слишком продолжительная монологическая речь при рассказе об объекте, доминирование речевого ряда над зрительным, многотемность и проч.
Подводя итог, можно сказать о том, что при правильном использовании экранно-звуковых средств на уроках не только не создается атмосфера пассивности, а, наоборот, активизируется познавательная деятельность учащихся.
В подавляющем большинстве случаев применение экранно-звуковых пособий повышает интерес учащихся к изучаемой теме, вызывает чувство удовлетворения, которое способствует более прочному запоминанию учебного материала.
Такие средства обучения позволяют раскрыть глубинное содержание учебных предметов, включить в обучение активную деятельность учеников, разнообразить учебный процесс, тем самым развивая интерес у учащихся к изучаемому предмету и повышая эффективность усвоения учебного материала.
Экранные средства обучения способствуют лучшему восприятию и усвоению учебной программы, но следует помнить, что обучающая эффективность экранно-звуковых пособий зависит во многом от методов их включения в учебный процесс.
Список литературы:
1. Арнольд Н. В. Учебный кинофильм на уроках русского языка в начальной школе, — М.: Изд-во «АПН РСФСР», 1961. 94 с.
2. Арнольд Н. В. Учебный кинофильм на уроках природоведения, — М.: Изд-во «АПН РСФСР», 1963. 64 с.
3. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками // Начальная школа. -1995. 11. С. 8-11.
4. Бим И.Л., Каменецкая Н.П., Миролюбов А.А. и др. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранные языки в школе. –1995. № 3 - С. 6-11.
5. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку // Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. – 2003. - № 5.
6. Громбах М. С. Степень утомительности уроков и её изучение// Сов. педагогика, 1982 , — № 10, с. 45-47.
7. Дылеева-Казанская А. А., Арнольд Н. В. Экранные пособия на уроках русского языка в начальной школе, — М., «Учпедиз», 1961, — 168 с.
8. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2001, — 256 с.
9. Неверова А. А. Восприятие телевизионных телепередач с элементами комического как один из видов художественного восприятия // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 640-642.
10