Задача: формировать у обучающихся практические трудовые навыки, творческую активность, в воспитании художественного вкуса
Цель: вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, развивать образное мышление, фантазировать.
Сувенир (воспоминание, память)-предмет, предназначенный напоминать о чем-то, о посещение страны, города, национального парка, музея. Сувениры несут колорит места, в котором они были произведены, герб или флаг страны. Искусство изготовления игрушек- один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условием быта и труда обычаями народа, национальным характером. Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории Древних Русских городов-Новгорода, Москвы, Коломны. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников 14-17 в. свидетельствуют находки в Новгороде.
Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы-свистульки, забавные фигурки всадников. В этих игрушках уже проявились основные черты, присуще всему народному творчеству. Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Зоркая наблюдательность, близость к природе, богатая фантазия, юмор характерны для мастеров. Изображая человека, птицу, зверей, домашних животных, мастера с большой достоверностью передавали их характерные черты.
Во всем мире славиться ярко раскрашенная деревянная матрешка. Русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958 г. На Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль. В Загорске -на родине матрешки – игрушку расписывают более строго, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блузка, передник, платочек, украшенные цветами.
Слайд.
Хотя матрешка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, корни во все не русские. История матрешки берет свое начало в Японии.
Появление матрешек удивляет-что же таится внутри, какая она, самая маленькая кукла! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше-больше, выше, ниже. Матрешка несет в себе любовь и дружбу.
Слайд (история возникновения матрешки).
Слайд (кто сделал первую матрешку в России).
Первая русская матрешка «родилась» в 1980 г. В мастерской усадьбы Абранцево. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов, знаменитый промышленник . В мастерскую из Японии попала деревянная игрушка-фигурка старика, мудреца Фукурумы. Сергей Малютин решил создать что-нибудь только с русским колоритом. Малютин раскрасил кукол в стиле, который сам же и придумал. Первая матрешка содержала 8 кукол и изображала мать и семеро дочерей. Почему игрушку назвали матрешкой. Имя Матрена связывалось с образом многодетной матери. Первая кукла Сергея Малютина стала воплощением древнейшего символа российской культуры.
Слайд.
Глиняная игрушка-это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных сельскохозяйственным календарем. За основу народной игрушки взяты 3 игрушки это-конь, птица и баба. Именно из них, создавались любимые игрушки, талисманы и обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати. А кто-то символ добра, плодородия и изобилия. Особое значение имел орнамент и цвет народных промыслов, красный означал огонь; желтый –цвет холодной нивы и солнца; зеленый -возрождение жизни, синий-воду и небо, космос, белый- символ чистоты. Фигурки были наполненные тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребенка, вызывали эмоции и радость.
Слайд.
Следующий вид разновидности русского сувенира является резьба по дереву. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Народные мастера-резчики украшали царские дворцы, храмы, дома. Все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели декоративную форму и оформлялись богатым орнаментом или художественной росписью. В резном украшении ковшей, блюд. Ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природы. Ажурная резьба являлась визитной карточкой мастеров Русского Севера, Урала, Поволжья.
Слайд.
Следующий вид народного творчества кружевоплетение. Кружево-это текстильное изделие без тканной основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических). Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать»-им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах, рукавах; в другом-значение этим словом называют узорное ажурное изделие-самостоятельный вид украшение одежды или предметов Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Самым древним вязальным инструментом является спицы. Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стали использовать его в качестве украшения. Кружевоплетение на Русском Севере известно с 16 в. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет. В кружевах встречаются сочетание льняных, щелковых и металлических нитей.
Слайд.
Одним из распространенных видов русского сувенира является вышивка.
Вышивка крестом- один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры. Когда люди использовали стишки каменными иглами при шитье одежды из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, волокна конопли или шерсти, волосы.
Слайд (история возникновения и развития вышивки крестом). Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовались и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом и сюжетным рисунком. Вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.
Слайд.
Большей своей частью украшения несли нагрузку оберега. С древнейших времен все народы пользовались талисманами, по-русски оберегами. Украшения помешали на голове, чтобы уберечь мысли, разум, шею, грудь, чтобы уберечь душу и сердце, руки и ноги оберегались тоже, так как более всего подвержены ранения и ушибам. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но средство платежа.
Слайд.
К русским сувенирам относятся также изделия из бисера. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа.
ИТОГ. Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с обычаями русского народа.
Рефлексия.
Воспитанники познакомились с истоками русской культуры, будут беречь, и уважать народные традиции, любить свою родину, уважать старшее поколение.
Просмотр содержимого документа
«Экскурс "русский сувенир"»
ЭКСКУРС «РУССКИИЙ СУВЕНИР»
Задача: формировать у обучающихся практические трудовые навыки, творческую активность, в воспитании художественного вкуса
Цель: вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, развивать образное мышление, фантазировать.
Сувенир (воспоминание, память)-предмет, предназначенный напоминать о чем-то, о посещение страны, города, национального парка, музея. Сувениры несут колорит места, в котором они были произведены, герб или флаг страны. Искусство изготовления игрушек- один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условием быта и труда обычаями народа, национальным характером. Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории Древних Русских городов-Новгорода, Москвы, Коломны. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников 14-17 в. свидетельствуют находки в Новгороде.
Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы-свистульки, забавные фигурки всадников. В этих игрушках уже проявились основные черты, присуще всему народному творчеству. Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Зоркая наблюдательность, близость к природе, богатая фантазия, юмор характерны для мастеров. Изображая человека, птицу, зверей, домашних животных, мастера с большой достоверностью передавали их характерные черты.
Во всем мире славиться ярко раскрашенная деревянная матрешка. Русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958 г. На Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль. В Загорске -на родине матрешки – игрушку расписывают более строго, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блузка, передник, платочек, украшенные цветами.
Слайд.
Хотя матрешка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, корни во все не русские. История матрешки берет свое начало в Японии.
Появление матрешек удивляет-что же таится внутри, какая она, самая маленькая кукла! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше-больше, выше, ниже. Матрешка несет в себе любовь и дружбу.
Слайд (история возникновения матрешки).
Слайд (кто сделал первую матрешку в России).
Первая русская матрешка «родилась» в 1980 г. В мастерской усадьбы Абранцево. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов, знаменитый промышленник . В мастерскую из Японии попала деревянная игрушка-фигурка старика, мудреца Фукурумы. Сергей Малютин решил создать что-нибудь только с русским колоритом. Малютин раскрасил кукол в стиле, который сам же и придумал. Первая матрешка содержала 8 кукол и изображала мать и семеро дочерей. Почему игрушку назвали матрешкой. Имя Матрена связывалось с образом многодетной матери. Первая кукла Сергея Малютина стала воплощением древнейшего символа российской культуры.
Слайд.
Глиняная игрушка-это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных сельскохозяйственным календарем. За основу народной игрушки взяты 3 игрушки это-конь, птица и баба. Именно из них, создавались любимые игрушки, талисманы и обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати. А кто-то символ добра, плодородия и изобилия. Особое значение имел орнамент и цвет народных промыслов, красный означал огонь; желтый –цвет холодной нивы и солнца; зеленый -возрождение жизни, синий-воду и небо, космос, белый- символ чистоты. Фигурки были наполненные тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребенка, вызывали эмоции и радость.
Слайд.
Следующий вид разновидности русского сувенира является резьба по дереву. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Народные мастера-резчики украшали царские дворцы, храмы, дома. Все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели декоративную форму и оформлялись богатым орнаментом или художественной росписью. В резном украшении ковшей, блюд. Ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природы. Ажурная резьба являлась визитной карточкой мастеров Русского Севера, Урала, Поволжья.
Слайд.
Следующий вид народного творчества кружевоплетение. Кружево-это текстильное изделие без тканной основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических). Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать»-им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах, рукавах; в другом-значение этим словом называют узорное ажурное изделие-самостоятельный вид украшение одежды или предметов Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Самым древним вязальным инструментом является спицы. Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стали использовать его в качестве украшения. Кружевоплетение на Русском Севере известно с 16 в. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет. В кружевах встречаются сочетание льняных, щелковых и металлических нитей.
Слайд.
Одним из распространенных видов русского сувенира является вышивка.
Вышивка крестом- один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры. Когда люди использовали стишки каменными иглами при шитье одежды из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, волокна конопли или шерсти, волосы.
Слайд (история возникновения и развития вышивки крестом). Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовались и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом и сюжетным рисунком. Вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.
Слайд.
Большей своей частью украшения несли нагрузку оберега. С древнейших времен все народы пользовались талисманами, по-русски оберегами. Украшения помешали на голове, чтобы уберечь мысли, разум, шею, грудь, чтобы уберечь душу и сердце, руки и ноги оберегались тоже, так как более всего подвержены ранения и ушибам. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но средство платежа.
Слайд.
К русским сувенирам относятся также изделия из бисера. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа.
ИТОГ. Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с обычаями русского народа.
Рефлексия.
Воспитанники познакомились с истоками русской культуры, будут беречь, и уважать народные традиции, любить свою родину, уважать старшее поколение.