Экскурсия "Биогеоценоз смешанного леса"

Категория: Биология

Экскурсия "Биогеоценоз смешанного леса"

Просмотр содержимого документа
«Перова Е. Т._Пояснительная записка ВЭ Биоценоз смешанноголеса»

Перова Елена Тимофеевна

МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к виртуальной экскурсии

Тема экскурсии: «Биоценоз смешанного леса».

Целевая аудитория: 11 класс.

Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты: виртуальная экскурсия предназначена для изучения биоценоза смешанного леса на уроке в курсе «Общая биология».


Цель экскурсии: сформировать у учащихся представление о биоценозе смешанного леса как о совершенной и устойчивой экологической системе.

Задачи экскурсии:

  • формировать представление учащихся о биоценотическом уровне жизни;

  • организовать путешествие по компонентам биоценоза;

  • изучить структуру биоценоза смешанного леса;

  • обосновать механизмы устойчивости биоценоза смешанного леса;

  • создать зрительный образ биоценоза смешанного леса;

  • показать красоту русской природы.



Маршрут экскурсии:

  1. Понятие.

  2. Видовая структура биоценоза смешанного леса.

  3. Пространственная структура биоценоза смешанного леса.

  4. Отношения организмов.

  5. Механизмы устойчивости биоценоза.

Техническое обеспечение экскурсии: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint-2007.

Рекомендации по использованию ресурса:

Экскурсия начинается с пролога и автоматически идет, пока не откроется весь маршрут (4 слайд).

С маршрутного слайда переход на все остановки экскурсии по гиперссылкам. Гиперссылки через картинки на маршрутном слайде.

Переход на следующий слайд по управляющим кнопкам

Возврат на маршрутный слайд

маршрут

выход


Выход на маршрутном слайде или с любого слайда обычным способом (завершить показ слайдов).



Вход на остановки экскурсии можно делать в любой последовательности.

Информационные источники:

  1. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.

  2. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 367с.

  3. Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Экзамен, 2006. – 286с.

  4. Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006. – 96с.

  5. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Кирпачёва Т. В. Экология животных. – Тамбов, 2007. – 96с.

  6. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.

Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ:

  1. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Анимация в Power Point. В помощь учителю.

  2. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Алгоритм выполнения триггера в презентации Power Point. В помощь учителю.

  3. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Цвет в презентации Power Point. В помощь учителю

  4. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3





– Л.В.Беленькая. Общие правила оформления презентации Power Point. В помощь учителю.

  1. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Создание и применение шаблонов презентации Power Point. В помощь учителю.

  2. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Изменение формата изображения. В помощь учителю.

  3. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=2

  4. Л.В. Беленькая. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю.

  5. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&lib_no=14208&tmpl=lib&page=2 – Г.О.Аствацатуров Технологический прием Интерактивная лента.





Просмотр содержимого документа
«ПероваЕ. Т. Конспект ВЭ Биоценоз смешанного леса»

Перова Елена Тимофеевна

МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области


Виртуальная экскурсия


Тема экскурсии: «Биоценоз смешанного леса»


Цель экскурсии: сформировать у учащихся представление о биоценозе смешанного леса как о совершенной и устойчивой экологической системе.


Задачи экскурсии:

  • формировать представление учащихся о биоценотическом уровне жизни;

  • организовать путешествие по компонентам биоценоза;

  • изучить структуру биоценоза смешанного леса;

  • обосновать механизмы устойчивости биоценоза смешанного леса;

  • создать зрительный образ биоценоза смешанного леса;

  • показать красоту русской природы.


Маршрут экскурсии:


  1. Понятие.

  2. Видовая структура биоценоза смешанного леса.

  3. Пространственная структура биоценоза смешанного леса.

  4. Отношения организмов.

  5. Механизмы устойчивости биоценоза.


Ход экскурсии:


Слайды 1-3. Пролог. Звучит музыка и идёт текст стихотворения и начало сказки о лесе, которые помогают подготовиться к восприятию материала.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах,

«КТО» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке,

«КУДА» полетело верхом на жуке,

«ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.


Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит?

Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы.


Слайд 4. Маршрутный слайд. С этого слайда осуществляется переход на любую станцию с помощью гиперссылок (картинок).

выход

С помощью управляющей кнопки «Выход» завершение показа.




Слайд 5. Слайды 5-6-7-8 относятся к станции «Понятие». Слайд 5 имеет звуковое сопровождение «Что такое природный комплекс?» с картой природных зон России для формирования представления о местоположении зоны смешанных лесов. Сменяющиеся автоматически картинки с изображением пейзажей смешанных лесов помогают представить облик зоны и красоту русской природы.

Переход по управляющей кнопке на слайд 6.


Слайд 6. Справочный слайд, дополняющий информационно слайд 5. Что представляют собой смешанные леса, чем они отличаются в зависимости от географического положения.

Переход по управляющей кнопке на слайд 7.


Слайд 7. Что такое биоценоз? Совершенная и устойчивая экологическая система. Образована организмами, относящимися ко всем царствам живой природы – бактериями, животными, грибами и растениями. Единицей биоценоза является популяция. Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания.

Переход по управляющей кнопке на слайд 8.




Слайд 8. Биоценоз как система имеет свойства:

  • Естественная, исторически сложившаяся система.



  • Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне.

  • Характерен круговорот веществ.

  • Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце.


С этого слайда – возврат на маршрут и переход на следующую станцию.

маршрут



Слайды 9-10. К станции «Видовая структура». Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием. Доминанты – виды, преобладающие по численности. Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза. Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных. Картинки с изображением различных видов дают представление о многообразии видов в смешанном лесе, о его богатстве.

Переход со слайда 8 на слайд 9 по управляющей кнопке.


Слайд 10. Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Слайд знакомит с характерными представителями биоценоза смешанного леса. Возврат на маршрут и переход на следующую станцию.

маршрут



Слайд 11. Пространственная структура биоценоза. Как растения располагаются в лесу? Какую пространственную структуру в биоценозе леса образуют растения? Это ярусность. В борьбе за свет у растений выработалось такое жизненно важное приспособление. Ярусы образуют как бы этажи, которые занимают все живые организмы леса.

Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия.

  • 1-й ярус - высокие деревья.

  • 2-й ярус - низкие деревья.

  • 3-й ярус - низкие и высокие кустарники.

  • 4-й ярус - низкие и высокие травы.

  • 5-й ярус - лесная подстилка.

  • Существует и подземная ярусность.

Горизонтальная ярусность (мозаичность) – изменение животного и растительного мира по горизонтали.

Возврат на маршрут и переход на следующую станцию.

маршрут



Слайд 12. Положение, которое занимает вид в составе биоценоза, называется экологической нишей вида. Ее характеризует способ питания, образ жизни, характер связей с другими видами, приспособленность вида к комплексу внешних условий.

Какие связи (отношения) тесно связывают все виды в биоценозе?

Отношения организмов: трофические, фабрические, форические и топические. С помощью гиперссылок в схеме осуществляется переход на слайды, характеризующие эти типы отношений. С этого же слайда возврат на маршрут для перехода на следующую станцию.

маршрут


Слайды 13-14. Трофические отношения - возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо мертвыми остатками особей этого вида, либо продуктами их жизнедеятельности). Продуценты – производители органического вещества (автортофные растения и цианобактерии). Консументы первого порядка – потребители органического вещества

(травоядные животные). Консументы второго порядка – потребители органического вещества (хищные животные). Редуценты – разрушители органического вещества (бактерии и грибы). Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.


Слайд 15. Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.




Слайд 16. Форические отношения — участие одного вида в распространении другого. Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о

них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны. Белка способствует распространению многих растений. Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений. Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает. Насекомые-опылители помогают растениям размножаться и расселяться. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.



Слайд 17. Фабрические отношения — тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида. Белка использует для устройства гнезда растительные остатки. Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей. Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.


Слайд 18. Механизмы устойчивости биогеоценоза – способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определенном стабильном уровне.

  • достаточность жизненного пространства, то есть такой объем или площадь, которые обеспечивают один организм всеми необходимыми ему ресурсами;

  • богатство видового состава - чем он богаче, тем устойчивее цепи питания и, следовательно, круговорот веществ;

  • многообразие взаимодействия видов , которые также поддерживают прочность трофических отношений;

  • средообразующие свойства видов, то есть участие видов в синтезе или окислении веществ;

  • направление антропогенного воздействия.

С помощью управляющей кнопки переход на слайд 19.




Слайды 19-20. Наша экскурсия подходит к концу. И для того, чтобы полученная информация лучше запомнилась, предлагается пройти

небольшой тест для самопроверки. 12 вопросов, ответы на которые закрыты «шторками». Щелчок по вопросу позволяет открыть ответ для самопроверки.

  1. Пищевые связи в экосистеме называются (биотическими).

  2. Роль организмов-редуцентов в экосистеме состоит в (разрушении органических веществ до минеральных).

  3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся (растительноядные).

  4. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют (экологической пирамидой массы).

  5. Первоначальным источником веществ и  энергии в большинстве экосистем являются (растения).

  6. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем (её устойчивости).

  7. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как (они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией).

  8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует (круговорот веществ).

  9. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу (более длинные и разветвленные цепи питания).

  10. Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида (фабрические отношения).

  11. Изменение животного и растительного мира по горизонтали (горизонтальная ярусность (мозаичность).

  12. Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза (эдификаторы).

По завершении самопроверки переход на слайд 21 – завершение сказки (эпилог) по управляющей кнопке.


Слайд 21. Завершение сказки (эпилог).

…Надоело как-то зайцу волков бояться.

- Хватит, - стукнул он лапой по пеньку, - поразбойничали.

Пошёл он к кузнецу и говорит:

- Кузнец, кузнец, не скуёшь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие и такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись?

Выковал кузнец косому стальные клыкищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит: «Р-р-разорву!»

Волки как увидели это чудо-юдо кусачее – перепугались и наутёк. А за ними – лисы, а за лисами – филины… Совсем не осталось врагов у зайца. Раздолье косому.

Прошёл год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву – пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у зайцев не останется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет.

И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы!

А каково тем, за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные.

И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда называют «разбойниками», «злодеями», а у природы, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы! А каково тем, за кем они охотятся, ведь эти бедняги совсем беззащитные!

Нет, не такие они и беззащитные.

У каждого живого существа обязательно есть что-то, что помогает ему выжить. У оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные загнутые клыки; у зайца – и чуткие уши, и зоркие глаза, и быстрые ноги; птица от врага улетает, прячется в листве; пчела жалит; ёжик свернётся клубочком, иголки растопырит – попробуй, съешь его.

Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Потому что есть в природе закон – выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной, полной опасностей жизни.


С этого слайда возврат на маршрут.

маршрут


Слайды 22-26. Используемые ресурсы.





8


Просмотр содержимого презентации
«Перова Е.Т._Биоценоз смешанного леса_задание3 - копия - копия»

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.  Другое – пчелою забралось в цветок, Когда ты идёшь по тропинке лесной, Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. А третье – лягушкою скок в ручеёк. «КУДА» полетело верхом на жуке, Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится, «ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах, «ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень… Летит по пятам за неведомой птицей. «КТО» ищет в кустах притаившийся шорох, Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

Другое – пчелою забралось в цветок,

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«КУДА» полетело верхом на жуке,

Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится,

«ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах,

«ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень…

Летит по пятам за неведомой птицей.

«КТО» ищет в кустах притаившийся шорох,

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Виртуальная экскурсия Биоценоз смешанного леса     Перова Елена Тимофеевна, учитель биологии и географии МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области

Виртуальная экскурсия

Биоценоз смешанного леса

Перова Елена Тимофеевна, учитель биологии и географии

МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области

Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит? Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим Законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы 3

Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит?

Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим Законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы

3

Видовая структура Маршрут экскурсии Понятие Пространственная  структура Механизмы устойчивости выход Отношения организмов

Видовая структура

Маршрут экскурсии

Понятие

Пространственная

структура

Механизмы устойчивости

выход

Отношения организмов

Понятие. Природная зона смешанных лесов

Понятие. Природная зона смешанных лесов

В Европе — хвойно-широколиственные леса состоят из ели, пихты, бука, граба, ясеня, дуба, липы, ильма, ольхи, кленов, а на Дальнем Востоке они еще богаче видами. В Западной Сибири в смешанных лесах преобладают сосна, береза и осина, с примесью ели, кедра и пихты. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные, а на Дальнем Востоке бурые лесные Понятие  ЛЕСА СМЕШАННЫЕ — леса с различными породами деревьев: хвойно-широколиственные, лавролистные с хвойными и другие. Смешанные леса в умеренном географическом поясе образуют самостоятельные ландшафтные зоны с различием древостоя в океанических и умеренно континентальных климатических (долготных) зонах

В Европе — хвойно-широколиственные леса состоят из ели, пихты, бука, граба, ясеня, дуба, липы, ильма, ольхи, кленов, а на Дальнем Востоке они еще богаче видами. В Западной Сибири в смешанных лесах преобладают сосна, береза и осина, с примесью ели, кедра и пихты. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные, а на Дальнем Востоке бурые лесные

Понятие

ЛЕСА СМЕШАННЫЕ — леса с различными породами деревьев: хвойно-широколиственные, лавролистные с хвойными и другие. Смешанные леса в умеренном географическом поясе образуют самостоятельные ландшафтные зоны с различием древостоя в океанических и умеренно континентальных климатических (долготных) зонах

Совершенная  и устойчивая экологическая система Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания Что такое биоценоз? Понятие Популяция – элемент биоценоза Царства живых организмов 3

Совершенная

и устойчивая экологическая система

Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания

Что такое биоценоз?

Понятие

Популяция – элемент биоценоза

Царства живых организмов

3

Понятие. Свойства биоценоза   Естественная, исторически сложившаяся система Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне Характерен круговорот веществ Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце маршрут

Понятие. Свойства биоценоза

Естественная, исторически сложившаяся система

Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне

Характерен круговорот веществ

Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце

маршрут

Видовая структура Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием Доминанты – виды, преобладающие по численности Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных

Видовая структура

Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе

Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием

Доминанты – виды, преобладающие по численности

Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза

Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных

Видовой состав — количество видов,  обитающих в биоценозе крот Летучая мышь ястреб лось Земляника лесная Боярышник кроваво-красный заяц поползень лиса куница ёж мухоловка кабан полёвка Малина лесная Берёза повислая Рябина обыкновенная пеночка комар рыжий лесной муравей маршрут

Видовой состав — количество видов,

обитающих в биоценозе

крот

Летучая мышь

ястреб

лось

Земляника лесная

Боярышник кроваво-красный

заяц

поползень

лиса

куница

ёж

мухоловка

кабан

полёвка

Малина лесная

Берёза повислая

Рябина обыкновенная

пеночка

комар

рыжий лесной муравей

маршрут

Пространственная структура Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия Горизонтальная ярусность (мозаичность) – изменение животного и растительного мира по горизонтали 1-й ярус - высокие деревья 2-й ярус - низкие деревья 3-й ярус - низкие и высокие кустарники 4-й ярус - низкие и высокие травы 5-й ярус - лесная подстилка подземная ярусность маршрут

Пространственная структура

Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия

Горизонтальная ярусность (мозаичность) – изменение животного и растительного мира по горизонтали

1-й ярус - высокие деревья

2-й ярус - низкие деревья

3-й ярус - низкие и высокие кустарники

4-й ярус - низкие и высокие травы

5-й ярус - лесная подстилка

подземная ярусность

маршрут

Отношения организмов Трофические Топические Форические Фабрические маршрут

Отношения организмов

Трофические

Топические

Форические

Фабрические

маршрут

Трофические отношения Продуценты →  консументы первого порядка →  консументы второго порядка →редуценты

Трофические

отношения

Продуценты →

консументы первого порядка →

консументы второго порядка →редуценты

Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему  Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается Отношения организмов

Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему 

Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается

Отношения организмов

Топические отношения Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями

Топические отношения

Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями

Форические отношения  — участие одного вида в распространении другого Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны. Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает Белка способствует распространению многих растений Насекомые-опылители

Форические отношения

участие одного вида в распространении другого

Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений

Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны.

Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает

Белка способствует распространению многих растений

Насекомые-опылители

Фабрические отношения — тип  связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида. Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена Бельчата в гнезде Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей Белка использует для устройства гнезда растительные остатки

Фабрические отношения — тип связей, при которых особи

одного вида используют для своих сооружений продукты выделения,

мертвые остатки либо даже живых особей другого вида.

Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена

Бельчата в гнезде

Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей

Белка использует для устройства гнезда растительные остатки

Механизмы устойчивости биогеоценоза –  способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определенном стабильном уровне Достаточность жизненного пространства Богатство видового состава Многообразие взаимодействия видов Средообразующие свойства видов Направление антропогенного воздействия

Механизмы устойчивости биогеоценоза –

способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определенном стабильном уровне

Достаточность жизненного пространства

Богатство видового состава

Многообразие взаимодействия видов

Средообразующие свойства видов

Направление антропогенного воздействия

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Пищевые связи в экосистеме называются биотическими 2. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в разрушении органических веществ до минеральных 3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся растительноядные 4. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют экологической пирамидой массы 5. Первоначальным источником веществ и  энергии в большинстве экосистем являются растения 6. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем её устойчивости 7. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Пищевые связи в экосистеме называются

биотическими

2. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в

разрушении органических веществ до минеральных

3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

растительноядные

4. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют

экологической пирамидой массы

5. Первоначальным источником веществ и  энергии в большинстве экосистем являются

растения

6. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем

её устойчивости

7. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как

они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует круговорот веществ 9. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу более длинные и разветвленные цепи питания 10. Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида фабрические отношения 11. Изменение животного и растительного мира по горизонтали горизонтальная ярусность (мозаичность) 12. Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза эдификаторы

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует

круговорот веществ

9. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

более длинные и разветвленные цепи питания

10. Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида

фабрические отношения

11. Изменение животного и растительного мира по горизонтали

горизонтальная ярусность (мозаичность)

12. Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза

эдификаторы

Волки как увидели это чудо-юдо кусачее – перепугались и наутёк. А за ними – лисы, а за лисами – филины… Совсем не осталось врагов у зайца. Раздолье косому.

Прошёл год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву – пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у зайцев не останется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет

Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Потому что есть в природе закон – выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной, полной опасностей жизни

А теперь завершение сказки…

И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда называют «разбойниками», «злодеями».

Надоело как-то зайцу волков бояться.

  • Хватит, - стукнул он лапой по пеньку, - поразбойничали.

А у природы, если разобраться, нет ни

Пошёл он к кузнецу и говорит:

плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы!

- Кузнец, кузнец, не скуёшь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие и такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись?

А каково тем, за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные

Выковал кузнец косому стальные клыкищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит:

«Р-р-разорву!»

Нет, не такие они и беззащитные.

У каждого живого существа обязательно есть что-то, что помогает ему выжить. У оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные загнутые клыки; у зайца – и чуткие уши, и зоркие глаза, и быстрые ноги; птица от врага улетает, прячется в листве; пчела жалит; ёжик свернётся клубочком, иголки растопырит – попробуй, съешь его

маршрут

Информационные источники

Литература

Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.

Дитрих А. К., Юрмин Г. А., Кошурникова Р. В. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 384с.

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 367с.

Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Экзамен, 2006. – 286с.

Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006. – 96с.

Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Кирпачёва Т. В. Экология животных. – Тамбов, 2007. – 96с.

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.

Интернет – ресурсы:

Слайд1. http://www.playcast.ru/uploads/2010/03/20/1636178.jpg лес

Слайд 2. http://img-fotki.yandex.ru/get/3006/adudchik.4/0_2428c_1b6a6e65_XL лес

Слайд 3. http://img-fotki.yandex.ru/get/5/anuel2007.6/0_591b_ed9ce2e5_XL коллаж

Слайд 4. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес

http://www.giovanni.panozzo.itrec.rugevit.ru/avtor/foto/nebo/900/rugevit.ru_012_Nebo.jpg кроны деревьев

http://www.zugmodell.ru/published/publicdata/ZUGMODELWEBSHOP/attachments/SC/products_pictures/17127.jpg лес

http://forchesha.narod.ru/nature/nature_062.jpg лес

http://library.istu.edu/baikal/fauna/images/zveri2.jpg биоценоз леса

Слайд 5. http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/geography/icon_366_view.jpg карта природных зон России  http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/21173/21173565_ueruuykr.jpg  лес http://www.mega-foto.ru/upload/iblock/506/%20fmcwkgpm%203.jpg  берёзы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Vasyugan.jpg/800px-Vasyugan.jpg леса России Слайд 6. http :// meder . ucoz . org /_ si /0/70482. gif лиственница Слайд 7. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес http://static-p3.fotolia.com/jpg/00/02/36/84/400_F_2368492_NSTqMfydQE2YqVRFYL9oYDVJcH4jFY.jpg  бактерии http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Canis_lupus_laying.jpg/480px-Canis_lupus_laying.jpg  волк http://lifecity.com.ua/knowledge/1212275451_i-63.jpg  гриб калина – из личного архива Слайд 8. http://www.ecosystema.ru/08nature/world/fe/10.jpg лес Слайд 9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/21173/21173565_ueruuykr.jpg лес http://burenina.narod.ru/4-2.ht17.gif  дуб http://a14003.rimg.info/icon/156316400068ca2beee1312111eb4ecdf6cc611091.jpg ёж фото из личного архива Слайд10. http://a6009.rimg.info/icon/1562264000a420f0185e3b0feae4617babf91d349c.jpg земляника http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/1451067_w640_h640_fraoariavesca.jpg  земляника http://www.a-2studio.ru/catalog/plant/betula/fastigiata/image/2.jpg  берёза повислая http://insane.su/times/images/fox/29.jpg  лиса http://wap.unsveta.com/images/25489cy320x480.jpg  заяц http://cs9219.vkontakte.ru/u6550576/114005415/x_3260b921.jpg  крот http://www.sibirskiy-oazis.ru/images/p085_1_01.png  боярышник http://www.topreceptold.ru/otdix/www/img/trava/img_20_big.jpg  рябина

Слайд 5. http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/geography/icon_366_view.jpg карта природных зон России

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/21173/21173565_ueruuykr.jpg лес

http://www.mega-foto.ru/upload/iblock/506/%20fmcwkgpm%203.jpg берёзы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Vasyugan.jpg/800px-Vasyugan.jpg леса России

Слайд 6. http :// meder . ucoz . org /_ si /0/70482. gif лиственница

Слайд 7. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес

http://static-p3.fotolia.com/jpg/00/02/36/84/400_F_2368492_NSTqMfydQE2YqVRFYL9oYDVJcH4jFY.jpg бактерии

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Canis_lupus_laying.jpg/480px-Canis_lupus_laying.jpg волк

http://lifecity.com.ua/knowledge/1212275451_i-63.jpg гриб

калина – из личного архива

Слайд 8. http://www.ecosystema.ru/08nature/world/fe/10.jpg лес

Слайд 9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/21173/21173565_ueruuykr.jpg лес

http://burenina.narod.ru/4-2.ht17.gif дуб http://a14003.rimg.info/icon/156316400068ca2beee1312111eb4ecdf6cc611091.jpg ёж

фото из личного архива

Слайд10. http://a6009.rimg.info/icon/1562264000a420f0185e3b0feae4617babf91d349c.jpg земляника

http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/1451067_w640_h640_fraoariavesca.jpg земляника

http://www.a-2studio.ru/catalog/plant/betula/fastigiata/image/2.jpg берёза повислая

http://insane.su/times/images/fox/29.jpg лиса

http://wap.unsveta.com/images/25489cy320x480.jpg заяц

http://cs9219.vkontakte.ru/u6550576/114005415/x_3260b921.jpg крот

http://www.sibirskiy-oazis.ru/images/p085_1_01.png боярышник

http://www.topreceptold.ru/otdix/www/img/trava/img_20_big.jpg рябина

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/31/729998.jpg поползень

http://www.deryabino.ru/ptaha/muholovka_pestrushka/muholovka_pestrushka01.jpg мухоловка

http://www.bmwclub.ru/uploads/photo_hunter/Malina.jpg малина лесная

http://gdb.rferl.org/2ADF38AF-A8D2-4C93-991C-2000C6BE1C2A_mw800_mh600.jpg летучая мышь

http://tihomirsvetlana.narod.ru/images/p53_polevka.jpg полёвка

http://www.stihi.ru/pics/2010/11/01/1640.jpg муравей

http://www.clipgo.ru/content/img/originals/20-08-10-dva00020.jpg комар

http://img-fotki.yandex.ru/get/23/brkazan.2/0_ee40_9669a946_XL кабан

http://i066.radikal.ru/1004/03/e1436c22853c.jpg лось

http://www.wildernessclassroom.com/www/schoolhouse/boreal_library/animals/photos/pine_marten.jpg куница

http://gallery.imagemaster.ru/data/media/8/2IMG_7300_hf.jpg ястреб

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1205957767/post-40296-1206102038.jpg пеночка

Слайд11. http://image.websib.ru/06/img/b_07.jpg ярусы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Vasyugan.jpg/800px-Vasyugan.jpg леса России

Слайд12. http://img-fotki.yandex.ru/get/42/parametr666.110/0_126b5_3a263b32_XL лес

Слайд13:

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/5e26543f-b2f2-4b02-adc5-b7309161fe8a/%5BBI9ZD_8-03%5D_%5BIL_04%5D.html связи в биоценозе

Слайд14. http://enprophil.ucoz.ru/index/0-43 схема взаимосвязей в сообществе

http://www.ejonok.ru/nature/biology/big/359.jpg Экологическая пирамида

Слайд15. http://natura.spb.ru/humor/les.jpg лес

http://r.foto.radikal.ru/0704/63/63e7c2bc0a57.jpg мох на стволе дерева

Слайд 16. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/452/49452861_acorn_3.jpg желуди

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2009/01/02/1254188.jpg сойка

http://i051.radikal.ru/0811/42/80b3202ce23f.jpg лещина

http://www.rbcu.ru/upload/forum/upload/666/7587__MG_7871.jpg  дрозд http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/31/729998.jpg  поползень калина и сосна – из личного архива http://www.topreceptold.ru/otdix/www/img/trava/img_20_big.jpg  рябина http://cache.photosight.ru/img/e/047/3736433_large.jpg  божья коровка http://www.bestbees.ru/files/images/chertopoloh.jpg  пчёлы Слайд 17. http://down-house.ru/uploads/posts/2010-02/thumbs/Down-House.ru_1267007421_333484055ec4.jpg бельчата http://900igr.net/data/o-zhivotnykh/_Sibir-1.files/0014-024-Belka.jpg  белка в дупле http://www.pellotsaari.ru/resources/i3983-icon-middle.jpg  гнездо на пне http://primpogoda.ru/images/cms/data/img19/gnezdo_myshi-malyutki_pimenova_e.jpg  гнездо мыши-малютки http://static.materialsgate.de/thumb/a/juac.jpg  паутина http://macroclub.ru/_modules/_gcontests/images/5/1079.jpg  оса http://www.naturelight.ru/photo/2007-12-11/4852.jpg  дятел http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.files/image005.jpg  гнездо Слайд 18. фото из личного архива Слайд 21. http://img-fotki.yandex.ru/get/5/anuel2007.6/0_591b_ed9ce2e5_XL коллаж  http :// l . foto / radikal . ru /0612/ dda 5 c 35 ad 42 c . jpg  лес

http://www.rbcu.ru/upload/forum/upload/666/7587__MG_7871.jpg дрозд

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/10/31/729998.jpg поползень

калина и сосна – из личного архива

http://www.topreceptold.ru/otdix/www/img/trava/img_20_big.jpg рябина

http://cache.photosight.ru/img/e/047/3736433_large.jpg божья коровка

http://www.bestbees.ru/files/images/chertopoloh.jpg пчёлы

Слайд 17. http://down-house.ru/uploads/posts/2010-02/thumbs/Down-House.ru_1267007421_333484055ec4.jpg бельчата

http://900igr.net/data/o-zhivotnykh/_Sibir-1.files/0014-024-Belka.jpg белка в дупле

http://www.pellotsaari.ru/resources/i3983-icon-middle.jpg гнездо на пне

http://primpogoda.ru/images/cms/data/img19/gnezdo_myshi-malyutki_pimenova_e.jpg гнездо мыши-малютки

http://static.materialsgate.de/thumb/a/juac.jpg паутина

http://macroclub.ru/_modules/_gcontests/images/5/1079.jpg оса

http://www.naturelight.ru/photo/2007-12-11/4852.jpg дятел

http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.files/image005.jpg гнездо

Слайд 18. фото из личного архива

Слайд 21. http://img-fotki.yandex.ru/get/5/anuel2007.6/0_591b_ed9ce2e5_XL коллаж

http :// l . foto / radikal . ru /0612/ dda 5 c 35 ad 42 c . jpg лес

Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Анимация в Power Point. В помощь учителю.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Алгоритм выполнения триггера в презентации Power Point. В помощь учителю.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Цвет в презентации Power Point. В помощь учителю  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3  – Л.В.Беленькая. Общие правила оформления презентации Power Point. В помощь учителю.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Создание и применение шаблонов презентации Power Point. В помощь учителю.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Изменение формата изображения. В помощь учителю.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=2  Л.В. Беленькая. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&lib_no=14208&tmpl=lib&page=2 – Г.О.Аствацатуров Технологический прием Интерактивная лента.

Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Анимация в Power Point. В помощь учителю.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Алгоритм выполнения триггера в презентации Power Point. В помощь учителю.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Цвет в презентации Power Point. В помощь учителю

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3

– Л.В.Беленькая. Общие правила оформления презентации Power Point. В помощь учителю.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Создание и применение шаблонов презентации Power Point. В помощь учителю.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=3 – Л.В.Беленькая. Изменение формата изображения. В помощь учителю.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=154822&tmpl=lib&page=2

Л.В. Беленькая. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&lib_no=14208&tmpl=lib&page=2 – Г.О.Аствацатуров Технологический прием Интерактивная лента.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас