Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Другое – пчелою забралось в цветок,
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«КУДА» полетело верхом на жуке,
Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится,
«ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах,
«ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень…
Летит по пятам за неведомой птицей.
«КТО» ищет в кустах притаившийся шорох,
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Виртуальная экскурсия
Биоценоз смешанного леса
Перова Елена Тимофеевна, учитель биологии и географии
МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области
Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит?
Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим Законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы
3
Видовая структура
Маршрут экскурсии
Понятие
Пространственная
структура
Механизмы устойчивости
выход
Отношения организмов
Понятие. Природная зона смешанных лесов
В Европе — хвойно-широколиственные леса состоят из ели, пихты, бука, граба, ясеня, дуба, липы, ильма, ольхи, кленов, а на Дальнем Востоке они еще богаче видами. В Западной Сибири в смешанных лесах преобладают сосна, береза и осина, с примесью ели, кедра и пихты. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные, а на Дальнем Востоке бурые лесные
Понятие
ЛЕСА СМЕШАННЫЕ — леса с различными породами деревьев: хвойно-широколиственные, лавролистные с хвойными и другие. Смешанные леса в умеренном географическом поясе образуют самостоятельные ландшафтные зоны с различием древостоя в океанических и умеренно континентальных климатических (долготных) зонах
Совершенная
и устойчивая экологическая система
Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания
Что такое биоценоз?
Понятие
Популяция – элемент биоценоза
Царства живых организмов
3
Понятие. Свойства биоценоза
Естественная, исторически сложившаяся система
Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне
Характерен круговорот веществ
Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце
маршрут
Видовая структура
Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе
Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием
Доминанты – виды, преобладающие по численности
Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза
Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных
Видовой состав — количество видов,
обитающих в биоценозе
крот
Летучая мышь
ястреб
лось
Земляника лесная
Боярышник кроваво-красный
заяц
поползень
лиса
куница
ёж
мухоловка
кабан
полёвка
Малина лесная
Берёза повислая
Рябина обыкновенная
пеночка
комар
рыжий лесной муравей
маршрут
Пространственная структура
Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия
Горизонтальная ярусность (мозаичность) – изменение животного и растительного мира по горизонтали
1-й ярус - высокие деревья
2-й ярус - низкие деревья
3-й ярус - низкие и высокие кустарники
4-й ярус - низкие и высокие травы
5-й ярус - лесная подстилка
подземная ярусность
маршрут
Отношения организмов
Трофические
Топические
Форические
Фабрические
маршрут
Трофические
отношения
Продуценты →
консументы первого порядка →
консументы второго порядка →редуценты
Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему
Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается
Отношения организмов
Топические отношения
Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями
Форические отношения —
участие одного вида в распространении другого
Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений
Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны.
Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает
Белка способствует распространению многих растений
Насекомые-опылители
Фабрические отношения — тип связей, при которых особи
одного вида используют для своих сооружений продукты выделения,
мертвые остатки либо даже живых особей другого вида.
Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена
Бельчата в гнезде
Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей
Белка использует для устройства гнезда растительные остатки
Механизмы устойчивости биогеоценоза –
способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определенном стабильном уровне
Достаточность жизненного пространства
Богатство видового состава
Многообразие взаимодействия видов
Средообразующие свойства видов
Направление антропогенного воздействия
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Пищевые связи в экосистеме называются
биотическими
2. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в
разрушении органических веществ до минеральных
3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся
растительноядные
4. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют
экологической пирамидой массы
5. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются
растения
6. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем
её устойчивости
7. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как
они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует
круговорот веществ
9. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу
более длинные и разветвленные цепи питания
10. Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида
фабрические отношения
11. Изменение животного и растительного мира по горизонтали
горизонтальная ярусность (мозаичность)
12. Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза
эдификаторы
Волки как увидели это чудо-юдо кусачее – перепугались и наутёк. А за ними – лисы, а за лисами – филины… Совсем не осталось врагов у зайца. Раздолье косому.
Прошёл год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву – пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у зайцев не останется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет
Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Потому что есть в природе закон – выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной, полной опасностей жизни
А теперь завершение сказки…
И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда называют «разбойниками», «злодеями».
… Надоело как-то зайцу волков бояться.
- Хватит, - стукнул он лапой по пеньку, - поразбойничали.
А у природы, если разобраться, нет ни
Пошёл он к кузнецу и говорит:
плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы!
- Кузнец, кузнец, не скуёшь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие и такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись?
А каково тем, за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные
Выковал кузнец косому стальные клыкищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит:
«Р-р-разорву!»
Нет, не такие они и беззащитные.
У каждого живого существа обязательно есть что-то, что помогает ему выжить. У оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные загнутые клыки; у зайца – и чуткие уши, и зоркие глаза, и быстрые ноги; птица от врага улетает, прячется в листве; пчела жалит; ёжик свернётся клубочком, иголки растопырит – попробуй, съешь его
маршрут
Информационные источники
Литература
Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.
Дитрих А. К., Юрмин Г. А., Кошурникова Р. В. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 384с.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 367с.
Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Экзамен, 2006. – 286с.
Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006. – 96с.
Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Кирпачёва Т. В. Экология животных. – Тамбов, 2007. – 96с.
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.
Интернет – ресурсы:
Слайд1. http://www.playcast.ru/uploads/2010/03/20/1636178.jpg лес
Слайд 2. http://img-fotki.yandex.ru/get/3006/adudchik.4/0_2428c_1b6a6e65_XL лес
Слайд 3. http://img-fotki.yandex.ru/get/5/anuel2007.6/0_591b_ed9ce2e5_XL коллаж
Слайд 4. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес
http://www.giovanni.panozzo.itrec.rugevit.ru/avtor/foto/nebo/900/rugevit.ru_012_Nebo.jpg кроны деревьев
http://www.zugmodell.ru/published/publicdata/ZUGMODELWEBSHOP/attachments/SC/products_pictures/17127.jpg лес
http://forchesha.narod.ru/nature/nature_062.jpg лес
http://library.istu.edu/baikal/fauna/images/zveri2.jpg биоценоз леса
Слайд 5. http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/geography/icon_366_view.jpg карта природных зон России
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/21173/21173565_ueruuykr.jpg лес
http://www.mega-foto.ru/upload/iblock/506/%20fmcwkgpm%203.jpg берёзы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Vasyugan.jpg/800px-Vasyugan.jpg леса России
Слайд 6. http :// meder . ucoz . org /_ si /0/70482. gif лиственница
Слайд 7. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес
http://static-p3.fotolia.com/jpg/00/02/36/84/400_F_2368492_NSTqMfydQE2YqVRFYL9oYDVJcH4jFY.jpg бактерии
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Canis_lupus_laying.jpg/480px-Canis_lupus_laying.jpg волк
http://lifecity.com.ua/knowledge/1212275451_i-63.jpg гриб
калина – из личного архива
Слайд 8. http://www.ecosystema.ru/08nature/world/fe/10.jpg лес
Слайд 9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/21173/21173565_ueruuykr.jpg лес
http://burenina.narod.ru/4-2.ht17.gif дуб http://a14003.rimg.info/icon/156316400068ca2beee1312111eb4ecdf6cc611091.jpg ёж
фото из личного архива
Слайд10. http://a6009.rimg.info/icon/1562264000a420f0185e3b0feae4617babf91d349c.jpg земляника
http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/1451067_w640_h640_fraoariavesca.jpg земляника
http://www.a-2studio.ru/catalog/plant/betula/fastigiata/image/2.jpg берёза повислая
http://insane.su/times/images/fox/29.jpg лиса
http://wap.unsveta.com/images/25489cy320x480.jpg заяц
http://cs9219.vkontakte.ru/u6550576/114005415/x_3260b921.jpg крот
http://www.sibirskiy-oazis.ru/images/p085_1_01.png боярышник
http://www.topreceptold.ru/otdix/www/img/trava/img_20_big.jpg рябина
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/31/729998.jpg поползень
http://www.deryabino.ru/ptaha/muholovka_pestrushka/muholovka_pestrushka01.jpg мухоловка
http://www.bmwclub.ru/uploads/photo_hunter/Malina.jpg малина лесная
http://gdb.rferl.org/2ADF38AF-A8D2-4C93-991C-2000C6BE1C2A_mw800_mh600.jpg летучая мышь
http://tihomirsvetlana.narod.ru/images/p53_polevka.jpg полёвка
http://www.stihi.ru/pics/2010/11/01/1640.jpg муравей
http://www.clipgo.ru/content/img/originals/20-08-10-dva00020.jpg комар
http://img-fotki.yandex.ru/get/23/brkazan.2/0_ee40_9669a946_XL кабан
http://i066.radikal.ru/1004/03/e1436c22853c.jpg лось
http://www.wildernessclassroom.com/www/schoolhouse/boreal_library/animals/photos/pine_marten.jpg куница
http://gallery.imagemaster.ru/data/media/8/2IMG_7300_hf.jpg ястреб
http://forum.materinstvo.ru/uploads/1205957767/post-40296-1206102038.jpg пеночка
Слайд11. http://image.websib.ru/06/img/b_07.jpg ярусы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Vasyugan.jpg/800px-Vasyugan.jpg леса России
Слайд12. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес
Слайд13:
http://cor.edu.27.ru/dlrstore/5e26543f-b2f2-4b02-adc5-b7309161fe8a/%5BBI9ZD_8-03%5D_%5BIL_04%5D.html связи в биоценозе
Слайд14. http://enprophil.ucoz.ru/index/0-43 схема взаимосвязей в сообществе
http://www.ejonok.ru/nature/biology/big/359.jpg Экологическая пирамида
Слайд15. http://natura.spb.ru/humor/les.jpg лес
http://r.foto.radikal.ru/0704/63/63e7c2bc0a57.jpg мох на стволе дерева
Слайд 16. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/452/49452861_acorn_3.jpg желуди
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2009/01/02/1254188.jpg сойка
http://i051.radikal.ru/0811/42/80b3202ce23f.jpg лещина
http://www.rbcu.ru/upload/forum/upload/666/7587__MG_7871.jpg дрозд
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/31/729998.jpg поползень
калина и сосна – из личного архива
http://www.topreceptold.ru/otdix/www/img/trava/img_20_big.jpg рябина
http://cache.photosight.ru/img/e/047/3736433_large.jpg божья коровка
http://www.bestbees.ru/files/images/chertopoloh.jpg пчёлы
Слайд 17. http://down-house.ru/uploads/posts/2010-02/thumbs/Down-House.ru_1267007421_333484055ec4.jpg бельчата
http://900igr.net/data/o-zhivotnykh/_Sibir-1.files/0014-024-Belka.jpg белка в дупле
http://www.pellotsaari.ru/resources/i3983-icon-middle.jpg гнездо на пне
http://primpogoda.ru/images/cms/data/img19/gnezdo_myshi-malyutki_pimenova_e.jpg гнездо мыши-малютки
http://static.materialsgate.de/thumb/a/juac.jpg паутина
http://macroclub.ru/_modules/_gcontests/images/5/1079.jpg оса
http://www.naturelight.ru/photo/2007-12-11/4852.jpg дятел
http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.files/image005.jpg гнездо
Слайд 18. фото из личного архива
Слайд 21. http://img-fotki.yandex.ru/get/5/anuel2007.6/0_591b_ed9ce2e5_XL коллаж
http :// l . foto / radikal . ru /0612/ dda 5 c 35 ad 42 c . jpg лес
Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ:
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Анимация в Power Point. В помощь учителю.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Алгоритм выполнения триггера в презентации Power Point. В помощь учителю.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Цвет в презентации Power Point. В помощь учителю
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3
– Л.В.Беленькая. Общие правила оформления презентации Power Point. В помощь учителю.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Создание и применение шаблонов презентации Power Point. В помощь учителю.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=2
Л.В. Беленькая. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&lib_no=14208&tmpl=lib&page=2 – Г.О.Аствацатуров Технологический прием Интерактивная лента.