Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Экскурсия как способ формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру
специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1.Характеристика младших школьников с устойчивой неуспеваемостью…………………………………………………………………5
2.Формирование познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью……………………………………………………………......10
3.Возможности экскурсии для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру……………………………………………………..………13
4.Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию экскурсий для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру………………………………………………...…………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Тема является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, в современном образовании акцент делается на развитии у учащихся способности к самообучению и самостоятельному поиску знаний. Это требует от учеников умения анализировать информацию, делать выводы и применять полученные знания на практике. Экскурсии предоставляют возможность не только увидеть объекты изучения в реальности, но и получить новые знания и впечатления, что способствует развитию этих навыков.
Во-вторых, многие ученики сталкиваются с трудностями в усвоении учебного материала на уроках, особенно это касается детей с устойчивой неуспеваемостью. Причины этого могут быть разными: недостаток мотивации, отсутствие интереса к предмету, трудности в понимании материала и т.д. Экскурсии помогают привлечь внимание учеников, пробудить их интерес к изучаемому предмету и создать условия для лучшего понимания материала.
Кроме того, экскурсии способствуют развитию коммуникативных навыков, так как требуют от детей общения друг с другом и с экскурсоводом. Это помогает ученикам научиться слушать и понимать других людей, выражать свои мысли и идеи, а также работать в команде.
Таким образом, использование экскурсий как способа формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру является актуальным и перспективным направлением педагогической науки и практики.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы возможности использования экскурсий в качестве способа формирований познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру.
ЦЕЛЬ: изучить возможности использования экскурсий для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру.
ОБЪЕКТ: младшие школьники с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру.
ПРЕДМЕТ: использование экскурсии для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Дать характеристику младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
2. Рассмотреть процесс формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
3. Показать возможности экскурсии для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру.
4. Проанализировать опыта работы учителей начальных классов по использованию экскурсий для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
Для решения поставленных задач были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ литературы по психологическим аспектам формирования познавательных УУД.
Структура курсовой работы состоит из ведения, четырёх параграфов, заключения, списком литературы и источников.
1. Характеристика младших школьников с устойчивой неуспеваемостью
Обучение является основой усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и наук – всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития.
По словам Л. А. Колосовой «Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей». (7, с.70)
Обучение — процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.
То есть можно сказать, что обучение- процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции, деятельность учения. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности.
Переход к системному обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности.
В педагогике под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся притязаниям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-нибудь значимого отрезка процесса изучения – цепочки уроков, посвящённых исследованию одной темы или же раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
П. П. Блонский понимает под неуспеваемостью ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. (8, с.112)
И. В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. (9, с.89)
Бударный А.А. различает два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. (11, с.65)
Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
Неуспевающие школьники представляют собой категорию учащихся, результаты обучения которых значительно ниже установленных учебными стандартами требований. Они испытывают серьезные трудности в овладении программой и усвоении знаний, что может отразиться на их академической успеваемости.
Определение видов неуспеваемости содержится в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;
2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».
Локалова Н.П. отмечает, что неуспевающие школьники это учащиеся, чей уровень учебных достижений значительно отстает от ожидаемых стандартов и требований образовательной программы. (5, с.136)
Большой вклад в исследование проблемы школьной неуспеваемости внесли советские ученые Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, А. А. Бударный, Л. И. Бо-жов ич, А. М. Гельмонт, Ю. З. Гильбух, В. А. Сухомлинский, В. С. Цетлин, В. Ф. Шаталов и др.
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному.
Блонский П.П. под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. (12, с.90)
Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. (12, с.87)
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций.
Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Понятие неуспеваемости – это дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики – содержанием обучения.
Анализ педагогической литературы позволил выделить показатели неуспеваемости следующие отклонения в усвоении учебного материала:
отсутствие умения применять творческие операции, объединять и использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых ситуациях;
не интерес к получению новых теоретических знаний;
избегание сложностей в творческой деятельности и пассивное отношение к ним;
отсутствие стремления к оценке собственных достижений;
отсутствие желания расширить свои знания, развить умения и навыки;
не освоение понятийных основ в системе. (10, с.98)
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость характеризуется наличием всех перечисленных показателей деятельности. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные элементы неуспеваемости, они-то и предстают как отставания.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Отставание – это невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она – итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют неуспеваемость.
Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля. Важно также отметить, что способы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.
Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помотает. (11, с.119)
Отбор признаков отставаний тесно связан со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения.
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что на неуспеваемость представляет собой многогранный и комплексный процесс, который может быть вызван различными причинами. Некоторые из возможных факторов, влияющих на неуспеваемость младших школьников, включают в себя недостаточная мотивация и интерес к учебе, недостаточное внимание со стороны родителей и учителей, недостаточное осознание важности образования и учебного процесса, а также негативный опыт в учебе и отсутствие успехов. Поддержка со стороны педагогов, родителей и психологов, разработка специальных образовательных программ и методик поможет улучшить учебные результаты и успешность обучения младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
2. Формирование познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях
В связи с принятием ФГОС в педагогике появилось новое понятие «универсальные учебные действия» (УУД). Рассмотрим данное понятие более подробно. Согласно определению, данному во ФГОС начального общего образования, универсальные учебные действия – это обобщённые действия, которые порождают масштабную ориентацию учеников в пределах разных областей, а также мотивацию к учебной деятельности. (1)
В широком понимании УУД – это способность к обучению либо некоторая способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового опыта. (1)
В узком же понимании это универсальные учебные действия совокупность которых с точки зрения психологии способна выявить действия ученика его навыки к работе, которая в свою очередь обеспечит его способность к самостоятельному восприятию новых знаний, умений, опыта. УУД включают: организацию действия которая входит в систему УУД. (1)
Учебные действия которые нигде не повторяются, представляют собой единую систему, у которой развитие каждого из видов УУД определяется его соотношением с другим видом и общей логикой возрастного развития. Особенный характер УУД выражается в том, что он носит над-мета-предметный характер, что обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальные действия, обеспечивают решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного становления обучающихся, реализуются в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности. (2)
По мнению Т.С.Котляровой, УУД представляют собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему присвоенных компетенций и ценностей, которые помогают человеку быть активным субъектом и эффективно реагировать на изменения внешней среды.
В.А. Шабанова определила понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса учения). УУД формируются посредством выполнения целенаправленных действий и в результате активизации деятельности самих обучающихся. (6, с.116)
Универсальные учебные действия открывают перед всеми участниками учебного процесса новые горизонты, которые позволяют самостоятельно получать и усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться.
Формирование УУД у младших школьников осуществляется посредством использования современных образовательных технологий. Выбор образовательной технологии обусловлен особенностями контингента обучающихся, универсальными учебными действиями, которые необходимо сформировать у детей. Выбирая образовательную технологию, следует учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Сформированность у обучающихся логических учебных действий предусматривает умение сравнивать, анализировать предметы, уметь группировать их по различным признакам, выделяя ключевые признаки предметов и явлений.
Деятельность по формированию познавательных УУД у младших школьников должна осуществляться исходя из возрастных особенностей детей. М.А. Михайлова, основываясь на работах отечественных ученых в сфере возрастной психологии Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова считает, что в силу особенностей развития мышления, которое является определяющим фактором умственного развития ребенка младшего школьного возраста – формирование познавательных УУД в первую очередь должно являться предметом овладения. Так, по мнению Выготского, у ребёнка в этом возрасте происходит изменение в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным образом мышление, которое обретает абстрактный и обещающий характер. (5, с.114)
В рамках стен школы за небольшой промежуток времени ребёнок овладевает системой научных понятий, первичными категориями, и в этом процессе должна быть задействована не только память ребёнка, но и навыки мышления. В период школьного обучения происходит усвоение как отдельных знаний и умений, так и обобщение, и формирование интеллектуальных операций. В период младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения). По данным В.С. Мухиной, мышление ребенка младшего школьного возраста отличается большей произвольностью и устойчивостью. Младший школьник в состоянии самостоятельно планировать свою деятельность. (12, с.92)
Особенностью развития психических процессов у ребенка младшего
школьного возраста является то, что они формируются, преимущественно, в рамках ведущего вида деятельности – учебной. Также на развитие познавательной сферы ребенка продолжает оказывать влияние игра, посредством которой формируется креативность.
Ситуация в современном российском образовании характеризуется поисками новых подходов к повышению качества образования, под которым понимается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особую актуальность данные вопросы имеют на начальной ступени обучения в школе, когда у детей только начинают формироваться учебные навыки. От того, насколько будут сформированы универсальные учебные действия, зависит дальнейшая успешность обучения ребенка в школе
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что неуспеваемость представляет собой сложную проблему, которая может быть вызвана различными факторами, такими как недостаточное внимание учителя, неадекватные методы обучения, недостаточная мотивация у ученика, наличие затруднений в учебной деятельности и т.д. Для того чтобы преодолеть неуспеваемость у младших школьников, необходимо сформировать у них познавательные универсальные учебные действия (УУД). К таким УУД относятся умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, анализировать и систематизировать информацию, принимать решения, работать в группе и т.д. Важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывать его индивидуальные особенности и потребности, создавать благоприятную образовательную среду, способствующую развитию познавательных умений и навыков.
3. Возможности экскурсии для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру
Цель начального общего образования сформулирована во ФГОС НОО второго поколения. Данной целью является развитие личности обучающихся на основе высокого уровня сформированности универсальных учебных действий, познания и освоения мира. (3)
Современное качественное образование требует от учителя не простую передачу теоретических знаний ученикам, а формирование у обучающихся следующих компетенций: самостоятельно ставить цели обучения, методы и подходы к планированию, контролю и оценке своей деятельности. То есть приоритетной целью начального образования становится формирование умения учиться. В таком случае, обучающиеся становятся не просто «сосудом для информации», они становятся «архитекторами и строителями» процесса обучения. Н. В. Клятвина считает, что «старый дидактический принцип «учить детей учиться» никогда не был так актуален, как сейчас».
УУД создают условия для самореализации на основе развития личности обучающегося и готовности к дальнейшему обучению, а также успешного приобретения знаний, навыков и умений, формирования картины мира и компетенций в любой предметной области.
Д. С. Елисеева определяет познавательные УУД как «универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника. (12, с.93)
Экскурсия - представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях.
По определению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, «экскурсия - форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях».
По утверждению М.В. Селиной, «Экскурсия представляет собой форму организации учебного процесса, направленную на усвоение учебного материала и проводимую вне школы». (13, с. 28)
Экскурсии детей могут служить средством их познавательного и речевого развития. Речевое развитие младших школьников – это один из главных компонентов готовности к коммуникации с окружающими. Недостаточное наполнение лексики и малый словарный запас будут мешать коммуникации, что скажется на общем развитии ребенка. Одним из факторов выступает неречевая предметная деятельность, с помощью которой ребенок изучает окружающий его мир. Это происходит через сенсорную оценку мира. Вторым важным фактором является общение ребенка с взрослыми. Именно экскурсии с детьми отвечают этим обоим требованиям.
Под экскурсией понимают коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и др. Это также может быть поездка, или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Экскурсия - это не простое времяпрепровождение. Можно сказать, что экскурсия – это всегда интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время. Эта деятельность, как и любая иная, требует затраты физических и духовных сил. Экскурсия всегда выполняет определенные функции. (18)
К основным функциям экскурсии относят:
1. Познавательную.
2. Воспитательную.
3. Коммуникативную.
4. Идеологическую.
5. Стимулирующую
6. Организация досуга.
Экскурсии представляют огромный потенциал для обогащения знаний учащихся и развития их когнитивных способностей. Они позволяют ребятам непосредственно познавать окружающий мир, видеть и ощущать его на практике, а не только читать о нем в учебниках. Для детей с устойчивой неуспеваемостью на уроках по окружающему миру, такие практические занятия могут стать особенно эффективными.
Прежде всего, экскурсии могут стимулировать учебную мотивацию детей. Посещение музеев, выставок, природных объектов или предприятий позволяет учащимся увидеть широкий спектр явлений и объектов, которые могут привлечь их внимание и вызвать интерес к изучению. Это может способствовать формированию позитивного отношения к предмету и усилить желание учиться.
Также экскурсии способствуют развитию познавательных УУД. В процессе экскурсии дети учатся анализировать полученную информацию, делать выводы, формулировать вопросы, принимать решения. Это развивает их мыслительные способности, помогает формировать умение работать с данными, делать предположения и устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, проведённый анализ показал, что экскурсии могут стать действенным средством для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру. Они не только позволяют детям углубить свои знания, но и способствуют развитию их умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
4. Анализ опыта работы учителя начальных классов по использованию экскурсий для формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на учебных уроках по окружающему миру
Опыт работы учителя начальных классов Анискиной Валентины Анатольевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ярцевской средней общеобразовательной школы №1, Смоленской области. (20)
Готовясь к экскурсии, Валентина Николаевна определяет её задачи, объём и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов.
В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсии.
Вводная беседа проводится на месте самой экскурсии или в зимний период - в классе. В ходе её сообщаю цель экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаю задания для работы на экскурсии.
Предполагаемые вопросы для вводной беседы на осенней экскурсии:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Сколько месяцев длится осень?
- Чем отличается погода сегодня от летней погоды?
- Почему?
- Какие признаки осени вы знаете?
- Как изменился внешний вид леса по сравнению с летом?
- Каких птиц ещё можно увидеть осенью?
- Какие птицы уже улетели на юг?
- Какие изменения произошли в жизни животных и в труде людей?
(далее идут вопросы в соответствии с целями и задачами данной экскурсии)
Важнейшая часть каждой экскурсии – самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов. В младших классах это изучение ведётся в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсиям Валентина Анатольевна тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т. п.. При этом она включает только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии в данной местности т. е. содержание заданий строится на краеведческом принципе. Нужно установить и факт отсутствия в природе в данный момент каких-то объектов и постараться, чтобы дети объяснили это. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой обращается внимание детей на отсутствие в природе насекомых.
Сам процесс наблюдения начинается с того, что предмет рассматривается сначала в целом, это для того, чтобы у ребёнка сложилось целостное представление о предмете. Затем - по частям, сосредоточив внимание на отдельных деталях, моментах. Наблюдения за подвижными объектами будут более продолжительными. При первом появлении объекта надо постараться провести общий его обзор. Затем, Валентина Анатольевна предлагает детям заранее наметить для рассматривания часть тела, например, голову, потом хвост и т. д., чтобы при последующем появлении объекта ребёнок направил свое внимание именно на эту часть.
При таком подходе к наблюдениям ученик привыкнет к концентрации внимания, привыкнет смотреть только на то, что нужно ему видеть для решения поставленной перед ним задачи.
Валентина Анатольевна предлагает ученикам после однократного рассматривания предмета или его части закрыть глаза и представить себе его. Образ зачастую бывает нечётким, расплывчатым. Учитель предлагает детям снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём рассматривания можно повторить несколько раз, до тех пор, пока не будет отчётливого представления о предмете. Хороший прием закрепления образа предмета, явления – зарисовки. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом она требует, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Дети стремятся к тому, чтобы рисунок был верен, по возможности точно передавал особенности наблюдаемого объекта. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма.
Ещё один приём – это имитация учеником движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно повторить движение крыльев птицы во время полёта, звук сильного ветра и т. п. Первая попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания. Интересен и ещё один приём, заставляющий ребёнка внимательно смотреть на предмет: не надо подсказывать результаты наблюдений, ученик сам должен добиться этих результатов, исследовать объект, сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений, в частности за распусканием листьев. Сам процесс наблюдений и вывод по нему можно построить по-разному.
Можно так: дети видят набухшие почки, отмечают, что по сравнению с зимой они стали толще. Учитель замечает, что о таком состоянии почек говорят «почки набухли», что через некоторое время почечные чешуйки лопнут. Появятся сначала маленькие скрученные листочки, затем листья совсем распустятся. А можно это же самое наблюдение провести по-другому. Не нужно рассказывать детям, что же будет дальше, а предложить им самим увидеть дальнейшее изменение почки. Они станут наблюдать за почками каждый день и отметят, как они изменились, а затем сами расскажут об этих изменениях. В этом случае, когда ребёнок сам «открывает» что-то новое, он вынужден внимательно всматриваться в предмет.
Наблюдая на экскурсиях за сезонными изменениями в жизни живой и неживой природы, ребята выявляют и её причинно-следственные связи. Например, наблюдая за снегом, ученики установили, что в солнечную морозную погоду снег рыхлый, пушистый, а в оттепель он тяжёлый, влажный, плотный, липкий и из него можно лепить разные фигуры.
Вот так наблюдая, сравнивая, высказывая свои мысли, учащиеся всё глубже и глубже изучали природу.
Практика показала, что необходима не только памятка-инструкция к наблюдениям, но и в ряде случаев – конкретный план-ориентир для наблюдения за объектами.
Например:
План-ориентир изучения внешнего вида растений.
Как называется растение или к какой группе относится?
Внимательно рассмотри и определи органы растения: корень (у травянистых растений), стебель, листья, цветок, плоды, семена,
если есть.
Опиши внешний вид органов растения: окраска, величина, форма, твёрдость стеблей, коры (у деревьев, кустарников). Определи количество стеблей, цветков.
Составь рассказ о внешних признаках растений.
План-ориентир изучения внешнего вида животных.
Как называется животное или к какой группе относится?
Рассмотри внимательно внешний вид по плану: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.
Понаблюдай, чем питается, как передвигается, как добывает пищу.
Составь рассказ о внешних признаках изучаемого животного.
Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особое задание. Например:
Предполагаемые задания для самостоятельной работы учащихся
по группам на осенней экскурсии.
1. Измерьте температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летними измерениями. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?
2. Соберите опавшие листья, и определите: с каких деревьев они опали?
1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?
2. . Какие изменения с деревьями произошли? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.
1. Отметь, как светит солнце по сравнению с летом? Почему?
2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.
1. Понаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, тёплый; слабый, сильный).
2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени? Почему?
2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Много их или мало? Где они чаще встречаются – на солнце или в тени?
1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних облаков?
2. На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для подкормки птиц зимой.
1. Понаблюдайте, какие растения остались зелёными, на каких много жёлтых, красных листьев. Почему?
2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите их в папку и сделайте гербарий.
В ходе наблюдений по этим заданиям дети приходят к каким-то своим выводам. Безусловно, в процессе работы появляются различные точки зрения, возникают противоречия. Эти коллизии помогают лучше понять материал, разрешить спорные вопросы. Школьникам не даются готовые знания, они их добывают сами, доказывают, отстаивают свою точку зрения, спорят. А в споре, как известно, рождается истина. Ребята не боятся ошибиться, знают, что ошибиться может каждый. Но общими усилиями в процессе дискуссии они найдут правильное решение вопроса. Иногда бывают и такие случаи, когда эти выводы оказываются ошибочными. В таких случаях учитель даёт дополнительные задания для наблюдения, которые помогают получить достоверные знания.
По материалам проведённых наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: Валентина Анатольевна даёт задание, а ребята выполняют его и сразу говорят о результатах своих наблюдений. Иногда учитель даёт сразу несколько заданий, учащиеся сначала выполняют их, а затем через определённое время по моему сигналу собираются в указанном месте, где и проводится беседа. В ходе, которой, обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы, раскрываются причинно-следственные связи в неживой и живой природе, и выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.
Свои впечатления об экскурсии дети передают в рисунках, поделках, сделанных из природных материалов, небольших сочинениях, творческих работах. Эта работа обобщается на КВН, утренниках, праздниках.
Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для формирования основ естественно-научной грамотности младших школьников. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолого-педагогическая литература указывает на то, что неуспеваемость младших школьников является сложным процессом, вызванным различными факторами, такими как недостаток мотивации и интереса к учебе, недостаточное внимание со стороны родителей и учителей, отсутствие понимания значимости образования и учебного процесса, а также негативный опыт в учебе и отсутствие достижений. Улучшение учебных результатов и успешности обучения младших школьников с устойчивой неуспеваемостью требует поддержки со стороны педагогов, родителей и психологов, а также разработки специализированных образовательных программ и методик.
Неуспеваемость младших школьников является сложной проблемой, вызванной различными факторами, такими как недостаток внимания со стороны учителя, использование неадекватных методов обучения, недостаток мотивации у учащихся, наличие трудностей в учебной деятельности и так далее. Чтобы преодолеть неуспеваемость у младших школьников, необходимо развивать у них познавательные универсальные учебные действия (УУД), такие как планирование деятельности, контроль и самоконтроль, анализ и систематизацию информации, принятие решений, работу в группе и так далее. Важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности, создавая благоприятную образовательную среду, способствующую развитию познавательных умений и навыков.
Анализ показал, что экскурсии могут стать действенным средством для развития познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью на уроках по окружающему миру. Они позволяют углублять знания детей и способствуют развитию их умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Таким образом, экскурсии играют важную роль в формировании основ естественно-научной грамотности младших школьников. Условия экскурсионной жизни способствуют развитию предприимчивости, умения адаптироваться к различным ситуациям, сообразительности в сложных ситуациях. Во время экскурсий создаются условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научного значения, формирования правильного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой дети постоянно сталкиваются, ощущение ее гармонии, оказывают влияние на развитие эстетических чувств, положительных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ред. от 04.08.2023 "Об образовании в Российской Федерации"
Стандарт:
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2011 – 39 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2022. ‒ 33 с.
Официальные документы:
4. Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/09_ФРП_Окружающий-мир_1-4-классы.pdf
Книги одного автора:
5. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: [трудности в обучении, психодиагностика, преодоление]: учебное пособие - хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 365 с.
6. Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми (методическая разработка) Опубликовано 03.12.2021 - Пересада Нина Романовна https://nsportal.ru/ - Образовательная социальная сеть
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М. ВЛАДОС – 2003 г.
8. Как организовать проектную деятельность в начальной школе [Текст] : методическое пособие / Н. В. Иванова, - Москва : АРКТИ, 2011. – 125 с.
9. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Москва : Флината : Наука, 2014. - 271 с.
10. Прищепенок Н. С. Роль экскурсии в развитии личности ребенка. Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 8.- 25 с.
Словари и энциклопедии:
11. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2012. – 257 с.
Статьи:
12. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа, 2013 – С. 91–94.
13. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.)
14. "Проблемы неуспевающих учащихся и пути их решения". Д.А. Павловна
15. Лисицына Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс. Молодой ученый. 2012.
16. Статья "Организация экскурсионной деятельности в начальной школе"
17. Статья из опыта работы по теме "«Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»." https://infourok.ru/
Интернет- ресурсы:
18. Педагогический терминологический словарь Б.М. Бим-Бад понятие «Экскурсия» http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/index.htm
19. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный рес урс] // О. С. Андронова. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/632112/
20. Анискина Валентина Анатольевна учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» Ярцевского района Смоленской области https://nsportal.ru/valentina70