Экскурсии – как средство профориентации в начальной школе.
С первых лет обучения в школе у детей происходит интенсивное психологическое развитие, у них повышена чувствительность к внешним воздействиям, они эмоционально переживают свои успехи и неудачи. В этом возрасте можно воспитать ответственное отношение к своему труду, отзывчивость, доброжелательность, бескорыстие, заботливость.
У младших школьников появляется новая социальная роль — позиция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родителей. Для наглядно-действенного мышления учащихся 1–2 классов характерна тесная связь мыслительных и практических действий. К третьему классу формируется наглядно-образное мышление, позволяющее делать обобщения, абстрагироваться, представлять предмет, не оперируя им.
Поскольку любая способность, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, целесообразно в целях будущего самопределения предусмотреть на этом этапе формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально — волевой сферы.
Формы и методы такой работы могут быть самыми разными: это встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, просмотр презентаций, фильмом о профессиях, экскурсии на предприятия.
На этом этапе важно знакомить с разнообразными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда: содержать рабочее место в порядке, бережно относиться к материалам и инструментам, выстраивать положительные взаимоотношения в коллективе.
Все это определяет специфику профориентационных экскурсий для учащихся начальной школы. При проведении профориентационных экскурсий необходимо учитывать следующие правила:
- родители обучающихся должны быть хорошо осведомлены о предстоящей экскурсии;
- регулировать общую численность детей, можно работать с группой 20–25 человек, если установлены повышенные требования к безопасности, то число участников не должно превышать 10–15 человек;
- во вступительной беседе остановиться на поведении детей на экскурсии, выяснить, что они знают об объекте;
- экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты, важно акцентировать внимание обучающихся на отдельных деталях.
От экскурсии у детей остаются яркие впечатления. Поэтому в заключение проводим итоговую беседу, в ходе которой помогаю сделать правильные выводы о том, что они увидели и услышали.
Каждая экскурсия включает в себя следующие этапы:
Подготовка экскурсии включает в себя:
- выбор места проведения экскурсии;
- разработка плана и содержания экскурсии;
-подготовка специалиста предприятия (или экскурсовода) к проведению экскурсии;
- подготовка учащихся к восприятию нового материала;
- разработка форм подведения итогов экскурсии.
-составление списка обучающихся-участников экскурсии;
-расчет времени;
-распределение вопросов и заданий, по которым в ходе подготовки и проведения собрать материал;
Проведение экскурсии:
- вступительная беседа;
- практический показ, демонстрация объектов, орудий труда;
- заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответ на вопросы;
Подведение итогов:
- беседа по содержанию экскурсии, обобщение знаний, полученных на экскурсии (оформление стенда, фотоальбом, рисунки, сочинения, отзывы детей и т. д.)
Учитель в ходе экскурсии остается организатором и руководителем познавательной деятельности. Он следит за рассказом, выразительностью речи экскурсовода, подводит итоги. Экскурсия своими результатами оправдывает большую затрату времени на ее подготовку.
Учителю следует продумать как объяснить школьникам незнакомые понятия. Важно помнить о способах управления вниманием детей. С этой целью ставить перед ними определенные задачи, давать ориентиры, разъяснять детали. Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда.
Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене, способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда.
В заключение следует подчеркнуть, что конкретное содержание профориентационных экскурсий для младших школьников в значительной степени зависит от уровня сформированности класса, от заинтересованности школьников, от возможностей родителей, от креативности учителя.